Формирование правового самосознания обучающихся средствами учебного предмета «Обществознание»
статья по обществознанию

Горина Наталья Константиновна

Формирование у несовершеннолетних способности выбирать правильную линию поведения в различных жизненных ситуациях немыслимо без правового воспитания, то есть без разъяснения содержания и назначения законов, сообщение необходимых правовых знаний, без выработки в них привычки соблюдать закон, без воспитания убежденности в необходимости и целесообразности следовать велениям права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_2018.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад,

представленный на методическое объединение учителей истории и обществознания

учителем истории, обществознания

ГБОУ ООШ с. Старый Буян

муниципального района Красноярский

Гориной Натальей Константиновной

Дата проведения:  23 августа 2018 год.

Место проведения: Самарская область, Красноярский район, с. Красный Яр

Формирование правового самосознания обучающихся средствами учебного предмета «Обществознание»

Все мы помним фразу, которую высказал  польский поэт, философ XX века Станислав Ежи Лец: «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание – нередко освобождает».

К сожалению, в настоящее время отмечается значительный рост преступлений, совершенных несовершеннолетними. Актуальным становится изучение особенностей формирования и факторов, влияющих на правовое сознание данной категории населения. Как отмечают многие ученые С. Г. Еремеев, В.С. Бреднева, Н.В. Дворянчиков, И.А. Савкина и др., данная  проблема носит не только научно-теоретический, но и практический характер и требует изучения в научных исследованиях.

Выбор цели поступка, осознание мотива и принятия решения, оценка последствий совершенных деяний напрямую зависят от того, насколько хорошо человек знает закон и насколько правильно понимает его назначения. Тот, кто осознает необходимость соблюдать предписаний права, кто превратил полученные правовые знания в последовательные принципы поведения, то никогда не станет нарушителем закона. Это справедливо для любого возраста, в том числе и для несовершеннолетних. Именно поэтому формирование правового сознания обеспечивает предупреждение противоправных проявлений среди несовершеннолетних, а недостатки правового воспитания является тем фактором, который способствует созданию психологических предпосылок антиобщественных деяний.

Разумеется, необходимо учитывать, что несовершеннолетний, совершая так или иначе, далеко не всегда задумывается над велениями закона. Сам характер мотивов, их направленность не содержат обычно чего противоправного: желание продемонстрировать свою смелость, приобрести авторитет у товарищей, подражание взрослым, стремление приобрести материальные блага и т. Д. Оценивая сам мотив, несовершеннолетний, как правило, не думает о законе. Но, выбирая средства, с помощью которых реализуются мотивы, он должен задумываться над велениями права, соотносить свои действия с требованиями, установленными правовой нормой. Чтобы этого добиться, необходимо воспитать у него уважение к закону.

Формирование у несовершеннолетних способности выбирать правильную линию поведения в различных жизненных ситуациях немыслимо без правового воспитания, то есть без разъяснения содержания и назначения законов, сообщение необходимых правовых знаний, без выработки в них привычки соблюдать закон, без воспитания убежденности в необходимости и целесообразности следовать велениям права.

Воспитание правосознания именно и направлено, с одной стороны, против правового пренебрежение, а с другой - против бездушного выполнения правовых требований. Поэтому отношение к закону свидетельствует не только о проявлении определенных привычек и стереотипов поведения, но и об определенных чертах мировоззрения несовершеннолетнего, о его моральные качества, о его отношении к обществу в целом.

Закон выражает те требования, которые общество предъявляет к своим членам, государство - к гражданам. Быть сознательным членом общества - это значит быть сознательным гражданином государства, добросовестно выполнять установленные законом обязанности и правильно использует предоставленные права. Вот почему правовое воспитание является первейшей обязанностью общеобразовательной организации.

На образовательные организации возложена не только задача обучения — велика их роль в воспитании личности, сочетающей в себе следование принципам морали, духовное и культурное богатство и законопослушность. Образовательные организации являются центрами воспитательной работы, поскольку в них работают люди с педагогическим образованием, а целевая аудитория — дети и подростки — принципиально доступна для воспитательного воздействия.

Роль образовательных учреждений в развитии правосознания подрастающего поколения была в своё время подчеркнута основателем советской педагогики А.С. Макаренко, который считал, что педагоги «имеют возможность внушить детям теорию честности, теорию отношения к вещам своим, чужим и государственным с бесконечной убедительностью, с очень строгой логикой».

Правильно организованная работа по распространению правовых знаний, правовому воспитанию граждан является средством профилактики правонарушений. Она позволяет экономить немалые средства, которые тратятся на борьбу с негативными проявлениями в правовой сфере.

Таким образом, задача государства состоит в том, чтобы поднять на высокий качественный уровень содержание правового просвещения и воспитания в образовательных организациях, переосмыслить структуру, формы и методы работы. Важно, чтобы деятельность в сфере правового воспитания несовершеннолетних носила систематический характер.

Для решения этой задачи необходимо выстроить эффективную систему правового образования посредством урочной и внеурочной деятельности.

Все мы понимаем, что обществознание – универсальный предмет, его изучение охватывает разные сферы человеческой жизни, которые регулируются законом, поэтому формирование правовой грамотности должно красной нитью проходить через все уроки вне зависимости от изучаемой темы.

При этом должно учитываться главное условие: недостаточно только передать правовую информацию, необходимо научить детей грамотно ею пользоваться, кроме того, нужно всегда помнить о развитии личности обучающегося, его творческом мышлении, умении делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения.

Для формирования правового самосознания обучающихся, я  в своей практической деятельности, использую различные методы и формы обучения.

На своих уроках активно использую методы интерактивного обучения.

«Мозговой штурм» - ведение группового обсуждения какой-либо обществоведческой проблемы.

На уроке обществознания методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Внешняя политика государства». Учитель формулирует вопрос: «Что такое внешняя политика государства и на что она может быть направлена?».

Дети предполагают: «Это отношения одного государства с другими», «Завоевания», «Торговля», «Обмен знаниями», «Обмен ресурсами», «Совместное производство», «Совместная защита от общего врага».

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности важные для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным – будет зависеть от определенных условий.

Приведу еще один пример.

На уроке обществознания методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Роль государства в экономике» в 8 классе. Учитель формулирует вопрос: «Что такое государство?», «Что такое экономика?», «Что такое собственность?», «Как связаны между собой рыночная экономика и собственность?», «Назовите признаки рыночной экономики», «Почему, по вашему мнению, важно с детства воспитывать уважение к чужой собственности?»

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что роль государства в экономике значительна.

Дискуссия - беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются различные точки зрения.

Например, обучающимся в 9 классах на уроках обществознания предлагается при изучении темы «Преступление и его признаки» возможность дискуссии «Смертная казнь: за или против?». Обучающиеся имеют различные точки зрения на данную проблему, каждый пытается отстоять свою позицию, приводя различную аргументацию. Результатом подобного метода является следующее: каждый принимает участие, приводит собственную аргументацию, выслушивает чужую точку зрения, пытается ее опровергнуть. В конце дискуссии делается вывод о том, что лишать человека его естественного права на жизнь нельзя.

Игровые формы – ролевые и деловые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни или художественных источников, инсценировки судебных процессов, жизненных правовых ситуаций.

Темы инсценировок – актуальные и волнующие современное общество: лишение родительских прав; угон автотранспорта; защита чести и достоинства; защита трудовых прав несовершеннолетних; продажа подросткам алкогольной продукции. Ролевые игры: «Заседание Конституционного суда», «Выборы Президента».

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по особым правилам. Применять методику синквейна лучше всего на уроке повторения или обобщения. Пример синквейна, который написала обучающаяся в 5 классе после изучения темы « Права и обязанности гражданина РФ»:

«Закон,

Суровый, справедливый.

Предупреждает, защищает, наказывает.

Условие существование правового государства.

Необходимость».

Кластер - графический способ организации учебного материала. Кластер особенно результативен при конструировании повторительно-обобщающих уроков, позволяет прослеживать логическую последовательность изложения материала. В составление кластера каждый обучающийся тоже может внести свою долю из своего информационного запаса, что позволяет привлечь к познавательной деятельности возможно большее число обучающихся.

Конечно, формирование правового самосознания обучающихся происходит также в рамках предметных недель, во внеурочной деятельности.

Здесь я использую такие формы работы:

Конкурс сочинений:

«Если бы я был директором школы»;

«О правах и обязанностях человека»;

«Я и мое будущее …»;

«Я выбираю профессию»;

«Мое будущее в моих руках».

Конкурс проектов:

«Мой первый законопроект»;

«Вредные привычки. Мы против курения»;

«Несу ответственность по закону»;

«Моё право на образование. Кем хочу стать?»;

«Мир моих обязанностей»;

«Правовая регламентация жизни школьника».

Конкурс рисунков.

Конкурс кроссвордов.

Беседы на правовые темы:

Права человека и права ребёнка.

Моральные ценности общества и нравственные ориентиры человека.

Как создаются законы в нашей стране.

Государственная Дума и Совет Федерации.

Вето Президента.

Отличие законов от правил.

Нормы морали.

Нарушен уговор: что делать? Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта.

Правонарушение. Государство на страже закона (правоохранительные органы). Правонарушитель — это тот, кто нарушил закон. Нарушения прав ребёнка. Правонарушения несовершеннолетних и юридическая ответственность.

Встреча с представителями правоохранительных органов.

Использование материалов средств массовой информации –  подготовка, чтение и обсуждение правовых печатных изданий и специальных правовых колонок или отдельных материалов в других газетах и журналах, обсуждение юридических телепередач, программ на радио, популярных сайтов интернета, приравненных к СМИ. 

Телевизионное расследование: «Человек и закон». Основные темы: борьба с организованной преступностью, расследования о коррупции, криминальные истории и др. 

Судебные заседания по проблемам подростков: Право-ТВ «По делам несовершеннолетних».

Интернет: on-line версии юридических журналов, записи ТВ-передач («Федеральный судья»), порталы и сайты, приравненные к СМИ по объёмам посетителей: lawportal.ru «Юридическая Россия» — размещены полные тексты статей из журналов «В мире права», «Ежегодник истории права и правоведения», «Конституционное право» и др., zakon-TV.ru Портал юридического телеканала «Закон ТВ»

 Электронная форма правового просвещения:
Интернет предоставляет огромный разнообразный материал для работы с учащимися в области права. Прежде всего, это источник официальной правовой информации pravo.gov.ru. И конечно, это многочисленные правовые порталы, сайты юридической направленности, где размещены тексты учебников, учебных пособий, монографий, представлены памятники правовой культуры, справочные правовые издания, даются электронные рекомендации для клиентов и специалистов, предоставляется информационное сопровождение юридических действий (инструкции для освоения информационно-правовых баз, заполнения юридических форм, информационные гиды, реестры информационных ресурсов).

Таким образом, правовое сознание обучающихся формируется постепенно, в процессе правового воспитания: изначально полученные знания, превращаются в личные убеждения и установки следования правовым предписаниям, а затем становятся внутренней потребностью, привычкой соблюдать правовые нормы.  

Список использованной литературы

  1. Дворянчиков Н.В., Савкина И.А. Исследование особенностей правового сознания несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedy.ru  2011 № 1. URL: http: psyjournals.ru // psyedu_ru /2011 /n1 /39933. shtml (дата обращения: 20.08.2015)
  2. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Правовое сознание//Философская энциклопедия в 5-ти томах/ Гл. ред. Ф.В. Константинов. М.: Издательство: Советская энциклопедия, 1960-1970 гг. Т. 4. С. 552.
  4. Савельев А. И. Правовые аспекты виктимизации несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4 (51). С. 63-66.
  5. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: Просвещение, 2005.
  6. Студенческая библиотека онлайн: http://investobserver.info/nravstvenno-pravovoe-soznanie-nesovershennoletnix/
  7. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами учебного предмета «Информатика и ИКТ

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). Инфо...

Статья в журнале "Отечественная и зарубежная педагогика", №2(38), т.2, 2017 г. "Формирование метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Русский язык»"

В статье рассматривается обучение педагогов деятельности по идентификации и конструированию заданий, позволяющих формировать не только предметные, но и метапредметные результаты освоения основных обра...

Статья "Проектная деятельность учащихся как средство формирования патриотического самосознания обучающихся в в соответствии с ФГОС"

Статья как небольшое обобщение практического опыта в рамках указанного метода обучения....

Особенности подготовки к ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

С 2015 г в России проводятся Всероссийский проверочные работы (ВПР) по распоряжению Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор) в рамках формирования федеральной систем...

Программа социализации обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык» «Диалог культур – культура диалога»

Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Он, как ни один другой предмет, способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык»

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...