Из опыта подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах
материал по обществознанию (11 класс) на тему

В данной работе приведены задания (4 занятия), используемые в практике подготовки обучающихся средней и старшей школы для участия в предметных олимпиадах. Задания  есть практическая часть системы подготовки детей к участию в предметных олимпиадах, через развитие творческих способностей школьников. Теоретическая часть работы обосновывает  необходимость данного вида заданий в системе  подготовки к предметным олимпиадам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_deyatelnost.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах.

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путем правильного воспитания

 сделались хорошими -  это в нашей власти.

Плутарх.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение -  учение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогические, так и измененные условия.

Можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первой уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Иногда эти способности называют «генеральным фактором интеллекта».

 В 2006 году мои ученики впервые приняли участие в 3 и 2 этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории.  И если на муниципальном этапе обучающиеся  заняли призовые места, то региональный этап, заставил меня, как преподавателя  искать новые способы организации занятий с детьми.

Опыт подтвердил известное положение о том, что не всегда люди с высокими показателями умственного развития обладают хорошими творческими способностями. Всё больше прослеживалась обратная зависимость: человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению. Так появился вывод, ставший лейтмотивом к   разработке иной системы подготовки обучающихся к участию в учебных олимпиадах:  способности выступают и как предпосылка  усвоения знаний, умений и навыков, так  и  как результат и критерий уровня обучаемости.

Свои занятия я выстраиваю  на  закреплении навыков работы обучающихся с заданиями, формирующих творческие способности.  Эти занятия  позволяют:

  1. Способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей  – памяти, внимания, мышления, воображения;
  2. Логично переходить от заданий репродуктивных к частично-поисковым, ориентированным  на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем  -  к творческим (рассмотрение явления с разных сторон);
  3. Формировать такие важнейшие характеристики  творческих способностей как беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы;

Задания составляются в соответствие со следующей структурой:

  1. репродуктивные задачи  (решаются на время);
  2. задания на тренировку памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
  3. решение частично-поисковых задач (самостоятельное открытие, добывание знания);
  4. решение творческих задач: А) творческие задания, связанные с обществознанием;                        

                                                      Б) задания повышенной трудности интегративного характера

Данная система работы была реализована на профильных сменах  для обучающихся гимназии, где осуществлялась комплексная подготовка школьников к качественной подготовке  участия в предметных олимпиадах.

        Решая творческие задания, школьники испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущая красоту и величие науки. Любое их открытие, пусть даже самое маленькое, подобно открытию ученого. Тем самым, закладывается основа, когда обучающийся не по указанию учителя берётся за изучение науки, а самостоятельно принимает решение о дальнейшем поиске и новых открытиях.

Результаты работы:

Год

Уровень

Название олимпиады

Результат выступления

2009-2010

Муниципальный этап

Всероссийская предметная олимпиада школьников по обществознанию

1 место, Победитель

3 место, Призёр

2009-2010

Региональный этап

1 место, Победитель

2010-2011

Муниципальный этап

3 место, Призёр

2 место, призёр

4 место, Призёр

5 место, Призёр

2010-2011

Региональный этап

1 место, Победитель

2 место, Призёр

2011-2012

Муниципальный этап

2 место, Призёр

Муниципальный этап

Всероссийская предметная олимпиада школьников по праву

4 место, Призёр

Региональный этап

3 место, Призёр

Городская олимпиада

Избирательное право и избирательный процесс

4 место, Призёр

Результаты можно посмотреть на региональных сайтах:

www.imc 3dn.ru

www.hde.kurganobl.ru   

Рабочие листы для занятий по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам.

Рабочий лист 1 (занятие 1)

                                                       Занятие 1.

Тренируем зрительную память….

   

   

 

 

   

 

   

Тренируем быстроту реакции:

     Как можно быстрее обведите в каждом ряду все цифры кратные той, которая обведена в кружочке:

1) 10  18  11  15  12  14  48  21  6  23  9  36  40   30  42

2) 27   7   4  9  11  13  30  14   15   6   17   9   22

3) 20   17   18   5  6  3  25   32   40   51   15   42

4) 24   20  18  8   13  14  12  15  36  32  44  32

5) 9  7  8  12  32   11   15   20   25   24   6  73  84

6) 32  10  14  16   18  20  40  42  24  34  8  45  56

7) 14  65  42  3  63  7  21  37  35  25  28  44  49

8) 18  6  27  53  54  61  68  63  24  45  40  72  5  

 

Продолжите фразу:

     … мглою кроет;  Под усами находится …;   Цианистый калий – это …;

Кто во что ….;  Проще … репы;  Лучше во сто …;   Девятый …;   Держи карман ….;

 Мой … самых честных правил;   Семь … во лбу;   ….слепота;    А …звезда горит;

Как … белка в колесе;   Верховая …;   А король то ….;   Попал как кур в ….;

….Христа Спасителя;   Америку называют … светом;   Северный …океан;

Последний из ….;   Пятое ….в телеге;   Мне это нужно, как рыбе …;  Млечный ….;

Цифровой диктант:

     Условие выполнения: вам предлагается 9 утверждений, которые могут быть верны, а могут нести неверную информацию. Если вы согласны, то поставьте радом с утверждением  - «1», если не согласны – «0». Результаты ответов составят три трёхзначных числа, которые надо затем внести в итоговый ответ.

  1. Вода кипит при температуре 100 градусов;
  2. Автор сказки «Аленький цветочек» А.С.Пушкин;
  3. Вторая мировая война началась в 1939 году;
  4. Чёрное море расположено южнее Красного моря;
  5. Крещение Руси произошло при киевском князе Владимире;
  6. Папу автора «Каштанки» звали Пашей;
  7. Россия и Советский Союз одно и тоже;
  8. Количество дней в первом месяце лета кратно трём;
  9. В имени Георгий можно заменить одну букву и получится название садового цветка;

Итоговый ответ: _____________________ .

Какое слово лишнее в каждом ряду (свой ответ прокоммментируйте):

  1. Диван, стол, кресло, стул;          Ель, сосна, липа, кедр;
  2. Окунь, щука, дельфин, акула;        Поросёнок, курочка, ослик, кролик;
  3. Лук, вишня, Лион, тыква;        Телёнок, рак,  скорпион, змея;
  4. Москва, Лондон, Нью-Йорк, Париж;     Подвал, парашют, дом, дуэт;
  5. Родина, школа, разведчик, здание;

Проверим смекалку:

     *Родители проводили сына в гости к бабушке 15 июля, а вернулся он домой 25 июля. Сколько дней он гостил у бабушки? Не торопитесь с ответом, подумайте, нет ли тут подвоха.

     *Двое детей пошли к реке. У берега была только одна лодка. Как им перебраться на другой берег, если известно, что лодка может вместить только одного человека?

     * За одну минуту напишите не менее 15 слов, имён существительных, нарицательных, состоящих из трёх букв, например: МАК, ЛУК  и пр.

Вот что значит запятая…

     Прочитайте стихотворение Б.Заходера «Где поставить запятую» и ответьте, правильно ли здесь расставлены запятые и другие знаки препинания? Если, по-вашему, они расставлены не верно, исправьте записи.

Очень-очень странный вид:

Речка под окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Пёсик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно.

Да как крикнет, улетая.

Вот что значит запятая!

Шагослов:

      Как добраться от Курска до Парижа?

Заменяя одну букву в каждой строчке замените Курск на Париж. Все слова состоят из 5-ти букв.

  1. Город, который прославили соловьи – КУРСК.
  2. Клавиша в огнестрельном оружии - …….
  3. «Зверское» определение крепости сна - …..
  4. Рыбка с творожено-сладким названием - ……
  5. Оскар, автор  танго - ……
  6. Один из волосков, на котором висит парашют - ….
  7. Варенье, из которого выловили фрукты - ….
  8. Минеральный одноклассник граната - ….
  9. Кулинарный смысл расстегая  - ….
  10. Бывает дома, бывает на реке  - ….
  11. Сердечный изъян - …
  12. Ласковая банная атмосфера - ….
  13. Чужие волосы на своей голове - …
  14. Город моды и тайн - ПАРИЖ

Рабочий лист 2 (занятие 2)

Тренируем быстроту реакции

     Вставьте пропущенные буквы  так, чтобы у вас получились новые слова – имена существительные, нарицательные:

Л

Ь

К

А

О

Р

О

Л

Ь

К

А

О

Р

О

Л

Ь

К

А

О

Р

О

Л

Ь

К

А

О

Р

О

Л

Ь

К

А

О

Р

О

Л

Ь

К

А

О

Р

О

Л

Ь

К

А

О

Р

О

Тренируем быстроту реакции.

     В этом задании перед вами 22 числа.  Постарайтесь разбить их на 11 пар так, чтобы сумма чисел каждой пары равнялась 98. Например, 34+64=98. Эту работу вы должны выполнять в уме, записывая лишь ответы.

34,  19,   72,  85,  87,  29,  38,  65,  84,  55,  47.

64,  79,  26,  13,  11,  69,  60,  33,  14,  43,  51.

Тренируем зрительную память.

      Посмотрите внимательно на пронумерованные слова. Ваша задача запомнить каждое слово и его порядковый номер. Общее время на запоминание – 15 секунд.

1. парта   2. стол   3.окно   4. сосна   5. тетрадь   6. облако   7. пирог   8. ребёнок

      Закройте эти слова листом бумаги. Теперь проставьте номера напротив указанных слов:

Тетрадь -    сосна -      пирог -    окно -     стол -  парта -    облако -     ребёнок -  

      Закройте этот ряд слов листом бумаги и запишите теперь слова напротив указанных цифр:

1.               2.            3.           4.           5.          6.            7.           8.

Цифровой диктант:

      Условие выполнения: вам предлагается 9 утверждений, которые могут быть верны, а могут нести неверную информацию. Если вы согласны, то поставьте радом с утверждением  - «1», если не согласны – «0». Результаты ответов составят три трёхзначных числа, которые надо затем внести в итоговый ответ.

  1. Коктейль – в переводе с английского означает «петушиный хвост».
  2. Автор книги «Маугли» Р.Киплинг;
  3. Иногда в словах бывает больше звуков, чем букв;
  4. Шерлок Холмс – это реальная личность;
  5. Днепр находится в Азии;
  6. Существительное ДОЧЬ относится к второму склонению;
  7. Руслан – главный герой книги А.С.Пушкина, начинающийся словами: «У Лукоморья дуб зелёный…»;
  8. Папу Достоевского звали Мишей;

Развиваем логическое мышление.

      Какое слово лишнее в каждом ряду и почему?

1) Сито, кофе, лето, море;        2) роза, гладиолус,  василёк, нарцисс;

3) астра, бархотка, василёк, роза;     4) Женя, Петя, Саша, Валя;

5) Коля, Дима, Митя, Сима;          6) Лена, Таня, Наташа, Рита;

7) Разбор, одиночка, прикол, парад;  8) он, они, ты, вы;

Развиваем логическое мышление:

     Внимательно проанализируйте предлагаемые вашему вниманию закономерности, постарайтесь понять связь между словами в заполненной паре и по аналогии допишите вместо многоточия пропущенное слово:

Цветок – биосфера,  гранит - ……;         вулкан – лава, гейзер - ……;

Пушкин – рыбка,    …..- телёнок;           Франция – Париж,    …….. – столица;

Окно - ……,   вдруг – наречие;       Родион – розовый,    …….. – мудрость;

Чёрное – атлантический, белое - ………;      Чёрный – белый, дружба - …….;

Лак – лук,   бак - ……;        а – я,  у - ….,        г –к,   д - ….;

Развиваем логическое мышление:

      Перед вами чертёж:

                                     

Сколько прямоугольников разных размеров вы можете на нём видеть?

Развиваем логическое мышление:

9

4

3

6

     * Посмотрите внимательно на таблицу. Проанализируйте расположение цифр. Пишите в пустые клетки цифры так, чтобы их сумма по всем направлениям была равна 15

   

      * Сколько слов вы можете составить из букв, помещённых в каждом из предлагаемых вашему вниманию квадратов, двигаясь от клеточки к клеточке в любом направлении? Помните, что пересекать клеточки нельзя. В блоке номер 1 подойдут, например слова РОБА, КРАБ, а КОРА не годится.

О

Р

К

Б

А

С

Н

Т

С

К

О

Р

О

Д

Ж

А

В

А

Ы

Б

А

З

Е

Р

К

      * Посмотрите внимательно на чертёж. Сколько на нём прямоугольников и треугольников разных форм и размеров? А сколько прямых углов?

Превратите  слово ГУСЬ в слово КОЗА:

Представители фауны, которые по преданию Рим спасли – ГУСЬ

Наша Родина в стародавние времена - ……

Несъедобная баранка - ……

Объект приложения актёрских сил - …..

Приправка к анекдоту - ……

Грязь, низвергающая с горы - …..

Между городом и деревней - ……

Корм, абсолютно непригодный в пищу собаке - …

Река, омывающая парижские набережные - ….

Река в основе самого известного в мире псевдонима - …..

Постоянная спутница Земли - ….

Авоська для бильярдного шара - ….

Ветка, славная своей гибкостью -  ……               Живое существо, не нуждающееся в баяне - КОЗА

Рабочий лист 3 (занятие 3)

Тренируем быстроту реакции.

     * Сравните две таблицы и прочитайте в каждом ряду загадку, на которую нужно правильно ответить:

Блок 1:

9

20

5

12

15

7

Ь

Н

С

Й,

О

А

23

8

21

16

10

1

О

Л

Я

С

Н

К

4

22

13

19

3

24

Ь

Н

Х

Ь

Н

Й

14

11

2

17

18

6

В

О

О

Т

Л

Т

 Блок 2:

20

14

5

10

7

Н

Л

Ь

К

О

6

23

18

21

19

И

В

О

Н

Д

22

9

1

12

4

Х

Д

Ш

Г

Т

3

13

15

25

17

С

О

О

СТ

Ы,

16

24

11

2

8

В

О

Е

Е

Г,

     *Вставьте пропущенные слова в хорошо вам известные словосочетания:

….зодиака,   Эйфелева …, отскакивает как …. От стенки, биться об …,   …..своего времени,

…. Своего дела,   ….глазки, «Трое в ложке, не считая ….», «……  Бальзаминова», …луковое.

Тренируем зрительную память:

      Посмотрите внимательно в течение 15 секунд на эти квадраты. Постарайтесь запомнить количество нарисованных точек и места их расположения в  квадратах:

      Закройте листом бумаги таблицы и воспроизведите как можно точнее эти же таблицы на отдельном листе бумаги. Сверьте правильность выполнения задания, то есть точность воспроизведения таблиц с точками.

Тренируем быстроту реакции:

     Из двух слов составьте одно:

ПРИЗ

ОВОД

БАНК

ОКНО

КИПА

ЛЕТ

ЗЛО

АК

ВИНО

РАК

ВЕС

УС

КОН

КРАТ

ИВА

АТА

САД

ОПЫТ

ВОЛ

РОТ

ПИСТО

РИС

ИГО

БА

ПОЛ

ГРАД

ГРАД

ТЕНЬ

АРО

ЗОНТ

РЫБ

ОТА

СЛЕД

УМ

КИТ

ТОЧКА

БУК

ТАКТ

КАРА

СИ

ПАР

ОСА

ПЕРС

МАРКА

ВЕРА

ЛЕТ

СИР

ОТЬ

ПЛЕН

УС

СЕНО

ЕЛЬ

ГОРИ

АФ

ЛАП

ЛКА

ОСА

ДОК

ЯР

ВАЛ

ДЕМО

МАТ

ЛОП

ОКО

ЖИР

НДА

НОС

НДАШ

Цифровой диктант:

     Условие выполнения: вам предлагается 9 утверждений, которые могут быть верны, а могут нести неверную информацию. Если вы согласны, то поставьте радом с утверждением  - «1», если не согласны – «0». Результаты ответов составят три трёхзначных числа, которые надо затем внести в итоговый ответ:

  1. Автор балета «Жизель» - великий русский композитор П.И.Чайковский;Наполеон был императором Германии;
  2. Шаляпин был великим русским певцом;
  3. Фамилия Татьяны из оперы «Евгений Онегин» - Ларина;
  4. В Великобритании кошка является священным животным;
  5. Золото - цветной металл;
  6. Имя мальчика, путешествовавшего с гусями – Нильс;
  7. В состав США входят 50 штатов;

Общий ответ: _____________________________________ .

Тренируем логическое мышление.

      * Определите какое слово лишнее в ряду и почему:

1) Жигули, Волга, МАЗ, Запорожец;   2) Гнездо, муравейник, нора, курятник, берлога;

3) Москва, Лондон, Магадан, Париж;  4) Дом, сарай, изба, хижина, здание;

5) красное, синее, белое, чёрное;   6) красный, оранжевый, жёлтый, чёрный;

7) Баренц, Колумб, Лаптев, Беринг;     8) Пара, везде, кино,  само;

9) дочь, мама, сын, дядя;             10) тётя, дочь, дядя, мама;

11) сорока, тритон, червяк, стриж;       12) галифе, метро, шик, макинтош;

      * Внимательно проанализируйте представленные закономерности, постарайтесь понять связь между словами в заполненной паре и по аналогии с ней дополнить недостающий фрагмент второй пары:

1)  Митя – Д, Женя - ….;    2)  Серёжа З, Сева -

3)  Мел – доска, карандаш - ….;     4)  январь – первый, май - ….;

5)  январь – второй, май - …..;   6) январь – Татьяна, сентябрь - …..;

7)  Доктор – стоматолог, …. – математик;     8)  доктор – шесть, врач - ….;

     * Выявите закономерность и продолжите ряды:

1) Анна, Борис, Вера, Гена, …..      2) Мир, омар, пума, …..;

3) ладонь, ободок, свита, агония, ….;     4) соло, дуэт, трио, …..;

5) красный, оранжевый, жёлтый, ……;   6) алый, бордовый, вишнёвый, …..;

     * Выявите закономерность и продолжите ряды:

1) 1  3  5  7  …        2) 2  4  6  8  …         3) 88   66   44   …           4) 6   18   30  42   …

5) 19   16   13  10   ….                6)  2  8  3  7  4  6  ….          7)   3   4   7   11   18   …

      * Как,  не отрывая руки от бумаги, разделить изображённую фигуру на 6 равных треугольников?

Отлейте купол из бетона.

     Изменяя по одной букве в каждом слове, превратите слово «КУПО» в слово «БЕТОН»:

Полушарие над храмом – КУПОЛ

Предшественник украинской гривны - ….

Французский физик, замеченный на дамской шейке - ….

Дикий родственник осла - ….

Выдра такая морская - ….

Старинная полузабытая удача - ….

Удар, прославивший Гастелло - …

Супруг домашней овцы - ….

Чуть менее знатен, чем граф - …

Белая длинная буханка  - ….

Цемент+песок+вода = БЕТОН

Занятие 3.

Тренируем быстроту реакции.

     * Сравните две таблицы и прочитайте в каждом ряду загадку, на которую нужно правильно ответить:

Блок 1:

9

20

5

12

15

7

Ь

Н

С

Й,

О

А

23

8

21

16

10

1

О

Л

Я

С

Н

К

4

22

13

19

3

24

Ь

Н

Х

Ь

Н

Й

14

11

2

17

18

6

В

О

О

Т

Л

Т

 Блок 2:

20

14

5

10

7

Н

Л

Ь

К

О

6

23

18

21

19

И

В

О

Н

Д

22

9

1

12

4

Х

Д

Ш

Г

Т

3

13

15

25

17

С

О

О

СТ

Ы,

16

24

11

2

8

В

О

Е

Е

Г,

     *Вставьте пропущенные слова в хорошо вам известные словосочетания:

….зодиака,   Эйфелева …, отскакивает как …. От стенки, биться об …,   …..своего времени,

…. Своего дела,   ….глазки, «Трое в ложке, не считая ….», «……  Бальзаминова», …луковое.

Тренируем зрительную память:

      Посмотрите внимательно в течение 15 секунд на эти квадраты. Постарайтесь запомнить количество нарисованных точек и места их расположения в  квадратах:

      Закройте листом бумаги таблицы и воспроизведите как можно точнее эти же таблицы на отдельном листе бумаги. Сверьте правильность выполнения задания, то есть точность воспроизведения таблиц с точками.

Тренируем быстроту реакции:

     Из двух слов составьте одно:

ПРИЗ

ОВОД

БАНК

ОКНО

КИПА

ЛЕТ

ЗЛО

АК

ВИНО

РАК

ВЕС

УС

КОН

КРАТ

ИВА

АТА

САД

ОПЫТ

ВОЛ

РОТ

ПИСТО

РИС

ИГО

БА

ПОЛ

ГРАД

ГРАД

ТЕНЬ

АРО

ЗОНТ

РЫБ

ОТА

СЛЕД

УМ

КИТ

ТОЧКА

БУК

ТАКТ

КАРА

СИ

ПАР

ОСА

ПЕРС

МАРКА

ВЕРА

ЛЕТ

СИР

ОТЬ

ПЛЕН

УС

СЕНО

ЕЛЬ

ГОРИ

АФ

ЛАП

ЛКА

ОСА

ДОК

ЯР

ВАЛ

ДЕМО

МАТ

ЛОП

ОКО

ЖИР

НДА

НОС

НДАШ

Цифровой диктант:

     Условие выполнения: вам предлагается 9 утверждений, которые могут быть верны, а могут нести неверную информацию. Если вы согласны, то поставьте радом с утверждением  - «1», если не согласны – «0». Результаты ответов составят три трёхзначных числа, которые надо затем внести в итоговый ответ:

  1. Автор балета «Жизель» - великий русский композитор П.И.Чайковский;Наполеон был императором Германии;
  2. Шаляпин был великим русским певцом;
  3. Фамилия Татьяны из оперы «Евгений Онегин» - Ларина;
  4. В Великобритании кошка является священным животным;
  5. Золото - цветной металл;
  6. Имя мальчика, путешествовавшего с гусями – Нильс;
  7. В состав США входят 50 штатов;

Общий ответ: _____________________________________ .

Тренируем логическое мышление.

      * Определите какое слово лишнее в ряду и почему:

1) Жигули, Волга, МАЗ, Запорожец;   2) Гнездо, муравейник, нора, курятник, берлога;

3) Москва, Лондон, Магадан, Париж;  4) Дом, сарай, изба, хижина, здание;

5) красное, синее, белое, чёрное;   6) красный, оранжевый, жёлтый, чёрный;

7) Баренц, Колумб, Лаптев, Беринг;     8) Пара, везде, кино,  само;

9) дочь, мама, сын, дядя;             10) тётя, дочь, дядя, мама;

11) сорока, тритон, червяк, стриж;       12) галифе, метро, шик, макинтош;

      * Внимательно проанализируйте представленные закономерности, постарайтесь понять связь между словами в заполненной паре и по аналогии с ней дополнить недостающий фрагмент второй пары:

1)  Митя – Д, Женя - ….;    2)  Серёжа З, Сева -

3)  Мел – доска, карандаш - ….;     4)  январь – первый, май - ….;

5)  январь – второй, май - …..;   6) январь – Татьяна, сентябрь - …..;

7)  Доктор – стоматолог, …. – математик;     8)  доктор – шесть, врач - ….;

     * Выявите закономерность и продолжите ряды:

1) Анна, Борис, Вера, Гена, …..      2) Мир, омар, пума, …..;

3) ладонь, ободок, свита, агония, ….;     4) соло, дуэт, трио, …..;

5) красный, оранжевый, жёлтый, ……;   6) алый, бордовый, вишнёвый, …..;

     * Выявите закономерность и продолжите ряды:

1) 1  3  5  7  …        2) 2  4  6  8  …         3) 88   66   44   …           4) 6   18   30  42   …

5) 19   16   13  10   ….                6)  2  8  3  7  4  6  ….          7)   3   4   7   11   18   …

      * Как,  не отрывая руки от бумаги, разделить изображённую фигуру на 6 равных треугольников?

Отлейте купол из бетона.

     Изменяя по одной букве в каждом слове, превратите слово «КУПО» в слово «БЕТОН»:

Полушарие над храмом – КУПОЛ

Предшественник украинской гривны - ….

Французский физик, замеченный на дамской шейке - ….

Дикий родственник осла - ….

Выдра такая морская - ….

Старинная полузабытая удача - ….

Удар, прославивший Гастелло - …

Супруг домашней овцы - ….

Чуть менее знатен, чем граф - …

Белая длинная буханка  - ….

Цемент+песок+вода = БЕТОН

Занятие 4.

Тренируем сообразительность и проверяем эрудицию…

      Найдите спрятанные в предложениях хорошо вам знакомые  названия растений – цветов и деревьев. Например: На банке с вареньем копошился целый рой ОС И НАМ нельзя было полакомиться. Спрятанное слово – ОСИНА.

  1. Не проходи мимо за счастьем в погоне. Пусть салют и крики «Ура»! тебя не обманут!
  2. Трудно заставить нас  традиции этой следовать.
  3. Петя с ёлки игрушки снимал и на полку складывал.
  4. Даже после тяжёлых скачек улан дышит спокойно – нас Турция не прельщает!
  5. Скажи где лежат конфеты. Ведь поп их так любит.
  6. Кто  снял колесо с нашей машины?

Задачи:

     Реши следующие задачи, пользуясь ключом – примером: Отдели плод от растения:

С О Ш И С Н Ш А К А. Подсказка: Зачеркните буквы «ШИШКА», получим растение «СОСНА»

1) Исключили девочку, остался мальчик: Л А Н Ю Д Д Р М И Е Л Й А.

2) Зачеркни награду, но оставь спортсмена: К У Ш Т Б А Н О Г И К С Т.

3) Если не читать страну, останется город: И Д Е Н Л Д И И Я.

4) Прогони собаку, оставив птицу: С Б Н У Л Е Г Ь Д И Р О Г Ь.

5) Перепрыгни реку и открой планету: С Е Н А Т И С У Р Е Й Н.

Тренируем быстроту реакции:

Вставьте пропущенные буквы так, чтобы получилось 10 разных слов:  С _ Е _ А;    

Цифровой диктант:

  1. Под именем Козьма Прутков творил не один, а три писателя;
  2. На российском флаге столько же цветов, сколько на французском и американском;
  3. Арбуз – это ягода;
  4. Корабли Христофора Колумба отплывали в долгое плавание от берегов Испании;
  5. Именно Америка была названа Новым Светом;
  6. Бумага и фарфор были изобретены в Индии;
  7. Река на которой стояла столица Древней Руси – Днепр;
  8. Великая Октябрьская революция произошла в 1917 году;

Общий ответ: ________________________ .

«Волшебные квадраты»:

     Разместите числа 2, 2, 2, 3, 3, 3                              Разместите числа 1, 4, 6, 7, 8, 9 так,

     так, чтобы в сумме получилось число 6:               чтобы в сумме получилось число 15:

1

1

5

3

1

2

Тренируем логическое мышление:

       *Внимательно проанализируйте предложенные закономерности, выявите способ их составления и продолжите ряд:

  1.  6  9  12  15  …      2) 4   10   5   12   6   14   …     3) 4   5   7   10   14   …

4)   4  7  10   13   16   …      5) 1   2   4   8   …         6)   1   4   9   16   …

      7)   2   6   3   7   4   …    8) 41   37   39   35   37   …     9)  3   10   5   12   6   …

      *Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, сколько треугольников различной формы и размера вы можете Здесь увидеть?

Тренируем быстроту реакции:

     *Замените в следующих словах одну букву на другую так, чтобы получилось новое слово (для некоторых слов можно найти несколько вариантов ответа):

ПОЛК -   ПОРТ -   ВЕРА -    ВОЛК -   ХЛЕВ -    КОРА -      ЩЕЛЬ -    УРОН -     СТОН -  

БРАК -     ОСЁЛ -    ВОЛК -    РОБА -    КРАН -      КОРЬ -     БОЛЬ -     СЕЛО -  

     *Запишите названия профессий, которой должен заниматься человек, чтобы произвести продукт, названный в левой колонке, например: газета – газетчик.

Журнал –                     Кружева -

Платье –                       Картина  -

Памятник –                  Стихи -

Книга –                        Мех -

Подкова –                    Горшок из глины -

Музыка –                     Золотые украшения -

Вино –                         Бочка -

Пиво –                         Подводная лодка -

Туфли -                       Лекарство –

 

     * Найдите и исправьте логические ошибки в выполненном нерадивым учеником задании, аналогичном предыдущему:

Лодка – лодочник,   опера – певец,   лошадь – ямщик, цветы – цветочница, молоко – доярка, консервы – консерватор, яма – ямщик, паста – пастух.

Народная мудрость:

Соедините половинки пословиц:

Без букв и математики

Книга растит человека

Без муки

А человек знанием

За учёного двух неучёных дают

А гордись знанием

Испокон века

Чем языком

Корень ученья горек

Не учатся грамматике

Лучше ногой запнуться

А сама хлеб даёт

Мал язык

Стыдно не учиться

Мир освещается солнцем

Да плод его сладок

Набирайся ума в учении

Да и то не берут

Наука хлеба не просит

Храбрости в сражении

Не годись званьем

А горами качает

Не стыдно не знать

Нет и науки

    *Назовите, на основании, какого признака, слова объединены в группу:

1) папа, мама, сын, дочь;      2) мама, дочь, сестра, бабушка;    

3) мама, учительница, сестра, бабушка;   4) рассказ, новелла, стихотворение, пьеса;

5) рассказ, заголовок, прибытие, въезд;    6) рассказ, пригорок, подход, безопасность;

7) лимон, желток, солнце, цыпленок;   8)  Киев, Коля, Килиманджаро, Конго;

9) кон, мел, угол, хор.

Задания на развитие логики:

1 задание:

Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.

Придумайте собственные буриме на рифмы: "роса - небеса"; "пес - принес"; "краски-сказки"; "ветерки-мотыльки"; "у реки - глубоки"; "в лесу - принесу", "колдуны - не страшны", "холодна - у окна".

2 задание:

Лимерик - это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы. Знамениты лимерики Э.Лира. Вот один из них:

 

Жил да был старик болотный,

Вздорный дед и тягомотный,

На колоде он сидел,

Лягушонку песни пел

Въедливый старик болотный.

 

По данной схеме (первая строчка - выбор героя, вторая - указание на его черту характера, проявившуюся в действии, третья и четвертая - само действие, пятая - выбор конечного эпитета, пародирующего содержание образа). Придумайте свои лимерики.

3 задание:

Метод фокальных объектов

При выполнении заданий, в которых требуется совмещать несовместимое, могут возникать изобретательские идеи.

В столбе слева приводятся имена существительные, обозначающие предметы, а справа - прилагательные, обозначающие свойства.

1. Автобус

2. Барабан

3. Бетон

4. Веревка

5. Газета

6. Гвоздь

7. Куб

8. Колесо

9. Комбайн

10. Конверт

11. Мотор

12. Огонь

13. Остров

14. Пленка

15. Расческа

16. Стекло

17. Телевизор

18. Корабль

Ароматный

Беспрерывный

Воздушный

Жидкий

Изменчивый

Круглый

Ледяной

Липкий

Нитевидный

Парящий

Пленочный

Прессованный

Раздвижной

Резиновый

Светящийся

Сгущенный

Шарообразный

Эластичный

1. Автомобиль

2. Альбом

3. Ковер

4. Картина

5. Полотно

6. Дорога

7. Дерево

8. Стекло

9. Корабль

10. Доска

11. Бетон

12. Магнит -

13. Лед

14. Радио

15. Указка

16. Пенал

17. Каток

18. Лампа

Палатка

Сумка

Лодка

ткань

Аэродром

Колесо

Душ

Телевизор

Радио

Станок

Замок

Кран

Дом

Воздух

Ручка

Шар

Стекло

Небо

 

Задание 4:

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.

1. Лев, нападающий на антилопу   2. Собака, виляющая хвостом      3. Муха в вашем супе

4. Миндальное печенье в коробке   5. Молния в темноте    6. Пятно на вашей любимой одежде

7. Бриллиант, сверкающий на солнце   8. Крик ужаса в ночи      9. Радость материнства

10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

Задание 5:

Образуйте как можно больше слов из таких слов: карантин, парикмахерская, прислониться, опор, лепесток, каторга, комар, сверло, десна, человек, полька, примус, университет.

Из букв т, у, ш, а, к можно составить несколько слов с условием, что все эти пять букв составят только пятибуквенные слова. Ниже приводятся группы букв, из которых вам надо составить как можно больше слов:

1) о, к, т;         2) у, р, д, а;           3) а, а, к, н;         4) о, о, е, л, с, к.

К заданным согласным подберите гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имен существительных в единственном числе именительном падеже):

1) в, г, д;             2) с, к, р, т;            3) ж, к, л;           4) н, л, с, к;          

Задание 6:

Перед вами несложная фраза -  «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Задание 7:

Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:

1) «вид — род» и «род — вид», например «окунь — рыба», «рыба — окунь»;

2) «часть — целое», например «плавник — окунь»;

3) «причина — следствие», например «горе — слезы»;

4) «последовательность», например «понедельник — вторник»;

5) «вид — вид», например «щука — окунь»;

6) «функциональные отношения», например «окунь — река»;

7) «противоположность», например «свет — тьма».

Следует назвать отношения, существующие между понятиями каждой пары:

1. Рабы — класс.     2. Осень — зима.      3. Ромб — сторона.

4. Рабы — рабовладельческий строй.      5. Тополь — ясень.

6. Газ — жидкость.                                     7. Сахара — пустыня.

8. Тополь — пирамидальный тополь.      9. Жидкость — вещество.

10. Рабы — рабовладельцы.                     11. Карта — глобус.

12. Буква — гласная буква.                      13. Носорог — саванны.

14. Тополь — лес.                                      15. Вода — холодная вода.

16. Рабы — крепостные крестьяне.          17. Шероховатость — трение.

18. Фигура — плоскостная фигура.         19. Союз — предлог.

20. Засуха — неурожай.                            21. Рабы — Спартак.

22. Острый угол — тупой угол.               23. Север — юг.

24. Тополь — дерево.                                25. Притяжение — отталкивание.

26. Повесть — глава.                                 27. Плодородная почва — высокий урожай.

28. Числительное — часть речи.              29. Жизнь — смерть.

30. Круг — окружность.

P.S. :   Нет так давно японцы открыли свой секрет долголетия клеток головного мозга. И знаете, что надо делать, чтобы  мозг не старел? Думать, думать, и еще раз думать!!!        

9

7

8

2

4

5

3

6

2

3

5

8

17

19

4

7

9

5

11

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 9 класс.

Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» рассчитана на учащихся 9 класса. Тематическое планирование учебного...

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 11 класс.

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» для 11 класса. Тематическое планирование учебного материала при 1 з...

Планирование и организация деятельности учителя по подготовке школьников к участию в предметных олимпиадах и конкурсах

В динамичном, быстро меняющемся мире значительно чаще переосмысливается социальный заказ школе, корректируются или коренным образом изменяются цели и задачи школьного образования. Сейчас необходи...

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...

Организация подготовки обучающихся к участию в конкурсах, олимпиадах, чемпионатах

Участники чемпионата "Абилимпикс", Региональной олимпиады  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями) по трудовому обучению...

Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по биологии

Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее по...

Программа "Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах"

Программа предназначена для работы со школьниками, имеющими склонности к предмету и желающих пополнить не только базовые знания по географии, но и изучать предмет углубленно с целью успешного применен...