«Электоральное поведение молодежи сельского поселения «Яснинское»
творческая работа учащихся по обществознанию по теме

Токмакова Светлана Юрьевна

Исследовательская работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Яснинская средняя общеобразовательная школа №2

                   

                    Название работы:  «Электоральное поведение молодежи

                                                       сельского поселения «Яснинское»                                                        

                          Автор: Середкина Юлия,

                                                                    МОУ Яснинская СОШ №2, 11 класс

                                      Руководитель: Токмакова С.Ю.,

                                                                           учитель обществознания

                                                                              МОУ Яснинская СОШ №2    

Ясная, 2011г.                                                                                                                                      

          Организация выборов различного уровня требует  анализа предпочтений, всестороннего учета факторов, влияющих на электоральное  поведение различных групп населения.  

Это требование особенно актуально в отношении молодёжи в силу нескольких причин:

1) молодые люди составляют сегодня в России 23 % электората.    Потенциальные возможности молодежи в силу этого обстоятельства не могут недооцениваться ни одним из участников предвыборной борьбы;

2) современная молодёжь – это политическое будущее России.

3) большое значение для различных политических сил имеет привлечение молодёжи в процесс борьбы за власть. От её поддержки зависит успех той или иной партии, движения.

     Участие молодежи в выборах - это важная процедура. С одной стороны здесь преемственность и развитие правовой культуры: молодежь приходит на избирательный участок и своим голосом принимает активное участие в избирательном процессе страны, области, региона, своего города. С другой стороны - это акт, свидетельствующей о гражданской зрелости, реализации права выбора будущего своей страны. Молодежь является важнейшим социальным и электоральным ресурсом общества, который может быть использован различными партиями, политическими лидерами и силами в своих интересах.

     В преддверии  грядущих парламентских выборов в декабре 2011 года и выборов Президента РФ в 2012 году нам представляется актуальным изучение электорального поведения молодежи с/п «Яснинское».

       С этой целью нами было проведено исследование. В исследовании приняло участие 224 респондента в возрасте от 18 до 30 лет.

    Цель исследования: определить условия электорального поведения молодых людей с/п «Яснинское» и факторы, влияющие на это поведение.

    Задачи исследования:

 - определить отношение молодежи к выборам как к одной из необходимых демократических процедур;

 - выявить электоральные установки молодых людей, степень их готовности или неготовности участвовать в избирательных кампаниях;

 - проанализировать мотивы электорального поведения молодежи;

 - оценить основные факторы влияния на поведение молодых избирателей;

 - составить представление об основных источниках информации об избирательном процессе в молодежной среде

Объект исследования: молодежь в возрасте от 18 до 30 лет

Предмет исследования: условия и факторы, определяющие электоральное поведение молодежи c/п «Яснинское»

Методы исследования: социологический опрос

Результаты исследования

     Вопрос информированности избирателей о выборах имеет ключевое значение, поскольку от ответа на него зависит их электоральная активность.

    Сравнительное большинство респондентов (30,4 %) рассматривают выборы как форму участия граждан в политической жизни общества; для 16 % - они представляют собой способ выражения и защиты людьми своих интересов; для 20,06 % - необходимая процедура демократической организации власти). При этом11,8 % рассматривают выборы как инструмент борьбы за власть политиков и их группировок; 13,4 % - как политический спектакль с заранее предрешенным исходом. Для 6,6 % они представляют собой напрасную трату денег и иных ресурсов. Примечательно, что всего лишь 1,1% респондентов затруднились определить свое отношение к выборам.

      Следует обратить внимание на  низкую долю тех, кто рассматривает выборы как способ выражения и защиты своих интересов – 16% и тех, кто считает выборы политическим спектаклем с заранее известным концом – 13.4%. Молодые люди, принявшие данную точку зрения, обычно не считают кандидатов, за которых голосуют, а впоследствии и выборных должностных лиц в качестве последовательных защитников своих интересов. На этой почве формируется (или возрастает) недоверие к политической системе общества в целом.

(таблица 1)

     Таблица 1. «Выборы, по-вашему, это- ….»

Форма  участия граждан в политической жизни общества

30,4 %

Способ выражения и защиты людьми своих интересов

16 %

Необходимая процедура демократической организации власти

20,6 %

Инструмент борьбы за власть политиков и их группировок

11,8 %

Политический спектакль с заранее предрешенным исходом

13,4 %

Напрасная трата денег и иных ресурсов

6,7 %

Затрудняюсь дать ответ

1,1

   

       Мнения молодых людей относительно эффективности всех, предложенных им на выбор, способов защиты своих интересов полярны. (таблица 2) В частности, эффективность выборов как способа защиты своих интересов признают 59,2% опрошенных, однако, 40,8% считают этот политический институт неэффективным. 27,2% респондентов считают возможным защитить свои интересы путем референдума, а 72,8% опрошенных полагают, что это неэффективно. Показательно, что участие в массовых акциях протеста большая  часть респондентов считают малоэффективным способом защиты своих интересов.

Таблица 2. «Оцените эффективность способов защиты своих интересов»

Способы защиты своих интересов

Эффективны

Неэффективны

Выборы

59,2%

40,8%

Референдум

27,2%

72,8%

Массовые акции протеста

13,6%

86,4%

     Большая часть респондентов принимала участие в выборах и только 24% - нет.(таблица 3)

Таблица 3. Доводилось ли Вам уже принимать участие в выборах в качестве избирателя?

Да

Нет

75.31%

24.69%

         

  Более показательны данные по возрасту. (таблица 4)         Результаты опроса показывают, что в зависимости от возраста опыт участия молодежи в избирательном процессе изменяется. Группа респондентов, которая находится в возрастном интервале от 18 до 20 лет, еще не  участвовала в выборах. Число молодых людей, участвовавших в выборах, увеличивается с возрастом, но избирательная активность молодежи в возрастном интервале от 26 до 30 лет  понижается.   

Таблица 4. Доводилось ли Вам уже принимать участие в выборах в качестве избирателя?

Возраст

Да

Нет

от 18 до 20 лет

0%

100%

от 21 до 25 лет

86.21%

13.79%

от 26 до 30 лет

58.31%

41.69%

      Как показывают результаты исследования большинство респондентов отметили в своих ответах участие в первую очередь в выборах федерального уровня, во вторую - в региональных, в третью – муниципального уровня. (таблица 5)

Таблица 5. В выборах какого уровня Вы принимали участие?

Муниципального

Регионального

Федерального

29.31%

46.55%

70.69%

  Говоря же о распределения ответов по группам возрастов респондентов хочется отметить присутствие явных различий и следующих тенденций (таблица 5): для респондентов, которые попадают в самую молодую группу (от 18 до 20 лет) - характерно то, что они еще не являлись участниками выборов.  Для опрошенных из более взрослых групп (от 21 до 30 лет) характерно участие на выборах всех уровней от муниципального до федерального.

Таблица 5. В выборах какого уровня Вы принимали участие?

Ваш возраст

от 18 до 20 лет

от 21 до 25 лет

от 26 до 30 лет

Муниципального

0 %

10,6%

18.9%

Регионального

0 %

16.07%

24.7%

Федерального

0 %

73.33%

56.40%

       Изучая намерения наших респондентов по поводу участия в предстоящих парламентских выборах, было выявлено, что среди 18-20-летних будущих избирателей  41% респондентов намерены участвовать в выборах, при этом 30% респондентов этой возрастной группы делать этого не собираются и 29% еще не определились. Доля ориентированных на участие в предстоящих выборах среди 21-30-летних снижается до 22, 29% и увеличивается доля не желающих принимать участие в предстоящей избирательной кампании. (таблица 6.)

 Таблица 6. Намерены ли Вы принять участие в выборах  4 декабря 2011г?

Возраст

Да

Нет

Не определился

от 18 до 20 лет

41%

30%

29%

от 21 до 25 лет

29%

30%

41%

от 26 до 30 лет

22%

54%

24%

   

    Что касается мотивов участия в выборах, то 15.75% опрошенных считают участие в выборах своим гражданским долгом, 13.5% хотят таким образом участвовать в решении общественных проблем.  10,2% опрошенных ответили, что «этого требует закон», несмотря на то, что ни один нормативно – правовой акт в Российской Федерации не требует обязательного участия в выборах российских граждан. Следует обратить внимание, что 14,3% выбрали вариант «потому что заставят», хотя выборы это форма свободного волеизъявления граждан. 11,5% опрошенных выбрали вариант ответа «по привычке», что свидетельствует о силе традиции. Следует также отметить, что достаточное количество респондентов (20,8%) затруднились ответить на поставленный вопрос, следовательно, из этого можно заключить, что они не имеют определенных мотивов участия в выборах. (таблица 7)

 Таблица 7.  Мотивы участия в выборах

Этого требует закон

10,2%

Это мой гражданский долг

15,7%

Хочу таким образом участвовать в решении общественных проблем

13,5%

По привычке

11,5%

Так поступает большинство людей в моем окружении

14%

Потому что заставят

14,3%

Затрудняюсь ответить

20,8%

 

 

     На первом месте среди мотивов отказа от участия в голосовании – отсутствие веры в честные выборы (24,5%); на втором– убежденность молодых людей, что их личное участие в выборах ничего не решит (16,3%); на третьем – отсутствие, по мнению молодежи, достойных кандидатов на выборные должности (9,8%). (таблица 8)

 Таблица 8.  Мотивы неучастия в выборах

Не верю в честные выборы

24,5%

Устал от выборов, надоело

5,0%

Не поддерживаю саму идею выборов

6,2%

Моё участие в них ничего не решит

16,3%

Без каких-либо причин

8,5%

Нет достойных кандидатов

9,8%

Затрудняюсь ответить

23,3%

   

    В ходе исследования была предпринята попытка выявить, чье мнение более всего сказывается на электоральном поведении молодежи. Опрос показал: помимо собственного мнения, молодые люди прислушиваются к мнению родственников и друзей. Мнения остальных, предложенных на выбор групп населения, фактически ничего не значат для определения электорального поведения молодежи (таблица 9).

 Таблица 9. Факторы влияния на электоральное поведение молодежи

Чье мнение более всего сказывается на электоральном поведении молодежи?

Родственников, друзей

29,0%

Руководителя предприятия, организации

4,3%

Коллег по работе

5,7%

Руководителей органов власти

4,3%

Политиков и общественных деятелей

6,0%

Действующих депутатов

2,2%

Лидеров политических партий и объединений

2,2%

СМИ

7,5%

Известных людей

4,5%

Только собственное

34,3%

 

      Основными источниками информации об организации и проведении выборов для молодежи являются телевидение, глобальная сеть Internet, (таблица 10). Молодые люди практически не пользуются информацией, распространяемой в газетах. Для них малоинтересны встречи с кандидатами, представителями партий. Немногим более 1% респондентов не интересуются информацией об избирательных кампаниях.

 Таблица 10.  Источники информации о выборах

Печатные СМИ (газеты, журналы)

2,0%

Специальные видеоролики

6,5%

Телевидение

23,6%

Internet

12,8%

Собственные наблюдения

2,1%

Друзья, родственники

4,0%

Встречи с представителями партий, кандидатами

1,1%

Такой информацией принципиально не интересуюсь

1,2%

Затрудняюсь ответить

1,7%

Общие выводы

 1. Исследование показало, что нельзя говорить об абсолютной пассивности молодых людей нашего поселка, об их по преимуществу негативном отношении к выборам. Напротив, анализ электорального опыта подтверждает преимущественно положительное отношение молодежи к выборам. Можно говорить о доверии к выборам среди значительной части молодых людей (около 60% респондентов). Однако, опрос показал, что доля тех, кто рассматривает выборы как способ выражения и защиты своих интересов достаточно низка – 16%.

 2. В ходе исследования были уточнены некоторые предположения о мотивах участия молодежи в выборах. Данные исследования дают основание утверждать, что молодежь нашего поселения чаще всего руководствуется мотивами социального призвания и гражданского долга, ориентируется на позицию своего ближайшего окружения. К сожалению, 20,8% не имеют определенных мотивов участия в выборах.

 3. Фактором, активизирующим поведение молодых людей в ходе избирательных кампаний, являются собственные интересы или интересы ближайшего окружения. Молодежь в меньшей степени подвержена влиянию избирательной агитации.

 4. У большинства молодых людей нашего поселения сохраняется потребность в информации об избирательном процессе. Молодежь часто обращается к традиционным источникам информации – семейному, соседскому и родственному окружен. Эти источники в большинстве случаев не способны дать полную и  достоверную информацию.

 

Заключение

       Проблема формирования электоральной культуры молодежи и ее участия в избирательном процессе требует постоянного и всестороннего изучения с участием исследователей, представляющих различные отрасли науки.

      Вопрос вовлечения молодежи в избирательный процесс является исключительно важным не только исходя из возможности использования этого ресурса в ходе избирательных компаний. Молодежь наследует все достижения и проблемы в развитии общества и государства, одновременно формируя в себе образ будущего страны.

    Результаты проведенного исследования показывают наличие двух  противоположных тенденций с одной стороны, это стремление участвовать в политической жизни страны, с другой - безразличие ко всем политическим процессам, происходящим в России.

      Изменение отношения молодежи к политике, к институту выборов возможно лишь тогда, когда сама молодежь почувствует себя реальным участником и субъектом политических процессов в стране. Это может произойти в том случае, когда государство реально сделает приоритетной молодежную политику. Именно оно должно обеспечивать социализацию молодых людей в духе уважения к политическим институтам и механизмам политического участия.

Список литературы.

  1. Анохин  М.Г. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути.- М.,  

     2000.

  2.Ведениев Ю.А. Выборы в российских регионах: управленческие и

   социально-политические противоречия. - М.,2001.

3. Дембицкая О.Ю. Психологические проблемы молодёжного электората России. –  

    М., 2000.

4. Ильинский И.М. О молодежной политике российского политического

    центризма. - М., 2004.

5.Тавокин Е.П. Электоральное поведение как фактор политической

   социализации россиян. - М., 2005.

6.Шабанов А.В. Участие молодежи в политической модернизации современной  

   России: Проблемы и перспективы. - М., 2005.

7.Шультце Р.О. Избиратели сменяющимися предпочтениями.- М., 2001.

8.Анохин М.Г. Политические партии на выборах //Партии, общественно-

    политические движения, идейные течения. История, современность,

    проблемы. – М., 2002.

9.Выборы депутатов Государственной Думы, 2004: электоральная статистика //  

   Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. – М., 2005.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Экологическое состояние Саклов-Башского сельского поселения""

В содержании программы  предусмотрена реальная практическая деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выпол...

Календарный план спортивно-массовых мероприятий сельского поселения п. Горноправдинск 2012-2013

План спортивно-массовых мероприятий сельского поселения п. Горноправдинск...

Оздоровительные мероприятия в режиме дня школьника в МБОУ СОШ с. Найырал сельского поселения Ээр-Хавак

В данной публикации освещается материал об организации оздоровительных мероприятий в режиме дня школьника...

«Взаимодействие Сергеевского сельского поселения с населением в решении вопросов развития муниципального образования»

Актуальность темы:Реформирование организации местной власти в Российской Федерации показало не только жизнеспособность местного самоуправления, но и наличие больших резервов в его развитии и совершенс...