Умереть насовсем - значит родиться навсегда (индийская философия)
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Материал по курсу обществознания 10 класса (профильный уровень), учебник Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4p_umeret_nasovsem_-_znachit_roditsya_navsegda.rar1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Обществознание – 10 класс. Профильный уровень.

Урок 4: «Умереть насовсем – значит родиться навсегда» (индийская философия).

Цели:

 ~ обучающая (рассмотреть особенности религиозно-философских воззрений Древней Индии; охарактеризовать буддизм);

 ~ развивающая (способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, воображения, навыков работы с текстом учебника, документами);

 ~ воспитывающая (показать роль и место человека в мире согласно древнеиндийской религиозно-философской традиции).

План.

I  Опрос.

II Объяснение нового материала.

  1. Ведическая литература Древней Индии
  2. Буддизм

III Закрепление.

Домашнее задание: §2 п.2, записи в тетради, ответить на вопрос «В чём заключается философский смысл легенды о принце Гаутаме?» (письменно), продолжить работу со словарём.

Ход урока

 

Доска















Устно













Индивид.

Доска















Слайд 2







Слайд 3

Запись


Слайд 4





Слайд 5

РМ №2



















Запись









Слайд 6









Запись


Слайд 7







Запись




























Запись


Слайд 8









Запись

Слайд 9













Запись

Слайд 10



 

































Запись: с.20


Слайд 11

Вопросы к §2.



I Опрос.

?? ТЕРМИНЫ:

Общественные науки – комплекс наук, изучающих общество и человека.

Предмет науки – те связи и зависимости, которые непосредственно изучает наука.

Социология – наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития.

Политология – комплекс дисциплин, всесторонне изучающих политику.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включённостью в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Философский плюрализм – многообразие философских школ и направлений.

Умозрительная деятельность – вид деятельности, при которой философы опираются на особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики.

Философия (с древнегреческого – «любовь к мудрости») – наука о всеобщих законах природы, общества и мышления.

?? Мифы как первый способ постижения мира. Особенности мифологического сознания.

Миф (от греч. mythos – сказание, предание) – древнее сказание о происхождении мира, о богах и героях.

Мифология – способ понимания и представления действительности, характерный для ранних этапов развития общества

Особенности мифологического сознания:

  1. Восприятие человека как части сообщества, а сообщества как части природы. Наделение всего сущего человеческими качествами.
  2. Восприятие не разделено на внешнее и сущее, на реальность и видимость.
  3. Поиск причины события сводится к поиску целенаправленной воли.
  4. Идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периоды и ритмы человеческой жизни и природы.
  5. Восприятие мира как арены борьбы сил добра и зла.

?? Карточки №3.1 – 3.5.

?? Особенности философского знания.

  1. Философы размышляют над «вечными вопросами»
  2. Непрерывный мысленный диалог с предшественниками
  3. Философия плюралистична (сосуществование различных философских систем в едином культурном и образовательном пространстве)
  4. Использование специфических методов особые способы аргументации
  1. умозрительная деятельность;
  2. особые способы аргументации (парадоксы, апории – неразрешимые проблемы)
  1. Многие используемые понятия носят предельно обобщённый, абстрактный характер (бытие, познание и т.д.)
  2. Философское знание многослойно: она может исследовать не только «должное» (вечные ценности), но и «сущее»


II Объяснение нового материала.

           Первые цивилизации возникли приблизительно 5 тыс. лет назад на Древнем Востоке, под которым понимается огромный регион от Египта до Индии и Китая. Мировоззрением этих цивилизаций был сплав религии и философии, последняя ещё не выделилась в совершенно самостоятельную форму человеческого сознания, и поэтому древневосточные учения часто называют религиозно-философскими. Наиболее известные из них были созданы в Индии и Китае.

(1)

           Индийская философия выросла из ведической литературы.

Веды (в пер. с санскрита (древнеиндийского языка) – «ведение», «знание») – священные книги древних индийцев, в которых содержится их религиозное понимание мира.

Веды (II – I тыс. до н.э.)

Ригведа

Брахманы

Араньяки

Упанишады

Религиозные гимны 1,5 тыс. лет до н.э.

Ритуальные тексты

Правила поведения отшельника

Философские тексты ок. I тыс. до н.э.

             Веды это некое связующее звено от мифологического сознания к сознанию религиозно-философскому.            

Задание классу: познакомьтесь с отрывком из религиозно-философского сборника «Веды». В чем особенность взглядов древних индийцев на происхождение человека?

Мифы древних индийцев о происхождении человека

           Вначале не было ничего. Потом возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо... Через год из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина стала Небом, нижняя – Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, создал страны света и породил начало времени. Люди же появились из тела Пуру-ши – первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы – жрецы, руки его стали  кшатриями-воинами, из бедер его были созданы вайшью – земледельцы, а из ног родились шудры – низшее сословие. Из разума Пуру-ши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

(к идеям творения и развития добавилась идея жертвоприношения)

      Это уже приближение к философскому осмыслению действительности. Так Солнце дарит тепло и свет, травоядное животное отдаёт свою жизнь хищнику, мать жертвует силы и здоровье своему ребёнку.

«Веды» к идеям творения и развития добавляют идею жертвоприношения.                

         «Веды» можно рассматривать как первое религиозно-философское произведение в истории человечества. В то же время в них ещё сильны проявления мифологического сознания.

         Для ведической литературы характерно совпадение понятий Природа и Общество. Человек рассматривается как часть природы, он вписан в окружающий мир.

          Какое место должен занять человек в этом мире? Как он должен прожить жизнь? К чему должен стремиться? Ответ на эти вопросы заключается в «Упанишадах».

Согласно «Упанишадам» весь окружающий мир делится на три «уровня»:

  1. Мир богов – пространство, где процветает райская жизнь.
  2. Мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражается в кастовой структуре Индии.
  1. Брахманы – мудрецы, толкователи Вед
  2. Кшатрии – воины и правители
  3. Вайшьи – земледельцы и скотоводы
  4. Шудры – слуги
  1.  Мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов.

      Таким образом, мир людей занимает срединное положение во Вселенной, люди могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни.

           В Упанишадах мы находим сюжет, на котором впоследствии строилась вся индийская философия. Он состоит в следующем.

           Всё мироздание – это брахман, т.е. идеальное, духовное или разумное мировое начало – Бог. Обратите внимание: Бог древних индийцев это безличное начало. Считалось, что всё окружающее нас это и есть Бог или что мир равен Богу, а Бог – миру, т.е. они тождественны. Бог растворён во всём мироздании, он везде и поэтому нигде конкретно, он не вне мира, но внутри его, т.к. он и есть мир.

Пантеизм (от греч. «пан» - всё и «теос» - Бог, т.е. всебожие) – представление о Боге, по которому он тождествен мирозданию.

            Итак, брахман – это безличное начало, пантеистическое божество. Индивидуальная человеческая душа – это атман, который является частицей брахмана. Поэтому должен находиться с ним в единстве. Но душа – атман – постоянно отпадает от брахмана и существует в каком-нибудь теле в физическом материальном мире: становится растением, животным или человеком. Пока живо физическое тело, атман живёт в нём, когда тело умирает, атман переселяется в другое тело, т.е. живёт вечно. Это вечное рождение вновь называется сансарой (колесом перерождений). В каком теле родится в очередной раз, решается законом кармы (воздаяния).

         «Карма» - ключевое понятие индийской философии. Согласно закону кармы, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными нормами, родится в будущей жизни как представитель одной из высших каст общества. Тот же, чьи действия не были правильными, может в новой жизни стать неприкасаемым или даже животным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя удары тысяч ног как расплату за грехи прошлой жизни. Иными словами, каждый получает то, что заслуживает.

      Заветная мечта древнего индуса – это не родиться больше, умереть для того, чтобы родиться навечно, слиться с брахманом, и, перестав быть собой, стать всем. Здесь уместно привести такой пример: если крупицу сахара растворить в стакане с водой, она исчезнет, но, соединившись со всей этой водой, станет всей этой массой воды, т.е., исчезнув, превратиться в нечто гораздо большее, чем была сначала. Так же и атман, утратив свою индивидуальность, станет неизмеримо большим, будет равен брахману и будет жить вечно, ибо вечен брахман. Это возвращение к брахману называется нирваной.

      Но как этого достичь? Надо отказаться от индивидуальности, конкретности и осознать, понять, почувствовать себя частицей целого – всего мира. Самый лучший способ – это избрать жизнь аскета-отшельника. Ещё один из способов освобождения души – йога.

?? Если всё предопределено, то какова роль человека в мире? Как он должен прожить жизнь?

(человек должен прожить жизнь пассивно, созерцательно, не протестуя против неблагоприятной кармы, т.к. в своих бедах ты виновен сам)

Брахман  это весь мир.

Атман – человеческая душа.

Сансара (колесо перерождений) – это вечное рождение вновь.

Карма – воздаяние.

Закон кармы: сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений.

Реинкарнация – переселения душ живых существ после их смерти.

Нирвана – возвращение к брахману, освобождение от цепи перерождений.

(2)

VI век до н.э. – возникновение буддизма.

Буддизм – это одна из мировых религий, которую нередко называют «атеистической» религией (религия без Бога). Основателем буддизма считают принца из североиндийского племени шакьев Сиддхартху Гаутаму. До 29 лет он вёл беззаботную жизнь принца и наследника, успел жениться, родил сына, но однажды, оказавшись за стенами дворца, повстречал старика, прокажённого, похоронную процессию и отшельника. Эти четыре встречи перевернули его жизнь, он понял, что в мире есть страдание, покинул дом и удалился к отшельникам-аскетам.

Среди отшельников он провёл 6 лет, обучаясь духовным наукам, но вскоре превзошёл своих учителей и приступил к собственным поискам освобождения от земных страданий. В результате он достиг Просветления (нирваны) и стал Буддой, т.е. Просветлённым.

           Согласно буддизму достичь просветления и стать Буддой может каждый. Как это сделать? Через внутреннее самосовершенствование. Человек, стремящийся к нирване, должен постичь «четыре благородные истины».

Четыре благородные истины буддизма:

  1. Жизнь – есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа.
  2. Причина страданий – человеческие страсти (желания).

          Начертите мысленно круг ваших желаний, а потом круг ваших возможностей. Второй окажется меньше первого и будет располагаться внутри него. Поскольку возможности не совпадают с желаниями, мы увеличиваем свои возможности, совершенствуя себя. Чтобы достичь желаемого, мы ставим перед собой цели и стремимся к ним, и потому вся наша жизнь – борьба и напряжение. Но как только мы достигаем, чего хотели, как только круг возможностей совпал с кругом желаний, последний тут же увеличивается, у нас появляются новые цели, и мы опять стремимся и напрягаемся и, главное, вновь страдаем от того, что желаемое не совпадает с действительным. Всю жизнь мы гонимся за неосуществимым, ждём призрачного «завтра», пишем как бы черновик, всё к чему-то готовясь и чего-то ожидая, а в результате оказывается, что «беловика»-то жизни не будет, что «завтра» не наступит и для будущего уже прошло время.

  1. Цепь страданий (жизней) можно прервать, отказавшись от страстей.

         Вечное стремление к большему и к лучшему, погоня за желаниями приковывает человека к колесу сансары и заставляет рождаться вновь – для новой жизни, новых стремлений и страданий. Отказываясь от своих желаний, человек отказывается тем самым от самого себя, теряет индивидуальное «Я» и погружается в нирвану, т.е. умирает насовсем, чтобы жить вечно.

  1. Путь освобождения – «восьмеричный путь»: правильные вера (буддизм), намерения (умение ограничивать страсти), речь (правдивая, не несущая зло), жизнь, дела (не принося вреда живому), мысль (изгонять зло из мыслей), память (осознание, что всё зло от плоти), сосредоточение (умение медитировать, углубляться в себя в поисках истины).

?? Какова роль человека в мире? Должен ли он пытаться переустроить окружающий мир?

(нет: внутреннее самосовершенствование)

?? В чём вы видите преемственность буддизма и ведической религиозной философии?

(отказаться от индивидуальности, конкретности и осознать, понять, почувствовать себя частицей целого – всего мира; колесо перерождений, пассивность жизни, отказ от переустройства общества, т.к. это означает новые желания и страсти и новую жизнь, идея нирваны)

           Т.обр. буддизм также как и «Веды»  буддизм провозглашает идею пассивной, созерцательной жизни, нет призыва к изменению действительности. В то же время в учении Будды впервые звучит идея равенства людей – равенства перед лицом освобождения! Будда говорит, что освободиться может любой! И это в обществе, в котором кастовые различия существуют до сих пор!

Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путём ухода от неё в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.

III Закрепление

?? Что означала идея реинкарнации, содержащаяся в древнеиндийской философии? Какими путями можно было преодолеть неблагоприятную карму?

?? Какие благородные истины провозгласил Будда?

?? Почему буддизм назвали «атеистической» религией?

?? В чём вы видите преемственность буддизма и ведической религиозной философии?

Брахман  это весь мир.

Атман – человеческая душа.

Сансара (колесо перерождений) – это вечное рождение вновь.

Карма – воздаяние.

Закон кармы: сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений.

Реинкарнация – переселения душ живых существ после их смерти.

Нирвана – возвращение к брахману, освобождение от цепи перерождений.

Веды (в пер. с санскрита (древнеиндийского языка) – «ведение», «знание») – священные книги древних индийцев, в которых содержится их религиозное понимание мира.

Санскрит – древнеиндийский язык.

Пантеизм (от греч. «пан» - всё и «теос» - Бог, т.е. всебожие) – представление о Боге, по которому он тождествен мирозданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"

Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...

Пссихологическая поддержка ребенка у которого умер один из родителей

Утрата одного из родителей - глубочайшая травма для ребенка. У детей могут быть свои «напоминатели», справиться с которыми нелегко. С детьми нужно говорить о тех, ...

Литературно-музыкальная композиция памяти В.Высоцкого "Кто говорит, что умер Дон Кихот?"

Учитель: 25 января и 25 июля – две фатальные даты, а между ними 42 года- такая короткая, но столь много вместившая в себя жизнь....

«Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг». Анализ эпизода смерти Базарова».

Цель урока: показать приёмы активного осмысления текста на уроке русского языка через разноуровневое обучение.Задачи урока:АНАЛИЗИРУЯ ТЕКСТ,1.  постараемся увидеть силу эмоционального ...

Моя педагогическая философия "Я учитель, а это значит…"

«Чти учителя, как Бога», - приказывал отец сыну, отдавая его в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. Многое с тех пор изменилось. Но ост...