Конспект урока Трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса.
материал по праву (11 класс) по теме
Цель этого урока - познакомить учащихся с отраслью права "Трудовое право", его источниками, нормами, субектами, а также углубить знания учащихся о видах собственности, о правоспособности и дееспособности граждан. Показать роль государства в социальной защите граждан в условиях экономического кризиса. Интегрированный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok_trudovoe_pravo.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ НПО
Профессиональное училище №1
Трудовое право
и социальная защита граждан
в условиях экономического кризиса
Бинарный урок по предметам Правоведение и Обществознание
Преподаватели:
Смирнова Т.А.
Пыжкова Л.И.
2010 г.
г. Орехово-Зуево
ПЛАН УРОКА
Преподаватели: Смирнова Т.А. – в дальнейшем Т.А.
Пыжкова Л.И. – в дальнейшем Л.И.
Тема: трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса.
Цель урока: познакомить учащихся с новой отраслью права – трудовым право, его источниками, нормами, субъектами. Углубить знания учащихся о видах собственности, о правоспособности и дееспособности граждан. Показать роль государства в социальной защите граждан во время экономического кризиса.
Воспитательная цель: воспитывать у учащихся стремление к знаниям, понимание необходимости высокой квалификации работника в современных условиях. Проектный метод позволит активизировать учащихся в момент подготовки и проведения урока.
Тип урока: бинарный урок с элементами проектного метода в работе учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система, рабочие листы учащихся.
- Организационный момент.
- Знакомство учащихся с темой урока.
Т.А.: Здравствуйте, ребята.
Л.И.: Здравствуйте.
Т.А.: Сегодня мы проводим открытый бинарный урок сразу по двум предметам «Правоведение» и «Обществознание».
Л.И.: Проведем его мы, преподаватели Т.А. Смирнова и Л.И. Пыжкова.
Т.А.: А посвящен наш урок теме, очень важной всегда, а сегодня особенно. Мы с вами начинаем изучать новую отрасль права – трудовое право. Тема нашего урока звучит так: «Трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса».
Л.И.: В связи с этой темой мы постараемся повторить материал, недавно изученный на уроках обществознания. Мы поговорим о видах деятельности, о видах собственности и о принципах социальной защиты граждан.
Т.А.: У вас на столах лежат рабочие листы (прилагаются). Напишите на них свои фамилии. В конце урока вы их сдадите и на следующем уроке вам будут объявлены оценки за работу на уроке.
Л.И.: Итак, давайте поговорим о трудовой деятельности человека. Вы знаете, что человечество на протяжении тысячелетий шло по пути развития и совершенствования орудий труда, чтобы с их помощью создавать для людей какие-то блага. Именно трудом, т.е. целенаправленной осознанной деятельностью по производству материальных благ, создается экономическая основа общества.
Труд позволяет каждому человеку реализовать себя, найти свое место в жизни и признание со стороны людей. Труд вырабатывает такие качества, как дисциплинированность, умение сотрудничать с другими людьми.
Т.А.: Если человек трудится, например, на своем садовом участке, то правом его труд не регулируется. Если же он выполняет какую-либо работу в пользу другого лица, например ремонтирует ему автомобиль или шьет костюм, то его труд регулируется нормами права.
Обычно люди трудятся сообща (на заводах, в учреждениях) и в процессе совместного труда распределяют между собой трудовые функции, операции, совместно используют различные средства труда.
Для регулирования трудовой деятельности, затрагивающей интересы многих и многих людей, в системе права существует специальная отрасль – трудовое право.
Каждая отрасль права регулирует отношения в какой-либо сфере жизни.
Вопрос: Как по вашему, какие отношения регулирует трудовое право?
Ответ: Отношения между работниками и работодателями.
Т.А.: Запишите определении е в тетради:
Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению наемного труда в организациях.
Вы уже знаете, что нормы любой отрасли права для четкого и единообразного понимания должны быть закреплены письменно.
Вопрос: Как называется официальные документы, из которых можно получить знания о нормах права?
Ответ: Источники права, нормативные акты.
Т.А.: А теперь запишите в тетради, какие нормативные акты являются источниками трудового права?
Ответ Конституция РФ.
Т.А.: Да. Конституция – это главный закон, в котором заложены основы всех сфер жизни нашего государства, в т.ч. права и свободы граждан. Одним из наших конституционных прав является право на труд.
В рабочих листах ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Вопрос: Какая глава Конституции РФ посвящена правам и обязанностям гражданина и человека?
Вопрос: К какому виду прав относится право на труд?
Т.А. Статья 37 Конституции РФ определяет основные принципы использования труда.
На экране схема:
ТРУД
Свободен
Безопасен
Доброволен
Оплачиваем
Защита от безработицы
Право на отдых
Право на разрешение споров
Т.А. Итак, первый источник трудового права – это Конституция РФ. Но есть еще один очень важный источник. Это Трудовой кодекс РФ. Новый Трудовой кодекс вступил в действие с 01.02.2002г. До этого действовал старый Кодекс законов о труде (КЗоТ). Он действовал еще со времен СССР.
Вопрос: Как вы думаете, почему понадобился новый кодекс, регулирующий отношения работодателя и работника?
Ответ: Т.к. изменились условия труда, работодатели. Появились новые формы собственности.
Т.А.: Правильно. О видах собственности вы продолжите разговор с Людмилой Ивановной.
Л.И.: О собственности, ее видах подготовили проект учащиеся вашей группы. МЫ с вами присутствуем на защите проекта.
Идет защита проекта с использованием мультимедийной системы.
Л.И.: А теперь в рабочих листах ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Вопрос: Какие вилы собственности вы знаете?
Вопрос: К какому виду собственности относится наше училище?
Л.И. Итак, мы видим, что новые различные виды и формы собственности дали возможность появления новых видов работодателей.
Т.А.: Теперь участниками трудовых отношений могут быть не только гос. учреждения, но и другие работодатели.
Вопрос: А как в целом называются участники правовых отношений или любых отношений в деятельности?
Ответ: субъекты правовых отношений.
Т.А.: Так вот, наш дальнейший разговор о субъектах трудового права.
Вопрос: Кто может быть субъектом трудового права?
Ответ: физические и юридические лица.
Т.А.: Продолжим урок разговором о физических лицах.
Вопрос: Имеет ли право поступить на работу гражданин 12 лет? И почему?
Ответ: Нет, т.к. ему нет 18 лет, он недееспособен.
Т.А.: Правильно. Человек в 12 лет имеет трудовую правоспособность, но трудовой дееспособностью еще не обладает.
В рабочих листах ответьте, пожалуйста на вопрос №5.
Вопрос: Что такое трудовая дееспособность, когда она наступает?
Л.И.: Полная дееспособность наступает в 18 лет. Однако, на практике молодые люди поступают на работу, чаще всего, позже, потому что современное производство достаточно сложное и требует от работника знаний, умений и навыков, которые можно приобрести только в специальных учебных заведениях, в том числе и в учреждениях начального профессионального образования – профессиональных училищах.
Вопрос: Смогли бы вы сразу, после школы, работать помощником машиниста электровоза?
Ответ: конечно, нет.
Вопрос: А без практики, имея только теоретические знания об устройстве и эксплуатации электровоза?
Ответ: Нет, конечно.
Л.И.: Значит, знания без практических навыков работы имеют свою значимость. Практика очень важна.
Т.А.: Ваша группа проходила практику в ОАО «РЖД» на конкретном предприятии «Локомотивное депо ст. Орехово-Зуево». Наши учащиеся подготовили к защите еще один проект и готовы его представить.
Защита проекта «ОАО «РЖД»».
Л.И.: Попробуйте в рабочих листах ответить на вопрос №6.
Вопрос: Что такое акционерное общество:
Назовите 2 -3 акционерных общества в г. Орехово-Зуево.
Л.И.: Во время защиты проекта прозвучала мысль о сокращении перевозок, вызванном экономическим кризисом. Это сокращение объема работы, в свою очередь, может вызвать увольнение работников, которые пополнят постоянно растущую во время кризиса армию безработных, что заметно отразится на благосостоянии людей.
Надо сказать, что в условиях рыночной экономики неизбежно происходит заметное расслоение общества на бедных и богатых. Для инициативных и предприимчивых людей рынок – это изобилие, процветание. Для других слоев населения – студентов, пенсионеров, инвалидов, большей части простых работников он нередко ставит проблемы безработицы, выживания. Это неизбежное следствие конкуренции.
Поэтому возрастает роль государства в обеспечении социальной защищенности граждан и поддержки наиболее уязвимых слоев населения. В социальной поддержке государства прежде всего нуждаются группы людей с низкими доходами и временно теряющие работу.
Для них создается возможность альтернативной занятости, благодаря разнообразия форм собственности (кооператив, аренда, ферма и т.д.).
Однако эффективность социальной политики не может определяться размерами государственной благотворительности.
Вопрос: Что, на ваш взгляд, эффективнее: увеличение объемов государственных пособий или снижение налогов?
Ответ: Снижение налогов, рабочие места.
Вопрос: Попробуйте сформулировать, почему?
Ответ: Это даст возможность людям самим зарабатывать себе на жизнь, а снижение налогов увеличит их благосостояние.
Вопрос: А теперь попробуйте ответить на вопрос, сделайте вывод, какому человеку, работнику легче выжить в условиях не просто рыночной экономики, но в условиях серьезного экономического кризиса?
Каким качествами, знаниями, и т.д. он должен обладать?
Ответ: Активный, упорный, трудолюбивый, высококвалифицированный, трезвый и.т.д.
Л.И.: Итак, для того, чтобы соответствовать своему времени и требованиям рынка, которые постоянно возрастают, каждому работнику приходится непрерывно повышать свое мастерство и пополнять свои знания.
Если раньше получали «образование на всю жизнь», то теперь требуется «Образование через всю жизнь».
Для успешной конкуренции на рынке труда важен не только уровень квалификации, но и общая образовательная подготовка работника. Узкопрактические знания и умения на современном этапе развития производства становятся недостаточными.
В России среди занятого населения, удельный вес работников, имеющих среднее, среднее – специальное и высшее образование повысился до 86 %. Пятьдесят лет назад таких было всего 8%.
Таким образом, общее образование становится одним из основных профессиональных требований и мы от души желаем вам успехов в его получении.
Т.А.: Спасибо за Урок.
До свидания.
Приложение
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Ф.И.О. № группы
- Какая глава Конституции РФ посвящена правам и обязанностям гражданина и человека? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- К какому виду прав относится право на труд? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие виды собственности вы знаете? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перечислите виды государственной собственности. К какому виду собственности относится наше училище? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое трудовая дееспособность? Когда она наступает? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое акционерное общество? Назовите известные вам АО г. Орехово-Зуево _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Трудовые права несовершеннолетних" 11 класс
Фельдман С.К. урок "Трудовые права несовершеннолетних" 11 класс Урок по праву для 11 класса(базовый или профильный уровень) ТЕМА: ТРУДОВЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (11 КЛАСС...
Урок "Трудовое право"
Разработка урока по праву для 11 класса по теме "Трудовое право"...
Урок "Трудовое право"
Конспект урока по праву для 11 класса по теме "Трудовое право"...
Профориентационный урок "Трудовые права и обязанности несовершеннолетних. Роль Профсоюзов"
Вашему вниманию предлагается технологическая карта урока по обозначенной теме. Данный урок был показан в октябре 2014 года в рамках городского конкурса "Профориентационный урок". Работа заняла 3 место...
План-конспект урока "Трудовое право"
. Целью урока, проведённого с учащимися 9 класса было: сформировать у учащихся представление о трудовом праве, познакомить их с Трудовым Кодексом Российской Федерации, научить...
Конспект урока по праву Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры
Предметные результаты. Научатся: разрешать трудовые споры правовыми способами, применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нор...
Конспект урока по истории России: "Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"
Конспект урока по истории России: "Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"...