Элективный курс "Обществознание для поступающих в ВУЗ"
элективный курс по обществознанию (11 класс) по теме

Багатырова Узлипат Кахрумановна

 

Элективный курс включает материал школьного курса «0бществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура курса соответствует Стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.

В элективном курсе представлены следующие разделы: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право», которые составляют ядро содержания общественного образования, проверяемого в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую направленность курса.

Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему пониманию и запоминанию теоретического материала.

Настоящий курс предназначен для преподавания в 11 классах общеобразовательной школы и рассчитан на  34 часа. Он позволит активно вовлечь учащихся в процесс познания и эффективно подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_dlya_postupayushchih_v_vuz.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

11 класс

Обществознание для поступающих в ВУЗ

Автор: Багатырова Узлипат Кахрумановна,

 учитель истории и обществознания,

 первая квалификационная категория,

 МБОУ «СОШ №10» г. Когалым


Пояснительная записка

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка качества знаний и учебных навыков учащихся. Формирование государственной системы объективного контроля качества образования является одной из актуальных задач, стоящих перед обществом и государством. К числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение государственных гарантий реализации конституционных прав граждан на образование, прежде всего обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному образованию. Элективный курс включает материал школьного курса «0бществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура курса соответствует Стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.

В элективном курсе представлены следующие разделы: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право», которые составляют ядро содержания общественного образования, проверяемого в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую направленность курса.

Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему пониманию и запоминанию теоретического материала.

Настоящий курс предназначен для преподавания в 11 классах общеобразовательной школы и рассчитан на 34 часа. Он позволит активно вовлечь учащихся в процесс познания и эффективно подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Целью курса является повышение качества подготовки к ЕГЭ.

Задачи курса:

  1. расширить знания учащихся по обществознанию;
  2. создать условия для формирования и развития у учащихся теоретических знаний в области обществознания;
  3. повысить уровень знаний и умений, которые позволят учащимся успешно сдать экзамены.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Предполагается, что участие в элективном курсе обеспечит развитие у учащихся следующих умений:

  1. распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
  2. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
  3. соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
  4. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  5. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
  6. распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
  7. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
  8. применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
  9. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  10. называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
  11. перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
  12. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
  13. применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  14. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  15. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Это позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Методы проведения занятий: лекция, беседа, дискуссия, работа с источником, выполнение тестовых заданий, заполнение таблиц, написание эссе.

Ожидаемый результат. В результате изучения курса учащиеся получают знания и смогут проконтролировать уровень усвоения того или иного раздела, выполнить задания различной сложности и качественно сдать ЕГЭ.

Основное содержание (34 часа)

Программа предоставляет в полном объеме материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене.

Структура курса соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

Курс представлен следующими темами: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Краткая и наглядная — в виде схем и таблиц — форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к ЕГЭ. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.

Раздел 1. ОБЩЕСТВО (3 часа)

Тема 1. Общество

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество как динамичная система. Взаимосвязь общества и природы.

Тема 2. Сферы общественной жизни

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Общественные отношения.

Тема 3. Многовариантность общественного развития. 

Типология общества. Доиндустриальное (аграрное или традиционное), индустриальное, информационное (постиндустриальное) общество. Понятие общественного прогресса. Противоречивость прогресса. Научно-техническая революция (НТР) и ее социальные последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества

Раздел 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (3 часа)

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Доминирующая культура: суб- и контркультуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления

Тема 2. Наука

Образование и самообразование. Социальная и личностная значимость образования. Мораль, ее категории. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 3. Религия

Религия как феномен культуры. Роль религии в жизни общества. Религиозное сознание и религиозные ценности. Мировые религии.

Раздел 3. ЧЕЛОВЕК (3часа)

Тема 1. Человек

Антропогегез: теория происхождения человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека.

Тема 2. Деятельность 

Структура и мотивы человеческой деятельности. Потребности, их классификация. Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение. Общение и деятельность, их соотношение. Функции общения.

Тема 3. Индивид, индивидуальность, личность

 Человек как личность, ее социализация и воспитание. Цель и смысл жизни человека. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности

Раздел 4. ПОЗНАНИЕ (3часа)

Тема 1. Познание мира

Познание человеком мира и самого себя. Познание и знание. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

Тема 2. Истина, ее критерии

Истина и ее критерии. Агностицизм. Объективная истина. Субъективная истина. Относительность истины.

Тема 3. Многообразие форм человеческого познания

Научное познание и его особенности. Основные методы научных исследований. Ненаучное познание. Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка. Науки о человеке и обществе.

Раздел 5. ПОЛИТИКА (5 часов)

Тема 1. Политика и ее роль в жизни человека

Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Структура политической сферы. Власть, ее происхождение и виды. Разделение властей. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Национально-государственное устройство.

Тема 2. Политическое участие граждан

Избирательные системы. Выборы, референдумы. Политические партии и движения. Многопартийность. Политическая идеология.

Тема 3. Политический режим

Типы политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы.

Тема 4. Политическое участие граждан

Местное самоуправление. Гражданское общество. Правовое государство. Признаки правового государства. Политическая жизнь современной России.

Тема 5. Политическая культура

Политические знания. Политические ценностные ориентации. Способы практических политических действий. Охлократия. Политическое сознание.


Раздел 6. ЭКОНОМИКА (5 часов)

Тема 1. Экономика: наука и хозяйство

Экономическая культура. Экономическое содержание собственности, ее основные формы. Правомочия собственника.

Тема 2. Экономические системы

Традиционная экономика. Командно-административная экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Рынок. Многообразие рынков. Спрос и предложение.

Тема 3. Денежно-кредитная политика

Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Налоговая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Тема 4. Экономика потребителя

Экономика производителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост.

Тема 5. Рынок труда

Безработица. Виды безработицы. Россия в условиях рыночной экономики.

Раздел 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (5 часов)

Тема 1. Социальные отношения и взаимодействия

Многообразие социальные групп, их классификации. Социальный статус. Социальная роль.

Тема 2. Неравенство и социальная стратификация

Социальная стратификация. Социальная мобильность. Вертикальная мобильность. Горизонтальная мобильность. Люмпены. Маргиналы.

Тема 3. Социальные нормы

Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль и самоконтроль.

Тема 4. Семья и брак как социальные институты

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи.

Тема 5. Этнические общности

Межнациональные отношения. Национальное самосознание. Социальный конфликт и пути его разрешения. Шовинизм. Толерантность. Национальная политика.

Раздел 8. ПРАВО (7 часов)

Тема 1. Право в системе социальных норм

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты.

Тема 2. Правоотношения. Правонарушения

Правоспособность и дееспособность. Правонарушение и виды. Вина. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 3. Конституция Российской Федерации.

Основы конституционного строя. Права и свободы человека. Федеративное устройство. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание. Правительство РФ. Судебная власть. Местное самоуправление.

Тема 4. Нормы права

Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи.

Тема 5. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституция. Конституционный строй. Президентская республика. Парламентская республика. Федерация, ее субъекты.

Тема 6. Принцип разделения властей 

Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации. Парламент. Федеральное собрание. Государственная дума. Правительство. Высшие судебные инстанции.

Тема 7. Правовая культура

Правовые знания. Уважение к праву и закону. Правомерное поведение.

Тематическое планирование элективного курса

Название раздела,
темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Раздел 1. Общество

3 часа

1

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа.

1час

лекция

Решение тематического теста.

Эссе.

2

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты.

1час

беседа

Решение тематического теста

3

Многовариантность общественного развития. Типология общества. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества

1час

дискуссия

Решение тематического теста

Раздел 2. Духовная жизнь общества

3 часа

1

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Искусство, его формы, основные направления

1 час

лекция

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

2

Наука. Социальная и личностная значимость образования. Мораль. Нравственная культура.

1 час

лекция

Решение тематического теста.

Эссе.

3

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии

1 час

беседа

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

Раздел 3. Человек

3 часа

1

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Потребности и интересы человека

1 час

Лекция, беседа.

Решение тематического теста.

2

Деятельность человека, ее основные формы

1час

дискуссия

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

3

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Самопознание. Свобода и ответственность личности

1час

беседа

Решение тематического теста.

Раздел 4. Познание

3 часа

1

Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

1час

лекция

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

2

Истина, ее критерии. Относительность истины

1час

лекция

Решение тематического теста.

3

Научное познание. Ненаучное познание.

1час

лекция

Решение тематического теста.

Эссе.

Раздел 5. Политика

5 часов

1

Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат.

1час

беседа

Решение тематического теста

2

Избирательные системы. Политические партии и движения. Политическая идеология.

1час

лекция

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы. Эссе.

3

Политический режим. Типы политических режимов.

1час

беседа

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы

4

Местное самоуправление. Гражданское общество. Правовое государство.

1час

беседа

Решение тематического теста

5

Политическая культура.

1час

беседа

Эссе.

Раздел 6. Экономика

5 часов

1

Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности.

1час

лекция

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

2

Экономические системы. Многообразие рынков.

1час

беседа

Решение тематического теста.

Эссе.

3

Денежно-кредитная политика. Налоговая политика. Государственный бюджет

1час

лекция

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

4

Экономика потребителя. Экономика производителя Измерители экономической деятельности.

1час

лекция

Решение тематического теста.

5

Рынок труда. Безработица.

1час

дискуссия

Решение тематического теста.

Эссе.

Раздел 7. Социальные отношения

5 часов

1

Социальные группы, их классификации. Социальный статус. Социальная роль

1 час

лекция

Решение тематического теста

2

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.

1 час

беседа

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

3

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.

1 час

дискуссия

Решение тематического теста.

Эссе.

4

Семья и брак как социальные институты.

1 час

беседа

Решение тематического теста.

Эссе.

5

Этнические общности. Межнациональные отношения.

1час

лекция

Решение тематического теста.

Эссе.

Раздел 8. Право

7 часов

1

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты.

1 час

лекция

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

2

Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды.

1 час

беседа

Решение тематического теста.

3

Конституция Российской Федерации.

1 час

Работа с источником

Решение тематического теста

4

Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации.

1 час

лекция

Решение тематического теста.

5

Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты.

1 час

Работа с источником

Решение тематического теста.

6

Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации.

1 час

беседа

Решение тематического теста.

Заполнение таблицы.

7

Правовая культура.

1 час

дискуссия

Решение тематического теста.

Эссе.


Список литературы

  1. Баранов ПА. Обществознание в таблицах. 10-11 классы: справ, материалы. М.: Астрель : ACT : Ермак, 2005.
  2. Баранов ПА., Воронцов А.В. Обществознание. 10 класс. Контрольные и проверочные работы. М.: ACT : Астрель, 2003.
  3. Баранов ПА., Воронцов А,В. Обществознание. 11 класс. Контрольные и проверочные работы. М.: ACT : Астрель, 2002.
  4. Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 1. С.26-38.
  5. Введение в политологию: книга для учащихся старших классов / Гаджиев К. С, Каменская Г. В., Родионов А, Н. и др. М.: Просвещение, 1993.
  6. Единый государственный экзамен 2002. Контрольные измерительные материалы. Обществознание/А.Ю. Лазебникова,
  7. Единый государственный экзамен. Обществознание. Контрольные измерительные материалы. 2008/ Авт.-сост. П.А. Баранов, А.В. Воронцов. М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.
  8. Задания и тесты по обществознанию. 11 класс / Ю.И. Аверьянов, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.; Науч. ред. Л.Н. Боголюбов; Ред-сост. Е.И. Жильцова. М.: Школа-Пресс, 2000.
  9. Кашанина Т. В., КашанинА. В. Политология. 10—11 кл.: учеб. пособие для профильных классов общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2007.
  10. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. М.: Издательство «Омега — Л», 2008.
  11. Краюшкина СВ. Тесты по обществознанию. 10 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  12. Краюшкина СЗ. Тесты по обществознанию. 11 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  13. Краюшкина С. В. Обществознание. Краткий курс для поступающих в вузы: учеб. пособие. М<: Издательство «Экзамен», 2008.
  14. Лазебникова А.Ю., Боголюбов Л.Н. и др. Единый государственный экзамен. Обществознание. Задания для подготовки. М.: Просвещение, 2006.
  15. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: метод, пособие для подготовки. М.: Экзамен, 2006.
  16. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: метод, пособие по курсу «Человек и общество». М.: Дрофа, 1998.
  17. Лазебникова А.Ю.% Рутковская ЕЛ. и др. ЕГЭ — 2007. Репетитор. М.: Просвещение : ЭКСМО, 2007.
  18. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию. 11 класс / Сост. Л.Ф. Иванова. М.: Дрофа, 2001.
  19. Международные документы по правам человека. Сборник. СПб.: Специальная литература, 1995.
  20. Нижников С. А. Тесты по обществознанию: учеб.-метод. пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  21. Обществознание. Базовый уровень. 10 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2007.
  22. Обществознание. Базовый уровень. 11 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2007.
  23. Основные кодексы и законы Российской Федерации. СПб.: ИД «Весь», 2002.
  24. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию / Сост. Л. Н. Боголюбов; Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Дрофа, 2000.
  25. Певцова Е^А. Обществознание. 10—11 классы. Книга для учителя: метод, пособие к учеб. А. И. Кравченко «Обществознание. 10—11 классы». М.: ТИД «Русское слово — PC», 2000.1
  26. Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ. 2008. Обществознание /Авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: ACT: Астрель, 2008.
  27. Человек и общество. Обществознание. 10—11 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2004—2007.
  28. Экономика. Словарь терминов. Экзаменационные ответы. М.: «Ответ», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. В. Клименко, В.В.Румынина. Обществознание:учебное пособие для школьников и поступающих в ВУЗы.

Данное пособие предназначено для систематизации теоретического материала курса Обществознание...

Что положено знать и уметь поступающему в школу ребенку

Краткая  характеристика знаний, умений будущего первоклассника....

Элективный курс "Математика для поступающих во ВТУЗы"

Предназначен для учащихся 10-11 классов...

Элективный курс "Математика для поступающих в ВУЗы"

Элективный курс по математике 10-11 класс...