Главные вкладки

    РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩЕГО ПРОЕКТА ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В 11 КЛАССЕ
    методическая разработка (обществознание , 11 класс) на тему

    Дунаева Екатерина Леонидовна

     

    В современной структуре российского общества выборы являются основной движущей силой политических процессов. С этим институтом связаны ключевые сущностные понятия – легитимность власти, общественные ожидания, ротация властных структур и т.д. В настоящее время выборы представляют собой основной политический инструмент преобразований. Только с ними могут быть связаны ответы на вызовы времени и запросы общества. Ключевое значение выборов в современной политической жизни является существенным обоснованием актуальности данной темы для разработки обучающего проекта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_obschestvoznania_v_11_klasse_v_vide_delovo.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВЫБОР И ВЫБОРЫ – БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.

    РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩЕГО ПРОЕКТА ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В 11 КЛАССЕ

    Обоснование проекта

    1. Обоснование выбора темы

    В настоящее время в современной общественной жизни тема выборов играет важнейшую роль. Средства массовой информации и Интернет регулярно обсуждают выборы различного уровня, и не только в нашей стране, но также и за рубежом. Выборная система становится частью не только политической жизни, но и современной культурной и социальной жизни. В качестве ярких примеров можно привести конкурс «Евровидение», победители которого избираются путем голосования телезрителей, проект «Имя Россия», а также другие теле- и интернет- проекты, которые построены на том, что зрители, слушатели или читатели участвуют в голосовании и что-то или кого-то выбирают.

    Таким образом, можно сказать, что выборы и выбор играют значительную роль в общественной жизни современного общества, как в Российской Федерации, так и за ее пределами (страны СНГ, страны Прибалтики, США и др.). Решающая роль выборов в политике характерна для большинства современных стран, за немногим исключением.

    Значимая роль выборов в политике является сравнительно недавним приобретением цивилизации. Многие тысячелетия развития человечества прошли без возможности выбора и выборов для каждого человека и целых социальных групп. Со времен формирования социального неравенства, общество было замкнуто в определенные группы, рамки или границы (племенные, кастовые, сословные). Социальная мобильность была низкой, «социальные лифты» практически не работали. Эта ситуация была характерна как для античного, рабовладельческого общества, так и для феодального, вплоть до позднего, развитого феодализма, причем, не только в Европе, но и в Азии и Африке.

    Изменения в социальной структуре общества последовали одновременно с буржуазными революциями. Новые экономические отношения, являясь более прогрессивными и более успешными, впервые принесли с собой возможность выбора: для каждого члена общества – своей судьбы и условий жизни, а для социальных групп – возможность определить свое место в новой общественной структуре. Бесправные крестьяне получили возможность выдвинуться в состав более влиятельной городской буржуазии, а затем – в социальные группы, занятые интеллектуальным трудом. Буржуазия выдвинулась вперед и заняла решающую роль в общественном устройстве в государствах Нового времени. Дворянство и духовенство, напротив, утрачивали господствующие позиции и зачастую опускались вниз в социальной иерархии, политическом значении и экономическом могуществе. Тесно связанно с новыми отношениями и формирование новых институтов – общественного самоуправления на местном уровне и общественного представительства в государственном управлении (парламентаризма). Общественное самоуправление и общественное представительство формировались на основании выборного начала, которое прошло, начиная с XVI—XVII вв. длительный путь. Выборы постепенно становились более демократичными, а избирательное право от редкой привилегии становилось правом и обязанностью каждого гражданина, независимо от пола, финансовых возможностей, вероисповедания и национальности. Окончательное формирование выборной демократии произошло  только в XX в. (так, женщины в США получили избирательное право в 1920 г., в Великобритании – в 1928 г., в Западной Германии – в 1948 г., в ГДР – в 1949 г. и т.д.). Процесс постепенного внедрения выборной демократии в общественно-политическую жизнь стран Америки, Европы, Азии и Африки в XX в. стал неизбежным. Можно сказать, что выборы составляют одну из основ современной цивилизации, находящейся на переходе от индустриального общества к постиндустриальному и интеллектуальному, и неизбежно будут присутствовать в период полноценного установления структур постиндустриального, интеллектуального общества во всем мире.

    1. Институт выборов в истории и современной политической жизни Российской Федерации

    В России институт самоуправления и выборов в определенной степени присутствовал еще в Средневековье. В Древней Руси имели распространение городские вече – собрания горожан, на которых принимались важнейшие для города решения, а также нередко избиралась верховная власть – князья, епископы, посадники и тысяцкие. Монгольское нашествие затормозило развитие этих демократических институтов. Вече сохранилось только в Новгороде и Пскове, не затронутых нашествием. Однако, после присоединения Новгорода и Пскова к Москве,  вече было упразднено и там. В эпоху единого Российского государства выборное начало сохранялось для местного (губного и земского) самоуправления. Роль выборных существенно возросла во время крупнейшего политического кризиса начала XVII в., вошедшего в историю под наименованием Смутного времени. Не случайно, именно земский староста Кузьма Минин возглавил сбор Второго ополчения, во время руководства которым именовался титулом «выборный всей землею человек».

    После возвращения политической стабильности выборные институты вновь пришли в упадок. К концу XVII в. прекращают свою работу Земские соборы, практика «совета» царя с «землей» уходит в прошлое. Возвращение к выборным началам происходит спустя сто лет, в эпоху Екатерины II, когда Российское государство постепенно воспринимает буржуазные экономические отношения, которые, однако, еще столетие тормозятся основополагающим для России феодальным институтом – крепостным правом. При Екатерине II, согласно «Жалованной грамоте дворянству и городам» (1785 г.) создаются Городские думы, состав которых должен был избираться из числа состоятельных горожан. Получают права сословного управления и формирования его институтов на выборных началах также и дворяне. Но, несмотря на это, уровень политической культуры в России второй половины XVIII—первой половины XIX вв. существенно отставал от запросов общества, и, в первую очередь, его передовой части – дворянства. Это и привело к попытке государственного переворота 1825 г., известной как декабристское восстание.

    Декабристы, а также их последователи – дворянские революционеры, разночинцы, народники, – выступали против самодержавия и крепостного права, за предоставление Конституции, введение выборных начал, экономических и политических свобод. Имперское правительство решилось на эти преобразования только после поражения России в Крымской войне (1856 г.). В 1861 г. было отменено крепостное право, а затем в 1860—70-е гг. проведены комплексные буржуазные реформы Александра I. В ходе этих реформ Александр II предполагал создание в России парламента, действующего на выборной основе, однако, убийство царя-реформатора революционерами не дало ему реализовать эту реформу. В результате введение институтов выборной демократии в политической жизни, а также политических свобод им сопутствовавших (свобода слова, свобода собраний, свобода вероисповедания, политические партии) произошло только в 1906 г. после начала Первой русской революции. С этого времени самодержавие в России прекратило свое существование и в стране установилась конституционная монархия. Именно тогда началось формирование в России полноценных институтов выборной демократии – парламент, партии, политические программы, агитация, выборы, наказы избирателей и т.д. Несмотря на сложности формирования новой политической культуры в России, этот процесс происходил довольно успешно, чему способствовало и то, что политически активная часть российского общества – дворянство и буржуазия – были готовы к парламентской и партийной деятельности благодаря хорошему знакомству в западноевропейскими реалиями. Но, несмотря на это, появление в Российской империи начала XX в. политических свобод запоздало. Эти преобразования уже не могли повлиять на процесс падения авторитета верховной власти и разрушения вертикальных и горизонтальных связей, скреплявших государство. В результате затяжного политического кризиса, который был спровоцирован тяжелейшей в отечественной истории Первой мировой войной, царская власть пала, но демократически настроенные общественные силы не смогли создать на ее место республиканскую форму правления, и в результате третьей революции – Октябрьской – к власти пришла партия большевиков, узурпировавшая ее незаконным путем.

    В процессе борьбы за власть большевики ликвидировали демократические институты и уничтожили ростки политической культуры (в том числе и институт свободных выборов), которые появились после Первой русской революции 1905—1907 гг. – была ликвидированы многопартийная система, свобода слова, свобода собраний и другие демократические свободы, начались политические репрессии, а выборы превратились в декоративный институт, призванный придать вид легитимности господству партийной бюрократии.

    Демократические преобразования конца 1980-х гг. («перестройка») вернули первоначальное значение выборам. Огромную роль в процессах демократизации советского общества сыграли выборы в Верховный Совет СССР и деятельность Верховного Совета. На протяжении 1990-х гг. в СССР, а затем – в Российской Федерации – постепенно восстанавливались институты традиционной демократии и происходил возврат к многопартийной системе и политическим свободам. Этот процесс, также, как и в начале XX в. был крайне трудным (кризис 1991 г. и распад СССР, кризис 1993 г., отмена выборов губернаторов, изменения избирательного законодательства и др.). Тем не менее, в настоящее время в Конституции Российской Федерации закреплены основные демократические свободы граждан, и институт выборов признан основой действующей модели современного политического строя.

    1. Актуальность темы

    Актуальность темы определяется вышеизложенным – в современной структуре российского общества выборы являются основной движущей силой политических процессов. С этим институтом связаны ключевые сущностные понятия – легитимность власти, общественные ожидания, ротация властных структур и т.д. В настоящее время выборы представляют собой основной политический инструмент преобразований. Только с ними могут быть связаны ответы на вызовы времени и запросы общества. Ключевое значение выборов в современной политической жизни является существенным обоснованием актуальности данной темы для разработки обучающего проекта.

    Актуальность данной темы также связана с тем, что в настоящее время значение институт выборов в общественном мнении сильно упало, что связано с многочисленными нарушениями в проведении выборного процесса.  Возвращение к демократическим и законным процедурам выборов представляет собой важную задачу общества. В связи с этим, задача учителя обратить учащихся на эти аспекты проблемы и дать им верное понимание смысла и значения выборов, что позволит учащимся сформировать собственную гражданскую позицию.

    1. Информационное, образовательное и воспитательное значение проекта

    Информационное, образовательное и воспитательное значение проекта тесно связано с его актуальностью и важностью.  Непосредственная информационная цель проекта – дать учащимся представление об институте выборов, выборных процедурах, итогах выборов и их значении в современной политической жизни России и других стран мира. Образовательное значение проекта состоит в том, что расширяет представления учащихся в области обществознания, истории и политологии. Воспитательное значение проекта состоит в том, что участие в нем позволяет учащимся сформировать свою точку зрения на выборы, осознать важность этого института в современной общественной структуре, выработать свою гражданскую позицию по этому вопросу.

    1. Форма проекта

    Проект реализуется в форме ролевой игры во время учебных занятий.

    1. Планируемые итоги реализации проекта

    Ожидаемые итоги реализации проекта состоят в следующем:

    ● учащиеся получат более полное представление о современной политической структуре страны и механизмах ее действия;

     ● это знание поможет учащимся более уверенно ориентироваться в окружающей их действительности, существенно политизированной в настоящее время;

    ● это знание даст возможность учащимся выработать собственную гражданскую позицию, что необходимо в связи их близким вступлением в возраст, с которого человек приобретает гражданские права и обязанности (18 лет)

    ● реализация проекта в конечном итоге должна способствовать просвещению учащихся в области современных жизненных реалий и повышению политической культуры среди молодого поколения.  

    УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

    В 11 КЛАССЕ В ВИДЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ВЫБОРЫ»

    Тип урока: деловая игра

    Цель урока: познакомить учащихся с механизм действия избирательного процесса в России, смыслом демократических выборов и их значением в общественной жизни страны

    Задачи:

    Образовательная: познакомить учащихся с целями и задачами избирательной кампании, а также с основными этапами этого процесса (дебаты, агитация, деятельность СМИ, формирование избирательных комиссий, выборы, подсчет голосов и объявление результатов)

    Воспитательная: способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, просвещению учащихся в области конституционных прав граждан.

    Развивающая: способствовать развитию творческих способностей, интереса к общественной жизни, развитию у учащихся правильного понимания происходящих в стране событий; способствовать умению ставить проблему и отстаивать свою точку зрения.

    Оборудование:

    ● Бюллетени для голосования

    ● Урна для голосования

    ● Памятный диплом победителю деловой игры

    ● Памятные дипломы участникам деловой игры

    Ход урока

    Вступительное слово учителя

    – Здравствуйте! Тема нашего урока: «Выборы – основа демократического процесса развития Российской Федерации». Сегодня вы узнаете что такое выборы, какими они бывают, что представляют из себя основные элементы выборной кампании, зачем нужны выборы и почему они имеют такое важное значение в общественной жизни нашей страны. Мы проведем этот урок в виде деловой игры «Выборы», а выбирать мы сегодня будем из состава нашего класса не много ни мало – а именно Президента Школы. Но, Президентом  Школы нельзя стать просто так – для этого необходимо зарегистрировать свою кандидатуру, составить программу, провести агитацию, можно даже создать свою партию, но главное – это умение честно победить на выборах, доказать свою точку зрения, получить симпатии большинства избирателей.

    Прежде чем мы начнем с вами создавать модель избирательного процесса необходимо разобраться с основными понятиями, поэтому урок мы начнем с составления словаря, поясняющего все, что относится к выборам:

    Словарь «Выборы»

    Демократия – система управления страной, при которой исполнительная и законодательная власть всех уровней формируется в результате выборов. В современной Российской Федерации принята демократическая форма правления, а формой государственного устройства является президентская республика. При такой форме государственного устройства президент и парламент (Государственная дума и Совет федерации) избираются гражданами страны во время прямых выборов. В результате выборов также избираются местные власти – депутаты местных парламентов, мэры городов, губернаторы, президенты республик.

    Выборы – процесс соревнования кандидатов за выборную должность. Осуществляется на основании равных возможностей для агитации и разъяснения избирателям своей позиции.

    Предвыборная программа – продуманная программа действий, направленная на улучшение качества жизни избирателей, которую кандидат обещает осуществить если будет избран на должность, на которую он претендует.

    Избиратель – гражданин страны, имеющий право голосовать на выборах. В нашей стране это право наступает с достижением 18-летнего возраста.

    Бюллетень – бумажный документ, в который внесены кандидатуры тех, кто претендует быть избранным на ту или иную должность. Избиратель должен отметить фамилию кандидата, за которого голосует и поместить бюллетень в избирательную урну.

    Избирательная комиссия – независимый государственный орган, члены которого занимаются подсчетом голосов, поданных за того или иного кандидата. Избирательная комиссия работает в тайне и объявляет результаты своей работы только после подсчета всех голосов.

    Наблюдатель – представитель того или иного кандидата на выборах, он осуществляет наблюдение за ходом выборов и работой Избирательной комиссии с тем, чтобы не нарушался законный порядок выборов и подсчет голосов избирателей проводился справедливо.

    Учитель:

    Таковы основы демократического выборного процесса. В то же время, зачастую его чистота нарушается недобросовестными участниками. Нарушения можно видеть на всех этапах выборной кампании – во время агитации, проведения выборов и подсчета голосов. Назовите основные виды нарушений во время избирательной кампании, которые вам известны из средств массовой информации.

    Ученики называют примеры

    ● «Черный пиар» – недостоверные сведения, опубликованные в печати с целью нанести вред репутации кандидата;

    ● Подкуп избирателей – денежная выплата или подарки избирателям с целью склонить их к голосованию за того или иного кандидата;

    ● Вброс бюллетеней – вброс в урну лишних бюллетеней, в которых проставлена отметка против какого-то одного кандидата;

    ● Неправильный подсчет голосов – неверный подсчет голосов в Избирательной комиссии, искажение полученных данных.

    Учитель

    Все эти нарушения выборного законодательства являются преступлениями. В том случае, если они где-то произошли и были документированы, эти сведения передаются в суд, который может даже отменить результаты выборов.

    Наши выборы должны пройти честно и правильно, и сегодня на уроке мы должны показать пример того, как работают демократические принципы выборности властей. В начале выборного процесса должна пройти подготовка к выборам – создание Избирательной комиссии и составление списков избирателей. Давайте выберем Избирательную комиссию из трех человек, кто – желающий?

    Учащиеся путем открытого голосования выбирают членов Избирательной комиссии, которые приступают к составлению списков избирателей.

    Учитель:

    – Сегодня в нашей ролевой игре мы будем выбирать Президента школы. Допустим, им захочет стать каждый из вас. Однако в таком случае, никаких выборов у нас не получится, потому, что каждый будет голосовать за себя, поэтому, я обязательным условием у кандидата должно быть наличие программы, а также своей партии – группы поддержки, которая разделяет его программу и готова голосовать за него – не менее четырех человек. Задание подготовить программу и составить партии было дано на прошлом уроке. Кто готов?

    Выявляются три учащихся, составивших программы и сформировавших свои «партии». Каждый из них проходит регистрацию в Избирательной комиссии, получает «удостоверение кандидата», а его фамилия вносится в избирательный бюллетень.

    Учитель:

    – Мы начинаем этап, который называется предвыборная агитация. Сразу вас предупреждаю, что предвыборная агитация имеет свои законы. Кандидат имеет право критиковать программу другого кандидата, выдвигать свои предложения, но не имеет право оскорбительно высказываться о другом кандидате. Прошу кандидатов в Президенты школы выступить со своими программами.

    «Кандидаты» выступают со своими программами, одна из которых полностью неконструктивна – предполагает отказ от проведения занятий, замена занятий просмотром фильмов, игрой в компьютерные игры, проведением дискотек и др. Другие «кандидаты» предлагают взвешенные программы, направленные на оживление школьной жизни (проведение экскурсий, создание школьного театра, организацию коллективных просмотров общественно-значимых кинофильмов и т.д.).

    Учитель:

    – Есть ли вопросы к кандидатам в Президенты школы?

    Ученики задают вопросы:

    – Если в школе прекратить учиться и только развлекаться, как потом поступить в высшее учебное заведение, сделать карьеру, найти себе достойную работу?

    – Если увеличить число экскурсий, то в какое время их проводить – в выходные дни, на каникулах или во время занятий? И сколько будет стоить экскурсионная программа для каждого ученика?

    – Школьный театр, это конечно хорошо, но когда заниматься репетициями, если и так свободного времени после уроков остается совсем немного?

    и другие

    «Кандидаты» выступают с ответами на вопросы, аргументируя свою точку зрения, развивая положения программы.

    Учитель:

    – Давайте подведем итоги.  Вы выслушали выступления кандидатов на пост Президента школы. Теперь и вы, избиратели, и сами кандидаты понимаете, что программа любых действий предусматривает ответственность за их результаты. Для достижения определенных целей приходится чем-то жертвовать, и задача кандидата убедить своих избирателей, что именно его программа приводит к наилучшим результатам и не несет с собой лишних жертв. Прошу вас отнестись к нашему голосованию серьезно, поскольку, несмотря на то, что у нас сегодня урок в виде деловой игры, его результаты будут иметь значение  для вас и для всей школы. Программа кандидата, который получит самую большую поддержку, будет доведена до сведения администрации школы и Педагогического совета и реализована, если не полностью, то в своих основных пунктах.

    Проходит голосование, подсчет Избирательной комиссией бюллетеней и оглашение итогов выборов. Учитель торжественно поздравляет победившего «кандидата», награждает его памятным дипломом, а затем награждает памятным дипломом участников деловой игры.

    Учитель:

    – Сегодня мы провели деловую игру и познакомились с основным механизмом действия демократических выборов. У меня к вам осталось несколько вопросов:

    – Как вы относитесь к позиции не участия в выборах? В каких случаях она может быть оправдана?

    – Как вы считаете, наша школа готова к тому, чтобы действительно избрать если не «Президента школы», то ее директора? Почему вы так думаете?

    – Как вы считаете, теперь вы готовы к тому, чтобы принять участие в настоящих выборах, и что вы важное осознали сегодня на уроке?

    Ответы учащихся

    Учитель:

    –  Я благодарю вас за активную работу на уроке, особенно тех учащихся, кто проявили инициативу и сыграли роли в нашей игре. Вскоре после окончания школы вы получите гражданские права, и в 18 лет станете полноценными избирателями. Пожалуйста, помните о том, что демократическая выборная система является основой для существования современной России. За долгий исторический путь развития человечество прошло через разные политические системы, но демократия оказалась наиболее эффективной. Несмотря на то, что далеко не всегда и везде успешно работают ее механизмы, необходимо всецело развивать демократию, стремиться к тому, чтобы основой для жизни общества был закон, а не его нарушение. Все это достигается за счет четных и справедливых выборов. Я думаю, что, став избирателями, вы приложите все усилия, чтобы достойно исполнить свой гражданский долг и сделать нашу жизнь лучше и достойнее. Спасибо за работу!

    Письменная работа по итогам ролевой игры «Выборы»

    1. Понравилась ли тебе игра «Выборы»?
    2. Что бы ты предложил изменить в ролевой игре, как ее улучшить?
    3. Какую роль ты играл в ролевой игре «Выборы»?
    4. Чему ты научился во время ролевой игры «Выборы»?
    5. Какие новые термины, явления и ситуации ты узнал из ролевой игры «Выборы»?
    6. Как ты считаешь, честно ли прошли выборы в ролевой игре?
    7. Какое мнение у тебя сложилось о значении выборов в общественной жизни современной России?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой

    Рабочая  программа по обществознанию  для  6  класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...

    рабочая программа по учебному предмету обществознание 11 класс профильный уровень

    Рабочая программа по учебному предмету обществознание 11 класс профильный уровень учебник Л.Н. Боголюбова...

    Оценочные материалы по предмету «Обществознание». 7 класс

    Оценочные материалы по предмету «Обществознание»Раздел: « Личность подростка» (7 класс) Астраханцева Е. А.учитель истории, обществознанияг. Черногорск, р. Хакасия Задание 1.  Дайте общу...

    Рабочая программа по предмету «Обществознание. 5 класс» на основе УМК Боголюбова Л.Н., учитель обществознания Косырева О.А.

    Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области, 2017 год...

    Разработка урока по экономике в рамках учебного предмета обществознание 7 класс.

    Разработка открытого урока "Бизнес-старт" может быть использована как практическое занятие на уроках обществознания в рамках изучения экономики в 7 классе. На уроке обучающиеся знакомятся с ...

    Особенности подготовки к ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

    С 2015 г в России проводятся Всероссийский проверочные работы (ВПР) по распоряжению Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор) в рамках формирования федеральной систем...

    Формирование правового самосознания обучающихся средствами учебного предмета «Обществознание»

    Формирование у несовершеннолетних способности выбирать правильную линию поведения в различных жизненных ситуациях немыслимо без правового воспитания, то есть без разъяснения содержания и назначения за...