ОТКРЫТЫЙ УРОК–МАСТЕРСКАЯ ПО ТЕМЕ: «ТРУД. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. УРОК – МАСТЕРСКАЯ ПО ТЕМЕ: «ТРУД. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»

 

Цели урока:

 - осознать учащимися необходимость изучения трудового права;

- ознакомить их с ролью и значением труда в жизни общества, с трудовым законодательством;

-  изучить понятия: занятость, трудоустройство, трудовой договор;

- получить сведения о социальных конфликтах и способах социальной защиты;

- понять роль профсоюзов в разрешении трудовых споров и социальных конфликтов.

 

Задачи урока:

- создать проблемную ситуацию, требующую поиска и  усвоение новых знаний;

- сформировать у учащихся общеучебные знания, умения.  навыки: любознательность, внимание, самостоятельность, организованность, исследовательские навыки, коммуникативную культуру, память, выразительность и четкость речи;

- создать атмосферу доброжелательности и комфорта, сотрудничества и сотворчества учителя и учеников.

 

Оборудование урока:

Доска, интерактивная доска, четыре ноутбука, учебники по праву, хрестоматии, кодекс законов о труде, раздаточный материал (задания, таблицы)

ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ  УРОКА

этапа

Этапы урока

Время

этапа

Репродуктивные формы

деятельности учащихся

Продуктивные формы

деятельности учащихся

1

Организационный момент

1 мин

Внимание

 

2

Индукция. Этап актуализации знаний, настрой на восприятие и осмысление нового.

Что вы знаете о понятиях «Труд. Социальная защита»?

На доске усилиями учащихся с помощью учителя создается кластер

 

 

 

5 мин

Внимание

Активность

Любознательность

Интеллект

Самостоятельность

Культура эмоций

3

Деконструкция. Работа с материалом, формирование информационного поля.

Учитель ставит перед группами познавательные задачи:

1-я группа. Законы о труде. Труд несовершеннолетних. Занятость и трудоустройство.

2-я группа. Трудовой договор. Трудовая дисциплина. Рабочее время и время отдыха.

3-я группа. Защита трудовых прав граждан. Забастовки. Профсоюзы.

Каждая группа получает задание с указанием, где можно найти ответ.

Каждой группе выдается ноутбук с выходом в Интернет

См. приложение № 1

 

 

 

 

 

3 мин

Внимание

Память

Организованность

Исследовательские навыки

Культура работы

Наблюдательность

Самостоятельность

Коммуникативная культура

4

Реконструкция. Работа групп над выполнением задач, которые дал учитель.

Учащиеся в группах распределяют между собой работу:

- часть обучающихся работают с учебниками, хрестоматиями;

- часть ищет необходимую информацию в Интернете и работает с  ней.

Идет подготовка ответов в каждой группе

 

 

 

15 мин

Организованность

Внимание

память

Активность

Исследовательские навыки

Наблюдательность

Самостоятельность

Умение слушать и слышать

Культура работы

Коммуникативная культура

ИКТкомпетентность

5

Социализация. Соотнесение группами своей деятельности с деятельностью других групп. Представление  своих результатов труда.

Презентация каждой группой полученных  результатов с помощью интерактивной доски

Коллективная оценка результатов под руководством учителя.

Эвристическая беседа.

 

 

15 мин

Внимание

Память

Точность  и выразительность речи

Активность

Восприимчивость нового

Активное слушание

Аргументированность

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура

Способность выделять главное

Самостоятельность

ИКТкомпетентность

6

Афиширование. Представление результатов деятельности ученика, ознакомление с ними всех.

Презентация учащимся подготовленного по заданию учителя презентацию на тему: «Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра».

Презентация сопровождается рассказом ученика и комментариями учителя.

 См. приложение:  презентация

 

 

7 мин

Внимание

Память

Точность и выразительность речи

Активность

Глубина рассуждений

Самостоятельность

Способность выделять главное

Системность

Активное слушание

Восприимчивость нового

Коммуникативная культура

7

Разрыв.  Новое выделение учеником изученного предмета, осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.

Постановка учителем новых задач, вытекающих из предыдущих.

См. приложения  № 2, 3, 4, 5

 

 

3 мин

Внимание

Память

Организованность

Активное слушание

Культура работы

8

Реконструкция. Работа групп по выполнению заданий.

 

Ученики в группе разбирают задания вместе без распределения обязанностей, используя новые знания, полученные на уроке:

- знакомство и изучение заданий

- коллективное обсуждение  ответов на поставленные задачи

 - ответы групп на задачи

 

 

 

10 мин

Память

Внимание

Организованность

Точность и культура речи

Активность

Аргументированность

Восприимчивость к новому

Самостоятельность

Глубина рассуждений

Умение слушать и слышать

Коммуникативная культура

Культура работы

9

Афиширование. Представление группами  результатов работы.

 

Коллективное обсуждение результатов решения задач

10 мин

Организованность

Внимание

Память

Культура речи

Активность

Аргументированность

Активное слушание

Восприимчивость к новому

Глубина рассуждений

Способность выделять причинно-следственные связи

Коммуникативная культура

10

Рефлексия. Осознание и анализ учеником своей деятельности.

Обобщение изученного материала.

Подведение итогов урока учителем.

Заполнение учениками таблиц.

См.  приложения № 6, 7

 

 

 

2 мин

5 мин

4 мин

Внимание

Память

Активность

Активное слушание

Рефлексивность

11

Домашнее задание

2 мин

Внимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

ЗАДАНИЯ    ГРУППАМ

 

1-я группа:

1.Законы о труде. Труд несовершеннолетних. Занятость и трудоустройство. Безработица

Учебники: а) «Право и экономика» параграфы  №№ 31,32, 35

                    б) «Основы права» параграф  № 49

                    в)  Интернет

                  

                               

 

2-я группа:

2.Трудовой договор. Трудовая дисциплина. Рабочее время и время отдыха.

Учебники: а) «Право и экономика» параграфы  № 33

                    б) «Основы права» параграф  №48, стр. 209

                    в)  Интернет

 

 

3-я группа:

3.Защита трудовых прав граждан. Забастовки. Профсоюзы

      Учебники:  а) «Право и экономика» №№ 34, 36, 58, 59

                                б) Интернет        

 

 

 

 

          Приложение № 2

 

 

Задачи  группам.

1-я группа

1.После окончания школы Наташа Майорова пыталась поступить в театральный институт, но неудачно. Нигде не работая, она дни напролет сидела дома, читая книги и журналы, смотрела телевизор, слушала музыку. Родители пытались устроить ее на работу почтальоном, секретарем в одну из контор поблизости, но она всякий раз отказывалась, отвечая, что согласно Конституции труд в нашей стране свободен и доброволен и каждый вправе выбирать себе профессию. Кроме того, в России принудительный труд Запрещен.

Кто прав в данной ситуации: Наташи или ее родители?

 

2. На лаборанта класса биологии Сидорова директор школы наложил выговор за нарушение им своих трудовых обязанностей. Нарушение, по мнению директора, заключалось в следующем: Сидоров отказался остаться после работы, чтобы помочь провести районную олимпиаду по биологии.

Законно ли наказали Сидорова?

 

3. Маша Безуглова, не поступив после школы в институт, обратилась в службу занятости. На приеме она проинформировала работников службы, что мечтала поступить в юридический институт. Она просила подыскать ей соответствующую работу. Но ей предложили работу санитарки в городской больнице. Маша решила, что эта работа ей не подходит и отказалась от нее.

Кто прав в данной ситуации?

 

 

 

Приложение № 3

ЗАДАЧИ  ГРУППАМ

2-я группа.

1.Ученик 9б класса Дима Галкин желая купить DVD-плеер устроился с согласия родителей в детский сад дворником. Раньше там работал пенсионер и в его обязанности входила уборка всей территории детского сада. Мать Димы потребовала, чтобы объем работы для ее сына был уменьшен наполовину, поскольку, согласно КЗОГ, он не может работать более 4-х часов в день, тогда как у пенсионера рабочий день был 8 часов.

Разрешите данную ситуацию.

 

2.По результатам года 9 класс  занял по успеваемости первое место в школе. Директор решил поощрить классного руководителя 9 класса: он увеличил ему продолжительность отпуска на полмесяца.

Правильно ли поступил директор?

 

3. Первого сентября студент Кольцов не явился на занятия, поскольку был в другом городе и не смог  достать билет га поезд. За данный проступок ему был объявлен выговор в приказе от 5 октября.

Законно ли наложено на него  дисциплинарное взыскание?

 

 

 

Приложение № 4

ЗАДАЧИ  ГРУППАМ

3-я группа

1. В суд поступило исковое заявление  от заведующей детским садом с просьбой признать незаконной забастовкой невыход всех воспитателей на работу из-за трехмесячной задержки зарплаты. Невыплата зарплаты была вызвана отсутствием денег, направленных на проведение косметического ремонта. В заявлении указывалось, что, хотя работники неоднократно устно предупреждали администрацию о прекращении работы, письменных требований они не выдвигали, каких-либо примирительных действий не предпринимали.

Является ли данных спор коллективным? Какое решение должен принять суд?

 

2. Угольщики шахт Забайкальского разреза объявили бессрочную забастовку по причине невыплаты заработной платы в течение 10-ти месяцев.  Администрация угольного  управления объясняла это задержкой платежей от потребителей. Были использованы все примирительные процедуры, но результата они не дали. О забастовке администрация была предупреждена за 19 дней.

Можно ли признать данную забастовку законной?

 

3. Работодатель обратился в прокуратуру с просьбой принести в суд заявление о прекращении деятельности профсоюза, созданного на предприятии. При этом он ссылался на то, что профсоюз вмешивается в процесс решения администрацией кадровых вопросов, в частности, касающихся заключения  трудовых договоров с поступающими на работу, а  также в процесс перевода и увольнения отдельных работников.

Какой ответ должен дать прокурор?    

 

 

Приложение № 5

 

Задание для всех учащихся

Как оценить труд домохозяйки?

Почему в Германии у женщины есть дополнительный  нерабочий день, день  «чистых окон», а в России у женщин нет таких привилегий?

Чем можно объяснить такую ситуацию? Справедливо ли это?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

Лист  оценки работы учащихся в группе

№№

Фамилия, имя

Результат работы в группе

отметка

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

Приложение № 7

 

Лист самооценки

 

 

ФИО учащегося________________________________________________

 

Оцените свою работу

Результат

Мне удалось справиться с заданием хорошо

 

Работал(а) посредственно

 

Я не справилась с работой

 

Что помешало справиться с работой

 

Что необходимо улучшить

 

 

 

 

 

 

Лист оценки урока учащимся:

 

ФИО учащегося________________________________________________

 

Оценка урока

Результат

Урок полезный. Я читала, обсуждала, думала

 

Урок был интересным. Узнала много нового

 

Урок был скучным.

Почему?

 

Урок показался  трудным.

Что вызвало наибольшие трудности?

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса.

Цель этого урока - познакомить учащихся с отраслью права "Трудовое право", его источниками, нормами, субектами, а также углубить знания учащихся о видах собственности, о правоспособности и дееспособно...

Социальная защита подростка

Соцмальная защита подростка...

Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В материале рассматриваются определения "социальная защита", " трудная жизненная ситуация" и раскрывются пути социально-педагогической помощи семье и ребенку....

Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Материал к уроку обществознания. Презентация "Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения"...

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Материал к уроку обществознания. Презентация "Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения"...

Управление социальной защитой детства защитой детства

Управление социальной защитой детства защитой детства...