Урок-игра "Избирательное право"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Методическая разработка для проведения урока в 9-11 классах по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra.izbiratelnoe_pravo.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                            «Избирательное право. Избирательный процесс»

        

                                                                                                           Колесова С.Н.

         Цели урока: 

  1. образовательная – повторить, обобщить и углубить знания учащихся об избирательном праве, избирательном процессе, о принципах проведения выборов, о работе всей законодательной системы Российской Федерации;
  2. развивающая - совершенствовать умения применить полученные знания на практике, оформить отобранный  материал  по заданной теме в виде электронных проектов в программе Power Point, работать в команде;
  3. воспитательная - продолжить работу по воспитанию нравственной и правовой культуры и воспитание политически активного гражданина

        Тип урока: урок-повторение с использованием игровой технологии и защитой проектов

        Продолжительность урока: 40 минут

        Материалы и оборудование:  компьютер; мультимедийный проектор; экран, сигнальные карточки (3 шт.); слайды с названием игры, раундов и заданиями; презентации, подготовленные командами.

        

        План  урока:

  1. Представление команд.
  2. Ознакомление с правилами игры.
  3. Соревнования в трех турах.
  4. Презентация домашнего задания.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Рефлексия.

Этапы урока

  1. Организация и подготовка к основному этапу занятия.        

Вводное слово учителя. Сообщение темы и целей урока. Представление команд.

I команда «Избиратель»,  II команда «Лидер», III команда «Народный наблюдатель».

         Ознакомление с правилами соревнования.

         Школьники (3 команды по 7 человек) соревнуются в знаниях по теме «Избирательное право. Избирательный процесс».  Всего 3 тура по  4 темы.  На экране появляются 4 темы с номерами вопросов (сами вопросы не отображаются). Номер вопроса является его ценой  (от 10 до 50 баллов). Команда выбирает тему и цену вопроса. Выслушав вопрос, любая команда может, первой подняв сигнальную карточку, дать на него ответ. Если дан неверный ответ, право ответа имеют другие две команды. Очки приплюсовываются к общему счету команды. После каждого тура определяется победитель, сообщаются итоги. В финале – команды представляют домашнее задание – защита проекта «Выборы президента в России и США». Цена финальной работы 100 баллов.

  1. Групповое соревнование  с  защитой  проекта.

I тур

Из истории выборов

  1. Этот человек был  последним выборным царем на Руси (Михаил Романов, 1613 г.)
  2. В 1991 году был избран такой по счету президент России (первый)
  3. В России в этом году женщины получили избирательное право (1918 г.)
  4. Эта Дума, вошла в историю как Дума «народного гнева».                           (I Государственная Дума, апрель 1906 г.)
  5. До этого периода в нашей стране выборы были несвободными (до перестройки)

 

«Почемучка»

  1. Почему выборы проходят в выходной день? (большинство людей в этот день свободны от работы)
  2. Почему законодательная власть называется представительной? (законодательный орган власти входят представители от народа, представляя их интересы)
  3. Почему стать Президентом Российской Федерации можно только с 35 лет? (чтобы занять столь ответственный пост, гражданин должен иметь определенный жизненный опыт, определенный уровень правосознания, а также соответствующий образ мышления)
  4. Почему человек не может проголосовать по телефону или по почте? (т.к. не известно является ли его воля свободной  и соответствуют ли указанные данные тому, кто голосует)
  5. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования? (Средства, затрачиваемые государством на проведение выборов, достаточно велики)

Термины

  1. Всенародное голосование по вопросам государственного значения (референдум)
  2. Это место, где проводится голосование и подсчитываются голоса избирателей (избирательный участок)
  3. Выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (органы местного самоуправления)
  4. Так называется определенная территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное выборное лицо (избирательный округ)
  5. Так называют документ, удостоверяющий права и полномочия какого – либо лица (мандат)

Принципы избирательного права

  1. Каждый избиратель имеет равное количество голосов по избирательному округу (равное избирательное право)
  2. Этот принцип выражается в том, что  гражданин РФ голосует на выборах за кандидата (список кандидатов) непосредственно и лично (принцип прямого избирательного права)
  3. Этот принцип направлен на исключение контроля за волеизъявлением избирателя со стороны каких либо государственных органов или должностных лиц (принцип тайного голосования)
  4. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет, а по достижения определенного  законом возраста могут быть избраны на должность Президента РФ, депутатом или в органы местного самоуправления (принцип всеобщего избирательного права) 
  5. Этот принцип находит свое выражение в том, что срок полномочий выборных органов устанавливается законодательством и не может превышать пяти лет (принцип периодичности)

II тур

Избирательные права граждан

  1. Это право избирать (активное)
  2. Это право вступает в силу с 21 года  при выборах в местные органы власти и Государственную Думу (пассивное) 
  3. Этот источник избирательного права закрепил права избирателей в РФ («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)
  4. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да)
  5. Как гражданин сможет воспользоваться своим избирательным правом, если в день голосования он будет отсутствовать по месту постоянного проживания?  (проголосовать досрочно или по открепительному  удостоверению в другом населенном пункте в день голосования)

Цифры

  1. Столько депутатских мест в Государственной Думе (450)
  2. В этот промежуток времени дня голосования граждане могут проголосовать за своего кандидата или политическую партию (с 8 до 20 часов местного времени)
  3. Такой порог необходимо переступить политической партии, чтобы получить депутатские места в Государственной Думе (7 %)
  4. В этот период запрещено проводить предвыборную агитацию (за 24 часа до дня голосования) 
  5. Такое число подписей избирателей  должен собрать гражданин, выдвинувшийся на пост Президента РФ, чтобы избирательная комиссия зарегистрировала его как кандидата (не менее 2 млн. граждан)

Новое в избирательном праве

  1. Такой строки нет в избирательных бюллетенях («Против всех»)
  2. В отношении явки избирателей он отсутствует (барьер явки избирателей)
  3. Только по такой системе проходят выборы в Государственную Думу (пропорциональная)
  4. Партии могут выдвигать таких кандидатов (беспартийных)
  5. Столько человек могут выдвигать от одной партии (500-600 человек)

Президент РФ

  1. В каком году в РФ был введён институт Президента? (1988)
  2. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам Президента РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися? (50%)
  3. Кандидат на пост Президента должен постоянно проживать в России, то есть быть её гражданином не менее... (10 лет)
  4. В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ? (35 лет)
  5. Какой процент от принявших участие в голосовании должен набрать кандидат в Президенты РФ, чтобы победить на выборах?    (50 % + 1 голос) 

III тур

Даты

  1. В этот день прошел референдум по принятию ныне действующей Конституции РФ (12 декабря)
  2. Тогда прошли выборы в Государственную Думу РФ пятого созыва (2 декабря 2007 г.)
  3. В этом году в России была установлена куриальная система выборов (1864г.)
  4. В этом году Президентом РФ был избран Медведев Д.А. (2008 г.)
  5. В этом году Конституцией СССР было введено Всеобщее равное прямое тайное голосование с 18 лет возраста (1936 г.)

Избирательные системы

  1. Так называют “систему первого пришедшего к финишу” (мажоритарную систему относительного большинства)
  2. Эта система распространена в современном мире более широко (пропорциональная)
  3. Так называют разновидности мажоритарной системы (абсолютного и относительного большинства)
  4. В соответствии с этой избирательной системой вся территория нашей страны разбивается на территориальные единицы — избирательные округа (мажоритарная избирательная система)
  5. Такая избирательная система применялась в нашей стране при выборах в Государственную Думу (смешанная)

Выборы в России

  1. Именно в этих местах создаются избирательные участки (школа, дом культуры)
  2. В каком случае избирательный бюллетень считается недействительным (если  знаки  в пустом квадрате справа от фамилии зарегистрированного кандидата проставлены более  чем в одном квадрате; если  знак  в пустом квадрате справа от фамилии зарегистрированного кандидата не проставлен ни в одном квадрате) 
  3. В каком году Государственная Дума РФ одобрила поправки в Конституцию РФ об увеличении сроков полномочий главы государства (до 6 лет) и парламента (до 5 лет). (в ноябре 2008 года) 
  4. Официальный документ в РФ, который выдается соответствующей участковой избирательной комиссией избирателю, не имеющему возможности прибыть на тот избирательный участок, где он включен в список избирателей. На основании этого документа лицо вправе голосовать на любом избирательном участке в пределах соответствующего избирательного округа (Открепительное удостоверение)
  5. Этот человек является председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (В.Е.Чуров)

Политические партии

  1. Он возглавляет  политическую партию «Единая Россия»  (Путин В.В.)
  2. Политическая партия, занявшая большинство мест в Государственной Думе РФ на выборах в декабре 2007 г. («Единая Россия»)
  3. Лозунгом программы этой партии явились слова: «Родина. Пенсионеры. Жизнь»  («Справедливая Россия»)
  4. Символами этой  политической партии являются серп и молот (КПРФ)
  5. Столько политических партий участвовало в выборах в Государственную думу РФ пятого созыва в декабре 2007 (11)

Финальный тур

Защита проекта «Выборы президента в России и США»

        

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия        

        

        В конце урока проводится  подведение итогов, рефлексия и тайное голосование за  лучшего  игрока. Выставляются оценки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...