Планирование и организация деятельности учителя по подготовке школьников к участию в предметных олимпиадах и конкурсах
статья на тему

Сизоченко Анастасия Ивановна

В динамичном, быстро меняющемся мире значительно чаще переосмысливается социальный заказ школе, корректируются или коренным образом изменяются цели и задачи школьного образования. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Однако для педагогов наиболее важным является не столько научное основание одаренности, сколько её реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_sizochenko.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Планирование и организация деятельности учителя по подготовке школьников к участию в предметных олимпиадах и конкурсах»

Выполнил: Сизоченко А.И.

слушатель курса № 39А

Проверил: Кондратенко Л. Н.,

                                                                                           доцент кафедры МиОО

Новокузнецк 2018

Актуальность работы по подготовке школьников к участию в предметных олимпиадах и конкурсах

В динамичном, быстро меняющемся мире значительно чаще переосмысливается социальный заказ школе, корректируются или коренным образом изменяются цели и задачи школьного образования. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Однако для педагогов наиболее важным является не столько научное основание одаренности, сколько её реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. 

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цель – создание условий успешности для оптимального развития детей.

Задачи:

  • Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
  •  Развитие творческих способностей на уроках, с использованием новых технологий, опираясь на индивидуальные особенности детей. Применение средств обучения, способствующих развитию самостоятельного мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков.  
  • Развитие способностей во внеурочной деятельности.
  • Развитие качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Главной задачей, таким образом, становится необходимость развивать не столько одаренность, отдельные диагностированные способности, сколько в целом личность одаренного ребенка. Следовательно, процесс обучения не может состоять лишь из интеллектуального развития, но должен затрагивать всю личность ребенка в целом. Задачи, содержание и конкретные методы обучения, должны быть ориентированы на основные характеристики учащихся с интеллектуальной одаренностью (ярко выраженная потребность в познании, любознательность, высокий уровень развития мышления и др.).

Описание методов и методик отбора школьников для участия в предметных конкурсах и олимпиадах

 Выявление одаренных детей

Прежде всего их нужно найти среди множества учеников. Процесс выявление одаренности основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на их родителей. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. По результатам групповых тестирований и социологическим опросам, можно выявить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований. (Креативные тесты по психодиагностике творческого мышления (Е.Туник), диагностика креативности (Е.Торренс), методика «Интеллектуальный портрет» (А.Савенков), методика «Карта одаренности» (А.Савенков) и др.). Анкетирование родителей позволяет выявить стиль воспитания в семье и личностные особенности одаренных детей. (Методика «Палитра интересов», «Карта одаренности» и др.).

Описание форм, методов и содержания работы с одарёнными детьми по их подготовке к участию в предметных олимпиадах и конкурсах

Основной формой организации учебного процесса остается урок. Формы, методы, приемы в рамках отдельного урока должны отличаться разнообразием и направленностью на индивидуализацию и дифференциацию работы. Широко распространены методы групповой работы, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Уроки могут проходить в форме семинаров, исследовательских уроков, практикумов.

Ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода. Процесс обучения направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных, на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) учащихся.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать не целесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимальной возможности развития всех учащихся школы. Однако можно создавать отдельные группы одаренных детей для выполнения проектной деятельности, творческих заданий.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения.

Развитие способностей во внеурочной деятельности. Основная задача помочь ребенку выбрать себе наиболее эффективную траекторию индивидуального развития в опоре на конкретные способности. Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам. Участвовать в семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, интеллектуальных марафонах, олимпиадах. Для этого посещать кружки, факультативы, творческие мастерские, спецкурсы по выбору, быть участником школьного научного общества. Работать в малой академии. Вести исследовательскую деятельность. Работать в лекторских группах. Обучаться на авторских курсах, работать в творческих группах при ВУЗах. Школьник обучается работе с дополнительной и научной литературой, с Интернет-ресурсами, совершенствует умение писать сначала доклады, потом рефераты, по интересующим его темам, приобретает опыт публичных выступлений и в итоге выполняет исследовательскую работу, которую представляет на научно-практическую конференцию или конкурс. Исследовательская работа позволяет учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний. Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации. Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса, затем учитель проводит групповые консультации, цель которой – познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом. Четвертый этап – собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемный семинар, цель которого – обобщение и систематизация полученных знаний. Пятый этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе приводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов. Большие возможности для успешного развития одарённости учащихся имеет кейс-технология. Это новый и в то же время весьма перспективный метод преподавания. Кейс-совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс - то не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Еще одна форма внеурочной работы – это организация профильных лагерей и смен для творчески одаренных детей. В профильном лагере ребята оказываются в благоприятной среде единомышленников, что способствует их личностному раскрытию, повышению самооценки и толчку к интеллектуальному прогрессу. Приоритет творческой деятельности, позволяющий избежать количественного оценивания и уровневого сравнения достижений - необходимое условие для раскрытия одаренных детей. Итак, профильная смена для одаренных детей - это возможность их социальной адаптации, своеобразная школа интеллектуального роста, направленная на расширение кругозора, эрудиции и креативности; познание себя, своих интересов и возможностей в различных видах деятельности; погружение в изучение предметов. Это важное звено в системе работы с одаренными детьми. Процесс обучения одаренных должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.


Индивидуальный маршрут конкретного школьника по подготовке к участию в предметных олимпиадах и конкурсах

Ф. И. Степанова Анастасия Класс 8 Учебный год 2017-2018

1. ПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предмет

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

Год

Уровень освоения блока «Выпускник

научится»

Уровень освоения блока «Выпускник

получит возможность

научиться»

базовый

углубленный

базовый

углубленный

Физика

4

5

5

5

5

Соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием. Понимает смысл основных физических терминов. Проводит прямые измерения физических величин. Использует при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы

Интернет.

Создаёт собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождает выступление презентацией. Осознает ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в

улучшение качества

жизни.

2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметный результат

Учебный период

Формат деятельности, чтобы выявить метапредметные результаты (комментарий учителя)

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

Год

Диагностическая работа

Наблюдение за деятельностью ученика

на урочном занятии

на внеурочном занятии

Освоение метапредметных понятий и терминов

На основе мониторингов (тестирование, анкетирование, программ наблюдения) выявлены личностные образовательные результаты:

Личностные УУД

сформированы основы экологической культуры

демонстрирует ценности здорового и безопасного образа жизни

участвует в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций

готова к построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

сформированы социальные компетенции, основы гражданской идентичности личности, учебная самостоятельность

Не предусмотрена

Соблюдает нормы и правила поведения на уроке. Ответственно относится к результатам учебной деятельности

Активно участвует в общешкольных мероприятиях, проявляет лидерские качества, умеет общаться в группе, команде

Регулятивные УУД

Умеет самостоятельно определять цели обучения

Умеет планировать пути достижения целей

Умеет контролировать деятельность для достижения результата

Умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи

Владеет основами самоконтроля, умеет принимать решение

Определяет потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находит средства для их устранения

Формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. Анализирует собственную учебную деятельность

Фиксирует и анализирует динамику собственных образовательных результатов. Выстраивает жизненные планы на краткосрочное будущее

Познавательные УУД

Умеет обобщать, классифицировать, строить логические рассуждения

Создаёт и преобразовывает знаки, символы, модели и схемы для решения учебных задач

Овладела навыками смыслового чтения. Быстро находит необходимую информацию в тексте, преобразовывает текст

Владеет основами экологического мышления, применяет опыт на практике

Овладела культурой активного использования информационных ресурсов, поисковых систем  

Работает с различными поисковыми системами, анализирует полученный результат, делает выводы

Умеет объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Строит доказательство на основе алгоритма действий

Активно участвует в исследовании на основе предложенной проблемной ситуации. Создаёт различные модели для решения жизненных ситуаций: вербальные, информационные, вещественные

Коммуникативные УУД

Умеет организовывать учебное сотрудничество

Осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Овладела навыками информационно-коммуникационных технологий

Соблюдает правила информационной безопасности

Создаёт информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий

Использует ИКТ для решения учебных и практических задач при работе с информационными ресурсами

Представляет в устной или письменной форме развёрнутый план действий. Создаёт тексты с использованием необходимых речевых средств

Аргументированно отстаивает свою точку зрения, владеет навыками дискуссии

3. ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСЫ, СМОТРЫ, ФЕСТИВАЛИ

Название олимпиады/

конкурса

Предмет

Дата участия

Уровень

Результат

Комментарии учителя, который подготовил ученика

Международная олимпиада проекта intolimp.org «Зима 2018»

физика

16.11.2017

Международная

1 место (10 баллов из 10)

Отлично справилась с задание при выборе ответов

Международная олимпиада «Весна 2018» проекта «Инфоурок»

физика

16.05.2018

Международная

2 место (14 баллов из 15)

Отлично справилась с заданием, допустив одну неточность при выборе ответа

4. ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Название проекта или учебного исследования

Предмет

Направленность проекта или исследования

Итоги освоения обязательного элективного курса «Индивидуальный проект»

Комментарии руководителя проекта или исследования

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

Год

5. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Направление внеурочной деятельности

Дата проведения

Внеурочный курс

Внеурочное мероприятие

Профиль обучения

Образовательный результат

Комментарии педагога

Физкультурно-спортивное

Сентябрь, 2017

Спортивная секция

Соревнования  «Веселые старты», школьный уровень

Участие в спортивных соревнования различного уровня

Команда-победитель

Любит спортивные игры. В игре выкладывается полностью, играет на победу.

Социальное

Март, 2018

Секция «Школа безопасности»

Школа безопасности, районный уровень

Развитие навыков безопасности жизнедеятельности

Команда-победитель

Отлично работает в команде. Применяет знания основ безопасного поведения в различных ситуациях

Физкультурно-спортивное

Февраль, 2018

Спортивная секция

Соревнования по волейболу

Участие в районных соревнованиях

Команда-призёр

Любит волейбол. В игре проявляет лидерские качества, является капитаном, выкладывается полностью, играет на победу

6. СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Направленность мероприятия

Название мероприятия

Дата проведения

Образовательный результат

Степень участия

Комментарии педагога

Общешкольное

«День знаний»

1.09.2017

Проявила социальное лидерство и активность. Продемонстрировала ответственность и целеустремленность

Ведущая праздника

Своевременно выучила свои реплики. Пунктуальна и обязательна на репетициях. тветственно относится к порученному делу

Общешкольное

«День учителя»

5.10.2017

Взаимодействовала с одноклассниками, учениками и учителями в решении общей задачи, проявляла чувство товарищества и взаимопомощи.

Участница танца, помощь педагогу в проведении мероприятия, ответственный организатор.

Дружественно общается с одноклассниками, обладает организаторскими способностями и качествами лидера.

Общешкольное

«День народного единства»

4.11.2017

Участвовала в социально-патриотической акции

Участник флешмоба

Проявила организаторские способности, активно помогала организовать людей для проведения мероприятия.

Общешкольное

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год)

9.05.2018

Сформировала активную патриотическую позицию.

Организатор праздника

Проявила организаторские способности, активно помогала формировать команду учеников для проведения праздничного концерта.

Внешкольное

Районная школа актива «Я - волонтер»

Декабрь 2017

Взаимодействовала с ребятами из других школ, проявила лидерские качества

Активный участник школьного актива ДЮО «Славяне»

Дружественно общалась со сверстниками из других образовательных учреждений, проявила организаторские способности.

Внешкольное

Экологический фестиваль «Танцевальная весна»

Апрель 2018

Взаимодействовала с ребятами из других школ, проявила лидерские качества

Активный участник школьного актива ДЮО «Славяне»

Дружественно общалась со сверстниками из других образовательных учреждений, проявила организаторские способности.


Модель системы по подготовке школьников к участию в какой-либо конкретной предметной олимпиаде или конкурсе

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки учащихся к олимпиаде. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным. 
Что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?
Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации. Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными науками школьников.

Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью.

Никакого принуждения при этом быть не может. Большую роль в определении таких учащихся играют классные руководители и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом.
Для успешности реализации исследовательских работ важно на это мотивировать как учащихся, так и учителей. На основе исследований были выявлены следующие мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в ВУЗ; и другие. Свою деятельность исследовательскими проектами я мотивирую следующим: желанием повысить свою профессиональную компетентность; углубить знания учащихся в своем предмете, сформировать позитивное отношение к нему; научить школьников способам учебной деятельности как основе их успешности в дальнейшей учебе; получить более высокую квалификационную категорию.

Система подготовки участников олимпиад:

—  базовая школьная подготовка по предмету;

—  подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы);

—  самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

—  целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.

Подготовка школьников к олимпиадам.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает:

  • подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года;
  • элективные  курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
  • индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения;
  • уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
    использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности.

 Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников идет через:

—  наблюдения в ходе уроков;

—   организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;

—  оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
При планировании занятий и заданий на этапе подготовки к олимпиадам я руководствуюсь следующими положениями:

1) содержательная целостность, выражающаяся в отработке учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиаде.

2) системный характер конструирования содержания, отражающий специфику структуры заданий олимпиады и логику их развертывания: переход от заданий репродуктивного характера к заданиям частично-поисковым и творческим.

3) практическая направленность, предполагающая развитие у учащихся умений, необходимых для выполнения олимпиадных заданий, а также использование интерактивных форм обучения, основанных на взаимодействии субъектов обучения.

4) деятельностный подход – процесс подготовки к олимпиаде должен быть ориентирован не столько на передачу знаний учителем, сколько на самостоятельный поиск, отбор и анализ учащимися информации, на создание условий для выражения ими своих взглядов, идей, суждений.

5) значимость процесса познавательной деятельности учащихся (а не только ее конечного результата), возможность их самореализации.

6) организация рефлексии.

Систематическая работа проводится как на уроках физики, так и во время внеурочных занятий.

Программа подготовки учащихся к школьному и муниципальному туру олимпиады по физике.

Обучение  каждого школьника в кружке «Физика. Подготовка к олимпиаде» рассчитана на подготовку школьников к школьному и муниципальному турам олимпиады.

Поэтому кружок «Физика. Подготовка к олимпиаде» рассчитан на учеников 7-9-х классов, которые в течение учебного года каждую неделю посещают данный кружок. Имеется две группы учащихся: 1 группа – 7-8 класс 1 раз в неделю, 2 группа -9  класс 2 раза в неделю. В кружке предусмотрены занятия трех типов:

  • теория;
  • консультации;
  • зачеты (и пересдачи зачетов)

Задачи к теоретическому материалу школьник должен сделать самостоятельно в полном объеме. В случае, если какие-то задачи не получаются за разумное время - надо по ним задавать вопросы на консультации. Зачет проходит следующим образом: школьник получает вариант из 1-3 заданий строго из списка: это теоретические вопросы и задачи. Оценка за зачет выставляется из максимума в 10 баллов за каждую верно решенную задачу. Оценка считается положительной, если к каждой задаче есть разумное объяснение, если нет, то возможна пересдача. Основной вид деятельности - это решение задач и сдача зачета.

Примерная программа для 7 класса.

сентябрь

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Измерение физических величин. Единицы физических величин. Цена деления.

Погрешность измерения.

октябрь

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Механическое движение. Путь. Перемещение. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Работа с графиками. Сложение скоростей для тел движущихся параллельно.

ноябрь

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность.

декабрь

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Силы в природе (тяжести, упругости, трения).

январь

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Сложение сил. Равнодействующая сила.

февраль

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Механическая работа, мощность, энергия.

Простые механизмы, блок, рычаг. Момент силы.

март

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Правило моментов (для сил направленных вдоль параллельных прямых).

Золотое правило механики. КПД.

апрель

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Давление.

май

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Основы гидростатики. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Гидравлический

пресс. Сообщающиеся сосуды. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.

Примерная программа для 8 класса.

сентябрь

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Теплопроводность.

Конвекция. Излучение.

октябрь

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания.

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение. Кипение.

Удельная теплота парообразования.

ноябрь

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Общее уравнение теплового баланса. КПД нагревателей.

декабрь

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

январь

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Электризация. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

Проводники и диэлектрики. Электрическое поле. Делимость электрического

заряда. Электрон. Строение атомов.

февраль

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части.

Действие электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление

март

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Последовательное и параллельное соединение проводников. Расчет простых цепей постоянного тока. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля –Ленца.

апрель

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током.

май

1ч-теория

1ч-решение задач

1ч-консультация

1ч-зачет

Источники света. Распространение света. Тень и полутень. Камера –обскура. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало.

Преломление света. Линзы. Построения в линзах. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой. Фотоаппарат. Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки.

Примерная программа для 9 класса.

сентябрь

2ч-теория

3ч-решение задач

1ч-консультация

2ч-зачет

Введение в механику. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.

Материальная точка. Траектория. Координаты.

Система отсчета. Различные способы описания движения. Путь и перемещение. Векторные и скалярные величины. Проекции перемещения.

Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Графики зависимости скорости,

координаты, пути от времени при равномерном прямолинейном движении. Средняя скорость при неравномерном прямолинейном движении. Мгновенная скорость.

октябрь

2ч-теория

3ч-решение задач

1ч-консультация

2ч-зачет

Ускорение. Зависимость скорости от времени при движении с постоянным ускорением.

Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Зависимость координат от времени при прямолинейном движении с постоянным ускорением. Графики зависимости модуля и проекции скорости и ускорения от времени при

движении с постоянным ускорением. Графики зависимости координат, проекций перемещения и пройденного пути от времени при движении с постоянным ускорением. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Относительность движения. Опи-

сание движения в различных системах отсчета.

Преобразования Галилея и их следствия.

ноябрь

2ч-теория

3ч-решение задач

1ч-консультация

2ч-зачет

Равномерное движение точки по окружности. Период и частота. Угловая скорость.

Центростремительное ускорение. Взаимодействие между телами. Сила -мера взаимодействия. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Масса -мера инертности тел.

декабрь

2ч-теория

3ч-решение задач

1ч-консультация

2ч-зачет

Центр масс. Векторное сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

январь

2ч-теория

3ч-решение задач

1ч-консультация

2ч-зачет

Типы сил. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Применение закона

всемирного тяготения для расчета круговых орбит. Сила тяжести. Зависимость ускорения свободного падения от высоты. Центр тяжести. Определение положения центра тяжести тела. Силы трения. Природа и виды сил трения. Закон сухого трения. Движение под действием силы трения скольжения. Движение под действием нескольких сил. Движение системы тел.

февраль

2ч-теория

3ч-решение задач

1ч-консультация

2ч-зачет

Электромагнитные силы. Силы упругости. Вес тела. Изменение веса тела при движении с

ускорением. Невесомость и перегрузки. Деформации тела. Причины деформаций. Виды деформаций. Диаграмма растяжения. Закон Гука. Зависимость коэффициента упругости от рода вещества и размеров образца. Механические свойства твердых тел.

Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции при движении с постоянным

ускорением.Динамика движения материальной точки по окружности. Центростремительная

сила. Примеры центростремительных сил.

Вращающиеся системы отсчета.

Центробежная сила инерции.

март

2ч-теория

3ч-решение задач

1ч-консультация

2ч-зачет

Импульса тела. Обобщенная формулировка второго закона Ньютона. Импульс

системы тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивная сила.

Механическая работа. Средняя и мгновенная мощность. Кинетическая энергия и ее

изменение. Потенциальная энергия тела в поле силы тяжести. Потенциальная энергия гравитационного взаимодействия. Первая и вторая космические скорости.

Потенциальная энергия упругодеформированного тела. Консервативные силы. Связь между работой консервативных сил и изменением потенциальной энергии.

Сила трения -пример неконсервативной силы. Работа сил трения. Закон сохранения энергии в механике. Изменение энергии системы под действием внешних сил. "Золотое правило" механики. КПД механизмов. Упругое и неупругое столкновение тел. Расчет скоростей тел после абсолютного упругого соударения. Совместное применение законов сохранения энергии и импульса.

апрель

2ч-теория

3ч-решение задач

1ч-консультация

2ч-зачет

Равновесие. Условия равновесия. Момент силы. Точка приложения силы. Перенос точки приложения в случае распределенной силы. Примеры определения точек приложения сил.

Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое, безразличное. Минимальность потенциальной энергии при устойчивом равновесии. Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля.

Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Гидростатический парадокс. Закон Архимеда. Ламинарное и турбулентное течение жидкости. Линии тока. Уравнение

неразрывности. Давление в движущихся жидкостях и газах. Уравнение Бернулли.

Следствия из уравнения Бернулли. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах. Зависимость сил вязкого трения и лобового сопротивления от скорости, формы и размеров движущегося тела.

май

2ч-теория

3ч-решение задач

1ч-консультация

2ч-зачет

Колебания. Примеры колебательных систем. Классификация колебаний. Период, частота, амплитуда колебаний. Формулы периода колебаний математического и  пружинного маятников. Превращения энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Автоколебательные системы. Распространение колебаний. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения. Отражение и

преломление волн. Звуковые волны. Громкость и высота звука. Эхолокация. Ультразвук и его применения.

        

Анализируя результативность работы с одаренными школьниками, можно сделать следующие выводы. Данная работа с учащимися дает следующие положительные результаты:

способствует формированию научного мировоззрения учащихся; 

значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории и обществознанию; 

вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.