Рабочая программа и КТП по обществознанию 10 -11 классы
рабочая программа (обществознание , 10 класс) по теме

Шипилова Тамара Дмитриевна

Рабочая программа и КТП составлены на основе авторской программы "Обществознание. 10 - 11 кл." Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И.Матвеева. М., "Просвещение"., 2009

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_i_ktp_obshch.10-11.rar67.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Обществознание  

10 – 11 классы 

Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы по обществознанию   и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. без изменений и дополнений.

 Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

                                                      Рабочая программа составлена к учебникам:

  • Человек и общество. Обществознание: учебник  для 10 кл. общеобразоват. учреждений. Часть 1. / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2011
  • Человек и общество. Обществознание: учебник  для 11 кл. общеобразоват. учреждений. Часть 2. / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2011

                                                                       РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 час)

Тема 1. Общество (4 час)

 Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

       Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.  Социальные институты.

Тема 2. Человек (12 час)

      Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. 

      Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности.Патриотизм и гражданственность.

     Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.    

      Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

     Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (38 час)

Тема 3. Духовная культура (8 час)

    Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

    Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

   Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера (4 час)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

       Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера (14 час)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

 Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

       Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

       Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных  отношений.

       Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

 Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера (12 час)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

       Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

       Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

      Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.                                                 

РАЗДЕЛ 3. ПРАВО (10 час)

Тема 7. Право как особая система норм (10 час)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. 

      Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

     Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

     Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Заключительные уроки (2 ч)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия. 

Резерв времени — 4ч.

                                                              Примерное распределение часов по темам

                                                                                    10 класс (70 час)

Тема

Количество часов

1

Общество

4

2

Человек

12

3

Духовная культура

8

4

Экономическая сфера

4

5

Социальная сфера

14

6

Политическая сфера

12

7

Право как особая система норм

10

8

Заключительные уроки

2

9

Резерв времени

4

                                                                 

Обществознание

10 класс (70 час)

Раздел I. Общество и человек (16 час)

Тема  I.    Общество (4 час)

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

Примечания

Дата

1

 Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество  и природа.

Раскрывать суть основных понятий. Характеризовать взаимосвязь и взаимодействие людей как необходимое условие жизнедеятельности. Выделять  отличительные особенности жизни человека    Высказывать  свое мнение; работать с МУ, РМ,Т.

Д, МУ, РМ, Т

П. 1, задания

2

Общество и культура. Науки об обществе.

Характеризовать взаимосвязь общества и культуры, их взаимозависимость и взаимовлияние. Называть  науки об обществе, давать их краткую характеристику. Работать с МУ, РМ, Т.

С. 12-17. МУ, РМ, Т.

3

Структура общества. Общество как сложная динамичная система

Объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; называть признаки общества как сложной динамичной системы.

Т, МУ, РМ

П. 2

4

Социальные институты.

Характеризовать социальные институты, их роль в жизни общества и человека. Высказывать свое мнение, аргументировать его; работать с текстом учебника, РМ, выполнять тесты

РМ, Т, МУ с. 21-27

задания

                                                                                                    Тема 2. Человек (12 час)

5

Природа человека

Объяснять  понятия; высказывать свое мнение; характеризовать взаимодействие природы и человека; определять цель и смысл жизни человека

РМ, МУ, Т

П. 4

6

Науки о человеке.

Называть и характеризовать науки о человеке. Работать с МУ, РМ, Т.

С. 31 – 35 РМ, МУ.

7

Человек как духовное существо

Объяснять понятия; высказывать свое мнение;  называть и характеризовать  нравственные ценности. Работать с МУ, РМ, Т,

РМ, Д, Т

П. 4

8

Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности.

Объяснять сущность мировоззрения, его виды. Называть и раскрывать содержание духовных ориентиров личности, их взаимосвязь. Работать с МУ, РМ, Т.

П. 4 РМ, МУ, Т.

9

Деятельность как способ существования людей.

Определять, что такое деятельность, называть ее виды, давать их характеристику; называть виды потребностей; определять мотивы деятельности, взаимосвязь деятельности и сознания

МУ, Р, Д, Пр.

П. 5

10

Многообразие деятельности.

Называть и характеризовать виды деятельности. Определять взаимосвязь сознания и деятельности. Работать с МУ, РМ, Т.

С.50 – 55 РМ, МУ, Т.

11

Познание и знание

Определять, что такое знание и процесс познания; называть виды познания и давать им характеристику; анализировать свои и чужие взгляды; находить противоречия  реальной жизни и  называть возможные пути их  разрешения

МУ, РМ, Д, Т

П. 6

12

Истина и ее критерии.

Раскрывать содержание понятия «истина», называть и характеризовать ее критерии . работать с МУ, РМ, Т.

С. 58-  60 МУ, РМ, Т,

13

Многообразие форм человеческого знания.

Выявлять формы  человеческого знания, характеризовать их., устанавливать связи между ними. Работать с МУ, РМ, Т.

С. 60 – 67 РМ, МУ, Т.

14

Человек  в системе социальных связей

Объяснять основные понятия; разъяснять разные точки зрения на  соотношение  биологического и социального в человеке; объяснять суть процесса социализации, самоопределения и самореализации личности; выявлять  связь свободы и необходимости в жизни человека.

РМ, МУ, Т, Д

П. 7

15

 Социальное поведение.

Характеризовать социальное поведение личности, его образцы:  нравы, обычаи. Определять роль социализации, ее ступени. Характеризовать процесс социализации в разных сферах жизни общества.

РМ, Т с. 70 - 72

задания

16

Единство  свободы и ответственности личности.

Характеризовать содержание  понятия «свобода»  и «ответственность», их взаимосвязь. Называть факторы  становления личности

 С. 72 – 77 РМ, МУ, Т.

 

                                                                                Раздел 2. Основные сферы жизни общества (38 час)

Тема 3. Духовная культура (8 час)

  17

 Духовная  жизнь общества

Объяснять понимание сущности  культуры у различных народов;  анализировать особенности некоторых культурных ценностей и  объяснять сущность культурного наследия.

МУ, РМ, Пр, Т

П.8

18

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и  элитарная.

Называть формы и разновидности культуры, характеризовать их. Характеризовать этику науки, ее значение.  Работать с МУ, РМ, СМИ,Т.

С. 82 – 89 РМ, Пр, материалы СМИ, Т

19

Наука и образование

Называть  функции науки и научные учреждения; характеризовать систему образования; основы правового статуса ученика;  работать с МУ, РМ, Т

МУ, РМ, Т, Пр

П.9

20

Непрерывное образование и самообразование.

Определять роль непрерывного образования и самообразования в жизни человека. Его необходимость. Работать с  МУ, РМ, Т.

С. 95 – 100 М, РМ, СМИ.

21

Мораль и религия. Мораль, ее категории.

Определять  роль морали в жизни человека и общества; характеризовать  процесс становления нравственности  в человеке; устанавливать связь религии и морали.

МУ, РМ, Д, Пр

П. 10

22

Религия, ее роль в жизни общества

Называть   различные формы религии в их развитии и их особенности, характеризовать их.

С. 106 – 113. СМИ, МУ, РМ, Т.

23

 Искусство и духовная  жизнь

Объяснять,  что такое искусство и его соотношение с художественной культурой; называть виды культур и давать им характеристику;  анализировать тексты, делать выводы

МУ, РМ, Т, Пр

П. 11

    24

Тенденции духовной жизни современной России.

Называть и характеризовать  основные тенденции развития духовной жизни современной России; работать с МУ, РМ, материалами СМИ,Т,

МУ, РМ, Т

118-125

                                                                                                   

                                                                                            Тема 4. Экономическая сфера (4 час)

25

Роль экономики в жизни общества

Определять, что такое экономика, ее структуру, роль в обществе; понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики; выделять  основы предпринимательства и требования  к предпринимателю, решать творческие задачи

МУ, РМ, Д, Пр

П. 12

26

Экономика и социальная структура.  Взаимовлияние экономики и политики.

Устанавливать и характеризовать связь экономики и социальной структуры общества, экономики и политики. Определять  цели государственной  экономической политики.

С. 130-137 МУ, РМ, Т.

27

Экономическая культура

Называть и  характеризовать основные элементы экономической культуры; определять значение экономической направленности и социальных установок личности; называть критерии экономического выбора человека.

МУ, РМ, Т, Пр

П. 13

28

Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта.

Определять меру свободы экономической деятельности и ответственности хозяйствующего субъекта. Работать с материалами СМИ, РМ, Т.

МУ,РМ, Т, Задачи

 с. 145 – 151.

Тема 5. Социальная сфера (14 час)

   29

Социальная структура

Определять  социальную  структуру общества и анализировать любое общество; приводить примеры; работать с РМ, МУ

МУ, РМ, Д, Пр

П. 14

   30

Неравенство и социальная стратификация

Определять значение  социального  статуса и социальной  роли личности, объяснять. как  и почему они меняются, анализировать соц. образ, имидж человека; работать с МУ,РМ,Т

МУ, РМ, Т, Д

П. 14

31

Социальная мобильность

Выделять  основы стратификации общества; объяснять, каким образом принадлежность к  определенному классу оказывает влияние на жизнь людей; анализировать процесс социальной мобильности.

МУ, Р, Т, Пр                с. 156 - 161

32

Социальные взаимодействия

 Объяснять  понятия; называть факторы, которые  обусловливают социальное  взаимодействие;  характеризовать виды социального  взаимодействия.  Объяснять, что такое  соц. конфликт; называть причины и виды конфликтов, последствия, способы их разрешения; высказывать свое суждение

МУ, РМ, Т, Д

П. 15, с. 162-166

33

Социальные аспекты и культура труда

Называть соц. аспекты труда; сущность и значимость культуры труда. Работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т

С.166- 172, задания

34

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Определять, что такое социальные нормы и соц. контроль; приводить примеры, характеризующие  отклоняющееся поведение;  называть причины и следствия  отклоняющегося поведения, способы контроля. Готовить доклады, оценивать доклады учащихся.

МУ, РМ, Т, А, Д

П. 16, сообщения

35

Девиантное поведение, его причины и профилактика

Характеризовать причины и последствия девиантного  поведения.  Готовить  сообщения, анализировать сообщения учащихся.

Сообщения по теме

36

 Социальный контроль и самоконтроль

Характеризовать нормы социального контроля, определять роль самоконтроля личности. Работать с СМИ, РМ, МУ, Т.

с. 174 - 176

37

Национальные отношения

Называть особенности взаимоотношений национального  большинства и меньшинства; Определять основные направления государственной национальной политики Работать с МУ, РМ, материалами СМИ,Т.

МУ, РМ, Д, Т

П.17

38

Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.

Называть причины  межнациональных конфликтов, определять возможные пути их решения. Приводить конкретные исторические примеры  национальных  отношений, анализировать их.

МУ, РМ, СМИ, Т,

С. 189 - 195

39

Семья и быт

Объяснять, что такое семья с точки зрения социологии; какими бывают семьи; называть причины распада семьи и их последствия; анализировать причины семейных конфликтов и способы грамотного выхода из них

МУ, РМ, Д, Пр

П. 18

40

Семья в современном обществе

Характеризовать тенденции развития современной семьи,  роль бытовых отношений в ней.  Анализировать  ситуации, работать с МУ, РМ, Т.

П 18

41

Молодежь в современном обществе.

Называть  актуальные проблемы молодежи в современном мире; характеризовать особенности молодежи как социальной группы,  смену социальных  ролей

МУ, РМ, Пр, Т, Д

П 19

42

Молодежная субкультура

Анализировать  молодежную культуру и субкультуры, делать выводы, высказывать свое суждение; работать с различными источниками

Т, РМ

задания

Тема 6. Политическая сфера (12 час)

43

Политика и власть

Называть  формы влияния в обществе;  характеризовать власть и ее виды; приводить конкретные примеры борьбы за власть. Работать с материалами СМИ, Т.

МУ, РМ,

П. 20

44

Политические институты и отношения.

Характеризовать политические институты и отношения, их функции в государстве.

МУ, РМ, Д, Пр

С. 222 - 229

45

Политическая система.

Характеризовать  структуру и функции политической системы и роль государства в ней; работать  с МУ, РМ, Т,.

РМ, МУ, СМИ, Т.

С. 229-237

46

Государство в политической системе.. политические режимы.

Определять значение понятия «государство», называть его признаки, функции, анализировать их.  Называть и характеризовать политические режимы.

МУ, РМ, Т, Д

С. 237 - 233

47

Политическая жизнь современной России.

Характеризовать  демократические перемены в России, работать с МУ, РМ, Т, материалами СМИ.

МУ, РМ, Пр, Д

С. 237 - 241

48

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества..

Называть  признаки гражданского общества; анализировать их, делать выводы; определять  правовой статус  гражданина. Работать с  МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т

П. 22

49

Правовое государство, его признаки.

Называть признаки правового государства, характеризовать их. Работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т,  

с.241-246

50

Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Характеризовать средства массовой информации. Определять их роль в политической жизни современного общества. Работать с материалами СМИ.

С. 248 - 251

51

Демократические выборы и политические партии.

Называть и  объяснять суть избирательных систем;  работать с МУ, РМ, высказывать свои мысли, аргументировать их.

МУ, РМ, Т

П.23

52

Многопартийность. Политическая идеология.

Характеризовать  типологию политических партий и ее сущность; называть ведущие политические  партии в РФ и их лидеров.

Материалы СМИ, МУ, РМ, ПрС. 256 - 262

53

Участие граждан  в политической жизни

Характеризовать  основные понятия темы; объяснять различия активного  и пассивного избирательного права;  анализировать полит. ситуации и  предлагать возможные варианты выхода из них;

МУ, РМ, Т

П.24

   54

Политическая культура

Определять, что такое политическая культура, высказывать и аргументировать свои мысли; работать с СМИ

Материалы СМИ,  МУ, РМ, Т С. 268 - 272

Раздел 3. Право (10 час)

Тема 7. Право, как особая система норм (10 час)

55

Право в системе социальных норм

Называть  различные подходы к системе права; определять роль системы права в жизни общества и человека; работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т, Пр

П. 25

56

Источники права

Называть  источники права, давать им характеристику; определять, нормами какого права регулируется данная ситуация. Работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т

П. 26

57

Правоотношения и правонарушения

Называть основные признаки правоотношений и правонарушений; определять  различия между проступком и преступлением.  Работать с МУ, РМС, Т.

МУ, РМ, Т, задачи

П. 27

58

Юридическая ответственность

Называть  черты юридической ответственности и ее виды;  роль юридической ответственности; определять  вид правонарушения и  вид  ответственности за него.

МУ, РМ, Т, задачи

С. 299 - 305

59

Система судебной защиты  прав человека

Характеризовать  систему судебной защиты прав  граждан. Работать  с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т. С. 299-305

60

Развитие права в современной России

Характеризовать основные этапы развития системы права в России и на данном этапе. Выполнять практические  задания

МУ, РМ, материалы СМИ  С. 301 -305

61

 Современное российское законодательство. Основы государственного и административного права.

Объяснять общие черты и специфику  отраслей российского права; решать задачи; высказывать свое мнение. Характеризовать основы государственного и административного права.

МУ, РМ, Т, задачи

С. 306-309

62

Современное российское законодательство. Основы гражданского, трудового и семейного права.

Называть  основные положения гражданского. Трудового и семейного права;  анализировать ситуации; высказывать свое мнение, аргументировать его.

МУ, РМ, Т, задачи

С.309-313

63

Современное российское законодательство. Основы уголовного права. Правовая защита природы.

Называть  основные положения уголовного и экологического  права;  анализировать ситуации; высказывать свое мнение, аргументировать его.

МУ, РМ, Т, задачи

С. 313-318

64

Предпосылки правомерного поведения

Характеризовать основные элементы правосознания; раскрывать  суть правомерного поведения и его признаки; объяснять соотношение правосознания, правомерного поведения и  правовой культуры

МУ, РМ, Т

П.29

65

Общество в развитии. Многовариантность развития. Прогресс и регресс.

Характеризовать  причины многообразия путей развития общества; высказывать свои мысли, аргументировать их.  Сравнивать прогресс и регресс.

МУ, РМ

П. 30

66

Современный мир и его противоречия

Называть критерии общественного  прогресса; называть глобальные проблемы современности и предлагать пути их решения. Работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т, материалы СМИ

П. 30

67

68

69

70

                                                                                    Примерное распределение часов по темам

11 класс (70 час)

Тема

Количество часов

1

Экономика

28

2

Проблемы социально-политического развития общества

14

3

Правовое регулирование общественных отношений

20

4

Заключительные уроки

2

5

Резерв времени

6

11 класс (70 час)

Основное содержание минимума образования.

Раздел 1. Экономика   (28 час)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы  экономического роста. Экономические циклы.

      Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акция, облигация и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.  Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

 Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

 Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.

Государственная политика в области занятости.

 Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

 Экономика потребителя. Сбережения, страхование. 3aщита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Раздел 2. Проблемы социально-политического

развития общества (14 час)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

  Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

  Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность, Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Раздел 3. Правовое регулирование общественных

 отношений (20 час)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание.  Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду, Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака, Правовое регулирование отношений супругов.

   Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

 Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Заключительные уроки (2 ч)    

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Примерное распределение часов по темам

Резерв времени — 6 ч.

                                                                                    Примерное распределение часов по темам

11 класс (70 час)

Тема

Количество часов

1

Экономика

28

2

Проблемы социально-политического развития общества

14

3

Правовое регулирование общественных отношений

20

4

Заключительные уроки

2

5

Резерв времени

6

                                                                                         Обществознание

11 класс (70 час)

Раздел 1. Экономика  (28 час)

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

Примечания

Дата

1

Экономика и экономическая наука.

Определять  значение понятия «экономика»;  называть предмет изучения науки экономика. Работать с МУ, РМ.

МУ, РМ

С. 6-9

2

 Экономическая деятельность

Сравнивать  микроэкономику  с макроэкономикой, выявлять различия характеризовать  суть экономической деятельности; называть и разъяснять измерители экономической  деятельности. Сравнивать ВВП с ВНП,  определять  и объяснять различия.

МУ, РМ, Т

С. 9-16, задания

3

Измерители экономической деятельности. ВВП.

Характеризовать измерители  экономической деятельности: ВВП, ВНП. Решать практические задачи.

С. 11-16

4

Экономический рост  и развитие

Раскрывать понятие экономического  роста; называть факторы экономического роста, объяснять различия между  экстенсивным и интенсивным ростом.

МУ, РМ, Т п. 2

с. 16-21, задания

5

 Экономический цикл.

Объяснять понятие «экономический  цикл»;  приводить примеры из истории, сравнивать экономическое  развитие разных стран мира

МУ, РМ, Т

С. 22-29

6

Рынок и рыночные структуры.

Называть и характеризовать  типы экономических систем;  объяснять понятия темы (рынок, спрос, предложение) и их взаимосвязь; раскрывать  суть рыночного механизма. Работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т, Д

С. 30-34

7

Конкуренция и монополия.

Характеризовать рыночную структуру;  объяснять суть рыночной конкуренции и монополии, их взаимосвязь и взаимовлияние. Работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т

С. 35 - 42, задания

      8

Спрос и предложение

Характеризовать современный рынок и процесс становления  рыночной экономики в РФ; высказывать свое мнение и аргументировать его

МУ, РМ, Т, Пр

С. 30- 32

9

Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Определять содержание понятия «ценная бумага», называть их виды и давать им характеристику. Работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т.

10

Роль фирмы в экономике

Определять роль фирмы в экономике, назвать и характеризовать  факторы производства и факторные доходы; работать с МУ, РМ

МУ, РМ, Т

П. 4 с. 43-46

11

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

Раскрывать понятие «издержки производства», называть их виды; разъяснять разницу между экономической   и бухгалтерской прибылью;  определять эффективность производства. Работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т, задачи

С. 46-50

12

Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Объяснять, что такое налоги, называть виды налогов, характеризовать их;  работать с РМ, МУ, Т.

МУ, РМ, Т

С. 50-54

13

Бизнес и экономика

Объяснять, что такое предпринимательство; называть  его организационно-правовые формы, характеризовать их.

РМ, МУ, Пр

П. 5

14

Вокруг бизнеса

Называть  и характеризовать  этапы, через которые проходит каждый предприниматель; называть перечень необходимых документов;  составлять и  защищать бизнес-план

МУ, РМ, п. 6 с. 67-70 Составить бизнес-план

15

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Называть источники финансирования  бизнеса;  основные принципы менеджмента и основы маркетинга;   работать с документами;   составить рекламный проект.

МУ, РМ, Пр

С. 70-78 рекламный проект

16

Роль  государства в экономике

Определять роль государства в экономике, характеризовать экономические функции государства и механизмы государственного  регулирования рыночной экономики.

МУ, РМ, Д,

С. 78-82

17

Госбюджет. Основы денежной и бюджетной политики

Характеризовать основы денежной и бюджетной  политики;  решать задачи, работать с документами, МУ, РМ,Т.

МУ, РМ, Т

С. 84-91

18

Банковская система.

Характеризовать банковскую  систему и роль центрального  банка; называть иные финансовые институты и их роль в экономике. Работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т с. 91-96

П. 8, задания

19

Финансовые институты.

Называть финансовые институты,  характеризовать деятельность Пенсионного фонда, инвестиционных и страховых компаний, бирж, межгосударственные  финансовые институты.

С. 95-96 МУ, РМ, Т.

20

Виды, причины и последствия инфляции.

Объяснять  содержание  понятия «инфляция», называть ее причины, определять  последствия. Работать с  МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т, 97-103

21

Рынок труда. Безработица

Характеризовать рынок труда,  востребованные и невостребованные профессии в современном мире. Называть  причины и  и социальные последствия безработицы. Работать с МУ,РМ, СМИ,Т.

МУ, РМ, Пр, задачи

П. 9

22

Государственная политика в области занятости.

Характеризовать основные направления политики государства в области занятости, называть ее цели и результаты, разрабатывать собственные варианты решения проблемы безработицы. Работать с МУ, РМ, Т,СМИ.

МУ, РМ, СМИ,Т,

с. 110-115

23

Мировая  экономика

Объяснять, что такое мировая экономика и основные понятия темы;  характеризовать  государственную политику в области международной торговли;

МУ, РМ, Т, СМИ

П. 10 с. 116-123

24

Глобальные проблемы экономики.

Называть глобальные  экономические проблемы и предлагать свои пути их решения. Работать с СМИ, МУ, РМ,Т.

СМИ, РМ, МУ,Т.

С. 123-127

25

Экономика потребителя.

Характеризовать экономику потребителя. Работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Т

П. 11 с. 128-132

26

Защита прав потребителя.

Характеризовать  основы защиты прав потребителя, работать  с документами,

Решать задачи.

РМ, задачи.

27

Экономика  производителя.

Характеризовать экономику производителя, работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, задачи

С. 138-139

28

Рациональное экономическое поведение производителя и потребителя.

Выявлять основы рационального поведения производителя  и потребителя,  составлять рекомендации, работать с МУ, РМ, Т.

П. 11 МУ, РМ, Т.

                                                                 Раздел 2. Проблемы социально-политического развития общества (14 час)

29

Свобода в деятельности человека

Определять значение свободы и необходимости в человеческой деятельности; выбор в условиях альтернативы и ответственность за  его последствия. Работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, Д,

П. 12     с.140-144

30

Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Характеризовать свободное общество и ответственность человека за выбор в условиях альтернативы. Раскрывать содержание фразы «Свобода есть осознанная необходимость».Работать с МУ, РМ, СМИ, Т.

С 144 – 148 РМ, МУ, СМИ, Т.

31

Общественное и индивидуальное сознание.

Характеризовать  сущность и особенности общественного сознания, его структуру; называть  различия между общественным и  индивидуальным сознанием, их взаимосвязь.

МУ, РМ, Т.

С. 148-158

32

Социализация индивида

Называть ступени и агентов социализации личности, анализировать ступени собственной социализации, ее трудности.

МУ, РМ, Т.

33

Религиозные объединения и организации в РФ

Называть религиозные объединения и организации;  характеризовать проблему поддержания религиозного согласия. Работать с РМ, СМИ,Т.

МУ, РМ, Т

П. 13

34

Политическое сознание

Называть виды политического сознания; работать с МУ, РМ, Т.

МУ, РМ, СМИ

П. 14 с. 158-160

35

Политическая идеология.

Раскрывать суть политической идеологии и называть ее виды;  определять роль идеологии в политической жизни. Работать с материалами СМИ.

С. 160-167

МУ, РМ, Т, СМИ

36

Политическая психология

Раскрывать содержание политической психологии, ее составные части, работать с материалами  СМИ, Т.

С. 167-172

СМИ, РМ, Т.

37

Политическое поведение

Характеризовать многообразие форм политического поведения; приводить примеры  из  исторической практики. Работать с материалами СМИ.

С. 173-177

СМИ, РМ, МУ, Т.

38

Современный терроризм, его опасность.

Разъяснять понятия терроризм и экстремизм, называть их последствия и пути борьбы с ними. Работать с материалами СМИ, Т.

МУ, РМ, СМИ, Пр

С. 177-181

39

Роль СМИ в   политической жизни.

Характеризовать взаимосвязь СМИ и политического сознания; определять роль СМИ  в политическом поведении  граждан; высказывать свои мысли и аргументировать их. Работать с материалами СМИ,Т.

МУ, РМ, СМИ

П. 14

40

Политическая элита

Характеризовать  политическую  элиту, называть ее особенности и роль в политической жизни общества; приводить конкретные примеры из жизни российского общества

МУ, РМ, СМИ

П.16  

с. 182-185

    41

Политическое лидерство

Характеризовать  суть политического лидерства, его типологию; анализировать  поведение лидеров и ведомых, их взаимосвязь. Работать с РМ, СМИ, Т.

МУ, РМ, Т, СМИ

П. 16, задания

42

Лидеры и ведомые. Диспут.

Высказывать собственное мнение, аргументировать его, анализировать материалы СМИ. Готовить сообщения.

МУ, РМ, СМИ, Т

П. 17

                                                                     Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (20 час)

43

Гуманистическая роль естественного права

Называть подходы к пониманию права, давать их характеристику в развитии;  составлять конспект. Работать с РМ, МУ,Т.

МУ, РМ

П. 19

44

Законотворческий процесс  в  Российской Федерации

Называть и характеризовать стадии  законотворчества; анализировать деятельность  ГД, органов местного самоуправления в этом направлении. Работать с МУ, РМ, СМИ.

МУ, РМ, СМИ

С. 224- 228

45

Гражданин, его права и обязанности.

Называть и анализировать основные права и обязанности гражданина РФ; условия гражданства в РФ;  работать с документами.

МУ, РМ, Т

П. 20, с. 228-232

46

Воинская обязанность.

Характеризовать  положение военнослужащего, возможность альтернативной гражданской  службы; работать с РМ, СМИ.

МУ, РМ,СМИ

С. 232 - 238

47

Права и обязанности налогоплательщика

Называть  права и обязанности налогоплательщика, характеризовать механизм их защиты.

С. 234-238

48

Экологическое право

Определять  основные положения экологического права РФ;  комментировать статьи  законов; работать с РМ, СМИ,Т.

МУ, РМ, Т, Пр «Че

П. 21

49

Гражданское право

Выделять основные положения гражданского  права РФ;  комментировать статьи  законов, решать практические задачи.

МУ, РМ, Т

П. 22

50

Имущественные права

Характеризовать основные имущественные права граждан. Работать с РМ, Т.

С. 253-255

51

Неимущественные  права: честь, достоинство, имя.

Называть основные неимущественные права граждан,  характеризовать механизм их защиты. Решать практические задачи.

С. 255-262

52

Семейное право

Характеризовать  основные положения семейного  права РФ; анализировать  статьи  законов. Решать практические задачи.

МУ, РМ, Т, Д

П. 23

53

Правовое регулирование отношений супругов.

Анализировать  основные положения семейного права, регулирующие отношения супругов.

С. 268-274

54

Занятость  и трудоустройство

Характеризовать  занятость  населения,   процесс трудоустройства. Приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения населения.

С. 279-282

55

Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.

Анализировать  основные положения трудового  права РФ;  комментировать статьи  законов, решать практические задачи.

МУ, РМ, Т

С. 282-286

56

Процессуальное право

Характеризовать  основные положения и особенности  процессуального  гражданского и арбитражного процессов.

МУ, РМ, Т

П. 25

57

Особенности административной юрисдикции

Объяснять, что такое административная юрисдикция, ее объекты, виды административных наказаний. Решать практические задачи.

58

Гражданский  процесс: основные правила и принципы.

Характеризовать  гражданский процесс, его особенности, правила и принципы. Решать практические задачи.

С. 288-292

59

Особенности  уголовного процесса

Называть  основные положения уголовного права РФ;  комментировать статьи  законов, решать практические задачи.

МУ, РМ, Т

П. 26

60

Суд присяжных. Конституционное  судопроизводство

 Характеризовать процесс конституционного судопроизводства и его основные стадии. Суд присяжных, его роль.

МУ, РМ, Т

П. 27

61

Международная защита прав человека

Характеризовать международную систему защиты прав человека в условиях мирного и военного времени;

МУ, РМ,Т

П. 27

62

Международное гуманитарное право.

Анализировать  основные положения международного гуманитарного права

МУ, РМ,Т

П. 28

                                                                                        Заключительные уроки  (2 час)

63

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Назвать особенности современного мира, прогнозировать развитие общества; высказывать свое мнение и аргументировать его

МУ, РМ, Т

П. 29

64

Социальные и гуманистические аспекты глобальных  проблем.  

 Характеризовать глобальные проблемы современности; предлагать свои варианты их решения

МУ, РМ, Пр

П. 29

65

66

67

68

69

70

                      Резерв  6 час

Формы контроля ЗУН учащихся:

           - наблюдение,

           - беседа,

           - фронтальный опрос,

          - опрос в парах,

          - практикум,

          - тестирование,

          - участие в проектной деятельности  

                                               Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные,

- групповые,

- индивидуально-групповые,

- фронтальные,

- практикумы

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

                 Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

                       Уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и  культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни   для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических  жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты  прав человека и гражданина, осознанного выполнения  гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

                             Учебно-методический комплекс

  1. Программы общеобразовательных учреждений.  Обществознание.  6-11 классы  Авторский коллектив под рук. Л.Н.Боголюбова. М,» Просвещение», 2010г.
  2. Федеральный компонент. Обществознание. М; «Просвещение» 2004г.
  3. Учебники:

- Обществознание . 10 кл. под ред . Л.Н. Боголюбова. М; «Просвещение», 2011г.

            - Обществознание . 11 кл. под ред . Л.Н. Боголюбова. М; «Просвещение», 2011г.

      4. Обществоведение. Методические рекомендации. 10-11 кл. М; «Просвещение», 2001г.

      5. Обществознание. Методические рекомендации 10 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова. М;

            «Просвещение», 2008г.                                  

       6. Обществознание. Методические рекомендации 11 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова. М;

            «Просвещение», 2008г.

       7. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию. 10 класс. М; «Экзамен», 2008г.                                  

       8. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию. 11 класс. М; «Экзамен», 2008г.    

       9. Материалы для подготовки к ГИА                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс

Рабочие программы  по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, кал...

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для  9 класса...

рабочая программа по истории и обществознанию 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. УМК по истории России состоит из комплекта ...

Рабочая программа и КТП по обществознанию 5 класс

Рабочая программа и КТП по обществознанию 5 класс...

Рабочая программа и КТП по обществознанию 7 класс

Рабочая программа и КТП по обществознанию 7 класс...

Рабочая программа и КТП по обществознанию 8 класс

Рабочая программа и КТП по обществознанию 8 класс...

Рабочая программа и ктп по обществознанию 5 класс

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образован...