Я - эколог (интеллектуальный марофон)
план-конспект занятия по обществознанию (7 класс) по теме

 

Внеклассное мероприятие об экологии, охране природы и рациональному природопользованию.Как загрязненная окружаю­щая среда влияет на общество людей.Воспитание экологической культуры школьников и  экологическую бдительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon я-эколог47 КБ

Предварительный просмотр:

Я-ЭКОЛОГ (интеллектуальный марафон)

Цель: углубить и расширить знания по экологии, охране природы и рациональному природопользованию; показать влияние загрязненности окружающей среды на общество людей; развивать экологическую культуру школьников, воспитывать экологическую бдительность; совершенствовать умения работы над заданным проектом.

Рекомендации. Для успешного выступления в практической части марафона «Я - эколог» необходимо распределить задания между учениками в классе и регулярно обмениваться информацией. Избранники класса будут принимать участие в марафоне «Листая странички экологического дневника».

Форма выступления - произвольная: устный журнал, инсценировка, театрализованное представление и т. д. Время выступления 10-15 минут.

Задания для выступления команд.

1. Рассказать: А - об охране воздуха;

                        Б - об охране рек и озер;

                        В - об охране почв ;

    Г - об охране животных.

Мы - хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю -лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

М. Пришвин

1-й ведущий. Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера! Здравствуйте, птицы! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых и уничтожил сам человек.

2-й ведущий. Уничтожение продолжается и сейчас! Люди убивают животных и птиц, вырывают с корнем цветы, оставляют непотушенные костры в лесу, выбрасывают мусор в водоемы, плохо контролируют промышленные выбросы в атмосферу. И когда слышишь: «Человек - царь природы», то спрашиваешь: «А что он представляет себя без природы – без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев - человек? Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного и доброго отношения к себе.

1-й ведущий.На нашем шарике земном, где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса и голубые небеса,

Где пруд, река, озера, лес - полно таинственных чудес.

Выходят 3 мальчика, забинтованные, грязные, с рогатками.

1-й мальчик. Ну и деревня, пройти нельзя: везде свалки, мусор, грязь, канавы нарыты. Шел я и в яму провалился, ногу повредил.

2-й мальчик. Яв лес ходил по грибы и ягоды. И что же? Посмотрите на меня: исцарапался, рубашку порвал, потому что лес захламлен - кругом поваленные деревья, сломанные ветки, мусор валяется, даже птичьего пения не слышно.

3-й мальчик. Я купался и ногу себе поранил. В речке какого только хлама не лежит: банки-склянки, бутылки. По воде мазут течет, смотрите: я весь замарался. Ужас, какой! А еще говорят, чтобы мы природу берегли и охраняли. Что ее охранять - она такая грязная.

1-й ведущий. Что случилось, мальчики? Сейчас разберемся и узнаем, что происходит на нашей планете.

Ребята подготовили странички экологического дневника и расскажут нам, что происходит в нашей области.

Выступают участники. Представляют странички экологического дневника.

Попугай. Робинзон, Робинзон!

Пятница. Робинзон, ты снова посетил нас?

Робинзон. Пятница, а что мне было делать? Приехал я домой, думаю - столько лет прошло, надо бы мир посмотреть. И, Боже мой, что я обнаружил... Кругом грязь, дым, свалки. Дышать нечем, сердце прихватывает, голова частенько кружится.

Попугай. Дышать нечем, дышать нечем...

Пятница. Где был? Что делал?

Робинзон. Посмотрел на карту и увидел: есть такая большая страна - Россия. Дай, думаю, съезжу туда. Занесло меня на юг страны.

Пятница. Ну и как тебе там показалось?

Робинзон. На карте хорошо. Много рек, озер, зелень кругом.

Попугай. Зелень, зелень...

Пятница. Как речки? Как водица? Купался, рыбку половил, уху кушал?

Робинзон. Да, в речку вошел, а вышел темнее тучи. От рыбки запах неприятный исходит, а какая и вовсе мазутом покрыта. Решил узнать, что с реками стало, и зашел я школу.

Пятница. Что узнал ты у них?

Робинзон. Слушай!

Попугай. Слушай! Слушай!

Рассказывают учащиеся о реках и озерах..

В нашей местности насчитывается около 190 рек и речушек. Самая крупная река - Волга. Ее общая длина составляет 3531 км. Она протекает на протяжении 318 км. Водораздел проходит по Приволжской возвышенности. Берет свое начало на Валдайской возвышенности и впадает в Каспийское море. Средняя глубина составляет от 5 до 15 метров, скорость течения - 1,0-1,5 м/с. Площадь бассейна в пределах нашей области 15,4 тыс. кв. км. Река имеет крупные и мелкие притоки - Еруслан, Царица, Балыклей, Дубовка, Камышанка.

Основная часть бассейна Волги расположена в лесной зоне с избыточным увлажнением, поэтому река имеет постоянный запас воды. Средний годовой расход воды жителей города составляет 8150 куб. м/с. На реке построена мощная Волжская ГЭС. Вода реки используется для нужд населения, крупных промышленных предприятий, является зоной отдыха людей. Вода является незаменимым источником для полива растений на полях.

Дон  берет свое начало на Среднерусской возвышенности и впадает в Азовское море. Длина реки 1870 км. Протекает в основном по степной и лесостепной зоне. На реке построена ГЭС, в результате чего образовалось Цимлянское водохранилище. Вода используется для полива полей нашей области. Крупные притоки - Чир, Цимла, Хопер, Медведица, Иловля, Аксай, Кумоярский Аксай. Река - прекрасное место отдыха людей. В реке много промысловых рыб - осетр, сельдь, берш, сом, окунь.

Озер мало и распространены они в поймах рек. Самое крупное в озеро - Эльтон. В переводе означает «золотое дно». Вода в озере пурпурно-красного цвета. Имеет овальную форму. Это самосадочное озеро. Весной наполняется водой, а летом пересыхает. Озеро имеет соленую воду. По своим лечебным свойствам рапа и грязи озера Эльтон не уступают грязям Мертвого моря. На Эьтоне находится санаторий. Это курортная зона.

Попугай. Реки, реки, а мне бы травки вкусной пощипать. Пятница, еще и с растениями проблема?

Робинзон. Там много проблем. Заводы, фабрики, люди. Все рвут, все топчут.

Пятница. Что по этому поводу говорят ребята.

Попугай. Говорят, говорят...

Ребята рассказывают о редких растениях, занесенных в Красную Книгу.

В нашей местности резко сокращаются виды растений, которые пользуются популярностью за свою декоративность, ценность лекарственных свойств, из-за распашки земель и увеличения мест строительства.

Например, колокольчик волжский (показывают рисунок или можно использовать гербарий). Высота растения 30-40 см. Цветет в середине лета. Имеет по 3-4 цветка голубовато-фиолетового цвета. Это растение распространено в здешних местах. Сейчас встречается редко по опушкам нагорных лесов. Декоративное растение.

Пион тонколистый. Многолетнее растение. Листья перистые. Цветки одиночные. Крупные (до 10 см), ярко-красные. Цветет в первой половине мая. Сильно уничтожается на букеты или выкапывается для приусадебных участков. Численность вида резко сокращается. Растение используют в медицинских целях.

Рябчик русский. Цветки крупные, снаружи темно-пурпурные, внутри желтоватые, с неясным шахматным рисунком. Растет на лугах, по опушкам леса, но чаще в лесах. Люди сильно истребляют из-за красивых цветов, собирая букеты. Растение нуждается в срочной защите

Пятница. Тяжело тебе было. Попугай. Тяжко, тяжко...

Робинзон (махнул рукой). Я им говорю: ничего вы не делаете, люди. Жить невозможно. Все загадили.

Попугай. Загадили, загадили...

Ученик. Неправда. Вот посмотрите. (Показывает на плакат.) Мы призываем людей беречь нашу природу.

Защита плаката «Моя малая Родина - мой дом».

1-й у ч е н и к. Не разоряйте птичьего гнезда, -

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злиться.

Храните дерево от топора:

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

К. Кулиев

2-й ученик. Старательно вникая в опыт древних И постигая суть его корней, Я стойкости учился у деревьев, А ловкости и силе - у зверей. У птиц учился чувствовать свободу, У рыб - сосредоточенно молчать, -Поэтому обязан я природу От всех врагов достойно охранять.

П. Сергеев

Пятница. Вот делают же, стараются. Попугай. Стараются, стараются...

Робинзон. Нет, Пятница, не один ученики должны охранять природу, а все люди планеты. И прав был Экзюпери, обращаясь к людям: «Великая страна начинается у дверей твоего дома. Оглянись вокруг себя и изучай свой родной край, чтобы еще больше любить его и гордиться им!»

1-й ведущий. Давайте узнаем, как ребята подготовили задания и какие загадки, пословицы и поговорки отыскали к нашему мероприятию.

Проходит конкурс. Ребята задают друг другу загадки, говорят пословицы и поговорки. Принимают участие болельщики команд. Жюри отслеживает и добавляет очки командам.

2-й ведущий. Много спето песен о природе. Какие частушки приготовили нам команды?

Команды представляют частушки о природе.

1-й вед у щий. Дерево, трава, цветы и птицы не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни. Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живем. Ты только посмотри вокруг: тут речка, там зеленый луг.

2-й ведущий.Не разрушайте этот мир, девчонки, мальчишки, Иначе этот мир останется лишь в книжке. Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте-ка мы все навек объединимся. Давайте наши души вместе сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Подведение итогов выступлений, награждение победителей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по экологии «Мы – друзья природы»

1.При планировании данного мероприятия были учтены психолого-педагогические особенности детей. Они легко контактируют и еще воспринимают окружающий мир по-детски с интересом, играючи.2.Цель:привить лю...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литература как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 3 Б (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...