Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познай себя" для 5 класса
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Спевакова Ольга Владимировна

Изучение данного курса направленно на правильное понимание своих возможностей, потребностей и интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_poznay_sebya_5kl.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Познай себя»

для 5 класса

Пояснительная записка.

 

Рабочая  программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для организации внеурочной деятельности школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям, а также для коррекции развития познавательных сфер деятельности школьников.  

Цель программы: оказание помощи и поддержка подростков в процессе самопознания, формирование человека, способного к самовоспитанию, саморазвитию, человека самосовершенствующегося.

Задачи программы:

  • побуждение учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания;
  • ознакомление с основными понятиями психологии личности;
  • выявление интересов, склонностей, способностей подростка;
  • формирование адекватной самооценки и правильного отношения к себе;
  • осознание необходимости самосовершенствования, постановка целей;
  • приобщение учащихся к самонаблюдению, самоанализу.

Общая характеристика курса.

Программа «Познай себя» рассчитана на работу с учащимися 5 класса.
Занятия проводятся в течение учебного года  со всем классом.  Это позволяет заинтересовать детей, снизить уровень тревоги, что помогает пятиклассникам легче адаптироваться в новой среде, создает безопасное пространство для общения, ситуацию успеха, условия для самовыражения.
Программа призвана  приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека. Во время занятий по программе происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, осознание своих возможностей, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и агрессивность поведения. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

При организации деятельности с обучающимися используются следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия,  психолого-педагогические тренинги, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач. Ведется специальная тетрадь с творческими заданиями, материалы анкет и тестов.

Для успешного осуществления занятий необходимы следующие условия: репродукциилитература, тесты, опросники, магнитофон и записи для проведения занятий по релаксации.

.

Игровые упражнения способствует созданию эмоционального настроя, облегчает самораскрытие участников, помогает сосредоточиться и внести элемент оптимизма. На занятиях используются упражнения, которые нужно выполнять в парах либо малыми группами это способствует сплочению классного коллектива.

Описание места курса в учебном плане.

Данная программа рассчитана для 5 класса. Общий объем программы – 35 часов, режим занятий -  1 час в неделю. Срок реализации программы – один учебный год. Продолжительность занятия 1 академический час.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

 в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса.

Личностные результаты:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  • освоение социальных норм, правил поведения;
  • формирование коммуникативной компетентности общении и сотрудничестве.

Метапредметные результаты отражаются в универсальных умениях:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
  • умение работать индивидуально и в группе;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты отражают:

  • понимание роли и значения психологии в формировании личностных качеств;
  • формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития и функциональных возможностей.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

  1. Внимательно выполнять задания не отвлекаясь до 15 мин.; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 6-8 предметов; выполнять самостоятельно задания по образцу; копировать узор.
  2. Память – запоминать до 10 картинок; рассказывать по памятитекст из 3-4 предложений.
  3. Мышление – определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 8-10 частей; находить и объяснять несоответствие на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами; находить среди предметов лишний, объяснять свой выбор.
  4. Воображение – составлять вымышленный рассказик, небылицу, фантазировать.

Учащиеся получат возможность для дальнейшего развития психических процессов в следующих классах.

Содержание учебного предмета, курса.

Программа внеурочной деятельности состоит из 3 разделов, включающих в себя занятия на развитие психических функций, необходимых для успешного обучения в школе:

Раздел 1.  «Мой внутренний мир» направлен на формирование и профилактику нарушений психологического здоровья детей.

Раздел 2.  «Грани разума» направлен на развитие различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.

Раздел 3.  «Учимся общаться» направлен на подготовку детей к самостоятельной жизни, их правильной социализации, воспитание терпимости и уважения к другому человеку, а также помочь детям научиться правильно общаться.

Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся. Для реализации программы «Познай себя» используются следующие методы обучения:

  • Диалог.
  • Наблюдение.
  • Свободное и тематическое рисование.
  • Рассматривание рисунков и картин.
  • Беседы.
  • Ролевые и подвижные игры.
  • Групповые дискуссии.
  • Мини-конкурсы.
  • Импровизация.
  • Моделирование и анализ ситуаций.
  • Упражнения, направленные на развитие внимания, восприятия и других познавательных процессов.
  • Релаксационные игры.

Учебно-тематический план.

№п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

1

Раздел 1.  «Мой внутренний мир»

10

2

Раздел 2.  «Грани разума»

15

3

Раздел 3.  «Учимся общаться»

10

Итого 35 ч.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

№ п/п

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

Дата по плану

Дата фактически

Раздел 1.  «Мой внутренний мир»

1

Вводное занятие. ТБ «Правила поведения на занятиях».

Сплочение группы, настрой на продуктивную будущую работу.

2

Язык мира эмоций.

Знакомство с понятиями «эмоции», «мимика», «жесты», «язык жестов».

3

Мы владеем Эмоциями.

Развитие умений владеть и управлять своими эмоциями.

4

Способы снятия эмоционального напряжения

Тренинг- дискуссия.

5

Страхи, часть нашего Я.

Диагностика школьной тревожности.

6

Мешок хороших качеств.

Знакомство с внутренними и внешними качествами людей.

7

Что такое личность.

Участие в диалоге. Творческая презентация.

8

Твой характер.

Представление о связи характера человека. Игры и упражнения.

9

Что такое темперамент.

Представление о темпераменте. Игры и упражнения.

10

Моя индивидуальность

Тренинг

Раздел 2.  «Грани разума»

11

Знакомимся с интеллектом.

Роль интеллекта в жизни человека.

12

Что такое память? Развиваем память.

(2 занятия)

Раскрытия понятия «память», его виды. Задания и упражнения на развитие видов мышления.

13

Виды восприятий. Тренировка восприятие.

 (2 занятия)

Раскрытие понятия «восприятие», его виды. Задания и упражнения на развитие видов мышления.

14

Что такое внимание? Развиваем внимание. (2 занятия)

Раскрытие понятия «внимание», его виды. Задания и упражнения на развитие видов мышления.

15

Что такое мышление? Развиваем мышление. (2 занятия)

Раскрытие понятия «мышление», его виды. Задания и упражнения на развитие видов мышления.

16

Развиваем пространственные ориентации.

 (2 занятия)

Задания и упражнения на развитие пространственных ориентаций.

Психология творчества «Мы фантазируем»

Диагностика. Элементы арттерапии.

17

Развитие наблюдательности.

Задания и упражнения на развитие наблюдательности.

18

Развиваем связи правого и левого полушария и мелкую моторику рук.

 (2 занятия)

Задания и упражнения на развитие связи левого и правого полушария с помощью пальчиковых игр и лабиринтов.

Раздел 3.  «Учимся общаться»

19

Я и мой класс. (Социометрия)

Опрос, анкетирование, дискуссия

20

Умеем ли мы общаться? Позиции в общении.

Выявление степени коммуникативности учащихся; повторение известных формул вежливости и знакомство с новыми.

21

Умею ли я слушать других.

Развитие умения быть внимательным к окружающим людям, слушать и слышать окружающих.

22

Как подружиться.

Ознакомление с приёмами установление добрых отношений.

23

Почему люди ссорятся?

Тренинг поведения в конфликтной ситуации

24

Коммуникативная компетентность

Тренинг

25

Уверенное и неуверенное поведение

Тренинг

26

Точка опоры

Тренинг

27

Методы и приемы  психологической  защиты

Час общения с элементами тренинга

28

Дискуссионный клуб «Прощай»

Час общения, оценка эффективности проведенных занятий

Итого 35ч.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Учебно-методический комплекс

  1. Перечень понятий, которые должны быть изучены (основные понятия курса);
  2. Система отслеживания результатов обучения и воспитания (диагностические карты и т.п.);
  3. Дидактический материал.

Литература для учителя:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
  2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
  3. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988.
  4. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
  5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
  6. Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
  7. Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
  8. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
  9. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
  10. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
  11. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
  12. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
  13. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

Литература для учащихся:

  1. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
  2. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.
  3. Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.
  4. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...