Человек и экономика
материал по обществознанию (10 класс) по теме

Сергей Анатольевич Бабынин

практическое занятие по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obshchestvoznanie_urok_no49-50.zip71.52 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Яковлевский политехнический техникум

г. Строитель

                               Яковлевского района Белгородской области

 

«Человек и экономика»

/ практическое занятие по обществознанию /

                           

                            Разработал

                            Бабынин Сергей Анатольевич,

                            преподаватель истории и обществознания  

 

2013

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

                       

по предмету:  Обществознание. 

                                                                                    Учебное занятие №49-50

Тема учебной программы: 

Экономика.

Тема учебного занятия:

Человек и экономика.

Цели учебного занятия:

1. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по заданной теме.

2. Показать значение экономики, материального производства, обмена и распределения в современном обществе.

3. Раскрыть особенности и значение рыночной экономики как самой прогрессивной формы организации экономической жизни общества.

4. Способствовать формированию и развитию экономической культуры и компетентности обучающихся.

5. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, учащихся в различных видах учебной деятельности.

Тип учебного занятия:

Учебное занятие по обобщению, закреплению и комплексному применению знаний и способов деятельности.

Формы проведения учебного занятия:

Практикум.

Материальное обеспечение учебного занятия:

ПК. Презентация.

Дидактический  материал.

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

№  п/п

Ход  занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы

Время  мин.

I

Этап организации занятия.

2

II

Этап актуализации.

3

III

Этап закрепления и обобщения темы.

34

IV

Этап контроля и самоконтроля.

3

V

Этап информации о домашнем задании.

1

VI

Этап рефлексии.

2

Ход учебного занятия:

I. Этап организации занятия.

- Проверка списочного состава.

- Проверка у обучающихся  наличия  рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.

II. Этап актуализации (слайд №2).

Учителем сообщается тема, цели и задачи, план учебного занятия.

 

III. Этап закрепления и обобщения темы (слайд №3-10).

1. Тест  по разделу «Экономика».

1) Экономика – это наука, изучающая

А) мотивы поведения человека

Б) методы рационального хозяйствования

В) способы внедрения достижений науки и техники

Г) формы повышения квалификации работников

2) К воспроизводимым ресурсам относится

А)  лес

Б)  нефть

В)  природный газ

Г)  железная руда

3) Принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам – это

А) облигация

Б) приватизационный чек

В) акция

Г) собственность

4) К невозвратным ресурсам относится

А) алюминий

Б) железо

В) серебро

Г) нефть

5) Владельцы акций корпорации  получают доход от владения акциями в виде

А) процента

Б) ренты

В) дивиденда

Г) заработной платы

6) Спрос и предложение на бытовую технику формируются на рынке

А) труда

Б) капитала

В) недвижимости

Г) товаров и услуг

7) К ценным бумагам относится

А) акция

Б) депозит

В) облигация

Г) верны ответы (а) и (в)

8) Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе

А) покупки товара

Б) участия в выборах

В) создания произведения искусства

Г) материального производства

9.Какой выбор стоит перед любой экономической системой? Как… 
А) сбалансировать экспорт и импорт

Б) сбалансировать государственный бюджет
В) наиболее рационально распорядиться ограниченными ресурсами
Г) сэкономить деньги для сохранения государственного долга

10. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?
А) потребность

Б) спрос

В) необходимость

Г) желание

Ответ:

1б   2а    3г    4г    5в    6г     7г      8а      9б       10б

Записать в тетрадь выражение:

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

                                                                                                                /Л. Питер/                                                                                                                                                              

2. Продолжить фразу.

- Учащиеся составляют выражения.

  Дефицит

  Частная

  Прожиточный

  Ценная

  Рыночная

  Биржа

  Иностранная

  Чистая

  Природные

  Государственные

  экономика

  валюта

  ресурсы

  минимум

  труда

  бюджета

  налоги

  прибыль

  собственность

  бумага

Дефицит бюджета

Частная собственность

Прожиточный минимум

Ценная бумага

Рыночная экономика

Биржа труда

Иностранная валюта

Чистая прибыль

Природные  ресурсы

Государственные  налоги

3. Найти ассоциацию.

Облигация, вексель.

Нефть, газ, металлы.

Инфляция, повышение цен.

Машина, дом, компьютер.

Евро, доллары, франки.

Безработица, трудоустройство.

Конкуренция, свободные цены, спрос и предложение.

Бюджетная сфера, бесплатное образование.

5400 рублей.

Предпринимательство, доход.

Ценная бумага

Природные  ресурсы

Дефицит бюджета

Частная собственность

Иностранная валюта

Биржа труда

Рыночная экономика


Государственные  налоги

Прожиточный минимум

Чистая прибыль

4. Найти определение понятия.

-Учащиеся работают с учебником /глава №4/.

Экономика – это хозяйственная система.

Уровень жизни – степень обеспечения населения.

Экономическая свобода – это свобода принятия экономических решений и действий.

Экономические знания – это знания о производстве, обмене, распределении, потреблении.

Деловая этика – нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности.

 Записать в тетрадь выражение:

 «Предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой».

                                                                                                        /П. Друкер/

IV. Этап контроля и самоконтроля.

  1. Выводы и замечания по ходу занятия.

  1. Оценка работы учащихся на занятии.

V. Этап информации о домашнем задании (слайд №11).

  1. Повторить основные понятия к главе 4 «Экономика».

 

VI. Этап рефлексии (слайд №12).

Ответь одним предложением:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. теперь я могу…
  4. я почувствовал, что…
  5. я научился…
  6. я попробую…
  7. мне захотелось…

Литература:

1. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.);- М., Просвещение,2008г.

2. Липсиц И.В. Экономика; раздел VI,- М., 1996г.

3. Любимов Т.П. Основы экономики,- М., 1994г.

4. Смирнов И.П. Введение в обществознание; гл. IV,- М., 2003г.

Интернет – ресурсы:

  1. http://presentmir.cx0.ru
  1. http://dilova.com.ua/article/novyy-krizis---namnogo-uzhasney--1310999839/
  1. http://www.izvestia.com.ua/ru/article/18858

Тест к  разделу «Экономика».

1) Экономика – это наука, изучающая

  1. мотивы поведения человека
  2. методы рационального хозяйствования
  3. способы внедрения достижений науки и техники
  4. формы повышения квалификации работников

2) Принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам – это

  1. облигация
  2. приватизационный чек
  3. акция
  4. собственность

3) Основным признаком командной экономики является

  1. производство товаров в соответствии с государственным планом
  2. управление экономикой рыночными методами.
  3. наличие экономической самостоятельности товаропроизводителей
  4. многообразие форм собственности на средства производства

4) Спрос и предложение на бытовую технику формируются на рынке

  1. труда
  2. капитала
  3. недвижимости
  4. товаров и услуг

5) Цена товара возрастет, если спрос

  1. останется неизменным, а предложение сократится
  2. уменьшится, а предложение останется неизменным
  3. останется неизменным, и предложение останется неизменным
  4. уменьшится, а предложение возрастет        

6) Какой из следующих факторов будет содействовать росту производства?

  1. увеличение налогообложения
  2. внедрение новой техники
  3. снижение требований к квалификации работников
  4. увеличение социальных пособий

7)  Уровень заработной платы на частных предприятиях в условиях рыночной экономики определяется под непосредственным воздействием

  1. спроса и предложения на рынке труда
  2. экономической политики правительства
  3. уровня прожиточного минимума
  4. изменения числа специалистов высокой квалификации

8) Верны ли следующие суждения о рабочей силе и безработице?

А. Численность занятых и численность трудоспособного населения всегда совпадает.

Б. Безработица исключает из общественного производства трудоспособных людей, не достигших пенсионного возраста.

1)        верно только А

2)        верно только Б

3)        верно и А, и Б

4)        оба суждения неверны

9) Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе

  1. покупки товара
  2. участия в выборах
  3. создания произведения искусства
  4. материального производства

10)  Доход, получаемый собственником акций, называется

1)

прибылью

2)

капиталом

3)

рентой

4)

дивидендом

11) Государство в условиях командно-административной экономики

1)

законодательно закрепляет господство одной формы собственности

2)

разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий

3)

вводит льготное налогообложение малого бизнеса

4)

предоставляет экономическую самостоятельность производителям

12) Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается

1)

парламентом

2)

судебными органами

3)

правительством

4)

правоохранительными органами

13) Увеличение налогов на производителя

1)

снижает расходы потребителя

2)

увеличивает прибыль производителя

3)

снижает рост производства

4)

увеличивает производительность труда

14)  Что отличает товарное хозяйство от натурального?

1)

используются орудия труда

2)

увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

3)

продукция производится для продажи

4)

существует разделение труда

15) Как дефицит государственного бюджета влияет на развитие экономики?

1)

сдерживает экономический рост

2)

увеличивает размеры кредитования фирм

3)

усиливает социальное расслоение

4)

ведет к снижению налогов

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

2

4

1

4

1

2

1

2

1

4

1

3

4

3

1

Критерии оценивания результатов тестирования:

15–13 баллов – 5 «отлично».

12-11 баллов – 4 «хорошо».

10- 9 баллов – 3 «удовлетворительно».

Менее 9 баллов – 2 «неудовлетворительно».  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа по теме "Человек и экономика"

Работа предназначена для закрепления материала по данной главе и подготовке к ЕГЭ...

Контрольная работа по обществознанию для 11-го класса по теме "Человек и экономика"

Контрольная работа содержит тесты и задания по теме "Человек и экономика"...

Тесты по обществознанию. Человек и экономика. 11 класс.

Проверочная работа по теме "Человек и экономика" для учащихся 11 класса....

Тесты по теме "Человек и экономика". Обществознание 7 класс

Предлагаемые тесты  можно использовать при  изучении курса обществознания по учебнику Л.Н.Боголюбова. Позволяют  вести  системную подготовку к ГИА и ЕГЭ....

"Человек и экономика" Повторительно-обобщающий урок Обществознание 7 класс

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 7 классе. Тема «Человек и экономика»Автор: Аникина Татьяна Александровна учитель истории и обществознанияМКОУ-СОШ с. Крутояр....

Технологическая карта урока "Человек и экономика"

Урок обществознания для  учащихся 11 класса  с применением деятельностного подхода в обучении....