Воспитание человека и гражданина на уроках истории и обществознания и во внеурочной работе
статья по обществознанию по теме

Бабак Елена Кузьминична

В современной России  перед школой стоит важнейшая задача – формирование гражданских качеств у нового поколения россиян на основе современных знаний и умений.  Они помогут личности  разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, грамотно выполнять свои социальные роли и функции, строить свои взаимоотношения с окружающим миром.  Эти задачи можно решить при создании в школе благоприятных условий для формирования личности гражданина.

Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.) делает одним из ведущих принципов государственной политики нашей страны в области образования «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности и патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» (Статья 3).

   Эффективному  развитию устойчивых интересов к истории своей страны, других стран и народов, приобщению к мировой культуре, формированию у обучающихся системы знаний об общечеловеческих  гуманистических ценностях и, как результат этого, - гуманистической направленности личности, служит неразрывная связь уроков истории и обществознания с внеурочной  работой.

Учащиеся 8-11 классов в течение года принимают активное участие в проведении уроков мужества, викторин, информационных программ, конкурсов, общешкольных радиопередач, в неделе правовых знаний и т.д. Это пример единства учебной и внеклассной деятельности, направленной на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности учащихся, развитие самостоятельности мышления, гражданственности, эстетической культуры. Вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения. Расширяется позитивный социальный опыт подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Воспитание человека и гражданина на уроках истории и обществознания и во внеурочной работе».

Бабак Е.К.

заместитель директора по ВР,

учитель обществознания

   

    В современной России  перед школой стоит важнейшая задача – формирование гражданских качеств у нового поколения россиян на основе современных знаний и умений.  Они помогут личности  разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, грамотно выполнять свои социальные роли и функции, строить свои взаимоотношения с окружающим миром.  Эти задачи можно решить при создании в школе благоприятных условий для формирования личности гражданина, то есть передачи школьникам определенных общественно-политических знаний и выработки позиций и норм поведения, определяющих отношение личности к явлениям общественной жизни.

   В современных условиях важными гражданскими качествами становятся: способность к самоопределению; уважение к достоинству каждого человека; гражданственность; толерантность; патриотизм; уважительное отношение к защите родины, а, следовательно, и к армии; уважение к закону; признание прав человека и верховенства права.

   Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.) делает одним из ведущих принципов государственной политики нашей страны в области образования «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности и патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» (Статья 3)

   Гуманизм присущ самой природе образовательного процесса. Гуманизация школьного образования предполагает  создание условий, направленных на развитие способностей школьника, его самореализацию. Это положение основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в её содержании и в характере взаимодействия  членов школьного коллектива. Поэтому главная задача учителя в общем деле гуманизации общества, образования, обучения состоит  в создании условий для самореализации  школьника, свободное развитие его способностей, нужно не защищать школьника от противоречий жизни, а готовить к жизни в обществе социальных перемен.

   Гуманистическая направленность достигается в том случае, когда происходит приобщение учащихся к проблемам «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и человек».

   Так, школьное историческое образование должно дать выпускнику объем знаний по предмету, устойчивую гуманистическую позицию, основы исторического мышления, устойчивый интерес к истории своей страны и других стран и народов.

   «Обществознание» как цикл школьных курсов должно дать учащимся интегрированные знания о человеке и его месте в обществе, способствовать самоопределению личности, становлению человека-гражданина; дать обобщенную картину современного общества, способствовать адаптации учащихся к окружающей среде.

   Школьный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» создает целостный образ жизни и культуры нашего города, изменяющегося во времени, но сохраняющего свой особый духовный мир. Главная задача курса – это получение ответа на вопрос: «Город  - это просто среда обитания человека или это часть его души, внутреннего мира?»

   Курсы по экономической географии, всеобщей истории, мировой художественной культуре, интегрируясь в единый курс, позволяют повысить роль школьного образования в адаптации молодежи к окружающей жизни. Но самое главное во всех курсах гуманитарного цикла – это проблема «Человек и человек». Если старшеклассник усвоил знания о природе и обществе, но не может разобраться в себе и других, то обсуждение этой проблемы дает возможность учащимся задуматься над тем, что человек является таковым лишь в силу осмысленности своей жизни, он сам формулирует смысл  жизни, так как каждый человек самоценен и  уникален.

   Одно из важнейших направлений работы учителя гуманитарного цикла  - это гражданское и патриотическое, нравственное  воспитание учащихся.

   Воспитание Гражданина – это формирование гражданских умений, гражданского поведения:

- создание у школьников создания опыта защиты своих личных интересов, интересов своей группы, своего коллектива;

- создание опыта активного социального действия;

- создание опыта участия школьников в коллективной жизнедеятельности – ученическое самоуправление;

- создание опыта нормотворчества: выработки школьниками и педагогами общих – групповых, коллективных -  правил, норм, законов.    

   Понятие «патриотизм» можно рассматривать как моральную позицию, выражающуюся в любви  к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, к готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость и свободу.      

   Патриотизм может выражаться и в критическом отношении к существующей социально-политической несправедливости, в желании отдать все свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия Отечества. Отечество – это и государственность, и определенное географическое место («малая родина», «большая родина»), и природа, ее ландшафты, растительная жизнь, животная среда. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатство, без чего он не может состояться как личность.

   Но главное – это соотечественники, родной народ с его историей и неповторимым этническим своеобразием.

Чтобы патриотическое воспитание было современным, необходимо использование  дискуссионных, проблемных методов.

      Проблемность – это идеал не только современного развивающего обучения, но и современного развивающего воспитания.

   Фундамент патриотического воспитания – нравственное начало.

   Нравственное  воспитание  строится на  создании опыта понимания, принятия, общения, взаимопонимания, совместного действия с другими людьми .  Другими, иными, непохожими на меня, на нас, с людьми другого пола, культуры, возраста, религии, социального слоя.  В современной терминологии это называют толерантностью (близкие понятия «педагогика ненасилия», «поликультурное воспитание»).

   Эффективному  развитию устойчивых интересов к истории своей страны, других стран и народов, приобщению к мировой культуре, формированию у обучающихся системы знаний об общечеловеческих  гуманистических ценностях и, как результат этого, - гуманистической направленности личности, служит неразрывная связь уроков истории и обществознания с внеурочной  работой.

   Эта  воспитательная работа ведется в школе в целом и в рамках школьного методического объединения учителей истории и обществознания. Воспитание у учащихся высоких нравственных качеств человека и гражданина несет большой положительный заряд. И важно его начинать уже с первого класса.  Учащихся по-прежнему волнуют героические страницы истории своей страны и города, с чувством благодарности и уважения они относятся к старшим поколениям.   Все эти категории значимы вдвойне, если рядом есть люди, которые передают свой богатый жизненный опыт, рассказывая об исторических событиях нашей страны, героическом прошлом нашего народа, испытаниях Великой Отечественной войны,  участниками которых были сами. Тем интереснее рассказ педагога или сотрудника школы, пережившего блокаду Ленинграда.  Более 25 лет существуют теплые творческие связи нашей школы с ветеранами 351 зенитно-артиллерийского полка ПВО. Традиционными стали встречи с ветеранами на уроках истории, классных часах, на общешкольных праздниках и конференциях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне, полному снятию блокады Ленинграда; поздравления и концерты для ветеранов; выступления председателя Совета ветеранов полка перед педагогическим коллективом и учащимися на общешкольных мероприятиях. Выступление с докладами старших школьников на ежегодной районной конференции «Диалог поколений», посвященной блокаде Ленинграда в Великой Отечественной войне, также расширяет их знания о военных событиях, укрепляет связь между поколениями, воспитывает уважение к старшим, поднимает интерес к исследовательской работе.

   В школе реализуется ежегодный проект, посвященный героическим страницам нашего народа:

Проект: «ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ. «ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ…»

 ( 2013 – 2014 учебный год)

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата и место проведения

Ответственные исполнители

Участники

1.

Школьный конкурс изобразительного искусства «Блокадный Ленинград»

Декабрь-январь

Иванова С.И.

5-9 классы

1-4 классы

2.

Участие в районном фестивале-конкурсе  Московского района Санкт-Петербурга «Многонациональный Санкт-Петербург сегодня»

Октябрь-декабрь

Бабак Е.К.

Педколлек-тив,

учащиеся, ОДОД школы

3.

Школьный конкурс «Открытка на парадной: Ленинградский День Победы»

декабрь

 

Иванова С.И.

Белинская Е.С.

1-11 классы

4.

Акция «Открытка на парадной: Ленинградский День Победы»

январь

Маньякин И.В.

Белинская Е.С.

Школьное самоуправление

5.

Районная краеведческая игра «Помни о блокаде»

январь

Латынцева Т.О.

5-9 классы,

ОДОД

6.

«Холоду войны – тепло души» - поздравление ветеранов войны и блокады

январь

Бабак Е.К.

Маньякин И.В.

Бурмистрова И.А.

Школьное самоуправление

ОДОД

7.

Библиотека им. К.Г. Паустовского, музей - библиотека «Книги блокадного города»: (беседы, диспуты, классные часы-семинары

январь

Павлова В.П.,

 классные руководители

1-11 классы

8.

Экскурсии в музеи, библиотеки, автобусные экскурсии

январь

Классные руководители

1-11 классы

9.

Интерактивные классные часы

 Уроки мужества «Освобождение Ленинграда от фашистской блокады»

Январь

Маньякин И.В.

Белинская Е.С. Латынцева Т.О.

классные руководители

1-11 классы

10.

Выставка книг в школьной библиотеке беседы

Январь

 

Павлова В.П.

1-6 классы

11.

Выставка работ изобразительного искусства победителей конкурса «Блокадный Ленинград»

январь

Иванова С.И.

Оськина Т.В.

5-10 классы

1-4 классы

12.

Оформление актового зала к общешкольным мероприятиям

Январь

май

Иванова С.И.

Кружки ИЗО ОДОД

13.

Участие в Звёздном походе школьников «Лемболовская  лыжня – 2013»

Январь

Лазарев М.В.

ОДОД:

 «Юные инструкторы туризма»

14.

Российские соревнования по скалолазанию «Невские вертикали -2013»

04-09 января 2013 г.

Спортзал

Кауров В.О.

ОДОД школы  секции скалолазания

15.

5-й общешкольный лыжный кросс, посвященный 70-ой годовщине полного снятия блокады

январь

Лазарев М.В.

1-11 класс

16.

Радиопередача.  Минута молчания:

«Свет памяти, свет скорби и любви…»

27 января,

08 мая

Бабак Е.К.

.

1-11 классы

17.

 «Диалог поколений»

Общешкольная конференция, посвященная 70-летию полного снятия блокады Ленинграда

( с участием творческих коллективов ОДОД школы).

Поздравление ветеранов.

.

27 января

Актовый зал

Бабак Е.К.

Маньякин И.В.

Бурмистрова И.А.

Лазарев М.В.

8-11 классы

Педагогический коллектив школы

Ветераны школы №495

Ветераны МО «Новоизмайловское»

Ветераны 351 зенитно-артиллерийского полка ПВО

18.

Участие в Районной конференции

 «Диалог поколений»

Январь

Бабак Е.К.

9-11 классы,

ОДОД

19.

Открытое первенство школы по рукопашному бою

март

Зюзин С.А.

Пальмин С.Н.

ОДОД

20.

Фестиваль военно-патриотической песни

Апрель-май

Стрельникова Л.Б.

1-7 классы, ОДОД

21.

8-ая открытая школьная туристская спартакиада, посвященная Дню Победы

апрель

Лазарев М.В.

1-11 классы

22.

Интерактивные классные часы

 Уроки мужества «День Победы»

Апрель

май

Маньякин И.В.

Белинская Е.С.

Лебедева Н.М.

Классные руководители

1-11 классы

23.

Музыкально-концертная программа «День Победы»

Май

Бабак Е.К.

Маньякин И.В.

Бурмистрова И.А.

8-11 классы

Педагогичес-кий коллектив школы

Ветераны школы №495

Ветераны МО «Новоизмайловское»

Ветераны 351 зенитно-артиллерийского полка ПВО

24.

Общешкольное мероприятие:   «Помни о войне»

Апрель

Латынцева Т.О.

Бурмистрова И.А.

1-4 классы

5-7 классы

25.

Районные памятно-мемориальные мероприятия

Май

Бабак Е.К.

Лебедева Н.М.

26.

Работа с молодёжью допризывного возраста

В течение года

Бабак  Е.К.

Белинская Е.С.

8-11 кл.

ШСК «Высота»

27.

Классные часы, посвященные памятным датам Блокады Ленинграда

В течение года

Бабак Е.К.

Маньякин И.В.

Латынцева Т.О.

Классные руководители

1-11 классы


          Учащиеся 8-11 классов в течение года принимают активное участие в проведении уроков мужества, викторин, информационных программ, конкурсов, общешкольных радиопередач, в неделе правовых знаний и т.д. Это пример единства учебной и внеклассной деятельности, направленной на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности учащихся, развитие самостоятельности мышления, гражданственности, эстетической культуры. Вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения. Расширяется позитивный социальный опыт подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.

В представленном материале обобщён опыт работы по развитию одарённости детей на уроках социально -гуманитарного цикла...

Воспитание патриотизма и гражданской позиции на уроках истории и обществознания и во внеурочных мероприятиях.

Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански акти...

Воспитание гражданина на уроках истории и обществознания

Статья основаана на личном опыте педагога, содержит рекомендации и фрагменты уроков по данной теме....

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

В материале представлен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности, через интеграцию содержания школьного исторического образования и отечест...

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Статья о формах  работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время...

Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Особенности, формы и методы работы с одаренными детьми....