Деловая игра "Я - избиратель"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Зорина Жанна Владимировна

 

Мероприятие посвящено Дню молодого избирателя.

Форма проведения -  деловая игра.

Старшеклассники закрепляют знания по курсу обществознания, принимают активное участие  в предлагаемых интеллектуальных и творческих конкурсах.

Цель: повышение правовой культуры старшеклассников, развитие у них правосознания и самостоятельного мышления.

Задачи:

•      Формирование гражданской позиции, основанной на уважении к законам и государственным традициям;

•      Формирование интереса к изучению избирательного права;

•      Развитие у старшеклассников качеств, необходимых лидеру, творческих способностей;

•      Овладение знаниями и практическими навыками, необходимыми для полноценного участия в демократическом избирательном процессе;

•      Разработка инновационных форм правового просвещения молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_ya_-_izbiratel.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы:                

Зорина Жанна Владимировна, учитель истории, зам. директора по ВР,
Сюрсина Елена Валерьевна, учитель истории и обществознания,

Опыт участия авторов в правовом воспитании:
Сюрсина Елена Валерьевна – 5 лет
Зорина Жанна Владимировна – 5 лет.
  
Тема работы: деловая игра «Я – гражданин,  я – избиратель»

Пояснительная записка

Мероприятие посвящено Дню молодого избирателя.

Форма проведения -  деловая игра.

Старшеклассники закрепляют знания по курсу обществознания, принимают активное участие  в предлагаемых интеллектуальных и творческих конкурсах.

Цель: повышение правовой культуры старшеклассников, развитие у них правосознания и самостоятельного мышления.

Задачи:

  1. Формирование гражданской позиции, основанной на уважении к законам и государственным традициям;
  2. Формирование интереса к изучению избирательного права;
  3. Развитие у старшеклассников качеств, необходимых лидеру, творческих способностей;
  4. Овладение знаниями и практическими навыками, необходимыми для полноценного участия в демократическом избирательном процессе;
  5. Разработка инновационных форм правового просвещения молодежи.

Оборудование необходимое для проведения мероприятия:

  1. Государственная символика РФ и УР;
  2. Конституция РФ и УР;
  3. Агитационный плакаты;
  4. Канцтовары: бумага формат А-3, маркеры, клей для изготовления плакатов, ножницы, цветная бумага;
  5. Аудиоаппаратура.

Предварительная подготовка

  1. Формируются две команды старшеклассников, которые должны приготовить ее название, внешнюю символику.
  2. Формируется компетентное жюри (в его состав входят педагоги, старшеклассники не участвующие в игре, представители муниципальной администрации).
  3. Оформляется учебный кабинет.

План игры:

  1. Торжественное открытие – 10 мин.:
  1. Вступительное слово учителя.
  2. Приветственное слово представителя муниципальной администрации.
  3. Звучат Гимны РФ и УР.
  1. Игра – 40 мин.
  2. Подведение итогов – 10 мин.

Содержательная часть

Задание 1. Знакомство. Команды делают презентации, где представлены название, эмблема и девиз. В ней участвует вся команда.

Задание 2. Разминка. Верно ли утверждение?

(каждой команде поочередно задаются вопросы)

1. Президент РФ по должности является Председателем Правительства РФ.

2. Конституция УР была принята в 1994 г.

3. Основное назначение представительных органов власти – исполнение законов.

4. Монархии бывают абсолютными и ограниченными.

5. РФ – это светское государство.

6. Теократия – это одна из форм демократии.

7. Функции государства – это основные направления  деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

8. Совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется субъект права, - это правовой статус.

9. Мажоритарная система предполагает голосование за списки политических партий.

10. В России для того чтобы пройти в парламент партии надо преодолеть 7-процентный барьер.

Задание 3. Права человека и гражданина.
Каждой команде дается задание: разделить права человека и гражданина по группам: а)личные, б) политические, в) социально-экономические
1. право собственности,
2. право на объединение,
3. право на защиту семьи, материнства и детства,
4. право на жизнь,
5. право на тайну переписки и телефонных разговоров,
6. право избирать и быть избранным,
7. право на неприкосновенность жилища,
8. право на свободу и личную неприкосновенность,
9.право на социальное обеспечение,
10. право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
11. право на свободу передвижения,
12. право на свободу совести,
13. право на образование,
14. право на свободу слова,
15. право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Задание 4. О каком термине идет речь?
Каждая команда по очереди отвечает на поставленный вопрос.
1. Право избирать, т.е. право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
2. Человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит и с которым связан.
3. Особый порядок ответственности высших должностных лиц государства перед парламентом, нижняя палата которого играет роль суда – формулирует обвинение и предъявляет его соответствующему должностному лицу.

     4. Человек, не являющийся гражданином данной страны и не имеющий доказательств наличия гражданства другого государства.

     5. Право быть избранным.

     6. Совокупность приемов и методов осуществления политической власти в обществе.

     7. Совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется субъект права.

     8. Верховенство и независимость государственной власти.

     9. Принцип организации государственной власти.

     10. Специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими, в первую очередь избирательными правами.        

Задание 5. Принципы демократических выборов.

Командам предлагается прокомментировать по две ситуации.

Ситуация 1. Избирательное право в государстве имеют только граждане мужчины в возрасте от 40 до 60 лет. Случалось ли такое в прошлом? Возможно ли это в современном обществе?

Ситуация 2. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?

Ситуация 3. Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может проголосовать за соседа, родственник – за родственника. Как такая ситуация отразится на результатах выборов?

Ситуация 4. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?

Задание 6. Идеальный избиратель.

Каждая команда вырабатывает черты идеального  избирателя и прописывает их на листе бумаги А-3.  Представитель каждой команды презентует свою работу.

Задание 7. Презентация  политического плаката, призывавшего граждан прийти на выборы.

Каждая команда готовит и защищает свой плакат.

Источники информации:

  1. Конституция РФ,
  2. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. и др. Обществознание. 10, 11 кл. М.: Просвещение, 2011.
  3. Боголюбов Л.Н., др. Право. 10, 11 кл. М.: Просвещение, 2012.
  4. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. М.: Новый учебник, 2004.
  5. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 кл. М.: Дрофа. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Ты - будущий избиратель"

Деловая игра , посвященная Декаде молодого избирателя....

Сценарий деловой игры "Я- будущий избиратель"

Сценарий предназначен для проведения игры с учащимися 9-11 классов.Цель: повышение уровня информиро­ванности молодёжи по вопросам избиратель­ного права.Задачи:помочь обучающимся разобраться в ...

Деловая игра "Мы-будущие избиратели"

Игра по избирательному праву для старшеклассников....

Деловая игра " ВЫБОРЫ - сегодня ученик- завтра избиратель"

Презетация может быть использована по теме "Избирательное право" -обществознание 10-11 классы...

Открытый урок -деловая игра "Сегодня ученик-завтра избиратель"

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе "Сегодня ученик,завтра-избиратель". Можно использовать по теме "Избирательное право" в 11 классе на базовом уровне....