«Правила и нормы поведения в обществе»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

 

Урок дает представление обучающимся 6 класса о системе правил и норм поведения людей в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obshchestvoznaniya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 6 классе.

Урок «Правила и нормы поведения в обществе» (§ 15)

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока: 45 мин.

Цель урока: познакомить  с правилами и нормами поведения людей в обществе.

Задачи урока:

1. образовательные – объяснить учащимся понятия: социальные нормы, обычаи, традиции, нравы;

2. воспитательные – воспитывать у учащихся правила поведения в обществе;

3. развивающие – развивать у учащихся навыки работы с текстом учебника, находить примеры из практики, аргументировать свое мнение.

Оборудование урока:  учебник А.И.Кравченко «Обществознание», рабочая тетрадь, доска.

  1. Ход урока
  2. I. Организационный момент (2 мин.).
  3. II. Проверка домашнего задания (8–10 мин.).

- Что такое семья? Функции семьи?

- Создание семьи. Семейные отношения.        

  1. III. Переход к изучению новой темы (4 мин.).

Вводное слово учителя

Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Правила и нормы поведения в обществе». 

Наше с Вами поведение зависит не только от нашего характера, привычек, но и от норм поведения принятых в обществе. Зная правила поведения, мы можем его контролировать

        Поэтому цель нашего сегодняшнего урока – познакомиться с правилами и нормами поведения людей в обществе.

  1. IV. Изучение новой темы (25 мин.).

- Что такое социальные нормы?

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (ученики записывают) - это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение.

Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения.

Правила поведения дети начинают узнавать с детства через игру. Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил.

- Приведите примеры таких игр? (ученики отвечают) (Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» и.т.д.)

Такие игры моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то, что они считают нужным сказать. Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить. Играя в школу, участники игры выполняют роли учителя, директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д.

        В обществе существует множество видов социальных норм.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (ученики записывают)

Обычаи, традиции, обряды.

ОБЫЧАИ –это привычные формы поведения людей в повседневной жизни

ПРИВЫЧКИ – возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.

Привычки бывают полезные и вредные.

Приведите примеры полезных и вредных привычек? (ученики отвечают) (чистить зубы по утрам и вечерам, здороваться, прикрывать за собой дверь; громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти)

        Они свидетельствуют о плохих манерах человека. Манеры — это внешние формы поведения человека. Манеры отличают людей воспитанных от невоспитанных. Опрятно одеваться, внимательно выслушивать собеседника, уметь вести себя за столом - все это повседневные манеры воспитанного человека. Этикет — это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

        Привычки и обычаи, переходящие из поколения в поколение, становятся традициями.

ТРАДИЦИИ – это всё, что мы унаследовали от своих предшественников.

ОБРЯД - это совокупность действий, установленных обычаями.

Обряды сопровождают человека всю жизнь.

Приведите примеры обрядов? (ученики отвечают) ( крещение, свадьба, воинская присяга, посвящение в студенты и т.д.)

НРАВЫ- особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий.

Они отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиции.

Поступки бывают безнравственные. Например, оскорблять старших, обижать  и унижать слабого и т.д..

ТАБУ – запрет на действия, слова. В современном обществе табу накладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.

        Поведение людей в обществе регулируется также с помощью правовых норм. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, и четко определяют границы поведения. Нарушение законов влечет за собой определенное наказание. Законы общества защищают самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и человеческое достоинство, собственность.

Работа в тетради ио обществознанию:

Задание 1:

Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определённым правилам, а не так как они хотят. Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли.

Задание выполняется самостоятельно, затем проводится обсуждение данного задания в классе.

  1. V. Подведение итогов урока (5 мин.)

–Давайте подведем итог всему сказанному на уроке. Что вы повторили на уроке? Что нового сегодня вы узнали? О чем мы говорила на уроке? (ученики отвечают)

Вывод: (говорят ученики) Человеческое общество не может существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, существующие в обществе, обычаи, нравы, мораль, религия, право регулируют жизнь людей в обществе, сплачивают общество, поддерживают общественный порядок.

  1. VI. Домашнее задание: (на доске)
  1. § 15;
  2. Задания в рабочей тетради по обществознанию стр. 49-52
  3. .Подготовить сообщение «Как появились нормы жизни и поведения людей в обществе?»

Выставление оценок в соответствии со сводной ведомостью.

- Урок окончен. Благодарю всех за работу на уроке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила и нормы поведения в обществе.

Презентация к уроку по обществознанию в 6 кл....

Правила и нормы поведения в обществе

Разработка урока по обществознанию в 6 классе к учебнику Кравченко...

правила и нормы поведения в обществе

презентация для учителей истории и обществознания, с иллюстативным материалом....

Классный час « Я и мои нормы поведения в обществе».

Цель: выявить у учащихся знание о таких понятиях как этика и этикетЗадачи:- создать условия для осмысления этих понятий  и их новых граней;- развитие способности к самоанализу, самопознанию;- раз...

Информирование учащихся о правах и нормах поведения в разных жизненных ситуациях

Правовое воспитания учащихся формирует у учащихся правосознание, навыки и привычки активного правомерного поведения. Для достижения наиболее высокого результата важно взаимодействие школа-ро...

Беседа "Правила и нормы поведения в общественном месте"

Беседа с подростками о нормах поведения, за столом, в транспорте, в кино и театрах....