Главные вкладки

    ОТКРЫТЫЙ УРОК–МАСТЕРСКАЯ ПО ТЕМЕ: «ТРУД. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»
    план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. УРОК – МАСТЕРСКАЯ ПО ТЕМЕ: «ТРУД. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»

     

    Цели урока:

     - осознать учащимися необходимость изучения трудового права;

    - ознакомить их с ролью и значением труда в жизни общества, с трудовым законодательством;

    -  изучить понятия: занятость, трудоустройство, трудовой договор;

    - получить сведения о социальных конфликтах и способах социальной защиты;

    - понять роль профсоюзов в разрешении трудовых споров и социальных конфликтов.

     

    Задачи урока:

    - создать проблемную ситуацию, требующую поиска и  усвоение новых знаний;

    - сформировать у учащихся общеучебные знания, умения.  навыки: любознательность, внимание, самостоятельность, организованность, исследовательские навыки, коммуникативную культуру, память, выразительность и четкость речи;

    - создать атмосферу доброжелательности и комфорта, сотрудничества и сотворчества учителя и учеников.

     

    Оборудование урока:

    Доска, интерактивная доска, четыре ноутбука, учебники по праву, хрестоматии, кодекс законов о труде, раздаточный материал (задания, таблицы)

    ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ  УРОКА

    этапа

    Этапы урока

    Время

    этапа

    Репродуктивные формы

    деятельности учащихся

    Продуктивные формы

    деятельности учащихся

    1

    Организационный момент

    1 мин

    Внимание

     

    2

    Индукция. Этап актуализации знаний, настрой на восприятие и осмысление нового.

    Что вы знаете о понятиях «Труд. Социальная защита»?

    На доске усилиями учащихся с помощью учителя создается кластер

     

     

     

    5 мин

    Внимание

    Активность

    Любознательность

    Интеллект

    Самостоятельность

    Культура эмоций

    3

    Деконструкция. Работа с материалом, формирование информационного поля.

    Учитель ставит перед группами познавательные задачи:

    1-я группа. Законы о труде. Труд несовершеннолетних. Занятость и трудоустройство.

    2-я группа. Трудовой договор. Трудовая дисциплина. Рабочее время и время отдыха.

    3-я группа. Защита трудовых прав граждан. Забастовки. Профсоюзы.

    Каждая группа получает задание с указанием, где можно найти ответ.

    Каждой группе выдается ноутбук с выходом в Интернет

    См. приложение № 1

     

     

     

     

     

    3 мин

    Внимание

    Память

    Организованность

    Исследовательские навыки

    Культура работы

    Наблюдательность

    Самостоятельность

    Коммуникативная культура

    4

    Реконструкция. Работа групп над выполнением задач, которые дал учитель.

    Учащиеся в группах распределяют между собой работу:

    - часть обучающихся работают с учебниками, хрестоматиями;

    - часть ищет необходимую информацию в Интернете и работает с  ней.

    Идет подготовка ответов в каждой группе

     

     

     

    15 мин

    Организованность

    Внимание

    память

    Активность

    Исследовательские навыки

    Наблюдательность

    Самостоятельность

    Умение слушать и слышать

    Культура работы

    Коммуникативная культура

    ИКТкомпетентность

    5

    Социализация. Соотнесение группами своей деятельности с деятельностью других групп. Представление  своих результатов труда.

    Презентация каждой группой полученных  результатов с помощью интерактивной доски

    Коллективная оценка результатов под руководством учителя.

    Эвристическая беседа.

     

     

    15 мин

    Внимание

    Память

    Точность  и выразительность речи

    Активность

    Восприимчивость нового

    Активное слушание

    Аргументированность

    Глубина рассуждений

    Коммуникативная культура

    Способность выделять главное

    Самостоятельность

    ИКТкомпетентность

    6

    Афиширование. Представление результатов деятельности ученика, ознакомление с ними всех.

    Презентация учащимся подготовленного по заданию учителя презентацию на тему: «Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра».

    Презентация сопровождается рассказом ученика и комментариями учителя.

     См. приложение:  презентация

     

     

    7 мин

    Внимание

    Память

    Точность и выразительность речи

    Активность

    Глубина рассуждений

    Самостоятельность

    Способность выделять главное

    Системность

    Активное слушание

    Восприимчивость нового

    Коммуникативная культура

    7

    Разрыв.  Новое выделение учеником изученного предмета, осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.

    Постановка учителем новых задач, вытекающих из предыдущих.

    См. приложения  № 2, 3, 4, 5

     

     

    3 мин

    Внимание

    Память

    Организованность

    Активное слушание

    Культура работы

    8

    Реконструкция. Работа групп по выполнению заданий.

     

    Ученики в группе разбирают задания вместе без распределения обязанностей, используя новые знания, полученные на уроке:

    - знакомство и изучение заданий

    - коллективное обсуждение  ответов на поставленные задачи

     - ответы групп на задачи

     

     

     

    10 мин

    Память

    Внимание

    Организованность

    Точность и культура речи

    Активность

    Аргументированность

    Восприимчивость к новому

    Самостоятельность

    Глубина рассуждений

    Умение слушать и слышать

    Коммуникативная культура

    Культура работы

    9

    Афиширование. Представление группами  результатов работы.

     

    Коллективное обсуждение результатов решения задач

    10 мин

    Организованность

    Внимание

    Память

    Культура речи

    Активность

    Аргументированность

    Активное слушание

    Восприимчивость к новому

    Глубина рассуждений

    Способность выделять причинно-следственные связи

    Коммуникативная культура

    10

    Рефлексия. Осознание и анализ учеником своей деятельности.

    Обобщение изученного материала.

    Подведение итогов урока учителем.

    Заполнение учениками таблиц.

    См.  приложения № 6, 7

     

     

     

    2 мин

    5 мин

    4 мин

    Внимание

    Память

    Активность

    Активное слушание

    Рефлексивность

    11

    Домашнее задание

    2 мин

    Внимание

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение № 1

    ЗАДАНИЯ    ГРУППАМ

     

    1-я группа:

    1.Законы о труде. Труд несовершеннолетних. Занятость и трудоустройство. Безработица

    Учебники: а) «Право и экономика» параграфы  №№ 31,32, 35

                        б) «Основы права» параграф  № 49

                        в)  Интернет

                      

                                   

     

    2-я группа:

    2.Трудовой договор. Трудовая дисциплина. Рабочее время и время отдыха.

    Учебники: а) «Право и экономика» параграфы  № 33

                        б) «Основы права» параграф  №48, стр. 209

                        в)  Интернет

     

     

    3-я группа:

    3.Защита трудовых прав граждан. Забастовки. Профсоюзы

          Учебники:  а) «Право и экономика» №№ 34, 36, 58, 59

                                    б) Интернет        

     

     

     

     

              Приложение № 2

     

     

    Задачи  группам.

    1-я группа

    1.После окончания школы Наташа Майорова пыталась поступить в театральный институт, но неудачно. Нигде не работая, она дни напролет сидела дома, читая книги и журналы, смотрела телевизор, слушала музыку. Родители пытались устроить ее на работу почтальоном, секретарем в одну из контор поблизости, но она всякий раз отказывалась, отвечая, что согласно Конституции труд в нашей стране свободен и доброволен и каждый вправе выбирать себе профессию. Кроме того, в России принудительный труд Запрещен.

    Кто прав в данной ситуации: Наташи или ее родители?

     

    2. На лаборанта класса биологии Сидорова директор школы наложил выговор за нарушение им своих трудовых обязанностей. Нарушение, по мнению директора, заключалось в следующем: Сидоров отказался остаться после работы, чтобы помочь провести районную олимпиаду по биологии.

    Законно ли наказали Сидорова?

     

    3. Маша Безуглова, не поступив после школы в институт, обратилась в службу занятости. На приеме она проинформировала работников службы, что мечтала поступить в юридический институт. Она просила подыскать ей соответствующую работу. Но ей предложили работу санитарки в городской больнице. Маша решила, что эта работа ей не подходит и отказалась от нее.

    Кто прав в данной ситуации?

     

     

     

    Приложение № 3

    ЗАДАЧИ  ГРУППАМ

    2-я группа.

    1.Ученик 9б класса Дима Галкин желая купить DVD-плеер устроился с согласия родителей в детский сад дворником. Раньше там работал пенсионер и в его обязанности входила уборка всей территории детского сада. Мать Димы потребовала, чтобы объем работы для ее сына был уменьшен наполовину, поскольку, согласно КЗОГ, он не может работать более 4-х часов в день, тогда как у пенсионера рабочий день был 8 часов.

    Разрешите данную ситуацию.

     

    2.По результатам года 9 класс  занял по успеваемости первое место в школе. Директор решил поощрить классного руководителя 9 класса: он увеличил ему продолжительность отпуска на полмесяца.

    Правильно ли поступил директор?

     

    3. Первого сентября студент Кольцов не явился на занятия, поскольку был в другом городе и не смог  достать билет га поезд. За данный проступок ему был объявлен выговор в приказе от 5 октября.

    Законно ли наложено на него  дисциплинарное взыскание?

     

     

     

    Приложение № 4

    ЗАДАЧИ  ГРУППАМ

    3-я группа

    1. В суд поступило исковое заявление  от заведующей детским садом с просьбой признать незаконной забастовкой невыход всех воспитателей на работу из-за трехмесячной задержки зарплаты. Невыплата зарплаты была вызвана отсутствием денег, направленных на проведение косметического ремонта. В заявлении указывалось, что, хотя работники неоднократно устно предупреждали администрацию о прекращении работы, письменных требований они не выдвигали, каких-либо примирительных действий не предпринимали.

    Является ли данных спор коллективным? Какое решение должен принять суд?

     

    2. Угольщики шахт Забайкальского разреза объявили бессрочную забастовку по причине невыплаты заработной платы в течение 10-ти месяцев.  Администрация угольного  управления объясняла это задержкой платежей от потребителей. Были использованы все примирительные процедуры, но результата они не дали. О забастовке администрация была предупреждена за 19 дней.

    Можно ли признать данную забастовку законной?

     

    3. Работодатель обратился в прокуратуру с просьбой принести в суд заявление о прекращении деятельности профсоюза, созданного на предприятии. При этом он ссылался на то, что профсоюз вмешивается в процесс решения администрацией кадровых вопросов, в частности, касающихся заключения  трудовых договоров с поступающими на работу, а  также в процесс перевода и увольнения отдельных работников.

    Какой ответ должен дать прокурор?    

     

     

    Приложение № 5

     

    Задание для всех учащихся

    Как оценить труд домохозяйки?

    Почему в Германии у женщины есть дополнительный  нерабочий день, день  «чистых окон», а в России у женщин нет таких привилегий?

    Чем можно объяснить такую ситуацию? Справедливо ли это?

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение № 6

    Лист  оценки работы учащихся в группе

    №№

    Фамилия, имя

    Результат работы в группе

    отметка

    1

     

     

     

    2

     

     

     

    3

     

     

     

    4

     

     

     

    5

     

     

     

    6

     

     

     

    7

     

     

     

    8

     

     

     

    9

     

     

     

    10

     

     

     

    11

     

     

     

    12

     

     

     

    Приложение № 7

     

    Лист самооценки

     

     

    ФИО учащегося________________________________________________

     

    Оцените свою работу

    Результат

    Мне удалось справиться с заданием хорошо

     

    Работал(а) посредственно

     

    Я не справилась с работой

     

    Что помешало справиться с работой

     

    Что необходимо улучшить

     

     

     

     

     

     

    Лист оценки урока учащимся:

     

    ФИО учащегося________________________________________________

     

    Оценка урока

    Результат

    Урок полезный. Я читала, обсуждала, думала

     

    Урок был интересным. Узнала много нового

     

    Урок был скучным.

    Почему?

     

    Урок показался  трудным.

    Что вызвало наибольшие трудности?

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока Трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса.

    Цель этого урока - познакомить учащихся с отраслью права "Трудовое право", его источниками, нормами, субектами, а также углубить знания учащихся о видах собственности, о правоспособности и дееспособно...

    Социальная защита подростка

    Соцмальная защита подростка...

    Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    В материале рассматриваются определения "социальная защита", " трудная жизненная ситуация" и раскрывются пути социально-педагогической помощи семье и ребенку....

    Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в образовательной школе

    Цели и задачи работы социального педагогаОсновные функцииОбщий планПлан по профилактике ПАВПлан по пропаганде прав человека и прав ребенкаПлан по оказаню помощи семьям, попавших в ситуации социального...

    Проект "Социальная защита детей с ограниченными возможностями»

    В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые по...

    Анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства

    В данной статье представлен анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства....

    Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

    Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...