Портфолио учителя истории и обществознания Григорьевой И.Ю.
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) по теме
Портфолио учителя истории и обществознания Григорьевой И.Ю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
портфолио учителя истории и обществознания Григорьевой И.Ю. | 2.24 МБ |
презентация к педсовету | 1.04 МБ |
технологическая карта урока "Семья и быт" | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…» ЗАКОН РФ «Об образовании» ст14
3 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность ФГОС - общественный договор между семьей, обществом и государством
Что такое системно- деятельностный подход? Системно- деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевая особенность ДП – постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Text Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Обеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Системно-деятельностный подход – концептуальная основа образовательных стандартов нового поколения
Системно- деятельностный подход СИНКВЕЙН Первая строка – существительное , тема синквейна . Вторая строка – два прилагательных или причастия , описывающих тему. Третья строка – три глагола : действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 3-4-х слов , передающая ваше отношение к теме. Пятая строка – синоним , обобщающий или расширяющий смысл темы, или ваши ассоциации к этому слову.
Системно- деятельностный подход предполагает: в оспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; п ереход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; о риентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта; п ризнание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; у чёт индивидуальных особенностей учащихся; о беспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; р азнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Воспитывающая Личностные результаты (внутренняя позиция школьников, самооценка, мотивация,способность к решению моральных проблем и т.д.). Развивающая Метапредметные результаты (усвоенные межпредметные понятия и УУД). Обучающая Предметные результаты (основы системы научных знаний). От парадигмы ЗУН к парадигме развития личности учащегося. ФГОС: изменение требований к образовательному результату
Закончите цитаты: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А.Дистервег «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами.» И. Г. Песталоцци . «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский
Технологии реализации механизма СДП Информационные и коммуникативные технологии. Технология, основанная на создании учебной ситуации. Технология, основанная на реализации проектной деятельности. Технология, основанная на уровневой дифференциации. Технология деятельностного метода.
Системно – деятельностный подход предполагает: Воспитание и развитие гражданских качеств Переход к стратегии социального проектирования Ориентацию на результаты образования и воспитания Приоритет- личностное развитие учащихся Учет индивидуальных особенностей Обеспечение преемственности ступеней образования Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий
организация условий, инициирующих детское действие Основная педагогическая задача Что воспитывать? обновление содержания Как воспитывать? обновление средств воспитания Зачем воспитывать? идеал воспитания
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА : Не будь назойливым, помни: у каждого свой мир интересов и увлечений, печалей и радостей. Сохраняй спокойствие, пока не найдешь правду! Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребенок. Реши, что делать дальше. Совершай добрые и хорошие поступки, дети учатся у нас! Доставь ребенку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви! Дай ребенку больше самостоятельности и права выбора. Будь внимателен! Умерь свои ожидания. Дети – это совсем не взрослые! Избегай обвинений! Покори в себе гордыню! Признайся, что и ты чего-то не знаешь! Развивай в себе незаурядность! Импровизируй! Не сравнивай себя с другими педагогами! Сравни себя сегодняшнего с собой вчерашним.
« Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…Учитель призван реализовывать мечты детей…» А.А. Захаренко
ИТОГ ПЕДСОВЕТА – ВАШЕ МНЕНИЕ САМАЯ ВАЖНАЯ МЫСЛЬ ПЕДСОВЕТА ДЛЯ ВАС? САМАЯ СПОРНАЯ МЫСЛЬ ПЕДСОВЕТА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ? ВОЗНИКЛА ЛИ У ВАС ИДЕЯ, КОТОРУЮ ХОЧЕТСЯ ОПРОБОВАТЬ?
Спасибо за внимание! Пусть СДП в современной школе для Вас станет не стихийным бедствием , а осуществлением ваших представлений о достижениях и успехе
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №18 с Харагун, Хилокский район, Забайкальский край
Технологическая карта урока обществознания в 10 классе,
учителя Григорьевой И.Ю. в рамках аттестации
тема урока: Семья и быт
место урока: 38 и 39 уроки по рабочей программе, 2 урока в теме
тип урока: урок - исследование, урок - практикум
оборудование урока: учебник, печатные материалы, презентация
цель уроков: проанализировав изучаемые аспекты, доказать значимость социального института семьи и необходимости бережного отношения к её ценностям
Задачи урока: способствовать формированию у учащихся чувства личной ответственности за благополучие в своей семье, как основы духовно- нравственного развития личности;
развивать умения анализировать и переводить большой объем изучаемой информации в компактные знаковые системы;
обучать работать в парах, отстаивать свою точку зрения;
конкретизировать знания учащихся о семье как об одном из наиболее важных социальных институтов
Основные понятия: семья, функции семьи, ценности, быт, типы семей
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап стадия вызова: Актуализация Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала ( 5 мин) | |
Слайд 1 Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? В чем важность этих цитат? слайд 2 А какие ассоциации у вас возникают, со словом семья? Что это такое? слайд 3 Все ли семьи одинаковы? Конечно, нет Поработайте с текстом в парах и определите формы данных семей Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья является отражением процессов происходящих в обществе… Рефлексия этапа | Размышления детей Выведение темы и цели урока Работа в парах Семья - общность супругов, родителей и детей. Семья – совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство. синквейн |
2 этап, стадия осмысления: ПРАКТИКУМ организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения (30 мин) | |
Скажите, те определения, которые вы сейчас сказали больше подходит к определению малая группа, или социальный институт? Слайд 4 На каких же принципах должна строиться семья? Для ответа на этот вопрос нам поможет красивая легенда Сухомлинского Для чего нужен этот важный социальный институт? Каковы его основные функции? Заполните схему слайды 5-13 Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать». Семья – один из наиболее древних социальных институтов, тесно связанный с другим социальным институтом – браком (найдите определение с. 197 = признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Сохранил ли свои прежние позиции брак? Обоснуйте свое мнение. Какие современные виды брака вы можете назвать? Слайд 14 | Повторение понятий – малая группа, социальный институт Выделяют основные принципы Работа с учебником, стр 197-198.-отработка навыков скорочтения Работа в парах –выведение ?! |
3 этап: стадия рефлексии (10 мин) | |
После выводов учитель предлагает провести тренинг «Чудо-семья». Для этого образуется несколько групп из 4 человек. Один исполняет роль отца, который вечером должен отдохнуть перед трудным и ответственным для него днём. Второй исполняет роль старшего ребёнка, который хочет провести шумную вечеринку именно сегодня вечером (настояли друзья, поскольку у него сегодня день рождения). Третий – это младший ребёнок, у которого какие-то свои проблемы, он погружен в свои мысли, он нуждается в поддержке, совете, участии, 4 матушка - которой необходимо вечером встретиться с подругой(клиенткой) для оформления заказа. Участники должны договориться, как пройдёт вечер в семье. Когда решение будет принято, каждая группа рассказывает: удалось ли им договориться; чьи интересы пострадали; кто достиг своей цели; что каждый почувствовал в процессе игры; о чём сожалеют участники; что хотели бы изменить. | Игровой тренинг |
Урок 2 Этапы 1 и 2 стадия вызова и осмысления (30мин) | |
Могут ли быть одинаковыми семьи, особенно в современных условиях? Слайд 15 На основании данных, составьте схему изменений современной семьи (страница 106 методички Сорокиной) Государственная семейная политика. Какие задачи реализуются в РФ, какими методами? Рефлексия и одновременно введение в следующую работу Окончите народные пословицы Почему изучение бытовых отношений стоит в теме о семье? Что же представляют бытовые отношения? | Составление схемы на основе имеющихся данных о типах семьи (15 мин) –работа в парах Индивидуальные ответы В гостях хорошо… а дома лучше. Не нужен клад… когда в семье лад. Вся семья вместе….так и душа на месте Не красна изба углами… а красна пирогами. Дом вести… не бородой трясти. Работа с учебником по принципу «заметки на полях» оформление записей в виде(ЗУХ) |
Этап Рефлексия всего занятия (10мин) | |
взаимо и самооценка, согласование с учителем ДЗ &18 | Листы самоконтроля |
Дополнительный материал для учителя
Легенда В.А. Сухомлинского(брала из интернета, не перепроверила)
Когда Бог создал мир, он научил все живые существа продолжать свой род- производить себе подобных. Поселил Бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине –горсть зерна. Живите и продолжайте свой род,- сказал Бог,- а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас.
Приходит Бог к человеку с архангелом Гавриилом ровно через год. Приходит рано утром, на восходе солнца. Видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в колыбели- ребенок спит.А мужчина и женщина смотрят то на небо, то в глаза друг другу. И когда глаза их встретились, видел Бог в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту, видел в них что-то такое, что ему самому Господу, неведомо было. И спросил Господь архангела Гавриила: «Что это?»
- Это любовь, Господи,- ответил архангел Гавриил.
Рассердился Бог, разгневался, потому что человек без его ведома создал нечто такое, что ему, самому Богу, неизвестно было, и сказал он человеку:
- Вот тебе мое наказание, Человек, ты будешь стареть, и каждый час жизни будет по крупинке уносить твою силу и молодость. А я приду через 50 лет и посмотрю, что в твоих глазах останется.
Пришел Бог с архангелом Гавриилом через 50 лет. Видит – вместо шалаша стоит изба рубленная, на пустыре сад вырос, на нивах хлеб созревает, сыновья поле пашут, дочери пшеницу- жнут, а внуки на лугу играют. Перед избой сидят старик и старуха, смотрят то на алую утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И когда взгляды их встречались, видел Бог в них нечто такое, что ему неведомо было. И вновь спросил Господь архангела Гавриила:-Что это?
-А это, Господь, верность,- ответил архангел Гавриил.
Еще больше разгневался Бог.
-Мало тебе старости, Человек? Так умирай же, умирай в муках и уходи в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, что с твоей любовью и верностью станется.
Пришел Бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит, сидит старик над маленьким надгробным холмиком и смотрит то на алую утреннюю зарю, то на холмик тот могильный. И. Когда его взгляды к холму обращались, видел Господь в них нечто такое, что ему самому было неведомо. И вновь спросил Господь архангела Гавриила:
-Ну, а это что?
- А это, Господь, память сердца, -ответил Гавриил.
Повернулся Господь лицом к пшеничной ниве и увидел: у золотых колосьев стоят двое мужчина и женщина и смотрят то на алое небо, то в глаза друг другу…
Постоял Господь, подумал и ушел с Земли. И с той поры Богом на земле стал Человек, в глазах у которого любовь.(Сухомлинский)
Примерная схема изменения типажа современной семьи
* Рост влияния женщины, её карьера разрушение патриархальной
семьи переход к партнерской семьи
* Разрушение многопоколенной,расширенной семьи нуклеарные семьи
* разделение институтов семьи и брака рост неполных семей
уменьшение количества рост разводов
законных браков
рост повторных браков
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья—один из основных социальных институтов общества, и этот институт в настоящее время переживает кризис.
Кризисные явления в жизни семьи:
- Разрушены нравственные представления о браке и семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему “я”;
- Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
- Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость.
- Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.
- Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
- Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.
Назовите важнейшие аспекты бытовых отношений ( затраты времени на удовлетворение бытовых нужд, распределение обязанностей супругов, участие детей в организации семейного быта).
Раздаточные материалы для учащихся
Рабочий лист. __________________________________________
(фамилия, имя учащегося)
Задание 1: Прочитайте примеры и ответьте на вопрос: «Семья ли это?
Если семья то заполните таблицу
- Пётр и Ольга – супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.
- Валентина Михайловна – вдова, она живёт вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в котором она работает.
- Ивану Михееву – 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трёхлетнего ребёнка.
- У Марины и Владимира Ермиловых двое детей – Ирина(21 год) и Константин(14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города.
- Сергей и Дмитрий – гомосексуалисты. Более 10 лет они живут в одном доме на бульваре Освобождения.
- У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена.
- Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдвоём живут в однокомнатной квартире, которую нанимают.
№ | Каков состав семьи? | Каковы основания семейных связей? |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 |
Задание 2: Поработайте с текстом учебника на странице 197-198.
Заполните представленную таблицу, расставьте приведенные примеры в неё. Приведите недостающие примеры
Функции семьи
Название функции | Суть функции | примеры | |
важнейшие | |||
основные | |||
А. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов и т.д.______________________________
Б. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки._____________________________
В. Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать._________________________________
Г. В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел.________________________
Задание 3: Составьте схему- «Тенденции и изменения в развитии современной семьи» и диаграмму « изменение роли женщины в распоряжении семейным бюджетом»(с. 199)
Задание 4: после работы с текстом учебника, ответьте на вопросы
1.Что такое бытовые отношения? Как, на ваш взгляд,связаны семья и быт?
2.Назовите важнейшие аспекты бытовых отношений. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей?
3.Кто из супругов наиболее активно решает бытовые проблемы? Обоснуйте.
4.Какова роль бытовой техники и сферы услуг в решении бытовых проблем семьи?
5. Какой смысл понятия «культура топоса»? Как эта задача решается?
Дневник изучения темы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя истории и обществознания
Портфолио учителя истории и обществознания содержит следующие разделы:1. Основные сведения2. Статус учителя3. Личная карта учителя4. Профессиональная автобиография5. Награды и поощрения6. ...
Портфолио учителя истории и обществознания Янкавцевой Ю.А. - 2013 год
В моем портфолио - итоги работы в школе № 24 за 2009 - 2013 учебные года...
Портфолио учителя истории и обществознания
Данное портфолио за период моей работы 2013-2014 учебный год, где отражена динамика качества обученности, динамика индивидуальных показателей учащихся, а также результаты диагностик....
Портфолио учителя истории и обществознания
Критерий I. Владение современными образовательными технологиями и методикамиКритерий II. Эффективность применения современных образовательных технологий и методикКритерий III. Стабильные результаты ос...
Портфолио учителя истории и обществознания Закиевой Т.Н.
Краткое описание опыта работы...
Портфолио учителя истории и обществознания
Портфолио учителя истории и обществознания отражает реальные результаты учителя, является формой мониторинга и коррекции результатов деятельности. Структура портфолио:1.Пояснительная записка2.Результа...
Портфолио учителя истории и обществознания
Материалы к аттестации...