Обществознание 10 класс профильный уровень
презентация к уроку (обществознание , 10 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Все в мире науки делятся на естественные и общественные. Есть науки, находящиеся на стыке тех и других, к таковым следует отнести гуманитарные науки, изучающие человека и общество.

Естественные науки (или как говорят — естествознание) представляют собой сумму знаний о законах и закономерностях бытия природы в целом, природных явлений в особенности. К ним относятся, в частности, астрономия, физика, химия, биология, математика, география. К общественным наукам относят философию, социологию, историю, политологию, логику, этику, эстетику, юриспруденцию и другие науки, так как они исследуют закономерности функционирования и развития общества в целом и его отдельных составляющих.

Обществознание как направление познавательной деятельности человека, выраженное в накоплении и систематизации научного знания об обществе в целом и его отдельных сферах, представляет собой социально-гуманитарную отрасль знания, которая выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению к частным общественным наукам и обеспечивает их единство.

Накопление знаний об обществе имеет многовековую историю.

С древних времен людей интересовали вопросы, связанные с различными проблемами функционирования и развития общества, местом и ролью человека как члена общества. Однако в течение долгого времени познание общества не носило строго научного характера.

Мысли мудрецов Древнего Востока об организации мироздания, порядке общественной жизни, отношениях между людьми содержатся в древневосточной мифологии, в индийских Ведах, в учении Конфуция, в Даосизме.

В высоко художественных литературных произведениях философов античности (Платона, Аристотеля) делается попытка решения проблемы «правильного» государственного устройства и проблемы соотношения индивида и общества.

К анализу тенденций общественного развития, а также критике негативных сторон государственности обращается в своем теологическом трактате «О граде божьем» средневековый богослов Августин Блаженный.

Большой вклад в развитие обществознания в эпоху Просвещения вносят теоретики общественного договора — Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. В своих трудах они анализируют процесс перехода человечества из дообщественного состояния в общественное, положение человека в государстве, его гражданские права и обязанности, а также проблему ущемления государственной машиной власти прав и свобод членов общества.

Социалисты-утописты XVIII — начала XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн строят модели идеального социалистического общества, которое характеризуется социальной гармонией, равноправием и всеобщим благоденствием.

Таким образом, от эпохи к эпохе шло постепенное накопление и усложнение знаний об обществе. К XIX веку обществознание окончательно дифференцируется, определяя ряд направлений в изучении общества, которые представлены современными общественными науками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Историческое развитие человечества - поиски социальной макротеории 10 класс, профильный уровень

Слайд 2

План 1. Понятие «цивилизация». 2. Теория локальных цивилизаций. 3. Теория общественно – экономических формаций. 4. Теория постиндустриального общества. 5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

Слайд 3

Локально-стадиальный подход т ипология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому т ипология культур по О. Шпенглеру т ипология цивилизаций по А. Тойнби Слабости теории : преувеличение момента взаимной изоляции; определённая биологизация фаз развития цивилизации.

Слайд 4

Культурно-исторический тип (имеет свою историю, судьбу, предназначение) Цивилизация - наиболее творческий этап его развития « первичные цивилизации» не имеют ведущего начала (египетская, китайская, иранская и др.) « одноосновные цивилизации» имеют одно выраженное начало (еврейская, греческая, римская и др.) « двухосновные цивилизации » и меют два развитых начала (западноевропейская) « объединительная цивилизация» развивает политические, культурные , экономические начала (славянская)

Слайд 5

Типология по А. Тойнби « первичные» цивилизации - н еразвитые , приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие « вторичные» цивилизации - в озникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования « третичные» цивилизации - возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Возможна гибель . Выход : создать единую высшую религию, «вселенскую церковь» и «вселенское государство ».

Слайд 6

Типология культур по О. Шпенглеру Цивилизация переживает стадии: • упадка; • умирания культуры; • окостенения; • потери творческих сил. Цивилизации (их 8) Изолированы Самостоятельны

Слайд 7

Теория общественно-экономических формаций Представители : К. Маркс, Ф. Энгельс Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций коммунистическая капиталистическая феодализм рабовладельческая первобытная ступень Переход - противоречие в способе производства классовая борьба. Простота и универсальность в объяснении процесса развития. НО: фатализм, безальтернативность , принижает роль человека.

Слайд 8

Теория постиндустриального общества Представители: Д. Белл общество доиндустриальное индустриальное Постиндустриальное: • выросла роль науки; • услуги на первом месте; • выросла роль государственного прогноза

Слайд 9

Учение О. Тоффлера « Первая волна» - 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Результат - зарождение традиционного общества. «Вторая волна» - 300 лет назад превращение общества аграрного в индустриальное. «Третья волна» - наши дни. Мир вступил в постиндустриальное общество.

Слайд 10

ч

Слайд 12

Общее: • выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества; • обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере; • эти переходы носят характер революционных изменений. Различия : • главные фазы, которые проходят в своем развитии люди; • роль духовных факторов.

Слайд 13

Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885 гг.) Русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

Слайд 14

Арнольд Джозеф Тойнби (1889 —1975 гг.) Британский историк, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

Слайд 15

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880 – 1936 гг.) Выдающийся немецкий философ и культуролог. Основные труды - «Закат Европы», «Человек и техника»; «Годы решений».

Слайд 16

Карл Генрих Маркс (1818 – 1883 гг.) Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.)

Слайд 17

Дэниел Белл Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре».

Слайд 18

Элвин ( Олвин ) Тоффлер Американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «Информационной цивилизации».

Слайд 19

Уолт Уитмен Ростоу (1916 – 2003) Родился в семье еврейских иммигрантов из России. Учился в Йельском университете; стипендиант Родса в Оксфорде; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском, Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте. Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).

Слайд 20

Словарь урока Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития . Локальные цивилизации - замкнутые цивилизации. Локально-цивилизационный подход - подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности - цивилизации. Базис - определенная система общественных отношений. Надстройка - комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания. Общественно-экономическая формация - ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.

Слайд 21

Ресурсы Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/ .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общество и общественные отношения 10 класс, профильный уровень

Слайд 3

и

Слайд 4

Уровни социально-философского анализа общества уровень сущность конкретно- исторический На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения. историко- ти - пологический Обобщение, связанное с типологией общества. социально- философский Выделение, анализ всеобщих свойств общества.

Слайд 6

природа в широком смысле слова в узком смысле слова весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений весь материальный мир

Слайд 7

Понятие природа употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - второй природы . В той ИЛИ ивой мере преобразованной и сформированной человеком. действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели действуют слепые, бессознательные силы гармоничная конфликтная общество природа взаимосвязь

Слайд 8

Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества ответ

Слайд 9

Omвem : В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены : Человек не только социальное, НО и биологическое существо , а следовательно, является частью живой природы . Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития . Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

Слайд 10

Что объединяет и что отличает общество и природу? Общество : • имеет законы исторического развития; • занимается созидательной деятельностью; • преобразует мир, в том числе и природу. Природа : • имеет собственные законы; • постоянный и непрерывный эволюционный процесс; • влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; • может замедлять или ускорять развитие стран и народов; • стихийна; • долговечна.

Слайд 11

По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие. - Прочитайте п. 3 § 9. - Почему культуру называют «второй природой»? - Что мы понимаем под культурой? - Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. - Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура» - Какую роль играет культура в жизни общества? Назовите главные черты культуры. Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. - Почему это деление условное? - Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.

Слайд 12

понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира; • взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; • ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; • правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Важнейшие составляющие элемента культуры:

Слайд 14

ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВЫЕ СВЯЗИ БЕЗЛИЧНЫЕ (ФОРМАЛЬНЫЕ) СВЯЗИ ЗАТРАГИВАЮЩИЕ ВАЖНЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ

Слайд 15

Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.

Слайд 16

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.

Слайд 17

Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений социокультур-ные политические производст-венные семья СМИ церковь творческие союзы учреждения культуры партии движения лоббистские группы ( группы давления на власть) частные предприятия акционерные общества профессио-нальные общества

Слайд 18

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. Баранов П .А . Обществознапие : полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шеечснко ; под ред . П .А . Баранов а . - М . : АСТ : Астрель , 2009 .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение домашнего задания Философия Нового времени; Ответы к тесту на с. 37-38.

Слайд 2

Домашнее задание §4 читать, материал лекции учить, Эссе.

Слайд 3

«Из истории русской философской мысли» Уроки 9-10.

Слайд 4

1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Общественно-философская мысль России богата и самобытна. Она представлена яркими именами крупных мыслителей, внесших значительный вклад в российскую и мировую культуру По мнению многих исследователей, формирование в России философии как самостоятельной, систематизированной области знания относится к XIX в. Однако это не означает, что в предшествующие эпохи философская мысль отсутствовала Уже в Киевскую Русь вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви, византийских богословов

Слайд 5

1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Митрополит Иларио́н (умер ок. 1055) - митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого. Первый русский по происхождению митрополит в Киеве. Автор «Слова о Законе и Благодати» (1030-1050). Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. 2. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя и большую нравственную ответственность. 3. Русская земля включена Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати»

Слайд 6

1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Монах Филофей (ок. 1465-1542) — старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Известен как предполагаемый автор концепции «Москва - Третий Рим» Представление о Москве, как о Третьем Риме, сложилось среди русских людей XVI в. на почве политических и религиозных воззрений, в связи с явлениями общеевропейской истории 2. «…единъ ты во всей поднебесной христианом царь якоже выше писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти…»

Слайд 7

1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Феофан Прокопович (1681-1736) - епископ Русской Православной Церкви, публицист, сподвижник Петра I Высоко ценил и отстаивал науку и просвещение 2. Один из первых в России философов- деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие 3. Во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком

Слайд 8

1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Василий Никитич Татищев (1686-1750) - известный русский историк 1. Вся литературная деятельность Татищева, включая и труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза общества была его главною целью (утилитаризм - моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью ) 2. Основой общественных изменений Татищев считал «силу человеческого разума», что весьма характерно для философов эпохи Просвещения

Слайд 9

2. Философские искания XIX века Пётр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) - русский философ и публицист В 1829-1831 гг. создает своё главное произведение - «Философические письма » 2. Осуществление истории есть реализация Божественной воли. Культурные достижения западных стран свидетельствуют, по его мнению, о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей 3. Отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму 4. Россия - страной отсталая, стоящая на обочине цивилизованного мира 5. В более поздних статьях и письмах Чаадаев утверждал, что Россия имеет свою историческую миссию

Слайд 10

2. Философские искания XIX века За́падничество - сложившееся в 1840-х-50-х годах направление русской общественной и философской мысли, выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др. Основываясь на признании изначального единства человечества и закономерностях его исторического развития, они полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские народы Западники полагали, что имеется единственный общечеловеческий путь развития, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы

Слайд 11

2. Философские искания XIX века Славянофи́льство - литературно-философское течение общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы Славянофилы верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути Любые попытки направить развитие России в русло западной цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей

Слайд 12

2. Философские искания XIX века Владимир Сергеевич Соловьёв (1853−1900) - российский религиозный философ, поэт, публицист, литературный критик Смыслом существования всего живого на Земле является стремление к соединению с Божественным логосом Через царство природное человеческое бытие постепенно приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии - Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром Вера не противоречит разуму, а дополняет его

Слайд 13

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров Первая четверть прошлого столетия стала периодом активной творческой деятельности целой плеяды отечественных философов Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871-1944 гг.), П. А. Флоренский (1882-1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879-1937 гг.) Евразийская доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии. Н. А. Бердяев как и его предшественник В. Соловьев, исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком. Россия стала ареной «столкновения и противоборства восточных и западных элементов»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеративное устройство Российской Федерации

Слайд 2

Понятие федерации Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Слайд 3

Зарождение федеративного строя в России XVII в. –первые идеи о федерации в России после революции февраля 1917 года у народов Российской Империи появилась возможность самоопределения 1917 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский мусульманский съезд народы, не имеющие определенных территорий, должны пользоваться национально-культурной автономией.

Слайд 4

Конституционно-правовой статус Российской Федерации Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Слайд 5

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации

Слайд 6

Часть 2 статьи 65 Конституции РФ предусматривает возможность изменения состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем: Принятия в Российскую Федерацию субъекта "со стороны" Образования в ее составе нового субъекта Изменения конституционно-правового статуса субъекта.

Слайд 7

Предметы ведения Российской Федерации Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закреплены в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ. Вопросы государственного Строительства и защиты прав и свобод вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации Вопросы регулирования экономики и социального развития

Слайд 8

Согласно Конституции Российская Федерация - это суверенное государство, обладающая всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах о его субъектах решен одинаково: федерация суверенна, а его субъекты - нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 11 класс(профильный уровень)

Эта программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников.  Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможно...

Рабочая программа по обществознанию. (К учебнику Л. Боголюбова, 10 класс, профильный уровень)

Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию в 10 классе, профильный уровень....

Рабочая программа по обществознанию в 10 классе (профильный уровень)

Рабочая программа по обществознанию в 10 классе на профильном уровне, к учебнику Л.Н.Боголюбова.Программа содержит Пояснительную записку, требования к выпускникам,нормативную документацию,материально-...

Обществознание. ЕГЭ. Вводная контрольная работа для учащихся 11 класса (профильный уровень)

Вводная контрольная работа составлена с целью проверки знаний, полученных в 10 классе. Проверяются знания по следующим темам: Общество и общественные отношения, Человек и его деятельность, Познание, П...

Проверочные работы по обществознанию в 10 классе ( профильный уровень)

Материал разработан за курс 1-й четверти. Он представлен в двух вариантах с ответами....

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса (профильный уровень)

Рабочая программа составлена по учебнику "Обществознание" Л.Н. Боголюбова (профильный уровень), включает разделы "Экономика" (учебник И.В. Липсица), "Право" (учебники 10-11 класса Л.Н. Боголюбова). Ра...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...