«Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий».
по обществознанию по теме

Соловьева Любовь Леонидовна

Обобщение опытом  учителя истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_konferentsiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы

для выступления  на научно – практической конференции педагогов

Тема:  «Развитие интеллектуально – творческих способностей обучающихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий».

Автор: Соловьева Любовь Леонидовна

Место работы: МОУ Самохваловская средняя общеобразовательная школа,

 учитель истории и обществознания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                      Кто на себя глядит,

                                                                                                         тот видит лик,

                                                                                      Кто видит лик свой, цену себе знает,

                                                                                      Кто знает цену, строг к себе бывает,

                                                                                      Кто строг к себе, тот истинно велик.

       Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование  интеллектуальной, творческой,  социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.

        Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем обучающимся проявить свои таланты и творческий потенциал.

     Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей обучающихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом  интеллекта, интересов и склонностей к творческой деятельности.

           Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться  интеллектуально-творческим потенциалом подрастающего поколения.

Креативное мышление обучающихся в учебном процессе

       Все  выдающиеся педагоги обращали внимание на проблему взаимосвязи обучения детей и их умственного и нравственного развития. В отечественной и зарубежной педагогике разработаны различные теории обучения, затрагивающие проблему интеллектуально-творческого развития школьников. Так, Я.Л. Пономарев и А.З. Рахимов являются авторами теории творческого развития учащихся, М.И. Махмутов и Л.М. Матюшкин разработали теорию проблемного обучения, где творчеству отводится значительное место в общей системе обучения. Большой вклад в педагогику внес Л.В. Занков, разработавший теорию развивающего обучения.

     Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию  и активность у детей. Поэтому на образовании лежит ответственность за то, чтобы сегодняшние дети достигали успеха не только в школе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности, уже, будучи взрослыми.  

Можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания  интеллектуально-творческих способностей   в школе.

  • Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнер, помощник, инициатор и эксперт.
  • Проявляйте сами и цените юмор.
  • Чаще задавайте вопрос «а что, если?..» - это позволяет проявить свободную фантазию, пробуждает и поддерживает любознательность.
  • Поощряйте  стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
  • Организовывайте  ситуации, требующие творческого отношения.
  • Старайтесь  избегать вопросов, на которые предполагается однозначный ответ: « да» или « нет».
  • Позволяйте учащимся  делать ошибки. Недаром говорят, что на ошибках учатся, поскольку они представляют собой активный поиск решения.
  • Воспитывайте  в учениках адекватное отношение  к критике и похвалам  со стороны окружения.
  • Учите школьников принимать и ценить собственное  и чье-то еще творческое мышление и достигнутые результаты.

Развитие  интеллектуально-творческого мышления  обучающихся на уроках истории и обществознания

Как же построить учебную деятельность школьников, чтобы максимально раскрыть их  интеллектуально-творческие способности? Важное условие успешного развития творческого мышления обучающихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроках  истории и обществознания направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся:

  • умений анализировать,
  • синтезировать,
  • находить причинно – следственные связи,
  • обобщать,
  • делать выводы,
  • классифицировать,
  • сравнивать,
  • выделять главное. 

       Один из способов развития  интеллектуально-творческого мышления обучающихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера.

К задачам творческого характера относят

  • проблемные задачи,
  • проблемные вопросы, ситуации и задания,  главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов.   
  • организация работы с документально-методическим комплексом;
  • организация игрового обучения;
  • организация диалогового обучения.

Рассмотрим проблемный подход в обучении творчеству.

             Изложение является проблемным, если оно "всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация.  Это могут быть ситуации неожиданности, конфликта, несоответствия, неопределенности, предположения, выбора.

Решение проблемной задачи проходит несколько этапов.

     1. Изучение условий задачи, сущности вопроса и выявление важнейших данных, которые можно использовать.

     2. Создание общего плана действий, выдвижение гипотез.

     3. Доказательство или опровержение, выбор методов решения задач.

     4. Проверка правильности решения, сопоставлений результатов с исходными данными.

       

Выделено три уровня проблемности.

  • Первый уровень (проблемное положение) характеризуется тем, что все этапы решения проблемной задачи осуществляет сам учитель.
  •  На частично-поисковом уровне отдельные этапы решения проблемной задачи осуществляют сами ученики.
  • На исследовательском уровне все этапы решения проблемной задачи осуществляет сам ученик. Учитель же определяет способы и приемы создания проблемной ситуации. К ним относятся столкновение учащихся с жизненными фактами, которые требуют теоретического осмысления.

        Особой формой реализации исследовательского обучения выступает проектное образование. Учащиеся готовят различные виды проектов практического и исследовательского характера. В данном случае появляется проектный метод обучения. Проекты могут быть групповыми и индивидуальными, по форме реализации – рефератами, творческими и практическими работами. В процессе работы над проектом у школьников развиваются: коммуникативные, личностные, социальные, исследовательские способности.

        Творческие задачи обычно содержатся в учебниках под знаком "звездочка". Они могут иметь различный характер. В задачниках для самостоятельной работы кроме репродуктивных задач также могут содержаться творческие, требующие использования нестандартного метода решения.

        Проблемное обучение  я   использую  на различных этапах урока. Перед изучением нового материала я  ставлю  интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового материала. Учитель может проводить целые уроки изучения нового материала в форме проблемного изложения. Начиная изучение нового материала, учитель выдвигает проблему, предлагает учебный материал и дает ориентиры для решения проблемы, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее "переоткрыть" (например, определить, в чем заключалась прогрессивность экономической политики правительства Петра I).

        Проблемно-поисковый метод обучения нецелесообразно применять при изучении изобилующего фактами или нового сложного для учеников материала, а также при недостатке времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте учителя с учениками.

         Использование творческих заданий на уроках истории и обществознания

   

        Вот уже несколько лет российские ученики проходят серьезные итоговые испытания в виде Единого Государственного экзамена. Контрольные измерительные материалы включают в себя классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, с открытым кратким ответом, а также задания с развернутым ответом, предполагающие различные виды деятельности: анализ источника, систематизация материала, представление общей характеристики, сравнение событий, явлений, анализ версий. Поэтому, при выполнении тестов ученикам необходимы навыки творческого мышления.

    Для того чтобы работать с тестами, учителю необходимо знать, какие знания и умения по истории и обществознанию  могут контролироваться такими заданиями.

1.      Хронологические знания и умения.

а) Называть даты важнейших событий.

б) Соотносить год с веком, устанавливать последовательность событий.

2. Знание фактов.

а) Называть место, обстоятельства, участников, результаты.

б) Означать границы государств и представлять знания по исторической географии.

в) Знать достижения культуры и науки.

3. Умение анализировать.

а) Сопоставлять единичные исторические факты и общие явления

б) называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений

в) классифицировать исторические явления по указанному признаку

г) сравнивать исторические события и явления.

4.  Знания понятий и терминов.

5. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

6. Знание и умение работать с историческими источниками.

а) Определять автора, время, время  создания

б) находить необходимую информацию

в) сравнивать несколько источников

г) умение работать с исторической картой.

         История Отечества традиционно считается важнейшей частью школьного курса исторической науки. Ясно, что чисто описательный стиль неуместен при изучении столь важного предмета. Школьникам надо дать возможность сравнивать мысли и дела предшественников со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмыслению и в конечном счете – к сознательному научному моделированию бесконечного исторического процесса, который так бурно протекает в наши дни.

 На уроках ребятам предлагается  решить ряд оригинальных задач по отечественной истории, с учетом их возрастных особенностей. Вопросы эти, как правило, трудные и редко допускают однозначный ответ.  Их обсуждение на уроках очень полезно: так дети и подростки достигают с помощью учителя наивысших доступных им вершин исторической мысли и познают на личном  опыте вкус к научной работе. Иногда это приводит к неожиданным результатам.

    Для групповой и индивидуальной работы может быть использован прием « кластер». 

Этот метод помогает обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:

  • написать ключевое слово или предложение на бумаге
  • записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме
  • выписывать можно столько идей, сколько захочется.

            На уроках истории и обществознания большим успехом у учеников пользуется составление синквейна.    Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации.  Так как в любой теме много ключевых понятий и терминов, то для более глубокого их понимания и используется синквейн.

  Для погружения обучаю щихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций  по ранее изученному или новому вопросу.

            В течение урока для отработки какого-либо понятия обучающимся предлагается прием  «корзина идей».  Детям задается вопрос – что вам известно по данной теме?

  Учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной теме.

   Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями.      Далее учитель записывает на доске сведения, которые называют пары.

  В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.

           Прием « инсерт»   или пометки на полях,  особенно нравится детям, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях  «v» - если информация им известна; «+» - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; « ?» - то, что осталось непонятным.

     На уроках обучающимся как можно больше надо предлагать разнообразных творческих заданий. В арсенале учителя их может быть немало:

  • кроссворды,
  • ситуация-сценка,
  • соцопрос,
  • анкетирование,
  • творческое перо,
  • анаграммы,
  • ролевые игры
  • письмо к… и так далее.

       Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут обучающимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала,   развивать интеллектуально- творческое мышление,  повысить мотивацию и  активность обучающихся  на уроке.

Список литературы

1)  Развитие креативных способностей в учебном процессе. Челябинск: Издательство Челяб. гос. унта, 2002

2)  Система творческих заданий как средство развития творческих способностей школьников. Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. 2001.

3) Аванесов В.Г. Методологические и теоретические основы тестового контроля. Спб.; 1994

4)  Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000

5) Лернер И. Познавательные задачи в обучении истории.- М.: Просвещение, 1968

6)  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве, Москва «Просвещение»,

7) Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. Практ. пособие. М.: Владос, 2000.

 Климушкина Л. Г. Новое в преподавании истории. Познавательно-исследовательский комплект: "Методика учебного исследования". Пермь, 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"

Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...

Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение.

Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение: игровая деятельность, критическое мышление, ИКТ - технологии, метод проблемных задач, исследовательская...

«Развитие логического мышления на уроках истории и обществознания через систему Способа диалектического обучения»

Делимся опытом. «Развитие логического мышления на уроках истории и обществознания через систему Способа диалектического обучения»...

Презентация Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий...