Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию
статья по обществознанию (11 класс) по теме

Клейменова Елена Валерьевна

Как учитель, работающий сравнительно недолгое время, но ежегодно сдающий ГИА и ЕГЭ, делюсь опытом работы. Надеюсь, что система подготовки, действующая в нашем ОУ, даст новые направления для деятельности коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы

учителя обществознания Клейменовой Елены Валерьевны

по подготовке к ЕГЭ.

В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Как известно, система - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В кадетском корпусе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся. С VII по XI кл. мы осуществляем преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией Л.Н. Боголюбова. Преимущества этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. В учебных и методических пособиях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в формате ЕГЭ. Помимо учебного курса обществознания, включающего разделы «Экономика» и «Право», в кадетском корпусе в рамках профильной подготовки преподается элективный курс «Основы экономики и права», позволяющий изучить данные учебные модули более глубоко.

В VII- IX кл. учащиеся обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, около 50 % кадет выбирают для сдачи ГИА по обществознанию, что является серьезной проверкой сформированности знаний, умений и навыков по предмету. В X-XI кл. кадеты пишут промежуточную аттестацию по обществознанию, что также позволяет осуществлять контроль качества знаний. В сентябре 2012 года в профильных классах был проведен входной контроль знаний и анализ работы, позволивший выявить пробелы и слабо отработанные темы у каждого учащегося.

  Характеризуя саму систему подготовки к ЕГЭ, следует выделить в ней два направления.

Первое направление охватывает тех учащихся, для кого обществознание является профильным предметом (11 «В», 11 «Г»). Достаточное количество часов на изучение этого предмета (102) даёт возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса. Сначала выдается теоретический материал, в котором уделяется особое внимание характеристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату. Затем в течение 15-20 минут происходит закрепление – практикум.  Он проходит в форме работы с раздаточным материалом, включающим задания ЕГЭ части С по обществознанию. В раздаточный материал, по возможности, включаются все типы заданий, которые вообще можно найти в части С. Кроме того, раздаточный материал может содержать специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определённых навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа. Учащимся даётся время на письменное выполнение определённого задания, а затем кто-то из них выходит к доске для ответа. В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающему. Задания части А и В отрабатываются устно фронтально с использованием средств мультимедиа.

Большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту (С1-С4). При работе с текстом затруднение вызывают задания на интерпретацию текста, установление связи материала текста с обществоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Кадеты недостаточно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по определенной теме из фрагментов предложенного текста. Поэтому на занятиях осуществляется постоянная работа с текстами. Задания С5 и С8 отрабатываем с сентября 2012 года, поэтому добились успеха в выполнении. Трудно было научить точному соответствию формату заданий.

Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе (С9). Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию, привести аргументы. На первых занятиях в сентябре и на родительском  собрании я как учитель призывала смотреть выпуски новостей как базу для примеров из социальной действительности.

Второе направление включает кадет, которые обучаются в классах, не предусматривающих углубленное изучение предмета (68 часов), но которые решили сдавать ЕГЭ по обществознанию (11 «А» - 5 кадет, 11 «Б» - 4, 11 «Д» - 9). Понятно, что в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на достойном уровне просто невозможно. Но готовить их надо, поэтому для таких учащихся предусмотрены консультации (пятница) и дополнительные образовательные услуги («Курсы для подготовки к ЕГЭ» - вторник). Пользуются предоставленными возможностями 6 кадет из указанных классов и 5 из профильных. Для учащихся разработаны памятки, определяющие последовательность действий при выполнении различного рода заданий: работа с текстом, алгоритм работы над эссе.

Кроме того, система подготовки к ЕГЭ включает самостоятельную работу учащихся, для организации которой используется электронная система Дневник.ру. На личной странице учителя создана папка «ЕГЭ», в которой сосредоточены теоретические и практические материалы на повторение тем за 10 класс и отработку умений и навыков. По статистике пользуется такой возможностью 20-25 кадет.

Во втором полугодии, когда основной учебный материал пройден, кадеты стали получать задания – составленные специально с учетом познавательных способностей каждого класса тесты на сайте Решуегэ. При этом я как учитель столкнулась с нежеланием кадет работать самостоятельно любым способом во внеурочное время. Основная масса мотивирует это острой нехваткой времени и огромным объемом домашних заданий по математике. Учитель данную отговорку во внимание не принимает, так как хорошо успевающие кадеты время находят.

Большую роль в подготовке к ЕГЭ играет домашнее задание. Оно представлено в нескольких вариантах: задания в папке «ЕГЭ», тесты на Решуегэ, письменные задания в тетради в формате заданий части С, включая эссе.

Анализ выполнения тренировочных заданий показывает, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают следующие виды заданий: анализ двух суждений;  классификация понятий, явлений, социальных объектов;  выбор позиций из предложенных;   дифференциация оценочных факторов и суждений; решение проблемных задач.

В качестве задачи на следующий год поставлена следующая: составить папку с дидактическими материалами для кадет по примеру Шаяхметовой ИА. Реализация поставленной задачи ведется с октября, но еще слабо проработана  в связи с параллельной подготовкой кадет к сдаче ГИА. Папка для кадет 9-х классов создана.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по подготовке и проведению выставки

описание опыта работы по подготовке и проведению выставки...

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА по математике

Семинар "Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА"....

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ....

Обобщение опыта работы :"использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Использование ИКТ делает урок современным,приближает урок к мировосприятию современного ребенка...

Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №3 Химилоновой Раисы Исаевны Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"...

Обобщение опыта работы «Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в рамках внедрения ФГОС ОО»

В результате модернизации системы образования и введения ОГЭ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее сле...

Обобщение опыта работы классного руководителя и учителя истории и обществознания по формированию правовой культуры обучающихся

Материал в форме доклада к городскому семинару "Школа-правовое пространство". Дано описание конкретных мероприятий, проведенных мною в качестве классого руководителя и на уроках обществознания, во вне...


 

Комментарии