Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чувствуем, познаем, размышляем»
рабочая программа по теме

Гатина Ольга Леонидовна

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 ч)

 Цели программ

- Развитие и коррекция  познавательных процессов учащихся (внимания,

восприятия, воображения, мышления, памяти);

- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции;

- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.

 Задачи программы:

• Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших
школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных
процессов и личностных особенностей учащихся.

• Способствовать общему сенсорному развитию высших психических
функций, формированию положительной мотивации к учению у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой
деятельности.

• Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное  государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Демидовская школа – интернат»

«Рассмотрено и согласовано»

на МО учителей

 начальных классов,

руководитель МО

протокол № 1

от 29.08. 2017г.

    ………(Н.А. Калинина),

«Принята»

на заседании педагогического совета,

протокол № 1

от 30.08.2017г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Приказ №196 о/д от 31.08.17.

   …………(А.В.Шевандин)

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Чувствуем, познаем, размышляем»

 (2-4 класс)

Гатиной Ольги Леонидовны

(Высшая категория)

2017-18 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Чувствуем, познаем, размышляем»» составлена на основании следующих документов:

1.        Закон № 273 ФЗ от 29.12.2012,

2.        Приказ МОиН РФ от 30.08. 2013г № 1015 « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

3.        Федеральный базисный учебный план и примерный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004г. № 1312 (в редакции приказа от 01.02.2012г. № 74).

4.        Учебный план СОГБОУ «Демидовская школа- интернат на 2017-2018 учебный год»

5.        Программа  специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

       Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап. От
него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6-7
лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью
обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус - он
становится школьником, что приводит к перестройке всей системы
жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых
ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и
окружающими сверстниками.

       Дети с ОВЗ испытывают определённые трудности в процессе обучения,
требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания,
воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка в
общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно
важной является специально организованная система обучения и воспитания,
включающая в себя психологическую коррекцию основных психических
процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-
двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и
развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной
деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно
развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения ребёнка в
развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для
социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.

Одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного
возраста является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция
познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так
и игровой деятельности.

         Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле
решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в
проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не
только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи,
самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные
процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического
стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы
учащихся в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-
развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных
способностей: активный словарь, культурная осведомленность,
осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания,
осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение
необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления
логических отношений между понятиями и их признаками.

   Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям
младшего школьного возраста (7-12лет), имеющим трудности в
формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах;
способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих
трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.

     Представленные упражнения используются для развития различных
познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия,
воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в
индивидуальной работе

   Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, учебного плана школы-интерната, на основе
программы В. В. Воронковой  , на основе работ Венгер Л.А., Мухина В, Забрамной С.Д.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 ч)

 Цели программы:

  • Развитие и коррекция  познавательных процессов учащихся (внимания,
    восприятия, воображения, мышления, памяти);

- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции;

- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.

 Задачи программы:

• Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших
школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных
процессов и личностных особенностей учащихся.

• Способствовать общему сенсорному развитию высших психических
функций, формированию положительной мотивации к учению у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой
деятельности.

• Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

 Организационная структура программы:

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 7-12 лет, 34 занятия.
Продолжительность одного занятия - 40 минут.

 Вводный этап - 3 занятия.

Направлен на снятие эмоционального напряжения, создание в группе
атмосферы взаимного доверия и принятия, самопознания, формирование
основ эмпатического взаимодействия.

 Основной этап - 29 занятий.

Данный этап разделен на 5 блоков, состоящих из определенного числа
занятий.

1 занятие блока - диагностика уровня развития познавательных процессов
учащихся классов компенсирующего обучения (внимания, восприятия,
воображения, мышления, памяти);

   2-5 занятия каждого блока направлены на развитие определенного
познавательного процесса.

    В занятия всех семи блоков включены упражнения и игры, направленные
на коррекцию и развитие коммуникативной, эмоционально-волевой, речевой
сфер учащихся, мелкой моторики, здоровье охранные упражнения.

Заключительный этап - 2 занятия.

    Диагностика познавательной сферы младших школьников.

    Дает настрой на дальнейшее сотрудничество, способствует повышению
самооценки, обучению навыкам работы в команде, познанию себя.
   Рефлексия программы.

1 класс

   Развитие сенсорно-перцептивной сферы, восприятии, внимания, памяти, воображения, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.

2 класс

   Развитие восприятии, внимания, памяти, воображения, наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

3 и 4 класс

   Формирование восприятии, внимания, памяти, воображения, словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности внутреннего плана действия.

 

  Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и  анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности

Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на, так и на творческое воображение Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы .Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями  и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме

Организационная структура занятий:

Занятия строятся на основе следующих принципов:

интегрирования (включение элементов арт-терапии);

системности;

преемственности.
Формы проведения занятий - работа в группе.

Структура занятия

I. Ритуал приветствия, знакомства.

Создание ритуала приветствия является первым опытом совместной
деятельности, и кроме того, позволяет педагогу оценить уровень
сформированности коммуникативных навыков каждого ребенка. Ритуал
приветствия способствует сплочению детей, позволяет создать атмосферу
группового доверия и принятия.

Для данного этапа использованы игры:
о    «Привет!»;
о    «Снежный ком»;
о    «Соседи»;
о    «Улыбка» и другие.

      В дальнейшем использование созданного школьниками ритуала
приветствия в начале занятия способствует установлению благоприятного
эмоционального фона, группового доверия и принятия каждого ее члена.

Начиная со второго или третьего занятия по завершении ритуала
приветствия психолог, педагог предлагает детям оценить свое
эмоциональное состояние к началу занятия. Для этого используется шкала
настроения «Термометры» - вертикальная линия, в верхней ча'сти которой
располагаются положительные значения, а в нижней отрицательные:

 - «Ромашка» - учащиеся выбирают лепесток из цветной ромашки, цвет
которой обозначает эмоциональное состояние ребенка;

 - «Квадрат, круг моего настроения» - в квадрате или круге ребенок

закрашивает цветными карандашами свое настроение на начало занятия;
- «Лента» - состоящая из цветных прямоугольников (по Люшеру),

прикрепленная на доске, ребенок выбирает цветной квадрат,
соответствующий его эмоциональному состоянию на данный момент.

    Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей,
их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность, снятие психоэмоционального напряжения.

   III. Диагностический и коррекционно-развивающий блок - задания и
упражнения, направленные на развитие и совершенствование:

1. познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания,
мышления, памяти;

2. развитие мелкой моторики, координации в системе «глаз - рука»,
произвольности, коммуникативных навыков, речевой сферы ребенка;

3. упражнения на освоение здоровье сберегающих технологий.

IV. Заключительная часть.

    Рефлексия - «Что я узнал? Что я делал? Как буду применять полученные
знания?»

     Беседа о занятии - что запомнилось больше всего, были ли трудности при выполнении упражнений?

Материальное обеспечение занятий.

   Все материальное обеспечение предназначается для самостоятельной и совместной работы детей на занятиях. Это включает в себя обязательные принадлежности для рисования: альбомные листы, наборы цветных карандашей и фломастеров, простых карандашей, рабочая папка на каждого ребенка, в которую входит: бланки диагностических методик, бланки с заданиями, файлы, тетрадь в клеточку, клубок цветных ниток, мяч,
«волшебная палочка», «цветная ромашка».

       Технические средства: магнитофон, релаксационное музыкальное
сопровождение.

Предполагаемые результаты:

  • развитие познавательной сферы (памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления)
  • положительная мотивация к учению,
  • снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
  • создание атмосферы доверия, принятия и взаимопонимания.

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
  • Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.
  • В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предполагаемые результаты:

  • развитие познавательной сферы (памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления)
  • положительная мотивация к учению,
  • снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
  • создание атмосферы доверия, принятия и взаимопонимания.

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

Тематическое планирование


п/п

Название темы занятия

Кол-во
часов

Дата

Раздел I «Вводный»

3

1.

«Знакомство»

1

2.

«Моё настроение»

1

3.

«Мой характер»

1

Раздел II «Диагностика и развитие

 познавательных процессов»          

29

Блок I «Внимание»

4.

Диагностика особенностей внимания

1

Развитие внимания

5

5.

Развитие произвольного внимания

1

6.

Развитие переключения внимания

1

7.

Развитие концентрации внимания

1

8.

Развитие распределение внимания

1

9.

Развитие наблюдательности

1

Блок II «Восприятие»

10.

Диагностика особенностей восприятия

1

Развитие восприятия

11.

Развитие зрительного восприятия

1

12.

Развитие слухового восприятия

1

13.

Развитие слухового восприятия

1

14.

Развитие осязательного восприятия

1

15.

Развитие вкусового восприятия

1

Блок III «Воображение»

5

16.

Диагностика особенностей развития воображения.

1

Развитие воображения

4

17.

Развитие творческого воображения

1

18.

Развитие творческого воображения

1

19.

Развитие произвольного воображения

1

20.

Развитие произвольного воображения

1

Блок IV «Память»

6

21.

Диагностика особенностей развития памяти

1

Развитие памяти

5

22.

Развитие слуховой памяти

1

23.

Развитие слуховой памяти

1

24.

Развитие зрительной памяти

1

25.

Развитие двигательной памяти

1

26.

Развитие образной памяти

1

Блок V «Мышление»

6

27.

Диагностика особенностей развития мышления.

1

Развитие мышления

5

28.

Развитие классификационных операций мышления

1

29.

Развитие классификационных операций мышления

1

30.

Развитие операций обобщения

1

31.

Развитие наглядно-образного мышления

1

32.

Развитие наглядно- образного мышления

1

Раздел III «Заключительный»

1

33

Итоговая диагностика

1

34.

Тренинг «Дерево дружбы»

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир. Физика". 6 класс

Междисциплинарные связи Курс «Я познаю мир. Физика» задуман как интегрированный, включающий элементы химии, биологии, астрономии и географии или части из них. Основой интеграции на этой ступени о...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы психологии. Я познаю себя»

Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы мож...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познай себя" для 5 класса

Изучение данного курса направленно на правильное понимание своих возможностей, потребностей и интересов....

рабочая программа курса внеурочной деятельности во 2 классе "Я познаю мир"

рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления во 2 классе "Я познаю мир"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: "Познай себя"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по  внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: «Познай себя», количество часов 34 для 8 класса...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...