Конспект урока «Философия человека. Внутренний мир и социализация. Самопознание» для 11 класса
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Лущикова Галина Степановна

 

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «Философия  человека. Внутренний мир и социализация. Самопознание» в 11 классе МОУ «Колыбельская СОШ» Лискинского района Воронежской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_itogovogo_uroka_po_teme.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «Философия  человека.

Внутренний мир и социализация. Самопознание» в 11 классе МОУ «Колыбельская СОШ» Лискинского района Воронежской области.

Учитель: Лущикова Галина Степановна

ЦЕЛЬ: объяснить, что отношение между сознанием и подсознанием есть

внутренний диалог личности с собой; учить умению воспитывать себя как личность; подвести учащихся к осознанию роли личности в человеческом обществе; в процессе дискуссии развивать у учащихся навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей, через соотношение себя с другими.

ФОРМА УРОКА: беседа с элементами дискуссии

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

  1. Как вы думаете, возможно ли познать себя?
  2. В чем смысл жизненного самоопределения и самопознания в данный момент?
  3. Самоопределение – в чем? От каких ситуаций это зависит?
  4. Каким ты себя предпочитаешь: какой есть сейчас или каким ты можешь быть?
  5. Каковы возможности человека вообще и каковы твои непосредственные возможности?
  6. Что для тебя предпочтительнее: познание самого в себе или в другом? Что влияет на чистоту восприятия человека?

ЭПИГРАФ УРОКА:

«Мы- источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир,- многолик:

Он ничтожен – и он же безмерно велик»

                                              ( Омар Хайям. Рубаи)

                                    ХОД УРОКА:

1.Введение в тему урока.

-Ребята, на прошлых уроках мы говорили о человеке как индивиде и человеке как личности. Скажите, в чем состоит эта разница? ( Ответы)

Какая же тайна сокрыта в человеке? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни? Эти вопросы волновали человечество еще в глубокой древности. Из глубины веков доходят до нас весьма интересные соображения о человеке, его поведении и внутреннем мире ( высказывания из «Бхагавадгиты» и Фирдоуси , стр.131

Однако одно дело- отдельные наблюдения, другое –целостное представление , знание, которое можно назвать философией человека.

Какую бы проблему человеческой жизни мы не взяли, она неизменно приводит нас к теме человека.

Скажем, хотим мы постичь секреты сознания… Во-первых, сознание присуще только человеку. Во-вторых, это он, человек, рассуждает о своем даре. Восхищаемся ли мы гармонией природы- чем, как не человеком измеряем мы эту гармонию? Вот и выходит , что все философские сюжеты – о Человеке!

Человека отличает от животного, в первую очередь, деятельность.

Сейчас я попрошу вас ответить на 3 вопроса о сущности вашей деятельности:

  1. Что ты сейчас делаешь в своей жизи?
  2. Что ты умеешь делать в этой жизни?
  3. А что бы ты хотел еще уметь делать в жизни?

( Ответы)

УЧИТЕЛЬ: Итак, ребята, отвечая на мои вопросы, вы воочию увидели разницу между тем, что вы есть и тем, чем вы хотите быть.

Вам  открылся уровень ваших притязаний на жизнь, а это уже начало самоопределения в жизни. Что же такое жизнь?Это не только та вечность, которая вам предстоит и размышления о которой вы пока отложили, но это и то, что происходит сегодня, сейчас. Неуловимое мгновение, с которым ты уже расстался. Все это вместе ждет твоего самоопределения, то есть твоего и только твоего отношения через твои настроения, восприятия, размышления, ожидания. Вот все то, что можно определить, познать в жизни.

  1. Давайте поразмышляем над первым вопросом нашей дискуссии? Возможно ли познать себя? ( Ответы)

Вот видите, на этот вопрос нет однозначного ответа. Я скажу, самое трудное в жизни- познание себя. Об этом говорил еще древнегреческий философ Фалес. Что есть»Я» ? «Я» - это мои дела, обстоятельства, ожидания. А что Будет потом? Потом и откроется, но знать это сейчас – необходимо. Необходимо выявить свою индивидуальность и скрытые резервы. ( Пример О.Ю.Шмидта)

  1. Второй наш вопрос: В чем смысл нашегоСАмоопределения и самопознания в данный момент?

Самоопределиться-  это не просто определиться ,где ты есть. Куда пойдешь, это сформироваться как личность , найти свое место в жизни, соотнести свою жизнь с жизнью близких тебе людей, с жизнью окружающих, которые влияют на тебя.Помните, в русских сказках  богатыри в начале своего пути останавливаются перед камнем, на котором написано: « Направо  пойдешь… Налево пойдешь…Прямо пойдешь…»

Куда ни пойдешь – что-то произойдет.

А куда пойти? Нужно сориентироваться, а выбирать не придется – иди по тропе жизни и сталкивайся с препятствиями, преодолевай их.

И тогда хотя бы мук выбора не будет!

Задание: Опишите по памяти , как менялись твои  эмоции, твое настроение  в течение дня. Представляете, сколько в вас было « НЕ ТЕБЯ», других. Это  и болтун, и молчун, и эгоист, и капризуля, и благодушный герой. Чем внимательнее будешь к себе, их будет больше, но это все ты. Выяснение того, кто в тебе доминирует и будет началом твоего самоопределения

  1. Третий наш вопрос:

Самоопределение – в чем? От каких ситуаций это зависит?

Всеми своими «Я» человек управляет. Одного придерживает, другому дает «зеленый свет».

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

В ЧЕМ НУЖНО САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ?

Дискуссия.

  1. Какого ты себя предпочитаешь? Какой уже есть или каким ты можешь быть?

Ответы.

В большинстве случаев у вас весь мир существует только в плане твоего «Я». И это не эгоизм, это нормальный процесс становления личности , когда человек пройдя 4 ступени самоопределения, сможет

Познать себя. ( Пример Моцарта)

А чтобы познать, нужно исследовать свои возможности- это наш 5 вопрос. К чему должен стремиться человек в самопознании? К 4 уровню организации человека, к вершине.

Учитель подводит итог: Каждый из нас – строитель собственной личности. КАК ЖЕ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ , СПОСОБНЫМ В ПОЛНОЙ МЕРЕ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ?Нужно прислушаться к советам , которые предлагают люди, которые имеют на это право. ( Советы Чарли Чаплина)

Мы видим, что человек постоянно в процессе деятельности меняется, совершенствуется, под воздействием общества пытается достичь вершины своего «Я». А для постижения «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты, достаточно, как мы делали на уроке, наблюдать за собой и анализировать свое состояние.

 Домашнее задание: Повторить  параграфы 17,18,19. Выразите свое внутреннее «Я» в рисунке, в цвете. Придумайте девиз своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языку по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения.М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.

План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья”  Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса....

Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.

Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...

Конспект урока по русскому языку ( для учащихся 7 - 9 классов) Тема урока: « Слова – «приятели»

Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков....

План-конспект урока с ЭОР. УМК "Английский в фокусе. 5 класс". Н.И. Быкова,Дж.Дули. Модуль №8,урок 8a

План - конспект урока c ЭОР. УМК "Английский в фокусе. 5 класс". Н.И. Быкова, Дж. Дули. Модуль №8, урок 8a...

Конспект урока по физической культуре (по ФГОС) для 5 класса Тема урока: Техника спринтерского бега. Бег на 30 и 60 метров

Конспект урока по физической культуре (по ФГОС) для 5 классаТема урока: Техника спринтерского бега. Бег на 30 и 60 метровФ.И.О. педагога:Пастухов Сергей АлександровичПредмет: физическая культураКласс:...