Политические партии в современном мире
элективный курс по обществознанию (10 класс) на тему

Екатерина Рудольфовна Тимяшева

 

Методическое пособие по проведению уроков в рамках элективного курса «Политические партии и их роль в современном мире  для обучающихся 10 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon politicheskie_partii_v_sovremennom_mire.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»

Методическое пособие по проведению уроков

в рамках элективного курса        

 «Политические партии и их роль в современном мире»

для обучающихся 10 классов

                                                                 

                                                       Тимяшева Екатерина Рудольфовна,

                                                                                                 учитель истории и обществознания,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»

2013 г.

Оглавление.

  1. Введение                                                                                 3-4
  2. Методическая часть                                                                 5
  3. Методическое пособие по проведению уроков                                6-18
  4. Литература для учителей и учащихся                                        19
  5. Приложения                                                                         20-26

Пояснительная записка.

Методическое пособие представляет собой разработку уроков в рамках элективного курса «Политические партии и их роль в современном мире» для учащихся 10 классов, для профильных классов: социально-экономических и гуманитарных.

Материал служит дополнением к политическому курсу «Обществознание» и призван помочь учащимся глубже овладеть знаниями о политических партиях, об особенностях развития политических партий, лучше подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию и поступлению на гуманитарные  факультеты высших учебных заведений.

Особенностью данного пособия является то, что он не только дает теоретические знания по изучаемой проблеме, но и предоставляет сведения практического характера: знакомит учащихся с особенностями политической жизни, политического поведения, позволяет моделировать определенные ситуации, формировать собственные суждения по поводу политических ситуаций; дает возможность отчетливо увидеть особенности происхождения и развития партий и их роль в жизни общества.

Знакомство с проблематикой данного курса дает каждому учащемуся возможность сформировать активную гражданскую позицию; поможет в формировании мировоззрения и определенного уровня политической культуры, что особенно важно в современной России, поскольку от политической позиции молодежи зависит ее будущее. 

Целью является формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся, на основе личностного осмысления понятий и особенностей развития политических партий, способствовать развитию политической культуры у школьников, как будущих граждан России, воспитание толерантности, формирование чувства гражданской ответственности, воспитание человека гражданского общества.       

Задачи курса: познакомить учащихся с проблемами возникновения, становления и функционирования политических партий; типологией партий и партийными системами; помочь составить представление о роли партий в современном обществе. Создать целостное представление об изучаемом предмете, раскрыть сущность понятия «политическая партия» и его признаки. Развивать критическое мышление применительно к реалиям политической жизни. Развивать эвристическое, творческое мышление; навыки самостоятельной работы, самоанализа, самооценки. Умение находить причинно-следственные связи, умение аргументировать суждения, отстаивать собственную позицию, свою точку зрения. Помочь ученику почувствовать себя значимым членом общества, участником политических отношений, формировать чувство гражданской ответственности, толерантное отношение к иным точкам зрения, формирование активной жизненной позиции.

Преподавание курса предполагает систематическое проведение практических и лабораторных занятий, построенных на решение проблемных заданий, обсуждение типичных ситуаций, разработке проектов, применение игровых форм, самостоятельном анализе разнообразных текстов – носителей социальной информации.

      По окончании курса учащиеся должны знать:

- что такое политические партии;

- историю возникновения и типологию партий, их основные функции;

- партийные системы и их сущность;

- роль партий  в современном мире;

      По окончании курса учащиеся должны уметь:

- находить причинно-следственные связи;

- аргументировать суждения и свою точку зрения;

- анализировать, сравнивать, обобщать и делать определенные выводы;

- самостоятельно подготавливать дополнительный материал;

- работать в группе;

- работать с текстом учебника и различными документами;

- разрабатывать проекты и защищать их;

- работать со СМИ, ТСО.

Методическая часть.

Условия реализации:

  1. наличие учебного кабинета;
  2. наличие методической литературы и наглядных пособий;
  3. наличие источников (документы и высказывания);
  4. ТСО, ЦОР и наглядные средства;
  5. Наличие схем и таблиц;
  6. Наличие программы курса
  7. Учитывать индивидуальные качества (их интеллектуальные и психологические данные), возрастные особенности учащихся.

Для реализации данного курса целесообразно большое внимание уделять самостоятельной работе учащихся с учебником, документом и другими источниками, а так же умению систематизировать данные в виде схемы и таблицы. Учащиеся должны научиться анализировать и делать выводы.  

Знания учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Проверку знаний и умений учащихся можно проводить в форме тестов, познавательных и дидактических заданий, при работе с источниками. Подготовка творческих работ (доклады, сообщения, проекты и т.д.) Устный фронтальный и индивидуальный опрос. Все это поможет развить мышление и логику учащихся.

 Критерии оценки ЗУН учащихся по программе:

- соответствие материала курса;

- творческий подход;

- глубина раскрытия основных вопросов курса;

- подбор и корректировка материала;

- отбор фактов;

- владение основными понятиями;

- умение анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать;

- аргументировать свою точку зрения.

Поурочные разработки по программе.

Урок 1.   Политические партии

Цель: дать представление учащимся о предмете «политология»,  познакомить с целями и задачами курса, определить место политических партий в современном мире,   раскрыть понятия  «политика»,  «политическая система»,  «политическая структура»

Тип урока: вводная лекция с элементами беседы.                

План урока.

  1. Что изучает наука политология?
  2. Что такое политика? Для чего необходимо изучение политических вопросов?

Что мы знаем о политике?

  1. Что такое политическая партия, ее место в «политической системе  

общества»                    

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в курс. Вводное слово учителя.
  3. Изучение нового материала.

Тема элективного курса: «Политические партии и их роль в современном мире». Эта проблема относится к области изучения науки политологии. Что же изучает политология? Обратимся к названию данной науки.   Politika + logoc  (знание, учение).

Политология – это учение о политике.

Что такое политика? (беседа с учащимися, опираясь на ранее изученные темы по обществознанию, а так же из жизненных примеров)

Итак, политика – это деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. Политика – это искусство управления власти. Политика – это сфера общественной жизни.

Политика, как и другие сферы общественной жизни, образует определенную систему.

Давайте вспомним, что характерно для системы? (беседа с опорой на ранее изученный материал)

Политическая система состоит их взаимосвязанных элементов, составляющих ее структуру.

                                       Политическая система.

     

Политические             Политические      Политические                Политическая

     институты              нормы                   отношения                      культура    

 

    Как вы думаете, к какой из этих подсистем мы отнесем политические партии? (беседа)

                                                 Политические организации

   

 Государство                      Политические партии                         другие организации

Политическая партия и есть структурный элемент политической системы, а так же является политической организацией. Перед нами стоят важные вопросы:

  1. Каковы ее функции в обществе, признаки партии?
  2. Как создаются партии? Когда возникли первые партии в нашей стране, в мире?
  3. Как можно стать членом какой-либо партии?
  4. Какие разновидности партий существуют в наше время, по каким критериям их можно выделить?

        (самостоятельная работа учащихся на основе имеющихся знаний)

  1. Проверка работы и сравнение точки зрения учащихся с научными мнениями.
  2. Закрепление материала в форме фронтального опроса
  3. Домашнее задание. Знать ключевые понятия. Подготовить сообщения: «История происхождения партий», «Из истории возникновения партий в России»

                              Урок 2.Происхождение и сущность партий

      Цель: Познакомить учащихся с условиями образования партий, историческими условиями возникновения партий в России; раскрыть понятие «партия», познакомить с несколькими определениями понятий «политическая партия», выявить сущность партий, формирование собственного мнения

       Тип урока: комбинированный урок 

                                                      План урока.

  1. Происхождение партий
  2. Сущность понятия «политическая партия»

                                          Ход урока.

              1  Организационный момент.

              2  Вводное слово учителя.

               3  Проверка домашней работы (сообщения учащихся)

Почему в России партии возникли позже, чем в других европейских странах?

Почему в России в первую очередь возникли социал-демократические партии, а потом либеральные?

               4. Изучение нового материала.

Ученикам предлагается вспомнить, как они определяли партию на предыдущем уроке, показать, что это определение неполное. Далее учащиеся пытаются самостоятельно дать определение «политической партии». Отмечаются наиболее верные.

В политологии данное понятие имеет три подхода:

Политическая партия – это группа, основанная на духовно-идеологических связях

. . . -  это  внеклассовое образование, стремящихся к власти личностей

     . . . -  это выразитель классовых интересов и идеологий.

Можно ли сказать, что эти положения взаимоисключающие, или они дополняют друг друга?

Таким образом, политическую партию можно определить как организованную группу единомышленников, представляющая интересы частим народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания власти или участия в ее осуществлении.

Политическая партия – это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровне, нацеленная на народной поддержке                                          (Шварценберг)

 Проведем анализ этих определений, выявим общее и различия? (самостоятельная работа)

                          5. Проверка работы.

Ответ: 1)  первично представление интересов  2) первично стремление к власти

                          6. Домашнее задание. Найти другие определения понятия «политическая партия» и проанализировать их.

Урок 3.   Признаки и функции партии.

Цель: Познакомить учащихся с признаками партии; выяснить функции партии в общественной жизни; раскрыть понятия – устав и программа партии, особенности и назначение; показать различия между партией и другими организациями, исходя из признаков; иллюстрировать функции партии примерами из жизни;

Тип урока: лекция с элементами самостоятельной работы учащихся

                                                      План урока.

  1. Партия, основные признаки партии.
  2. Программа и устав партии.
  3. Функции.

                                          Ход урока.

1  Организационный момент.

    2   Вводное слово учителя.

  1.  Проверка домашней работы  (фронтальный и индивидуальный опрос)

 Что такое партия? Какие партии вам известны? Что такое политика? Что такое политическая система? Из каких элементов состоит система? В чем сущность партий?

4   Изучение нового материала.

Всегда ли можно отличить партию от другой общественной организации? И есть ли признаки, присущие понятию «партия»?

Американские ученые Лаполомбара и Вейнер в своей работе «Политические партии и политическое развитие» дают четыре отличительных признака партии.

                       Признаки партий:

  1. партия – достаточно длительное по времени объединение (в то время, как общественное движение может быть кратковременным, недолговечным и не обязательно иметь свои первичные организации на местах.)  Например,  движение «зеленых».
  2. наличие устойчивых организаций на местах.
  3. Цель партии – завоевание политической власти.  (Никакие другие организации не ставят напрямую подобных целей.)  Например, объединение солдатских матерей.
  4. Обеспечение народной поддержки. (Поддержка народа бывает нужна и другим организациям, но для партии она жизненно необходима, без нее невозможно нормальное функционирование партии)

К этим признакам можно также добавить:

5.   Партия является носителем определенной идеологии   (члены других организаций могут стоять на разных идеологических платформах). Например, профсоюз.

6.    Наличие программы и устава.

Программа партии – документ, в котором содержатся цели, задачи партии; определяется стратегия и тактика борьбы за достижение власти и задачи, реализуемые при помощи власти.

Цели и задачи партии зависят от типа партии, идеологии, места в политической жизни, но основная цель – достижение и удержание власти.

Устав – документ, определяющий внутренние правила партий. Этот документ обязателен для всех членов партии.

В большинстве партий одной из непреложных обязанностей члена партии является уплата членских взносов, которые идут на партийные нужды.

Определив основные признаки, мы должны определить, какую роль играют партии в обществе, чем конкретно они занимаются. Это и будут функции партий. Они различаются в зависимости от характера партии и уровня развития государства, но все же существуют и общие для всех партий функции.

Как вы думаете, какие функции можно выделить?  (беседа с учащимися)

     Функции партий:

  1. Проведение массовых акций;
  2. Внедрение правил взаимоотношения политических институтов;
  3. Политическое рекрутирование;
  4. Формирование политических элит;
  5. Представительство интересов;
  6. Разработки законов;
  7. Электоральная функция;
  8. Функция коммуникации.          
  1.  Закрепление материала в форме резюме, 1-2 учащихся подводят итоги.

      6.  Домашнее задание.

1) класс делится на группы (2-3 группы). Каждая получает задание «создать свою партию»: название, отражающее сущность партии; чьи интересы защищает в первую очередь; программа, устав; как выполняются общественные функции;

2) выбрать комиссию для регистрации партий (3 человека), попросить их подумать над критериями для регистрации (см. Конституцию РФ).

Урок 4. Признаки и функции партии.

Цель: На практике закрепить теоретические знания, полученные на предыдущем занятии        

Тип урока: практическое  занятие. Урок – деловая игра

                                                      План урока.

1.Презинтация партий.

2.Программа и устав партии.

3.Функции.

                                          Ход урока.

                 1  Организационный момент.

                 2   Вводное слово учителя.

Для проведения данного занятия необходимо воспользоваться следующими документами: Конституция РФ, Закон о политических партиях РФ (см. приложение № 1).

Документы должны быть у всех групп и у регистрационной комиссии.

1) представители групп проводят презентацию партии: название, его смысл и значение; представляют символику и дают объяснение. После чего комиссия в соответствии с Конституцией и Законом принимают решение правомерности названия и символики. Если находят ошибки, дают возможность их устранения. Если таковых нет, то учащиеся просто находят в тексте документа условия, при которых название не может быть принято.

  1. презентация программы и устава своей партии (цели, задачи). Работа комиссии.
  2. Каждая группа сообщает о том, какие функции выполняет их партия, чьи интересы защищает, представляет рассказ о выполнении функций.

В течение урока, учитель выполняет роль помощника и консультанта, направляет, подводит итоги.

                  3. Домашнее задание.

- найти в СМИ материал о деятельности партий;

- начать подготовку к избирательной компании (разработать избирательную программу, стратегию; обращение к электорату)

Урок 5.Типология партий.

      Цель: познакомить учащихся с типологией партий, критериями и классификацией партий; дать представление о спектре политических сил в обществе, что поможет им ориентироваться в данной области; помочь сформировать мировоззрение, взгляды на мир; научиться определять различия между типами партий, уметь определять к каким типам относится та или иная партия.

     Тип урока: лабораторное занятие.

                                               План урока.

            1   Типология партий

            2   Критерии классификации партий

                                    Ход урока.

 1  Организационный момент.

 2   Вводное слово учителя.

 3  Проверка домашней работы (экспресс-тест по понятиям, фронтальный опрос по          СМИ)

Вспомним, какие партии были представлены на прошлом уроке? Цели, задачи, интересы.  Мы можем попытаться определить их идеологическую и социальную базу, отношение с властью?

Таким образом, мир политических партий чрезвычайно многообразен, иногда очень сложно определить различия, подобрать критерии для классификации партий.

  Типология партий необходима, чтобы лучше ориентироваться в мире политики; глубже проникнуть в природу политических партий; лучше понять их возможности.

  1. Изучение нового материала.
  2. Самостоятельная работа с учебником. Заполнение схемы «Политические партии. Критерии классификации» по Дюверже, Сартори. (см. приложение 2)
  3. Проверка работы. Подведение итогов.
  4. Закрепление материала. Определить типологию различных партий.
  5. Домашнее задание. Подготовить сообщения: Партии в СССР, в РФ, США, Германии и т.д

Урок 6. Партийные системы.

     Цель: познакомить учащихся с партийными системами; их достоинства и недостатки; способствовать формированию политической культуры и активной гражданской позиции; сравнить политические системы; проанализировать и выявить причины установления в стране той или иной партийной системы.

     Тип урока: комбинированный урок с элементами практической работы.

                                               План урока.

  1. определение «партийной системы»
  2. классификация политической системы по количеству партии
  3. классификация по «политическому весу»
  4. почему существуют разные партийные системы

                                    Ход урока.

            1.  Организационный момент.

          2.   Вводное слово учителя.

          3.   Проверка домашней работы (фронтальный опрос)

4.   Изучение нового материала.

Количество партий в обществе отражает степень его социальной, экономической, культурной неоднородности; чем выше уровень расслоения, тем больше партий существует в стране.

Совокупность политических партий и связи между ними называется партийной системой.

            5.  Сообщения докладчиков и заполнение таблицы.

Партийная система

Страна, название партии

Сущность системы

достоинства

недостатки

монопартийная

двухпартийная

2,5 партии

многопартийная

     6. Проверка работы и дополнения учителя по данному вопросу.

Существуют классификации партийных систем по политическому весу:

  1. мажоритарная (с абсолютным большинством мандатов)
  2. партия с мажоритарным призванием (возможно придет к власти на следующих выборах)
  3. доминирующая (относительное большинство мест + союзники)
  4. миноритарная (минимальное число мест, объединение нескольких подобных партий).

Учитель предлагает данные о расстановке политических сил в Государственной думе, и учащиеся пытаются определить политический вес партии представленных в ней и определить политическую систему РФ.

Каждый тип партийной системы неразрывно связаны с историческими условиями развития страны, уровнем социально-экономического развития, особенностью культуры и менталитета, а так же доминированием той или иной партии.

         7. Закрепление материала.

Что такое партийная система? Признаки системы. В чем достоинства и недостатки? Факторы, влияющие на формирование партийной системы? Как можно определить партийную систему РФ?  

              8. Домашнее задание. Записи в тетради.

    Урок 7.     Партийные системы. Участие партий в избирательной компании.

   Цель: показать учащимся как в условиях многопартийности партии реализуют свою задачу обретения власти; формирование навыков самостоятельной работы, умение защищать свои интересы; проанализировать результаты предлагаемых действий; помочь приобрести навыки поведения избирателя.

   Тип урока: урок – конференция.

                                               План урока.

1.определение «партийной системы»

2.классификация политической системы по количеству партии

3.классификация по «политическому весу»

4.почему существуют разные партийные системы

                                    Ход урока.

            1  Организационный момент.

            2   Вводное слово учителя.

            3  Проверка домашней работы.

В соответствии с д/з представляются три партийных актива (лидерская группа – 4 человека). Они представляют свои партии. Остальные учащиеся представляют электорат. По жребию одна из партий является правящей. Другие стремятся к власти.  По условиям партии могут создавать блоки, так же претерпевать раскол.

            4. Работа по группам.

Партии выступают перед избирателями с предвыборной программой. Проходят дебаты по поводу предвыборных программ. Представители партии отвечают на вопросы электората. Партиям предоставляют время для исправления и корректировки программы.

«Электорат» выполняет поставленную задачу.

Гражданин П. проголосовал на выборах в Государственную думу под влиянием телепередачи за одну из партий. Какова роль СМИ в данном случае? Можно ли считать подобный выбор свободным и осознанным? Как бы вы повели себя в условиях массового влияния СМИ?

Представитель партий выступают с последними предвыборными обращениями (30 сек -1 мин).

Выборы происходят по упрощенной схеме. Итоги предоставляются учащимся в % соотношении. Выявляются доминирующая, миноритарная партия. Представители партий образуют парламентские фракции.

Итак, теперь партиям предстает осуществлять свои властные полномочия, реализовать свои предвыборные программы; они могут блокироваться с другими. В настоящей Думе представлено больше партий, поэтому ситуация там сложнее. Партия, не преодолевшая барьер, не входит во власть, но может участвовать в политической жизни общества. О том, как партии участвуют в жизни общества, поговорим на следующем уроке. Для этого необходимо опережающее задание.

           5. Домашнее задание.

1) Подобрать материал из СМИ о роли партии в различных странах и в РФ. Примеры деятельности партий (акции, выступления, мероприятия). Подумайте о связи партий и электората? Что полезного могут сделать партии для своего электората? Могут ли они повлиять на сложившуюся ситуацию в странах, или не играют никакой роли?

2) Эссе (поддержите или опровергните высказывание) -  «Политический язык нужен для того, чтобы ложь звучала правдиво» Дж. Оруэлл.

Урок 8. Роль политических партий в современном мире.

Цель: рассмотреть основные тенденции деятельности и участия партий в общественной жизни в наше время; способствовать формированию обществоведческого мировоззрения, политической культуры, собственного мнения по политическим вопросам; умение анализировать высказывания, аргументировать собственную точку зрения.

Тип урока: урок диспут

                                        План урока.

  1. Формы управления политической жизнью
  2. Механизмы участия граждан
  3. Роль политических партий, их место и связи

                                    Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Объяснение нового материала (работа со схемой приложение № 3)

Существует два направления современного политического развития

- развитие правового государства, демократии, предполагающее развитие плюрализма, многообразие партий, усиление их роли

- усиление авторитарных тенденций, превращение партий в декоративный атрибут власти, их роль и значение снижается

        4. Эвристическая беседа.

1) Какая из этих точек зрения кажется вам наиболее соответствующей истине (в мире? в России?)

2) Какой путь развития более перспективный для мировой практики? Для России?

5. Работа с документом (см. приложение № 4)

Деятельность некоторых партий связана с понятием «популизм». Рассмотрим это явление на примере документа.

Как, по вашему мнению, верно ли, что существуют обстоятельства, при которых любая партия обращается к популистским лозунгам?

6. Проверка домашнего задания.

С этими рассуждениями перекликается тема вашего эссе (целесообразно зачитать 2-3 рассуждения, желательно противоположенных позиций и обсудить их).

      7. Беседа с учащимися.

Продолжая тему, поговорим об имидже лидера партии.

Создание имиджа – это обман избирателей или нормальное явление,  не противоречащее этическим нормам?

Можем ли мы привести примеры деятельности партий. С целью защиты интересов избирателей, тех групп людей, от имени которых они выступают?

Приведите примеры реальных  действий партий на благо общества.

      8. Закрепление материала. Подведение итогов урока.

Какова же реальная роль партии в жизни современного общества? (защищают и представляют интересы социальных групп или свои личные интересы).

Судьба политических партий и перспективы их развития зависят во многом от гражданской позиции нынешних школьников, так как они являются не только будущей социальной базой партий, но и возможно лидерами партий.

     9. Домашнее задание.

Повторить материал курса.

Урок 9. Итоговое обобщение.

Цель: Подвести итоги элективного курса; провести проверку знаний, умений и навыков приобретенных и развитых в процессе изучения элективного курса.

      Тип урока: повторительно-обобщающий

                                    Ход урока.

            1  Организационный момент.

            2   Вводное слово учителя.

            3.   Самостоятельная работа:

               а) работа с тестом

               б) тестирование

               в) написание резюме    (см. приложение №5)

Список литературы

1. Василенко, И. А. Политология: учеб. для вузов / И. А. Василенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; Высшее образование, 2009. - С. 17.

2. Гаджиев, К. С. Политология (основной курс): учеб. / К. С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2008. - С. 109.

3. Зотов, В. Д. История политических учений: учеб. / В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. М.: Юристъ, 2005. - С. 43-49.

4. Погорелый, Д. Е. Политология / Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов; под общ. ред. С. Н. Смоленского. М. : Эксмо, 2008. - С. 227-229.

5. Политология: Словарь-справочник / М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. - М.:  Гардарики, 2000. - С. 17.

6. Политология: Словарь-справочник / М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. - М.:  Гардарики, 2000. - С. 212.

Литература для учащихся

  1. Мухаев Р.Т.  Политология. М.: Изд-во "Приор", 2000. - 400 с.
  2. Электронные пособия по политологии http://www.alleng.ru/edu/polit2.htm
  3. http://izbiraem.ru/party
  4. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-partii.html
  5. http://all-politologija.ru/knigi/100-let-rossijskoj-mnogopartijnosti-zotova/funkcii-politicheskix-partij

Приложение № 1

Тема урока: Признаки и функции партии.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г.

«О политических партиях»

(с изменениями от 21 марта. 25 июля 2002 г.)

        В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологий, целей и задач.

        Глава I. Общие положения.

        Статья I. Предмет регулирования настоящего Федерального закона.

        Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.

        Статья III . Понятие политической партии и ее структура.

1.    Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях

участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

  1. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов политической партии.

4.   Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.  Основными целями политической партии являются формирование  общественного мнения;

               политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан

по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения  широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборах в законодательные органы государственной власти и           представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы.

            Статья 6. Наименование политической партии.

1  в наименовании политической партии не допускается использование     наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий.

  1. В наименовании политической партии не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, а так же имени (или) фамилии гражданина.

Статья 9. Ограничения на создание и деятельность политических партий.

1. Запрещаются создания и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

  1. Включение в уставы и программы политических партий и положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленных на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.
  2. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
  1. Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических    

Партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускается.

Вопрос 1. Опираясь на текст Федерального Закона «О политических партиях»,    определите, что является предметом регулирования настоящего Закона?

Вопрос 2. Опираясь на текст Федерального Закона «О политических партиях», назовите основные цели и задачи политической партии и поясните их примерами.

Вопрос 3. Используя знания обществоведческого курса, покажите на трех примерах наличие в РФ многопартийной политической системы.

Вопрос 4. Опираясь на Федеральный закон «О политических партиях» определите на создание и деятельность каких политических партий могут быть введены ограничения: «Партия православных христиан». Партия «Учителя России». «Башкирская национальная партия». «Либерально – демократическая партия   А. Иванова». «Женщины России». «Российская консервативная партия».  «Партия молодых реформаторов России». Укажите соответствующее основание     закона.                        

                                                                             

 

 Приложение № 2

Тема урока: Типология партий.

Политические партии (критерии классификации) по Дюверже, Сартори

                

                                                                                      Приложение № 3

 Формы управления политической жизнью и механизм участия граждан

             Лобби                                        Граждане                                            Элита                  

 Группы   давления                                Политическая жизнь                          Группы интересов            

                             

     

Голосование    электорат              Политические партии                 Партийная система

               

Выборы должностных                                                 Однопартийная

                     лиц  государства                                                  

 Референдум                                Коммунизм                                  Двухпартийная

   

                                                           Либерализм                               Многопартийная

                                                 

                                                    Консерватизм

 

                                                        Фашизм

                           

        Приложение № 4.

Тема урока: Роль политических партий в современном мире.

Документ «Сущность популизма»

«Популюс» в переводе с латинского – народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в русском языке слова «популярность», «популярный». Однако при всем созвучии популярность не тождественна популизму.

        Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определенных политических целей. Популизм, отмечается в политологическом словаре, - это деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике – деятель. Заигрывающий с массами. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложившихся под влиянием  тех или иных обстоятельств…

        Безнравственность популизма заключается в том, что он манипулирует доверием людей, деформирует его. В истории человечества необходимость объединения усилий, в том числе и в осуществлении конкретного политического курса, всегда вызывала потребность во взаимных обязательствах (политиков, правителей, с одной стороны, и народа – с другой) и, следовательно, в их взаимном доверии…

        Популизм, устанавливая зачастую не без лицемерия заведомо фиктивные взаимные обязательства (своего рода сделку, совершенную под влиянием обмана), разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности. В этом заключается главный социальный вред популизма…

                                Малько А.В.   Популизм – тормоз демократии.

Вопросы к документу:

  1. Что такое популизм и в чем его сущность?
  2. Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-популист и популярный человек? Ответ поясните.
  3. В чем безнравственность и в чем социальный вред популизма? Приведите пример политических действий популистов.
  4. Каков, на ваш взгляд, основной путь борьбы с популизмом в        российском обществе? В чем его суть?

                                                                               

Приложение № 5

Повторительно-обобщающий урок.

Задание № 1.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые __________________ (1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических _______________(2), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ____________________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время____________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому ________________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных____________________(6), отражающих интересы различных социальных групп.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуются для заполнения пробелов. Выберите последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) единство                        Б) фракции                    В) выборы

Г) движение                          Д) лидер                        Е) социум

Ж) партия                              З) группа                       И) членство

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.                                        

      1

     2

      3

     4

    5

     6

      ж

     д

      б

     в

    а

     г

 

Задание № 2.  Тест.

  1. Первоначально слово «политика» обозначало

А) власть народа

Б) администрация полиса

В) искусство управления государством

   2.   В политической жизни наибольшую роль играют

        А) профсоюзы

        Б) спортивные и творческие объединения

        В) политические партии

   3.   Политическая партия представляет собой

        А) объединение людей по классовому признаку

        Б) организацию, представляющую интересы

        В) любое объединение единомышленников

   4.   В отличие от других общественных организаций, политическая партия

        А) ставит задачу достижения политической власти

        Б) проводит массовые акции

        В) имеет  свои СМИ

   5.  Документ, содержащий цели и задачи партии – это

        А) устав партии

        Б) заявление лидера в СМИ

        В) программа партии

   6.  Партийные системы по количеству действующих партий бывают

       А) мягкими и жесткими

       Б) монопартийными и многопартийными

       В) доминирующими и миноритарными

  7.   Политические партии относятся к

       А) политическим коммуникациям

       Б) политическим институтам

       В) политической культуре

   8.  По идеологическому признаку можно выделить

       А) центристскую партию

       Б) коммунистическую партию

       В) кадровую партию

   9.  Элитарной обычно является

        А) массовая партия

        Б) консервативная  партия

  В) кадровая партия

 10.  Верны ли следующие суждения о политических партиях

       А) оппозиционные партии в демократическом обществе выступают в качестве конструктивного критика правительства

       Б) задача оппозиции добиваться власти любыми средствами

1) верно только а

2) верно только Б

3) верно  и А и Б

4) оба суждения неверны

Задание № 3.

Написать резюме «Что я узнал и чему научился, изучая элективный курс «Политические партии».

                                                                

Связь с парламентскими  фракциями

Выбор стратегии

Место в политическом.

спектре

идеология

Внутренняя структура

Отношение к режиму


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политические партии

Данная презентация составлена для урока обществознания в 9 классе....

Политические партии в политической системе общества

Презентация урока в 11 классе по  обществознанию.Цели урока:Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что  такое партия. Показать признаки и роль политических партий...

Интегрированный урок (информатика - обществознание) по теме "Политические партии современной России".

При разработке данного урока за основу была взята идея другого учителя (к сожалению, не помню его ФИО), найденная в Интернете.  Данный урок был проведен в 11 классе учителем информатики Исаковой ...

Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....