Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
рабочая программа по обществознанию по теме

Василькова Мария Вадимовна

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_5-9_klassy.docx91.88 КБ

Предварительный просмотр:

рабочая программа

Основного общего образования

По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

5-9 КЛАССЫ

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования  и авторских программ по обществознанию: С.И.Козленко, И.В.Козленко. Программа курса «обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово», 2008г.; А.И. Кравченко. Программа курса «обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово», 2007г..Данные авторские программы являются единой линией и реализуются  через  учебники, выпущенные для учащихся издательством «Русское слово»:

  • 5 класс

- Учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 5 класс. - М., «Русское слово», 2007г.;

  • 6 класс

- Учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 класс. - М., «Русское слово», 2007г.;

  • 7 класс

- Учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 7 класс. - М., «Русское слово», 2007г.;

  • 8 класс

- Учебник Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс. - М., «Русское слово», 2007г.;

  • 9 класс

- Учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 9 класс. - М., «Русское слово», 2007г.;

       Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса обществознания  в 5-9 классах.

          Структура документа

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с  распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников и рекомендуемая литература.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Данный предмет охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Курс «Обществознание» в 5–7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир» и носят преимущественно пропедевтический характер (ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - 5 кл.), связанный с проблемами социализации младших подростков. Важную роль при этом играют межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура».

        Курс «Обществознание» в 8-9 классах ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данный курс представляет единство научно-аналитического, дидактического и методического начал. Он дает учащемуся свод базовых знаний по всему кругу общественной проблематики, утвержденной государственным образовательным стандартом, включает научный и методический аппарат, призванный с помощью задач и упражнений закрепить пройденный материал, творчески усвоить понятия и теории, применить их к решению конкретных жизненных ситуаций.

          Изучение обществознания  на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Место предмета в учебном плане образовательного учреждения

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации  на изучение учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования отведено 158 часов. В том числе:  в V – 18 часов, в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

                         

                                                   

Содержание тем учебного курса

5 класс

Введение.

Естественные науки, общественные науки. Появление общества.

ТЕМА 1. Человек и человечество.

Происхождение и развитие человека.

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Изменение образа жизни людей.

Совершенствование орудий труда. Технический прогресс. Развитие общества. Социальный прогресс.

Ускорение прогресса.

Прогресс. Связь технического прогресса с развитием общества. Скорость прогресса, его ускорение на современной стадии развития общества. Результаты ускорения прогресса Роль компьютерных технологий и информации в современном мире.

Возрастные изменения человека.

Понятия физического развития человека. Закономерность физического развития. Возрасты человеческой жизни: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость; их отличительные черты.

Общество как развивающийся организм.

Человечество как сумма поколений.

Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Поколение как часть человечества.

Современники, предки, потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. Понятие «культурного наследия».

Поколения вещей.

Понятие вещей. Роль вещей в различные исторические эпохи в разных странах.


ТЕМА 2. Исторические ступеньки развития общества.

Первая ступень: охота и собирательство.

Первые люди: внешний вид и образ жизни. Основные занятия: охота и собирательство.

Вторая ступень: огородничество. Третья – скотоводство и земледелие.

Огородничество: новые орудия труда, новые технологии. Племена.  Общины. Переход к земледелию и скотоводству: причины и последствия.

Возникновение ранних государств.

Новые явления в развитии общества: города, ремесло, письменность. Возникновение государств.

Развитие политической власти. Образование империй. Складывание бюрократического аппарата.

Появление законов. Право. Армия.

Древние империи. Чиновники. Право. Древняя демократия, ее черты.

Современное общество.

Современное производство., его отличительные черты. Компьютер. Интернет. Проблемы, связанные с современным производством, с современными средствами связи, плюсы и минусы.

ТЕМА 3. Ребенок в семье.

Что такое детство.

Определение детства. Мир детства. Отличие взрослых и детей. Три стадии детства, их характеристика.

Ребенок в обществе.

Воспитание детей.

Обязанности родителей. Понятие воспитания. Воспитание духовности как специфическая черта человеческого общества.

Взаимоотношения с родителями.

Влияние семьи и родителей на ребенка. Атмосфера в семье. Личный пример родителей. Необходимые детям качества родителей.

Влияние родителей на самооценку подростка.        

Роль самооценки для подростка. Причины высокой самооценки, причины низкой самооценки.

Отношения между родителями и детьми. Напряженность в отношениях. Причины конфликтов, способы их решения.

ТЕМА 4. Ребенок в школе.

История школьного обучения.

Возникновение школы, ее функции в обществе.

Школа в разные исторические времена, ее роль, методы обучения.

Современная школа.

Доступность школы. Обязательное обучение. Школа в информационном обществе. Роль школы.

Воспитательная работа школы. Необходимость хорошего образования.

Школьные проблемы.

Основные проблемы в школе. Неуспеваемость. Неумение находить общий язык с одноклассниками.

Причины проблем. Пути разрешения школьных проблем.

Друзья и ровесники.

Понимание дружбы в разные исторические эпохи.

Роль дружбы на всех этапах жизни человека. Истинная дружба. Старинная дружба. Верность. Дружба в подростковом возрасте, ее изменения.

Товарищи и современники.

Товарищи, друзья, современники. Отношение к друзьям, товарищам и современникам. Мальчики и девочки в коллективе и в дружбе.

Итоговый урок.

6 класс

Раздел I. Общество и человек

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

Общество – целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек – биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть – Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы – символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Раздел II. Экономическая сфера общества

Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.

Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере. Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности – Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора. Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

Раздел III. Социальная сфера общества

Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность – нищета.

Семья – малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.

Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

Раздел IV. Политика и право

Государство – фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

 Конституция – Основной закон страны Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция – закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ – глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) – Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации – высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

Право и правопорядок Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

 Как защититься от несправедливости Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.

Раздел V.  Духовная сфера общества

Наука и образование Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Мораль Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.

 Идеал и ценности Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.

Раздел VI. Ребенок в обществе

Ребенок в семье Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Взаимоотношения детей и родителей Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания – решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно. Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

Ребенок в школе История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей. Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.

Друзья и ровесники Дружба. Отношения дружбы. Верность.

7 класс

Раздел I. Личность подростка

 Переходный возраст Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст – период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст – отрезок жизни между детством и зрелостью. Задачи и трудности подросткового возраста Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная – к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов. Проблемы подросткового возраста.

Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.

 Физические изменения подростков Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

Психологический портрет личности: темперамент и характер Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.

 Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

Способности человека. Общие и специальные способности.  Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению.  Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции – низший, чувства – высший тип психических реакций.

 Самооценка подростка Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.

 Выдающаяся личность Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе. Одаренные дети. Умственная одаренность – биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания умственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности. Роль поощрения одаренности в ее развитии. Лидер и его качества Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, – основа искусства общения.

Раздел II. Подросток в социальной среде

 Социальная среда подростка Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков – ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.

Подросток в группе Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление. Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.

 Межличностные отношения Межличностные отношения – отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Взаимопонимания в межличностных отношениях.

«Мы» и «они» «Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» – те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» – кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» – два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга. Опасность превращения в неприязнь, а затем – в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими».

Мир знакомых и незнакомых людей Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».  Социальный портрет молодежи Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи. Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченности на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и политическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социально- политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в определенной степени движущей силы коренных преобразований в обществе.

Раздел III. Подросток и закон

.Юридические границы подросткового возраста Наличие прав и обязанностей – юридическая характеристика человека. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями. Соотношение прав и обязанностей. Ответственность.

 Подросток как гражданин Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством. Обязанности граждан Российской Федерации.

 Подросток и его права Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни. Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права – права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

Опасный путь преступной жизни Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой. Административные нарушения и меры административной ответственности. Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.  

Раздел IV. Образ жизни подростка

Подросток в обществе риска Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого. Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.

 Проблема одиночества Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества – удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.

 Подростковая культура Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни. Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых. Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.

 Образ жизни Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни отражение как характерных, так и отличительных черт поведения. Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).

 Досуг и отдых Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура. Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки. Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Различные профили музеев. Свободное время у современных россиян. Характерная черта досуга россиян, переход от активного отдыха к пассивному.

Спорт Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта. Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.

Раздел V. Подросток и его жилая среда

Город и село Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Появление мегаполисов. Плюсы и минусы городской жизни. Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.

Мой дом, мое жилище Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная. Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу – дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства; поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

8 класс

РАЗДЕЛ I. Общество и человек

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей!] особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства.

Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.

Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

РАЗДЕЛ II. Экономическая сфера

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.

Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.

Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

РАЗДЕЛ III. Социальная сфера

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.

Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация

конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в РоссчиШ Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

9 класс

РАЗДЕЛ IV. Политическая сфера

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии.

Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

РАЗДЕЛ V. Человек и его права

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.

Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.

Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

РАЗДЕЛ VI. Духовная сфера

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Календарно-тематическое планирование  по обществознанию в 5 классе

Количество часов в год – 18 часов, в неделю – 1 час, контрольных работ – 1

№ п/п

Название тем, уроков.

Кол. часов

Задание

Сроки

Тема 1. Человек и человечество.

1

Введение. Происхождение и развитие человека

1

с. 5-6

§1, в.с. 12

2

Ускорение прогресса

1

§2, в.с. 15

3

Возрастные изменения

1

§3, в.с. 20

4

Человечество как сумма поколений

1

§4, в.с. 27

5

Поколения вещей

1

§5, в.с. 37

Тема 2. Исторические ступеньки развития общества.

6

Первая, вторая, третья ступень

1

§6,7,8 в.с. 43, 48

7

Возникновение ранних государств. Древняя демократия. Современное общество

1

§9, 10,  в.с. 53

Тема 3. Ребенок в семье

8

Что такое детство

1

§11, в.с. 61

9

Отношение взрослых к детям

1

§12, в.с. 66

10

Воспитание детей

1

§13, в.с. 70

11

Взаимоотношения с родителями

1

§14, в.с. 74

12

Ровесники и родители

1

§15, 16, в.с. 78, 80

13

Влияние родителей на самооценку подростка

1

§17, в.с. 83

Тема 4. Ребенок в школе.

14

История школьного обучения

1

§18, в.с. 89

15

Современная школа

1

§19, в.с. 92

16

Школьные проблемы

1

§20, в.с. 97

17

Друзья и ровесники.

Контрольный тест.

1

§21, 22, в.с. 104

18

Обобщающее повторение

1

§1-22

Календарно-тематическое планирование  по обществознанию в 6 классе

Количество часов в год – 35 часов, в неделю – 1 час, контрольных работ – 2

№ п/п

Название тем, уроков.

Кол. часов

Задание

Сроки

Тема 1. Общество и человек.

1

Введение

1

с. 4-5

2

Что такое общество?

1

§1, в.с. 13

3

Происхождение и развитие человека

1

§2, в.с. 19

4

Исторические ступени развития общества

1

§3, в.с. 27

5

Современное общество

1

§4, в.с. 33

6

Человечество как сумма поколений

1

§5, в.с. 39

7

Человек, общество, природа

1

§6, в.с. 47

8

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек»

1

1-6

Тема 2. Экономическая сфера общества

9

Что такое экономика

1

§7, в.с. 53

10

Рынок

1

§8, в.с. 58

11

Что такое предпринимательство и бизнес

1

§9, в.с. 63

12

Домашнее хозяйство

1

§10, в.с. 68

13

Экономическая деятельность подростков

1

§11, в.с. 74

14

Труд с точки зрения закона

1

§12, в.с. 83

15

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера общества»

Контрольный тест

1

§7-12

Тема 3. Социальная сфера общества

16

Социальная структура общества

1

§13, в.с. 87

17

Семья

1

§14, в.с. 93

18

Правила и нормы поведения в обществе

1

§15, в.с. 99

19

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера общества»

1

§13-15

Тема 4. Политика и право

20

Государство и граждане

1

§16, в.с. 109

21

Право на службе человека

1

§17, в.с. 115

22

Конституция – основной закон страны

1

§18, в.с. 122

23

Право и правопорядок

1

§19, в.с 128

24

Как защититься от несправедливости

1

§20, в.с. 133

25

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политика и право»

1

§16-20

Тема 5. Духовная сфера

26

Наука и образование

1

§21, в.с. 143

27

Мораль

1

§22, в.с. 150

28

Идеал и ценности

1

§23, в.с. 156

29

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная сфера»

1

§21-23

Тема 6 Ребенок в обществе

30

Ребенок в семье

1

§24, в.с. 165

31

Взаимоотношения детей и родителей

1

§25,в.с.171

32

Взаимоотношения детей и родителей

1

§25,в.с.171

33

Ребенок в школе

1

§26, в.с178

34

Друзья и ровесники.

Контрольный тест.

1

§27, в.с. 183

35

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Ребенок в обществе»

1

§24-27

Календарно-тематическое планирование  по обществознанию в 7 классе

Количество часов в год – 35 часов, в неделю – 1 час, контрольных работ – 2

№ п/п

Название тем, уроков.

Кол. часов

Задание

Сроки

Тема 1. Личность подростка.

1

Введение

1

с. 5-7

2

Переходный возраст

1

§1, в.с.13

3

Задачи и трудности подросткового образа

1

§2, в.с. 19

4

Быть взрослым

1

§3, в.с. 25

5

Физические изменения у подростков

1

§4, с. 27-30, в.с. 34

6

Физические изменения у подростков

1

§4, с. 31-34, в.с. 34

7

Психологический портрет личности

1

§5, с. 34-38, в.с. 43

8

Психологический портрет личности

1

§5, с. 38-42, в.с.44

9

Самооценка и что значит быть «выдающимся человеком»

1

§6,  в.с. 49

10

Как стать лидером

1

§7,  в.с. 49

11

Как стать лидером

1

§8, в.с. 63

12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Личность подростка»

Контрольный тест.

1

§1-8

Тема 2. Подросток в социальной среде

13

Социальная среда подростка

1

§9, в.с. 68

14

Юношеский пессимизм

1

§10, в.с. 73

15

Подросток в группе

1

§11, в.с. 80

16

Межличностные отношения

1

§12, в.с. 92

17

«Мы» и «Они»

1

§13, в.с. 93

18

Мир знакомых и незнакомых людей

1

§14, в.с. 99

19

Социальный портрет молодежи

1

§15, в.с. 104

20

Социальный портрет молодежи

1

§15, в.с. 104

21

Юридические границы подросткового возраста

1

§16, в.с. 111

22

Подросток как гражданин

1

§17, в.с. 117

23

Подросток и его права

1

§18, в.с. 122

24

Опасный путь преступной жизни

1

§19, в.с. 127

25

Опасный путь преступной жизни

1

§19, в.с. 127

26

Заброшенные, одинокие

1

§20, в.с. 131

27

Подросток в обществе риска

1

§21, в.с. 138

28

Подростковая культура

1

§22, в.с. 145

29

Подростковая культура

1

§22, в.с. 145

30

Образ жизни

1

§23, в.с. 154

31

Досуг и отдых

1

§24, в.с. 162

32

Досуг и отдых

1

§24, в.с. 162

33

Развитие спорта

Контрольный тест

1

§25, в.с. 169

34

Речевое поведение

Контрольный тест.

1

§26, в.с. 174

35

Повторительно-обобщающий урок по теме: «подросток в социальной среде»

1

§9-26

Календарно-тематическое планирование  по обществознанию в 8 классе

Количество часов в год – 35 часов, в неделю – 1 час, контрольных работ – 2

№ п/п

Название тем, уроков.

Кол. часов

Задание

Сроки

Тема 1. Общество и человек.

1

Введение

1

с. 5-7

2

Человек, природа, общество

1

§1, в.с.17

3

Что такое общество?

1

§2, в.с. 24

4

Типология обществ

1

§3, в.с. 31

5

Социальный прогресс и развитие общества

1

§4, в.с. 39

6

Социальный прогресс и развитие общества

1

§4, в.с. 39

7

Личность и социальная среда

1

§5,  в.с. 45

8

Личность и социальная среда

1

§5, в.с.45

9

Потребности человека

1

§6,  в.с. 52

10

Социализация и воспитание

1

§7,  в.с. 58

11

Общение

1

§8, в.с. 63

12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек»

Контрольный тест.

1

§1-8

Тема 2. Экономическая сфера

13

Что такое экономика

1

§9, в.с. 70

14

Товар и деньги

1

§10, в.с. 75

15

Спрос и предложение

1

§11, в.с. 78

16

Рынок, цена, конкуренция

1

§12, в.с. 83

17

Предпринимательство

1

§13, в.с. 89

18

Роль государства в экономике

1

§14, в.с. 97

19

Бюджет государства и семьи

1

§15, в.с. 105

20

Бюджет государства и семьи

1

§15, в.с. 105

21

Труд

1

§16, в.с. 111

22

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера»

1

§9-16

Тема 3. Социальная сфера

23

Социальная структура

1

§17, в.с. 118

24

Социальная стратификация

1

§18, в.с. 124

25

Социальная стратификация

1

§18, в.с. 124

26

Богатые

1

§19, в.с. 130

27

Бедные

1

§20, в.с. 135

28

Этнос: нации и национальности

1

§21, в.с. 143

29

Этнос: нации и национальности

1

§21, в.с. 143

30

Межнациональные отношения

1

§22, в.с. 150

31

Межнациональные отношения

1

§22, в.с. 150

32

Конфликты в обществе

1

§23, в.с. 157

33

Семья

1

§24, в.с. 163

34

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера»

Контрольный тест

1

§17-24

35

Итоговое повторение по теме: «Общество и человек»

1

§1-24

Календарно-тематическое планирование  по обществознанию в 9 классе

Количество часов в год – 35 часов, в неделю – 1 час, контрольных работ – 2

№ п/п

Название тем, уроков.

Кол. часов

Задание

Сроки

Тема 1. Политическая сфера.

1

Введение

1

с. 4-5

2

Власть

1

§1, в.с.11

3

Власть

1

§1, в.с. 11

4

Государство

1

§2, в.с. 19

5

Государство

1

§2, в.с. 19

6

Национально-государственное устройство

1

§3, в.с. 29

7

Формы управления

1

§4,  в.с. 38

8

Политические режимы

1

§5, в.с.45

9

Гражданское общество и правовое государство

1

§6,  в.с. 55

10

Голосование, выборы, референдум

1

§7,  в.с. 60

11

Политические партии

1

§8, в.с. 69

12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая сфера»

Контрольный тест.

1

§1-8

Тема 2. Человек и его права.

13

Право

1

§9, в.с. 81

14

Право

1

§9, в.с. 81

15

Закон и власть

§10, в.с. 89

16

Закон и власть

§10, в.с 89

17

Конституция

1

§11, в.с. 96

18

Право и имущественные отношения

1

§12, в.с. 101

19

Право и имущественные отношения

1

§12, в.с. 101

20

Потребитель и его права

1

§13, в.с. 105

21

Труд и право

1

§14, в.с. 110

22

Семья и право

1

§15, в.с. 115

23

Права ребенка

1

§15, в.с. 115

24

Преступление

1

§16, в.с. 125

25

Преступление

1

§16, в.с. 126

26

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и его права»

1

§8-16

Тема 3. Духовная сфера

27

Культура

1

§17, в.с. 135

28

Культурные нормы

1

§18, в.с. 143

29

Формы культуры

1

§19, в.с. 153

30

Религия

1

§20, в.с. 162

31

Искусство

1

§21, в.с. 172

32

Образование

1

§22, в.с. 179

33

Наука

1

§23, в.с. 186

34

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная сфера»

Контрольный тест

1

§1-23

35

Итоговое повторение по теме: «Сферы общества»

1

стр. 188-189

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания  ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Рекомендуемая литература

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 2, 4, 5. М., 1997.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. ХV-ХVIII вв. М., 1986.

Введение в обществознание: Учебное пособие для 8—9классов общеобразовательных учреждений / А.И.Матвеева, Л.Ф.Иванова,

Л.Н.Боголюбов и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. 2-е изд. М., 1997.

Захарова Е. Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». М., 1998.

Исаев И. А. История государства и права России. М., 1994.

Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1997.

Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8-9 классов. М., 1999.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.

Олищук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997: Справочник. М., 1997.

Полевой В.М. Малая история искусств 1900—1945. М., 1991.

Права человека: Книга для чтения. 5-9 кл. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. М., 1998.

Прикладная экономика. М., 1993.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1998.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 1997.

Россия в окружающем мире: 1998. Аналитический ежегодник. М., 1998.

Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.

Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. М., 1994.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.

Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник для 8—9 классов. СПб.: Экономическая школа, 1999.

Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

Фляйнер Т. Что такое права человека /Пер. с нем. Г.Люхтерхандт. М., 1997.

Актуальные проблемы современного обществознания

Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

Алтухов В. Политика и видение будущего // Общественные науки сегодня.

1992. - №3.

Амелин В. Многомерная модель политической власти // Общественные нау-

ки сегодня. 1991. - №2.

Антропология (Общая теория человека) /Под ред. Л.А. Зеленова. Новгород,

1991.

Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.,

1992.

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

Безруких М.Я. и др. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М.,

1991.

Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.

Беляев А.А. Политика и ее роль в развитии общества // Социально-

политические науки. 1991. - №9.

Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.

Демократия и тоталитаризм: Материалы дискуссии // Свободная мысль. –

1991. - №5.

Деятельность: теория, методология, проблема. М., 1990.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М., 2000.

Зобов Р.А., Обухов В.Л., Сугакова Л.М. Основы человековедения: человек

как микрокосм. М., 1999.

Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М. - Новосибирск, 1997.

Косарев Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. М., 1989.

Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М.,

1995.

Красин Ю.А. Взаимодействие общественных систем в целостном мире //

Вопросы философии. 1990. - №8.

Маленкова Л.И. Вопросы человековедения. М., 1993.

Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996.

Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимиров И.М. Ваш психологический тип.

СПб., 1994.

Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего

бытия. М., 1989.

Феномен человека: Антология / Сост. П.С. Гуревич. М., 1988.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.

Ястребицкая А.Л. Европейский город. М., 1993.

Методика преподавания обществознания в школе

Аминов А.М. Деловая игра «Права ребенка» //Преподавание истории и об-

ществознания в школе. 2001. - № 9. С. 31-34.

Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» //Преподавание ис-

тории и обществознания в школе. 2003. - № 8. С. 40-44.

Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые зада-

ния по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 4.

С. 17-24.

Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания //Преподавание

истории и обществознания в школе. 2002. - № 2. С. 22-26.

Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово»

по обществознанию. М., 2005.

Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни:

Хрестоматия для учителя: В 3-х ч. М., 2001.

Дыдко С.Н. Использование схем и таблиц на уроках обществознания

//Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 39-44.

Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению

//Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 3. С. 40-48.

Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания

//Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 26-32.

Козленко С.И. Региональный компонент обществознания: вопросы теории

и методики преподавания. М., 2000.

Костина Л.М. Урок «Российская государственная символика. История и

современность» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. -

№ 1. С. 70-72.

Култыгин В.П. Как зарождались знания об обществе. Материалы к урокам

//Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 7. С. 3-7.

Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы тео-

рии и методики. М., 2002.

Максимова Е.Г. Интеллектуальная игра «Государственные символы в судь-

бе» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 67-70.

Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории

семьи и составлению родословной. М., 2001.

Морозова С.В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ре-

сурсы образования //Преподавание истории и обществознания в школе.

2003. - № 8. С. 36-40.

Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.

Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию //Преподавание ис-

тории и обществознания в школе. 2002. - № 2. С. 38-41.

Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учи-

телей и учащихся. М., 1999.

Сборник методических материалов для учителей истории и обществозна-

ния. 2002/03 учебный год /Под ред. С.И. Козленко. М., 2002.

Сборник методических материалов для учителей истории и обществозна-

ния. 2003/04 учебный год /Под ред. С.И. Козленко. М., 2003.

Справочник преподавателя общественных дисциплин /Авт.-сост. Е.Е. Вя-

земский, Т.И. Тюляева. М., 1998.

Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании:

Пособие для учителя. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...