Общая социология (элементы курса)
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) по теме
Учебнодидактические материалы по темам; "Общество", "Человек и общество", "Социальная структура", "Политология", "Теория познания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Человеческая деятельность - социология, теория познания, политология | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность человеческой деятельности
Сущность – то, без чего данная вещь перестаёт быть тем, что она есть.
1. Виды деятельности:
- практическая
- духовная
Практическая деятельность – а) материально-производственная; б) социально-преобразовательная.
Духовная деятельность – а) познавательная (наука, искусство, мифология, религия); б) ценностно-ориентированная (этика, мировоззрение, отчасти религия, да и миф).
Также деятельность: 1) конструктивная; 2) деструктивная.
2. Различение деятельности человека и активности животных
Активность животных включена в их поведение. Активность животных инстинктивна, то есть направляется врождёнными побуждениями. Животные приспосабливаются к окружающей среде, а не изменяют её.
Человеческая деятельность рациональна (разумна, осознаваема). Человек не только приспосабливается к окружающей среде, но изменяет, преобразует её. Деятельность человека – целенаправленна, она имеет в виду целеполагание.
Отличия человека: 1) изготовление орудий для изготовления других орудий; 2) абстрактное мышление (ассоциации и символы, знаковое мышление).
Человек – субъект деятельности, биосоциальное существо, обладающее сознанием.
Таким образом, деятельность человека – это целенаправленная разумная активность по преобразованию окружающего мира и самого себя.
Становление человека – антропогенез.
Становление общества – социогенез.
Ламарк – наследование благоприобретённых признаков.
Дарвин – два постулата: 1) естественный отбор путём случайных мутаций; 2) выживание наиболее приспособленных (мальтузианство, английский расизм, социал-дарвинизм). Ещё один – о происхождении человека – 3) человек – естественное звено эволюции, человек и приматы происходят от общего предка.
Факторы, способствовавшие эволюции человека:
1) стадность (потом – социальность);
2) природные факторы – саванна, солнце, гипотеза о радиационном влиянии (мутации);
3) прямохождение (освободились руки);
всеядность.
Человек – единственное животное, не приспосабливающееся к среде, а изменяющее её.
Тотем – мифический предок племени.
Культурные универсалии (общие черты и формы, присущие всем культурам): 1) семья; 2) язык; 3) социальные традиции; 4) отношение к старшим (уважение); 5) те или иные формы искусства и религии (духовная жизнь); 6) нравственные нормы.
3. Структура деятельности (из каких элементов она состоит)
- Субъект – объект (субъект – кто делает, объект – на что или кого направлена деятельность)
- Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Цель должна быть разумна.
- Средства достижения цели. Проблема соотношения цели и средств. Дурные средства могут извратить благую цель.
- Действия – из них состоит деятельность. Учебная деятельность – чтение, составление рефератов, решение задач.
- Операции – из них состоят действия. Операции чтения – открыть книгу, найти нужную страницу, прочесть данную главу.
- Результат – итог деятельности, воплощение цели в реальность.
Поведение человека – внешнее проявление деятельности человека, рассматриваемое с точки зрения, скорее, нравственных и правовых норм. Поведение состоит из конкретных поступков. Поступки могут быть правомерные и неправомерные, нравственные и безнравственные.
4. Что побуждает человека к деятельности?
Мотивы – побуждение к деятельности.
Классификация мотивов у Макса Вебера:
- целерациональные действия;
- ценностно-рациональные действия;
- аффективные действия;
- традиционные действия.
Убеждение – уверенность в чём-либо, в том, что то, что ты думаешь о вещи – реальность, в том, что вещь так же реальна вне тебя, как и в твоём сознании.
Интересы – то, что важно для человека, то, что ему близко, то чему человек придаёт значение. Побудительный стимул к деятельности.
Потребности – осознаваемая нужда человека в чём-либо, что необходимо для его существования (биологические, социальные, идеальные – духовные). Осознаваемые человеком, социальными группами, обществом потребности выступают как их интересы.
Влечения – полусознательные или подсознательные побуждения к деятельности.
Идеалы – совершенный образ желаемого предмета (будущего), человека. Общественный идеал – образ совершенного общества, в котором реализовано представление о высшей, полной справедливости.
Социальные установки – престиж образования, каких-либо профессий в данном обществе, в данную эпоху, среди данной социальной группы.
Труд. Его специфика:
- целесообразность, целенаправленность
- практическая полезность
- результативность
- систематичность, последовательность процесса
- квалификация
- технология
- производительность труда
- предмет труда
- средства труда
- разделение труда – распределение занятий между участниками трудового процесса; специализация
Трудовая дисциплина: 1) технологическая; 2) техника безопасности; 3) договорная дисциплина.
Профессия – род занятий, требующий определённой подготовки, знаний, умений и навыков.
«Молодые специалисты не умеют работать, а опытные специалисты умеют не работать». А. Голов.
Мотивы выбора профессии: 1) престиж, мода; 2) личный интерес; 2) материальный интерес; 4) реклама; 5) пример других, советы друзей и родственников.
Игра – целесообразность без цели. Специфика игры:
- отсутствие практической полезности;
- условность – двуплановость (всерьёз – понарошку)
- ролевые ситуации
- наличие правил
Учение. Его специфика:
- последовательность – от простого к сложному;
- результативность;
- самосозидание – самосовершенствование
- наличие связки: обучающий – обучаемый. Изменение личностных характеристик обучаемого в процессе учения (чего нет в труде и игре)
5) постоянный переход от известного к неизвестному, перманентная новизна.
Творчество
Творчество – это деятельность, создающая нечто новое, никогда ранее не бывшее.
Творчество основано на:
- воображение (фантазия) – действительность в сознании человека является в новых, необычных сочетаниях и формах;
- интуиция – знание, условия получения которого не осознаются; непосредственное умозрение истины, «схватывание» истины.
Интуиция – (лат. intuitio – пристально смотрю) – способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью логических доказательств.
Воображение – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Деятельность в сфере духовной культуры
Виды духовной деятельности: 1) духовно-теоретическая – производство духовных ценностей; 2) духовно-практическая – сохранение, воспроизведение, распространение и потребление духовных ценностей, о есть деятельность, результатом которой является изменение сознания людей.
Специфика духовных ценностей:
- связаны с материальным производством
- создаются особым родом людей – учёные, художники
- создаются не только ради удовлетворения потребностей других людей, но и ради самореализации её творца.
Одни духовные ценности способствуют развитию производства материальных благ; другие – улучшению жизни людей; третьи – направлены на изменение общества; четвёртые – воздействуют на индивидуальное сознание.
Сохранение, распространение и потребление духовных ценностей – архивы, музеи, библиотеки, театры, концертные залы.
«Архив – это дракон, охраняющий наши сокровища». Ж. Кокто.
Освоение духовных ценностей – духовное потребление.
Духовные потребности человека: 1) познание; 2) общение; 3) эстетические.
Потребление духовных ценностей не изнашивает их (как материальные ценности), но ими могут пользоваться на протяжении веков и тысячелетий. Изнашивается вещественная форма – живописный холст, сооружение и т.п.
Духовные ценности в процессе их потребления не исчезают, а обогащают человека. Духовное потребление – это и духовное творчество. Каждый человек по-своему осмысливает духовную ценность, у каждого – своё восприятие. Кроме того, человек должен быть готов к духовному потреблению. Нужен достаточный уровень образования и культуры, чтобы была духовная потребность. «Если в книгу заглядывает осёл, трудно ожидать, что в ней отразится апостол». Г.-К. Лихтенберг.
Нравственные ориентиры деятельности
Этика – теория морали.
Категорический императив Канта: «Относись к другому человеку всегда как к цели, но никогда как к средству». Или: «Правило твоего поведения могло бы стать всеобщим нравственным законом».
Ценности – то, что наиболее дорого и свято для человека. На основе ценностей люди строят своё поведение.
Категории морали – добро и зло (основные), долг, справедливость, совесть, честь и верность, ответственность (моральны выбор), достоинство – понятие, которое выражает представление о ценности каждого человека как нравственной личности.
Моральная оценка – оценка поступков человека с точки зрения их соответствия требованиям морали, существующих в данном обществе. Изменяются или нет нравственные нормы в зависимости от исторических и социальных условий? Вероятно, да. У разных народов в разные эпохи – свои моральные ценности и нормы.
Самовоспитание нравственного сознания – самоконтроль, ответственность, восприятие добра и невосприимчивость ко злу.
Моральный выбор – личная ответственность человека за свои поступки.
Свобода в деятельности человека
Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней свободы личности осуществляется благодаря объективным возможностям для такой деятельности. Если такие возможности наличествуют, то речь идёт о внешней свободе человека.
Свобода обычно рассматривается как аналог свободы воли – то есть обусловлены или нет все намерения и поступки человека внешними обстоятельствами. Кто говорит: «Да, обусловлены», те – детерминисты. Детерминизм – свободы нет, свобода – иллюзия невежества. Спиноза, Гоббс, Шопенгауэр. Спиноза: «Свобода есть осознанная необходимость».
Надо знать, и тогда будешь свободен в пределах знания: «Свобода есть способность принимать решения со знанием дела». (Ф. Энгельс). Общество и человек тем более свободны, чем более они познают законы природы и используют их. Чем больше человек знает, тем больше у него степеней свободы. Но это применимо только в отношениях между человеком и внешним миром.
Свобода возможна, когда есть выбор. Но в обществе человек полностью не может быть свободен. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». (В.И. Ленин).
Безграничная свобода – своеволие. Где нет ограничения свободы – там произвол. Ты свободен убить – но и тебя свободны убить.
Свобода в христианстве – Бог создал людей свободными, и человек может выбирать между добром и злом. Свобода выражается в моральном выборе. Свобода предполагает ответственность. За свои действия человек должен отвечать перед обществом и самим собой – совесть. Есть моральная ответственность и есть юридическая ответственность. Ответственность за свои поступки – неотъемлемое свойство свободной и самостоятельной личности.
Кант – человек живёт в двух мирах: 1) мир природы, мир необходимости. В этом мире человек несвободен, подчиняясь законам природы. Познавая законы природы, человек их использует. 2) мир нравственности, духовный мир. Это мир свободы. В этом мире человек делает свой свободный нравственный выбор.
- «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Евангелие).
- «Свобода – это право делать всё, что не запрещено законами» (Монтескье).
- «Свобода – это право на неравенство» (Н. Бердяев).
- «Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по своей свободной воле» (Б. Спиноза).
- «Свобода – это повиновение закону, который личность сама на себя возложила» (И. Кант).
- «Наша свобода напоминает светофор, у которого горят 3 огня сразу» (М. Жванецкий).
- «Человек не более свободен, чем дерево с корнями» (Д. Лоуренс (1885 – 1930), английский писатель).
- «Хочешь быть свободным – приучай себя воздерживаться в своих желаниях» (Л. Толстой).
- «Человек обречён на свободу» (Ж.-П. Сартр).
Свободное общество. Его признаки:
- в экономике – свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции
- в политике – политический плюрализм (разнообразие политических мнений, партий), демократия, права и свободы граждан
- в социальной сфере – социальное государство, социальный консенсус в обществе.
Индивидуализм должен сочетаться с коллективизмом. Дополнение индивидуальной свободы – кооперация, взаимопомощь, ответственность, справедливость. Общество помогает в самореализации человека. Идеал свободы не должен заслонять идеала равенства и справедливости.
Политическая деятельность
Аристотель: Политика – искусство управления государством.
Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства и методов управления государством.
Политическая деятельность включает: 1) государственное управление – воздействие органов государства на общество; 2) воздействие политических партий и объединений на ход общественных процессов и на принятие государственных решений.
Власть – ключевое понятие политики. Власть – это способность и возможность оказывать влияние, навязывать свою волю другим, подчинять и господствовать, в конечном счёте – налагать свою волю на волю других.
Субъекты политики: 1) большие социальные общности – нации, классы, сословия; 2) политические организации и объединения – государство, партии, массовые движения.
Государство – ключевой субъект политики. Государство – это политическая организация, чьей главной задачей является поддержание порядка в обществе.
Атрибуты государства:
- территория
- население
- публичная власть, отделённая от общества.
Признаки государства:
- суверенитет: а) внутренний – верховенство государства (правовое и силовое) внутри страны; б) внешний – независимость и суверенитет государства как субъекта международного права
- исключительное право (прерогатива) на издание законов, обязательных для исполнения на всей территории данного государства
- исключительное право на применение легального насилия для принуждения к исполнению законов и в чрезвычайных ситуациях
- исключительное право на сбор налогов
- наличие специального аппарата управления
- наличие правоохранительных органов и вооружённых сил для внешней защиты
- наличие политической элиты – лиц, обладающих политической властью или политическим влиянием в государстве.
«Политика – искусство возможного». (О. Бисмарк).
Способы осуществления политической власти:
- закон – легальный
- авторитет – уважение к носителю власти
- традиция – в традиционных обществах
- насилие – диктатура, произвол.
Познавательная деятельность человека
Познание – отражение окружающего мира в образах и понятиях и использование знаний в практической деятельности. Познание – сущностная характеристика человека. Человек не может существовать как человек, не познавая мир и самого себя. Познание – сущностная деятельность человека.
Виды познания – 1) созерцательное, 2) активная деятельность.
Результат познания зависит от способа постановки вопросов, на которые мы ищем ответ. Нет мира как такового – мир существует только во взаимодействии с познающим субъектом.
2 формы познания: 1) чувственное познание; 2) рациональное познание.
Чувственное познание: ощущение – восприятие – представление.
Ощущения возникают в результате непосредственного воздействия реальности на органы чувств (цвет, вкус, запах). Восприятие – ощущения складываются в устойчивый целостный образ предмета (яблоко, стол). Представление – на основе восприятий возникает чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании и без их непосредственного воздействия на органы чувств.
Рациональное познание – создание абстрактных понятий с помощью мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, уподобления, обобщения, отвлечения (абстрагирование). Познание с помощью разума.
Формирование понятий – мысль, отражающая предметы или явления в их общих существенных признаках. Пример: конкретный человек – все люди – живые существа – объект действительности – действительность, бытие.
На основе понятий строятся суждения: понятие + понятие = суждение. Из двух суждений строится умозаключение (из двух посылок делается вывод). Суждение + суждение = умозаключение. Пример: Сократ (понятие) есть человек (понятие) – первое суждение. Все люди (понятие) – смертны (понятие) – второе суждение. Умозаключение: следовательно, Сократ смертен.
Понятие – это мысль, отражающая предметы или явления в их общих, существенных признаках.
Абстрактное мышление должно следовать законам логики, те есть законам непротиворечивого мышления.
Рационалисты – истинное познание только в разуме.
Эмпирики – истинное познание только в чувствах. Разум ничего не добавляет к чувственному опыту, лишь обобщает чувственные данные. См. афоризм Ф. Бэкона о пауках (рационалисты), муравьях (эмпирики) и пчёлах (средний, оптимальный путь познания).
Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность достижения истинного знания о мире. Мы знаем только явления, сущность вещей навсегда скрыта от познания.
Научное познание
Наука – сфера человеческой деятельности, главная задача которой – накопление и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, сама эта деятельность и её результат.
Цель науки – описание, объяснение, предсказание явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов.
Характерные черты научного познания – объективность, общезначимость, истинность, прогностичность. Главная цель научного познания – истина.
Специфика научного познания: 1) стремление к объективности, к независимости от личных мнений и пристрастий; 2) особый научный язык – терминология; 3) особые способы (методы) познания; 3) очень часто – ограниченность практического использования результатов научного познания в ближайшее время, нацеленность на долгосрочную перспективу.
Методы научного познания (способы, с помощью которых человек познаёт мир):
- наблюдение
- описание
- эксперимент, в том числе и мысленный эксперимент
- научное моделирование (идеальная модель)
- гипотеза – предположение
- теория
Уровни научного познания: 1) эмпирический – факты, эксперимент, эмпирические законы (пример: законы Бойля – Мариотта, законы Кеплера); 2) теоретический уровень – обобщения, выводы, умозаключения. Теоретические законы – закон всемирного тяготения, законы термодинамики, теория относительности.
Законы, принципы, понятия, следствия образуют научную теорию.
Развитие науки: 1) кумулятивность (накопление знаний); 2) научная революция (Коперник, Эйнштейн, квантовая физика).
Мировоззрение современного человека (Новое время, с XVII века) – сциентизм – скорее, не знание, но вера в науку.
Два типа современных людей по мировоззрению: 1) ориентированных на науку, самостоятельно и критически мыслящих; 2) ориентированных на вненаучное или паранаучное знание, доверие к авторитетам, к мнению других, к суевериям. Часто два этих типа смешаны в одном человеке.
Ненаучное познание
- Миф – древнейшая форма отражения, осознания и познания человеком мира. Для мифа характерно наивное очеловечивание всей природы (персонификация, антропоморфизм). Особенность мифологического сознания – установление мнимых связей между явлениями (сравни греческий миф о Зевсе и грозе). Из мифа родились религия, искусство, философия, в Греции – наука.
Основные мифы – этиологические. Они рассказывают о происхождении мира, богов, людей. Главное – откуда всё взялось (истина – исток).
- Жизненное, обыденное знание.
- Здравый смысл.
- Искусство – образное, эмоциональное постижение мира. Если наука стремится к истине, то искусство стремится к красоте. Искусство познаёт мир с помощью категорий «прекрасное – безобразное». Это – эстетическое познание. (Категории «истинное – ложное» - научное познание). Произведения искусства субъективны и не общезначимы.
- Паранаука – астрология, хиромантия и т.п. В общем-то – проявление мифологического сознания.
Истина
Школярское определение истины – соответствие понятия действительности. Истина – достоверное знание о предмете.
Критерии истины.
Критерий – (греч. кriterion – мерило, средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Как, в соответствии с чем оценивается истинность наших суждений.
- критерий истинности знания для эмпириков – соответствие знания чувственному опыту;
- критерий истинности знания для рационалистов – разум, логическая непротиворечивость, логическая доказательность истины, соответствие знания логическим выводам, выводимость знания логическим из некоего ограниченного количества исходных принципов – постулатов. Но откуда взялись сами постулаты? Они – произвольное первоначальное допущение.
- Критерий истины – практическая деятельность людей и вообще общества в широком смысле слова.
Для различных областей знания – различные критерии истины. Они – не универсальны.
Объективность знания – общезначимость знания для всех людей, в отличие от религии и искусства, политического и философского мировоззрения.
Абсолютная истина – полное, несомненное и неизменное знание. Но необходимо уточнение условий, при которых данное утверждение и знание являются абсолютной истиной. Приме: точка кипения воды – 100 градусов по Цельсию. Но – при нормальном атмосферном давлении.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание.
Извилистый путь познания – предрассудки, невежество, личные пристрастия, убеждения, общественное мнение, общественные предрассудки, общепринятые мнения, суеверия, слепая вера, психологическое давление общества и окружения, приём психологической защиты (мы не хотим знать того, что нам неприятно).
Социальное познание
Социальное познание – познание общества и человека как субъекта общественной деятельности и общественных отношений.
1. Специфика социального познания:
- так как человек есть часть общества, которое он изучает, то его жизненные потребности напрямую затрагиваются, человек не безразличен к происходящему в обществе. Поэтому социальное познание часто бывает субъективным, а не объективным. Человек включён в социальную деятельность и тем самым не может быть беспристрастным. Это познание: не «субъект – объект», а «субъект – субъект».
- Сложность и многообразие изучаемого объекта – общества. История неповторима. Человек индивидуально неповторим.
- Ограниченность методов познания общества, их своеобразие. Главный метод и источник социального познания – описание исторического опыта, социальных практик. Исследование документов, статистических данных.
В природе – закономерности, не зависящие от воли людей. В обществе действуют люди, как разумные и нравственные существа, со своими мотивами, интересами, стремлениями, которые, как правило, скрыты или неверно истолковываются – и нельзя угадать, предсказать поступки людей и вывести закономерности этих поступков, и поэтому в истории нет таких законов, как, например, в физике. Можно ли вывести законы истории? Маркс считал, что он вывел такие законы – смена общественных формаций в ходе и в результате борьбы социальных классов. Физика – множество однородных объектов, подчиняющихся (при прочих равных условиях) определённым устанавливаемым закономерностям. История человечества – уникальны объект для изучения, вещь, единственная в своём роде (не множества историй для сравнений).
2. Конкретно-исторический подход
Это значит – всякое общественное явление следует рассматривать в связи с другими явлениями, исходя из конкретной исторической обстановки и мотивов людей, участвующих в этом явлении, событии, учитывать данные исторические условия. См. высказывание Н.Г. Чернышевского: «Благо ли дождь?». Смотря когда, где, при каких условиях.
История не повторяется, но в исторических событиях можно найти сходные черты. Есть характерные черты революций, реформ, войн и т.п.
3. Факты, интерпретации, оценки.
Социальный факт – то, что произошло в социальной жизни и стало предметом исследования в социальной жизни.
Социальные факты: 1) действия людей и социальных групп (революции);
2) продукты человеческой деятельности (материальные и духовные); 3) вербальные действия (суждения, оценки).
Метод фиксации социальных фактов – наблюдение, изучение документов, опросы.
Исторические факты – узнаются по разнообразным историческим источникам. Нет фактов без исследователя, который их интерпретирует, то есть растолковывает, объясняет со своей точки зрения. Главное – не допустить умышленного отклонения от истины, то есть осознанной лжи. Подлинно научным является только интерпретированный факт. Оценка социального факта зависит от личной позиции исследователя.
Основной метод социального познания – понимание.
4. Социальное и гуманитарное знание. Социальные и гуманитарные науки.
Социальное знание – знание об обществе с взаимоотношениями классов и иных социальных групп.
Гуманитарное знание – знание о человеке как социальной личности, о духовных ценностях, которые двигают людьми.
Самопознание
Познание самого себя
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.
Три образа «Я»: 1) зеркальное «Я»; 2) идеальное «Я»; 3) реальное «Я». Самооценка = успех : притязания.
«Я» - концепция – устойчивое, осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
Образование
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, при котором констатируется достижение гражданином установленных государством образовательных уровней.
Образовательное учреждение получает государственную лицензию на свою деятельность, на право ведение образовательной деятельности.
Социальные роли – определённый тип поведения человека, занимающего определённый социальный статус, и соответствующий этому статусу.
Социальная адаптация – процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.
Наука – логическая доказательность + поиск истины.
Естественные науки изучают природу. Социальные науки изучают общество и человека как социальное существо.
Естественные науки – объективные (их объект и предмет – вне общества и общественных интересов).
Социально-гуманитарные науки – субъективные (их объект и предмет – сам субъект изучения, то есть человек и общество).
(Предмет изучения – вся область исследования. Пример: в физике предмет изучения – весь физический мир. Объект изучения – конкретная область исследования. Пример: в физике один из объектов изучения – оптические явления).
Естественные науки более концептуализированы, обобщены (синтез).
Социально-гуманитарные науки более индивидуализированы, изучают уникальные явления (анализ).
Социальная психология – закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы.
Философия – наука (знание) о предельных вопросах существования мира и человека.
Специфика философии – философия задаёт вопросы, на которые нет однозначного, раз и навсегда данного ответа: Что такое мир? Откуда взялся мир? Что такое жизнь? Что такое время? Как связано материальное и идеальное? Как мы познаём мир? Почему этот мир познаваем? и т.д.
Философия – не эмпирическая наука, но умозрительное познание.
Разделы философии: 1) онтология – учение о бытии: 2) гносеология – учение о методах познания; 3) логика – учение о методах и законах мышления; 4) этика – учение о морали; 5) эстетика – учение о прекрасном, о чувственном восприятии; 6) антропология – учение о человеке; 7) философия истории.
«Культура – система запретов». Ю.М. Лотман.
«В культуре основанием служит вершина». Г. Ландау.
«Культура – тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом». Ф. Ницше.
Культура – совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной на самого себя и на окружающую среду.
Общество – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
Уровни социально-философского анализа общества:
- конкретно-историческое понимание общества – общество в конкретной исторической обстановке – «Русское общество в эпоху Петра Великого».
- Историко-типологическое понимание общества – «античное общество», «феодальное общество».
- Социально-философское понимание общества – общество как таковое с присущими ему чертами.
Черты, присущие всем обществам во все времена: 1) организация; 2) иерархия; 3) семья; 4) традиции; 5) нормы поведения.
Общественные отношения – относительно устойчивые, часто безличные (формальные) отношения между людьми, затрагивающие важные стороны жизни людей. Отношения: 1) между индивидами; 2) между социальными группами.
Система (греч. – целое, состоящее из частей) – множество элементов, которые находятся в отношениях и связях друг с другом и образуют определённую целостность и единство. Главный признак системы – несводимость целого к сумме частей. Целое – новое качество по отношению к сумме частей. Пример: часы. Также человек – не сумма всех анатомических органов.
Признаки системы:
- имеет части;
- части значимы только в рамках целого;
- все компоненты связаны только определённым способом;
- несводимость целого к сумме частей – целое больше, чем сумма его частей.
Открытые системы взаимодействуют с окружающей средой.
Общество – сложная открытая система.
Социальный институт – устойчивая совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определённых норм и правил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта урока по теме "Общая характеристика элементов 5А группы"
Этот материал поможет с методической точки зрения подготовиться к уроку по данной теме в 9 классе....
Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы
Урок химии в 9 классе по программе О.С. Габриеляна, с использованием информационных кейсов и модулей ФЦИОР....
Модель урока химии в 9 кл по теме "Общая характеристика элементов 1 группы главной подгруппы, презентация к уроку
Цели урока:Образовательная: Сформировать знания об элементах 1 группы, главной подгруппы.Воспитательная: Продолжить формирование мировоззрения о химической составляющей естественно – научной картины м...
презентация к уроку "Общая характеристика элементов IIА группы"
9 класс. Общая характеристика элементов II А группы...
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
Презентация содержит характеристику положения в периодической системе, строение атома, физические и химические свойства, нахождение в природе, биологическую роль щелочноземельных металлов....
Методические приёмы изучения вопросов социологии в курсе обществознания»
Оглавление I. Пояснительная записка. 3II. Введение. 6III. Основная часть. 71. Социальные институты в социальной структуре общества. 7Институт семьи. 72. Анализ документов в социологии. 113....
элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»
данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....