Урок по обществознанию в 9 классе
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Цели урока: познакомить  с типологией антидемократических режимов; показать основные черты тоталитарного и авторитарного режимов; развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные вопросы; формировать у учащихся основ политической культуры; содействовать воспитанию гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obshchestvoznaniyu_v_9_klasse.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Иванова В.И., учитель истории и     обществознания                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              МОУ СШ №38 г. Саранск

Урок по обществознанию в 9 классе

По теме: «Политические режимы: тоталитаризм»

Цели урока: познакомить  с типологией антидемократических режимов; показать основные черты тоталитарного и авторитарного режимов; развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные вопросы; формировать у учащихся основ политической культуры; содействовать воспитанию гражданственности.

Оборудование урока: таблица «Политические режимы», презентация

Ход урока.

Организационный момент.

Одному мудрецу задали вопрос «Какая разница между демократией и диктатурой?» на это мудрец ответил: «Демократия – это когда народ открыто, проявляет недовольство своим правительством. Диктатура, когда народ открыто, проявляет недовольство чужим правительством».

Насколько правдива рассказанная история? Что такое диктатура, и в каких,  политических режимах она проявляется? Порассуждаем на данную тему.

 Опрос домашнего задания.

Эвристическая беседа:

  1. Какие политические режимы вы знаете из истории?
  2. Какой политический режим существовал  в СССР
  3. Работа с ЭОР

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c3606a5-e6cf-4d1e-bf71-031468a0fb26/START.swf

                Тестовая работа.

1.Определение: «совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти» относится к понятию

1) форма государства

2) форма правления

3) политический режим

4) форма территориально-государственного устройства

2. Главное и необходимое условие для существования демократической политической системы общества

1) проведение выборов, гарантирующих реальную возможность избирать среди многих кандидатов

2) компетентность и образованность руководителей

3) временное ограничение пребывания у власти политических лидеров

4) наличие органов местного самоуправления

3. Референдум – это

1) порядок действия избирательных комиссий

2) тип всенародного голосования, объектом которого является важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны

3) тип всенародного голосования объектом, которого является тот или иной кандидат

4) право гражданина выступать в качестве избирающего

4. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?

А. Политический режим определяется способом передачи власти

Б. Политический режим зависит от внутренней государственной структуры

1) верно только А                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?

А. Политический режим зависит от внутреннего порядка и политической стабильности

Б. Политический режим определяется через способы осуществления государством своих полномочий

1) верно только А                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                4) оба суждения неверны

6. К представительной демократии относится

1) парламентаризм

2) референдум

3) собрание

4) сход.

              7. Политический плюрализм означает

1) противостояние официальному курсу

2) множественность политических взглядов и группировок

3) взаимное стремление к положительному результату

4) единство взглядов

8.Прямое политическое участие граждан осуществляется через

1) участие в избирательных компаниях

2) деятельность избранных депутатов

3) участие в деятельности политических партий

4) реакции на импульсы, исходящие от политической системы

            9. к основным признакам демократии относятся

1) выборность основных государственных органов

2) наличие сильной исполнительной власти

3) отсутствие преступлений в органах власти

4) верховенство судебной власти.

10. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «демократия».

        Суверенитет народа; принцип большинства; равенство в правах; правовой принцип: «запрещено все, что не разрешено законом»; принцип либерализма.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «демократия».

Ответ:                                                                                                

Учитель подведем итоги

.учитель.  Известный американский политолог З.Бжезинский утверждал: "Демократия, быть может, главное завоевание Запада. Но демократия – это лишь сосуд, который еще должен быть наполнен содержанием… Демократия сама по себе еще не дает ответа на дилеммы общественного бытия и в особенности не определяет "качества жизни…" Почему, по вашему мнению, автор называет демократию “главным завоеванием”? Можно ли согласиться с позицией автора, что демократия не влияет на “качество жизни”, а следовательно, является привилегией богатых стран? Свой ответ аргументируйте.

Ответ. Автор называет демократию главным завоеванием Запада, поскольку её становление прошло через длительный этап борьбы: от эпохи Просвещения и идей естественного права через революции и гражданские войны, через тоталитарные режимы и войны мирового масштаба шло становление демократических институтов стран Европы и Америки.

Само по себе провозглашение демократии не изменит качество жизни, будь то в политической, экономической или социальной областях. Необходимо длительное становление демократических институтов, которые во многом должны опираться на демократические традиции страны. При этом её богатство страны отнюдь не означает автоматического приближения к демократическим нормам. В то же самое время укрепление демократии на прямую зависит от политики государства по преодолению бедности населения.

Учитель:  Платон считал, что демократия всегда перерождается в тиранию. Приведите примеры из истории России и зарубежных стран, подтверждающие либо опровергающие эту мысль древнегреческого ученого.

Ответ. Это было в России в октябре 1917 года. Когда молодая русская демократия не смогла сохранить  демократические завоевания Февраля 1917 года. В германии в 1933 года, когда фашисты пришли к власти легитимным путем.

Учитель: сегодня на уроке мы должны  рассмотреть основные черты тоталитарного и авторитарного режимов, которые относятся  к  недемократическим.

Вы должны были в различных источниках найти определение к понятию  «тоталитаризм».

Ответы учащихся:  

«тоталитаризм» -(от лат. totus-весь, целый):

«тоталитаризм» -(Подчинение и подавление  государством развития общества и культуры, ликвидация свободной общественной жизни; подавление прав и свободы человека и гражданина насильственными методами[11]

«тоталитаризм» -(Форма политического правления, особенно в новое время, при которой власть централизована и способна проникнуть во все уголки и все аспекты социальной жизни.[5]

«тоталитаризм» -(Тип политической системы и общества, характеризующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общественной жизни,  гипертрофией, чрезмерным разрастанием власти и поглощением ею гражданского общества, отсутствием свободы личности, всепроникающим контролем со стороны слившегося воедино партийно-государственного аппарата над гражданами, подчинением всей социальной системы коллективным идеологическим целям[3]

«тоталитаризм» - (Политический режим, характеризующий полным контролем государства над всеми сферами жизнедеятельности общества[4]

Работа с ЭРО.

Задание найти основные признаки тоталитаризма.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a4a7c44-0d58-4363-b2a3-84e32f8b0190/22.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Урок по обществознанию (8 класс) Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»

Тип урока: урок новых знанийЦели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.Планируемые результаты: предметные:...