Право. Его сущность и особенности.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Павленко Галина Борисовна

Урок обществознание 9 класс. К учебнику А.И.Кравченко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznanie_9_kl.rar552.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Право его сущность и особенности.

 Цель: подвести учащихся к пониманию значения права в жизни человека, общества, государства.
Задачи:
а) образовательные:
- объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;
б) развивающие:
- способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий; -- - умение работать с документами;

-развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;
- развивать умение делать выводы
в) воспитательные:
- содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;
- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;

Тип урока: изучение нового материала.
Методы: работа с документом, проблемный-поисковый, словесный, наглядный.
Оборудование и наглядность: презентация

Ход урока
I. Актуализация знаний
II. Изучение нового материала.
III. Подведение итогов.
IV. Рефлексия 
V. Домаш. задание
                               

Эпиграф к уроку. 

                       Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов:
                       личной свободы и общего блага»

                                                                                                                         В. Соловьев
I. Актуализация знаний

II. Вступительное слово учителя.

      Слово учителя.

    Мы с вами каждый день совершаем множество поступков, хороших и не очень , и не задумываемся о том, что некоторые из них имеют юридическое значение.Человек подчиняет свое поведение определенным нормам,( социальные нормы), эти нормы подсказывают нам как вести себя в разных ситуациях. Давайте вспомним немного историю.

Слайд 1.Жизнь людей в Первобытном обществе-. Считаете ли вы, что право возникло с появлением человека? В частности было ли право в первобытном обществе?
Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались первобытные люди в своей жизни? Обычаями и традициями. А они в свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями. Например, вы знаете, почему люди при отъезде в далекую страну набирают в мешочек горсть родной земли. А это связано с тем, что древние славяне почитали землю и даже не делали весной заборов – берегли ее. С тех времен и сохранился ритуал целовать землю, клясться землей и хранить горсть земли.
Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране (ведь в каждом месте были свои особенности).
 

В государстве все более отчетливой становилась необходимость установить особые нормы, специально регулирующие деятельность людей как лиц, подчиненных государству и работающих на него. Подобные нормы устанавливало само государство. Так появилось право. На протяжении многих веков люди спорили о том, что же такое право. Оно невидимо. Оно живет рядом с нами, влияет на нашу жизнь, но как оно появилось и что из себя представляет?

Слайд2. Итак что в первую очередь определяло жизнь первобытных людей (инстинкт), обычай,мораль, право

Слайд 3 Социальные нормы. краткая характеристика с использованием учебника. Стр.71учащиеся приводят примеры социальных норм

например:религиозные- при входе в храм женщина должна одеть платок

моральные нормы-добро и зло

обычаи и традиции и т.д.

Учащимся предлагается разбиться на минигруппы и совершить путешествие в Древний Вавилон, Афины, Рим,

Россию 21 века.(работают все) Ребята получают документы с вопросами к ним, на которые им необходимо подготовить краткий ответ.

  1. На доске двум учащимся предлагается подобрать однокоренные слова  к слову

«право».(правильно, правда, править, праведный, правительство)

Слайд 4. 1.Задание:

  «Вы в древнем Вавилоне. Вавилоняне верили во многих богов. Внутри мира богов существовала иерархия, и каждый бог занимал определенное положение. Самым главным был бог Шамаш – «осветитель земли, небесный судья, озаряющий тьму свезу и снизу». Он судил все дела людей по справедливости и устраивал порядок. В ХУШ в. до н.э.при царе Хаммурапи на базальтовом столбе были записаны основные правовые нормы, которым должны подчиняться люди. Люди верили, что все законы и сама государственная власть дарованы богом Шамашем».

  1. Как понимали право в Древнем Вавилоне?
  2. Ваше отношение к такому толкованию права.

Слайд 5.  2. Задание    Вам повезло. Вы в Древнем Риме  и вам довелось услышать самого блестящего оратора – Марка Тулия Цицерона. Что же он говорит?   «Имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой, он неизменен и вечен…Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Но приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей Сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы».

  1. Как толкует право Цицерон?

Ваше отношение к такому толкованию права

Слайд 6. 3.Задание

       Вы находитесь в Древних Афинах на народном собрании, постановления которого имеют силу закона, которому должны подчиняться все. Философии и ораторы (Платон, Аристотель, Лисий) говорили. Что в обществе существуют принципы – нормы, которые выражают разум, мудрость и справедливость природы. Они действуют независимо от государства и не устанавливаются им. От рождения люди обладают правом на свободу и жизнь.

- Что такое право согласно представлениям  греков?

- Ваше отношение к такому толкованию права.

Слайд 7.   Работает весь класс

Мы являемся гражданами российской Федерации. Основным законом нашего государства является Конституция, которая была принята 12 декабря 1993 года .        

Конституция РФ провозглашает:

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ.
  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  3. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства.
  4. Защита прав и свобод гражданина – обязанность государства.
  5. Все равны перед законом.

        - Как понимается право в Конституции РФ?

        - Ваше отношение к такому толкованию права.

Учитель: на основе полученных сведений о толковании права в разные эпохи и в разных государствах, попробуйте сформулировать определении термина право из слов на доске

Слайд8.

Слайд 9 определение право.(записать в тетрадь)

Слайд 10.Признаки права(в тетрадь)

Слайд 11. Общественные отношения(привести примеры)

Слайд 12 функции права Стр.77

Рефлексия.тест

Дом.задание:  Эссе на тему эпиграфа

 Карточка 1. «Вы в древнем Вавилоне. Вавилоняне верили во многих богов. Внутри мира богов существовала иерархия, и каждый бог занимал определенное положение. Самым главным был бог Шамаш – «осветитель земли, небесный судья, озаряющий тьму свезу и снизу». Он судил все дела людей по справедливости и устраивал порядок. В ХУШ в. до н.э.при царе Хаммурапи на базальтовом столбе были записаны основные правовые нормы, которым должны подчиняться люди. Люди верили, что все законы и сама государственная власть дарованы богом Шамашем».

  1. Как понимали право в Древнем Вавилоне?
  2. Ваше отношение к такому толкованию права.

Карточка 2.

Вам повезло. Вы в Древнем Риме  и вам довелось услышать самого блестящего оратора – Марка Тулия Цицерона. Что же он говорит?   «Имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой, он неизменен и вечен…Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Но приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей Сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы».

  1. Как толкует право Цицерон?
  2. Ваше отношение к такому толкованию права

Карточка 3.

       Вы находитесь в Древних Афинах на народном собрании, постановления которого имеют силу закона, которому должны подчиняться все. Философии и ораторы (Платон, Аристотель, Лисий) говорили. Что в обществе существуют принципы – нормы, которые выражают разум, мудрость и справедливость природы. Они действуют независимо от государства и не устанавливаются им. От рождения люди обладают правом на свободу и жизнь.

  1. - Что такое право согласно представлениям  греков?
  2. - Ваше отношение к такому толкованию права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентацмя "Право,его сущность"

Материал по второй главе по обществознанию 9 класс...

Презентация к уроку права "Происхождение и сущность права".

В презентации содержатся основные материалы по теме урока, предлагается, в том числе. организация работы в группах.Используется учебник Певцова Е.А. Право.Основы правовой культуры. М. "Русское слово" ...

Урок по праву: "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)

Конспект урока по праву "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)...

Разработка урока по обществознанию в 9 классе по теме "Право, его сущность и особенности"

Цель: Охарактеризовать экономическую сферу общества, выявить значение экономики  в жизни общества. Задачи:  рассмотреть  значения понятия «экономика»;-охарактеризовать факторы прои...

Урок по учебному предмету «Право», 11 гуманитарный класс "Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры"

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).Используемая технология: кейс-стади, обучающие структуры Сингапурской методики, структура «Тик – тэк – тоу» (кре...

Индивидуальный проект "Антропогинез: сущность и особенности."

Что такое человек? Ответить на этот вопрос пытались многие великие ученые и философы мира. Тем не менее, в наши дни он вновь и вновь стоит в центре внимания естествоиспытателе...

Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса

Современная система специального образования предполагает создание таких условий, при которых ребенок с отклонениями в развитии получит возможность реализации своих личностных ценн...