Обобщение опыта работы классного руководителя и учителя истории и обществознания по формированию правовой культуры обучающихся
статья по обществознанию на тему

Колесникова Светлана Анатольевна

Материал в форме доклада к городскому семинару "Школа-правовое пространство". Дано описание конкретных мероприятий, проведенных мною в качестве классого руководителя и на уроках обществознания, во внеурочной деятельности, направленных на формирование правой культуры обучающихся, на развитие их правовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolesnikova_s.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова С.А., учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова»


Доклад

Работа классного руководителя по правовому воспитанию

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.

Дети – это будущие граждане нашей страны.

Они будут творить нашу историю…

Это наши будущие отцы и матери.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

Плохое воспитание – это наше будущее горе»

А.С.Макаренко

Построение правого государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Сегодня школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является воспитание правосознания, правовое информирование и правовая культура школьников. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.

Безусловно, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Они должны быть способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, чувством ответственности за судьбу страны. Мы должны учить наших детей воспринимать проблемы государства как свои собственные. Само время ставит жизненно важную задачу – формирование личности, создание условий для ее реализации, выработку в людях настоящих гражданских качеств.

Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя являются: ознакомление учащихся с правовыми актами государства; воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения; привитие навыков законопослушного поведения, умения защитить свои права и свободы в установленном порядке; усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор, зависит его гражданская позиция.

Я хочу, чтобы в будущем вырос человек – созидатель, способный к реальным действиям и поступкам, человек, уважающий своих родителей, любящий свой дом, свою Родину. И здесь неоценима моя роль, как классного руководителя и поэтому была создана воспитательная система класса, которая активно реализуется через разнообразные формы и методы воспитательной работы по правовому направлению: серия классных часов «Я – гражданин России», цикл бесед «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», анкетирование, профилактические беседы со школьным социальным педагогом. Целью таких классных часов является закрепление на практике четкого знания основных правовых документов.

Ребята из моего класса принимали участие в мероприятиях, проводимые в рамках школьной декады по правовому воспитанию (дебаты, конкурсы, викторины). При проведении подобных мероприятий очень важно преподнесение материала. Я всегда ориентирую своих учеников на диалоговое общение, когда каждый ученик вовлечен в процесс обсуждения той или иной проблемной ситуации и имеет возможность рефлектировать по поводу того, что он думает. Ученики также принимают непосредственное участие в проведении тематических классных часов, и здесь классному руководителю необходимо применить творчество, чтобы все, что говорится было услышано другими детьми. Для проведения таких мероприятий мы привлекаем обучающихся старшего и среднего звена школы, которые активно участвуют как на организационном этапе, предлагая свои формы подачи материала, так и в самом проведении - инсценировках, играх, диалоге с классом. В процессе такой подготовки дети, невольно, сами глубже понимают всю важность знания правовых норм.

Так, с обучающимися 6-го класса, мы провели для учеников 1-2-х классов викторину «Путешествие по конвенции о правах ребенка», тематические классные часы, приуроченные в важным датам в истории нашего государства – Дню Конституции, Дню защиты детей. Всем детям знакомо стихотворение «Муха-Цокотуха» К.И. Чуковского (дети его знают, и на мероприятии по строчке называет каждый учащийся)- после каждой строчки- вопрос «О каких правах идет речь? Какие были права нарушены? Обучающиеся 10-го класса, в рамках недели истории, провели для учащихся среднего звена конкурс знатоков права. Ежегодно, сотрудники налоговой инспекции проводят для обучающимися 9, 10, 11-х классов тематические беседы, на которых, используя современные технологии подачи материала и эмоциональное живое общение, знакомят детей с историей становления налоговой службы на Руси, положениями Налогового кодекса РФ и дают подробное объяснение с конкретными примерами из практики работы на все возникающие у ребят вопросы.

Понятие, что такое закон, дается детям уже в 6 классе. С содержанием некоторых федеральных законов мы знакомим детей при проведении тематических классных часов. В частности, совсем недавно, мы знакомили детей с содержанием федерального закона о жестоком обращении с животными. Помимо информации, что «можно», а что «нельзя», дети неосознанно еще получают представление о структуре самого закона, и законодательства РФ, о разных отраслях права. Для организации мероприятий по формированию правовой грамотности младших школьников используем материалы ИКТ, например просмотр мультфильма «Смешарики» Право на имя. 

Неприятных происшествий, которые могут произойти со школьником, не счесть, мы учим их не только как действовать в той или иной ситуации, но и, самое главное, как их избежать, живя в ладу с законом.

Не секрет, что именно правовая безграмотность - одна из самых частых причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что, среди тех детей, что невольно преступили закон, только единицы могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону. Именно поэтому, в воспитательную программу класса включен план работы с детьми группы риска, разрабатываемый классными руководителями совместно с социальным педагогом школы. Для каждого такого ребенка составляется индивидуальная траектория коррекции поведения, чтобы в будущем он мог самореализовать себя как личность и законопослушный гражданин.

В 2014-2015 учебном году, в рамках тематической недели, Комарицкий Александр Павлович, действующий адвокат, провел беседы с обучающимися 8-х и 10-х 11-х классов. Беседа получилась довольно оживленной. Ребята учились анализировать свое поведение и поведение окружающих в спектре правомерности их действий.

Неоднократно звучало, что отрасль права включает в себя не только знание своих прав и обязанностей, но и знание нормативно-правовой базы, регулирующей поведение людей в обществе, что окружает ребенка.

Так, представления об основном законе государства – Конституции РФ дети получают еще в начальной школе. С началом изучения курса «Обществознание» их знания расширяются, переводя имеющиеся представления о правовой базе, в понятийный аппарат. Уже с 6-го класса, детям дается представление об основах Конституционного строя РФ. В седьмом классе дети подробно знакомятся с правовыми нормами, которые призваны защищать права и свободы человека и ребенка; какие права имеют дети, где и в каких документах они зафиксированы и кто сможет помочь и защитить их в трудной ситуации; знакомятся со структурой правоохранительных органов РФ- суд, прокуратура, полиция. В девятом классе, на уроках обществознания, в главе «Человек и право», раскрываются основы некоторых отраслей российского права. На примерах гражданского, административного, трудового, семейного и уголовного права показывается, как правовые нормы помогают установлению справедливости в нашем обществе. Социальная роль школьника – нормативный образ поведения с набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.

Для закрепления материала на своих уроках я часто использую метод проектов по пройденным темам. Так, в 2013г., к 20-летию со дня подписания действующей Конституции РФ, ученики выпускного класса выполнили проект, одним из результатом которого стала разработка информационного буклета, посвященного истории Конституции и ее основному содержанию. С одним из последних проектов мы вас, с ученицей 9-го класса, сегодня познакомим подробнее.

Немаловажна работа по формированию правовой компетентности родителей. Знакомство с нормативно правовыми документами, спектре их прав и обязанностей проводится не только на общешкольных, но и тематических классных родительских собраниях. Чтобы помочь скорректировать линию поведения родителей и школы в отношении учащихся, у которых возникают трудности с дисциплиной, посещаемостью или уровнем успеваемости, классные руководители совместно с социальным педагогом школы организуют Совет профилактики. Зачастую присутствие там и выявление причин возникшей проблемной ситуации, и поиск путей ее разрешения приводят к положительному результату. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны взрослых и единство мнений семьи и школы, меняет свое поведение в лучшую сторону.

Для меня, как классного руководителя, очень важно каждого учащегося вовлечь в общественную жизнь класса, подобрать для него поручение согласно его интересам и способностям. Отрадно сознавать тот факт, что большинство детей в классе относятся к своим обязанностям ответственно, несут на своих плечах определенный груз ответственности за свои обязанности перед членами коллектива и классным руководителем, принимают активное участие в организации и проведении внеклассных мероприятий. Участие ребенка в общественной жизни класса и школы как зеркало отражает уровень развития сознания ребенка, его отношение к порученному делу, формирует степень ответственности каждого.

На пути воспитания наших учеников у каждого из нас много кропотливой ежедневной работы и хочется верить, что она принесет свои плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Обобщение опыта работы классного руководителя

Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Обобщение опыта работы классного руководителя на конкурсе "Самый классный классный"

Обобщение опыта работы классного руководителя на конкурсе "Самый классный классный"....