Что человек чувствует, о чем размышляет.
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Езулова Юлия Викторовна

Урок обществознания в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sposobnosti.ppt2.19 МБ
Microsoft Office document icon sposobnosti_cheloveka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что человек чувствует, о чём размышляет.

Слайд 2

План урока. Какие бывают потребности. Духовный мир человека. Мир мыслей. Мир чувств.

Слайд 3

Живет на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает.

Слайд 4

1. Какие бывают потребности. Потребности – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. Потребности Биологические (воздух, вода, еда, сон, отдых) Социальные (в общении, в труде) Духовные (в познании окружающего мира, получении знаний, умений, достижении гармонии и красоты) Общество порождает определённые потребности человека, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие самого общества.

Слайд 5

Жан Франсуа Шампольон (1790-1832гг) У всех ли людей потребности одинаковые?

Слайд 6

2. Духовный мир человека. «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть». Сократ. Духовный мир – внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Он формируется в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.

Слайд 7

3. Мир мыслей. Мысли — это важная составляющая духовного мира человека; способность мыслить — отличительная черта человека. Когда у человека возникает какая-нибудь мысль, он выражает ее суждением. Суждение — высказывание, содержащее определенную мысль. «Корень ученья горек, да плод его сладок». «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Если из нескольких логически связанных суждений можно вывести новое знание, то это — умозаключение. «Азбука—к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным».

Слайд 8

Сделать вывод к каждой паре суждений 1. Ни один ребенок не обладает терпением. Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно. Ни один ребенок не может сидеть спокойно. 2. Все свиньи жирные. Все скелеты тощие. Все свиньи — не скелеты. 3. Ни одна из моих кузин несправедлива. Все судьи справедливы Ни одна из моих кузин не судья. 4. Сахар сладкий. Соль несладкая. Сахар — не соль. Соль — не сахар. Кто имеет четыре ноги утром, две — днем, три — вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?

Слайд 9

4 . Мир чувств. Чувства – отношение человека к чему-либо, кому-либо. чувство родства чувство дружбы чувство долга чувство прекрасного чувство любви чувство веры чувство призвания Ф.П. Решетников «Опять двойка» Эмоции – переживания человека, его настроение в тот или иной момент.

Слайд 10

Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства, они оказывают влияние на поступки человека. У духовно богатого человека развито чувство долга, справедливости. Он не оставит незамеченным бесчестный поступок. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.

Слайд 11

Домашнее задание: § 9, вопросы из рубрики «проверь себя», на «4» и «5» вопрос №5 из рубрики «в классе и дома».

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Что человек чувствует, о чем размышляет.

Цель урока:

Познакомить учащихся с понятием «духовный мир человека», а также развить представление о потребностях человека как источнике его активности.

Задачи:  

Обучающие:

  1. Определить какие у человека есть потребности;
  2.  На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между потребностями человека и животных;
  3. Показать важность и необходимость развития духовного мира человека.

Развивающие:

  1.  Развивать умения ставить цель  и задачи учебной деятельности;
  2. Развитие коммуникативных навыков общения
  3. Развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом.

Воспитательные:

  1. Формировать  духовно-нравственную личность.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы продолжаем говорить о человеке, как о личности. И тема нашего сегодняшнего урока «Что человек чувствует, о чем размышляет». (Слайд 1) Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)

  1. Какие бывают потребности.
  2. Духовный мир человека.
  3. Мир мыслей.
  4. Мир чувств.

Давайте с вами поразмышляем: (Слайд 3)

Живет на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает.

Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Ответы учащихся.

1. Какие бывают потребности

Вопрос учащимся: Что же такое потребности? 

Телефон и телевизор, автомобиль и самолет... Все когда-то было в диковинку. До появления этих предметов человек спокойно обходился без них. Но по мере того как они распространялись, завоевывали себе жизненное пространство, человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Проходит какое-то время, и человек уже не представляет своей жизни без этого.

Вряд ли твои мама и папа, когда они были в твоем возрасте, могли попросить у своих родителей компьютер. Конечно, компьютеры уже существовали, но они еще не получили широкого распространения. Для тебя современного школьника, это вполне знакомый предмет...

Меняется мир, меняются человеческие потребности. Потребности – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (Слайд 4)

Человек понимает, что есть что-то, без чего ему будет трудно, практически невозможно обойтись. И он начинает предпринимать какие-то шаги, чтобы получить нужное. Например, ты услышал о новом фильме. Тебе очень захотелось его посмотреть. Что ты станешь делать? Попросишь родителей купить видеокассету? Возьмешь у друзей? Сходишь в видеопрокат? Пойдешь в кинотеатр? В любом случае ты не будешь сидеть сложа руки. Иными словами, именно потребности заставляют человека действовать.

Вопрос учащимся: Какие потребности вы можете назвать?(Слайд 4)

Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические потребности. Они нужны, чтобы жить, они есть и у животных.

Но для того чтобы стать личностью, занять свое место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях, потребности в общении, в труде. Человек не станет счастливым, если не сможет реализовать свои способности, не найдет свое место в жизни.

Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живет. Это касается даже биологических потребностей. Голод, независимо от того, в каком обществе человек живет, должен быть удовлетворен, то есть нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласись, существует разница. Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для ее удовлетворения.

Общество порождает определенные потребности человека, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие самого общества.

Приведите примеры.

Давайте послушаем сообщение о Жане Франсуа Шампольоне. И выясним, какие у него были потребности. (Слайд 5)

Вопрос учащимся: Что заставляло его действовать и как повлияло на его жизнь?

Таким образом, мы можем сказать, что удовлетворение духовных потребностей часто служит средством реализации социальных потребностей.

2. Духовный мир человека.

Вопрос учащимся: Скажите, а у всех людей потребности одинаковые? Потребности человека индивидуальны. Ещё Сократ говорил: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть». (Слайд 6)

Давайте прочитаем рассказ о царе Крезе. Учебник стр. 89, вопрос № 3.

Социальная значимость личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают. По-разному ценится человек, который стремится только к личному обогащению, человек, для которого самое важное в жизни — удовлетворение потребности в модной одежде или изысканных блюдах, и человек, для которого главная потребность — творческий труд.

Духовный мир – внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. (Слайд 6)

Он формируется в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.

Физкультминутка.

3. Мир мыслей

Вопрос учащимся: Что же такое мысли, и что такое чувства?  (Слайд 7)

Найдите в учебнике на стр. 86 определение понятия «мысли». В русском языке этим словом обозначают как сам процесс рассуждения, мышления, так и его результат. Мысли — это важная составляющая духовного мира человека; способность мыслить — отличительная черта человека.

Когда у человека возникает какая-нибудь мысль, он выражает ее суждением. Суждение — высказывание, содержащее определенную мысль. «Корень ученья горек, да плод его сладок», «Семь раз отмерь — один раз отрежь» — это суждения. Если из нескольких логически связанных суждений можно вывести новое знание, то это — умозаключение. Например, «Азбука—к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным».

Размышление над проблемой, поиск решения — занятие нелегкое. Чем сильнее человек хочет достичь намеченной цели, тем напряженнее этот процесс. Когда человек думает, он полностью поглощен мыслью, сосредоточен.

Давайте попробуем  выполнить следующие задания: (Слайд 8)

1. Сделать вывод к каждой паре суждений, написанных на доске (взяты из книги Льюиса Кэрролла «Логическая игра»).

А. Ни один ребенок не обладает терпением. Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно.

Б. Все свиньи жирные. Все скелеты тощие.

В. Ни одна из моих кузин несправедлива. Все судьи справедливы.

Г.  Сахар сладкий. Соль несладкая.

Ответы: А. Ни один ребенок не может сидеть спокойно.

Б. Все свиньи — не скелеты.

 В. Ни одна из моих кузин не судья.

Г. Сахар — не соль. Соль — не сахар.

2. А теперь попробуем разгадать загадку Сфинкса.

Около города Фивы поселился Сфинкс — чудовище с головой женщины и туловищем льва. Он не пропускал людей, пока они не отгадают загадку. Если они не могли дать правильный ответ, Сфинкс их съедал. Никто не мог пройти мимо, и никто не осмеливался его уничтожить. Один человек, по имени Эдип, видя горе горожан, решил избавить их от беды. Сфинкс предложил ему следующую загадку: кто имеет четыре ноги утром, две — днем, три — вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?

Эдип догадался, что это человек: в младенчестве он ползает, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, в старости опирается на палку. Сфинкс пришел в отчаяние, что его загадку разгадали, и бросился со скалы.

Вопрос учащимся: А что помогло Эдипу справиться с заданием?

А вспомнить, какие загадки загадывали героям различных сказок? 

Таким образом часто для решения той или иной проблемы требуется посмотреть на нее с необычной точки зрения, отказаться от привычного способа решения. Это особенности творческого мышления.

Если есть время.

Автор детской энциклопедии по психологии предлагает для проверки творческого мышления решить задачи, требующие необычного подхода:

«Первая задача. Как с помощью одной палочки, лежащей на столе, построить треугольник?

Вторая задача. Как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника?

Третья задача. Двое детей подошли к реке. У берега всего одна лодка, в которой может поместиться только один человек. Как им переправиться на другой берег?»

Ответы: 1. Положить палочку на угол стола — получится прямоугольный треугольник. 2. Построить треугольную пирамиду: она будет состоять из четырех треугольников. 3. В условии задачи не сказано, что дети подошли к одному берегу, поэтому можно предположить, что они подошли к разным берегам и, значит, сумеют перебраться через реку.

4. Мир чувств

Вопрос учащимся: Что такое чувства? (Слайд 9)

Чувства – отношение человека к чему-либо, кому-либо.

Задание учащимся: Рассматривая персонажей картины (с. 88), попытайся их озвучить. Что поможет тебе в этом? Сама ситуация? Выражение лиц героев, их позы? Может быть ты представил себя на месте каждого из них? Наверное, все вместе. Так или иначе различные события собственной жизни, поступки других людей, окружающий мир в целом заставляют человека не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, свое отношение к чему-либо.

Любовь и радость, уважение и восхищение, горе, гнев, страх... Чувства людей разнообразны и индивидуальны. Они всегда направлены на какой-то предмет. Не существует просто уважения или просто любви. Чувства проявляются по отношению к кому-то (родителям, друзьям, учителям) или чему-то (родине, любимому занятию).

Одно и то же событие вызывает у разных людей разные чувства. Все зависит от того, насколько происходящее важно именно для этого человека. Например, закрытие библиотеки останется незамеченным для того, кто не увлечен чтением, но станет неприятным событием для того, кто привык каждую неделю брать там новую книжку.

От чувств отличают эмоции – переживания человека, его настроение в тот или иной момент.

Вопрос учащимся: От чего зависят эмоции?

Настроение может быть веселым или грустным, подавленным или приподнятым. Оно всегда вызвано какими-то причинами: полученной отметкой, размолвкой с другом, прочитанной книгой, увиденным фильмом. Хорошее или плохое настроение влияет на поведение человека, на его отношение к происходящим событиям. Одно и то же событие человек может воспринимать по-разному в зависимости от настроения. Например, даже такой пустяк, как разбитая тобой чашка, вызовет у мамы разные эмоции в зависимости от того, как прошел ее рабочий день.

Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства, они оказывают влияние на поступки человека. У духовно богатого человека развито чувство долга, справедливости. Он не оставит незамеченным бесчестный поступок. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.

Давайте с вами окунёмся в прошлое. Рубрика «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ» Учебник стр. 87. Вопросы.

Итак  подведём итоги урока:

1. Что такое потребности? Какие они бывают?

2. Что такое духовный мир? В результате чего он формируется?

3. О каких чувствах мы с вами узнали?

Домашнее задание: § 9, вопросы «проверь себя»,

на «4» и «5» вопрос №5 из рубрики «в классе и дома». (Слайд 10)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что человек чувствует, о чем размышляет"

презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н.,Ивановой Л.Ф....

Что человек чувствует о чём размышляет

презентация к уроку обществознания...

Воскрешение у современного человека чувства православной «календарности»

Воскрешение у современного человека чувства православной «календарности»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чувствуем, познаем, размышляем»

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 ч) Цели программ- Развитие и коррекция  познавательных процессов учащихся (внимания,восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование комму...

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ОВЗ 5-9 класс «Чувствуем, познаем, размышляем»

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных...

"Чувствуем, познаем, размышляем"

Рабочая программа дополнительного образования...