Методические приёмы изучения вопросов социологии в курсе обществознания»
методическая разработка по обществознанию на тему

Курочкина Ирина Анатольевна

Оглавление

 

I. Пояснительная записка. 3

II.  Введение. 6

III. Основная часть. 7

1. Социальные институты в социальной структуре общества. 7

Институт семьи. 7

2. Анализ документов в социологии. 11

3. Социальная организация. 11

4. Личность и общество. 14

5. Социальный конфликт. 16

6. Метод наблюдения в социологии. 17

IV. Приложение. 19

V. Список литературы.. 22

VI. Заключение. 23

VII. Рецензия. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

                                              Противоречия

 

- между недостаточным уровнем развития различного вида компетенций         и необходимостью деятельностного подхода к обучению;

- между одинаковым объемом обществоведческих знаний, необходимых      для усвоения и различием в их глубине, прочности;

- между стремлением подростков к самостоятельным социальным проявлениям и усложняющимися объективными условиями социализации;

- между недостаточностью социологических знаний у подростков                          и необходимостью освоения важнейших элементов социологии;

- между общественными интересами и интересами личности подростка        его потребностями в саморазвитии;

- между достаточно ограниченными представлениями и различным уровнем осмысления процесса развития общества и различными мировоззренческими установками и социальными ориентирами;

- между достигнутым уровнем качества образования и возрастающим уровнем требований к знаниям обучающихся.

 

Цель

 

- отобрать и систематизировать материал для оказания методической помощи преподавателям, работающим над проблемой изучения вопросов социологии на старших курсах в профильных классах;

- обеспечить формирование различного вида компетенций.

 

 

Задачи

 

- помочь преподавателям обществознания в изучении вопросов социально-экономического профильного обучения;

- сохранить преемственность в области социально-гуманитарного образования;

- ввести обучающихся в мир социологии, познакомить их с основными проявлениями социальной сферы общества;

- обеспечить воспитательное воздействие на обучаемых через создание условий для освоения важнейших элементов социологии;

- реализация индивидуального и дифференцированного подходов            к обучению на основе использования элементов инновационных, коммуникативных технологий

 

 

 

 

Образовательная среда

 

Большое значение для повышения качества образования имеет организация образовательной среды, которая включает в себя уроки, занятия                        по дополнительному образованию, по дополнительному образовательному модулю, по профильному обучению, факультативы, индивидуальные                  и групповые консультации, игры и олимпиады по истории, обществознанию, посещение музея ТвСВУ.

В последнее время возросла роль и востребованность такого предмета, как обществознание.

Уроки по обществознанию проводятся в основном в учебных классах, которые оборудованы интерактивными досками, стендами со сменным материалом, имеются демонстрационный компьютерный комплекс, открыт доступ в Интернет.

Образовательная среда выходит за пределы ТвСВУ. Обучающиеся участвуют в городских олимпиадах, конкурсах,  посещают музеев Твери, Москвы и др. городов.

 

 

Принципы

- научность;

- доступность;

- систематизация и последовательность обучения;

- наглядность;

- прочность;

- связь обучения и воспитания;

- индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания;

- интегративность;

- связь с современностью.

 

Технология

 

-  изучение теоретической и методической литературы по проблеме изучения вопросов социологии  в старших классах;

- изучение программы по обществознанию с целью определения форм проведения изучению уроков по вопросам социологии;

-  подбор содержания уроков по изучению вопросов социологии.

Разработка методических рекомендаций по организации и проведению уроков по изучению вопросов социологии.

Апробирование материалов методической разработки.

Выявление результатов, внесение корректив в свою педагогическую деятельность, определение перспектив.

 

 

 

Результативность

 

Изучение вопросов социологии в курсе обществознания в старших классах позволило:

- сформировать представление о социальной сфере жизни общества,                её основных проявлениях и участниках;

-   раскрыть роль и значение социологии в  жизнедеятельности людей;

- выявить специфику и взаимосвязь основных сфер социальной жизни, характера деятельности её участников;

- помочь освоению обучающимися рациональной модели поведения                   в социальной сфере жизни и деятельности;

-  развивать социологическое мышление;

-  создать реальную готовность к сдаче ЕГЭ.

Всё это создаёт реальные возможности для более эффективного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач, повышения качества знаний  умений обучающихся.

Наглядно это можно показать на примере результативности тестирования         по разделу «Социальная сфера общества» (5,6 роты).

 

Тестирование  обучающихся 5 роты

Оценки

1 взвод

2 взвод

3 взвод

4 взвод

«5»

4

2

5

2

«4»

8

7

9

7

«3»

2

5

3

6

«2»

нет

2

нет

1

Тестирование обучающихся 6 роты

Оценки

1 взвод

2 взвод

3 взвод

4 взвод

«5»

5

2

4

2

«4»

6

8

9

7

«3»

3

4

4

5

«2»

2

нет

нет

1

 

 

 


II.  Введение

 

Как и любая другая  наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определённое место.          В содружестве     с другими, родственными ей дисциплинами – психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией (наука о человеке), политическими науками и этнографией – она образует подсистему системы научного знания – социальное знание. 

Социология – молодая наука, которая изучает самый сложный объект – человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые формы, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причинам одни общества процветают и уходят в своём развитии далеко вперёд, а другие запаздывают.

В нашей методической разработке рассматриваются основы социологических знаний: предмет социологии, общество и его развитие, социальная структура и стратификация и т.д. Работа содержит анализ различных приёмов  и методов обучения старшеклассников профильного       и дополнительного модульного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Основная часть

1. Социальные институты в социальной структуре общества. Институт семьи.

Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам деятельности. Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного                          и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

- возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;

- появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил;

- принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;

- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.

Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

Признаки социальных институтов

 

Семья

Образование

Государство

Экономика

Религия

I. Кодекс устный и письменный

Нормы:

некоторые семейные запреты и допущения

учебное

расписание,

Госстандарт,

правила учащихся

Конституция

 

 

Статусы:

жена, ребёнок, теща

студент, преподаватель, декан

Президент, политический, лидер

 

 

II. Социальные установки и образцы поведения (роли) – общая ориентация человека       на какой-либо социальный объект

 

привязанность,

лояльность,

ответственность,

уважение, любовь...

любовь к знаниям, карьерная ориентация

 

получение прибыли, расчетливость, бережливость

 

III. Идеология - система идей санкционирующих нормы

 

дом,

индивидуализм,

романтическая любовь

идеология академической свободы, равенство при обучении

 

право на труд,

свободная торговля.

 

IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института

брачные ритуалы

 

эмблемы,

атрибуты

факультетов,

студенческие песни,

флаг

фабричная марка

 

V. Материальные условия

дом, мебель    

аудитории,        библиотеки, оборудование.

 

производственные отношения и оборудование

 

 

Функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры).

семья:

- репродуктивная функция;

- функция передачи статуса (сословных имуществ);

- функция эмоционального удовлетворения;

- регулятивная функция - обеспечивает предсказуемое поведение;

- интегративная функция;

- транслирующая функция – связана с передачей социального опыта;

- коммуникативная функция – связана с распространением информации внутри института и между институтами;

- функция социализации (передача опыта из поколения в поколение).

Типы семейных структур

Форма семьи

- нуклеарная - состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей;

- расширенная = нулеарная + родственники.

Форма брака

- моногамия;

- виды полигамии.

Выбор предположительного партнера

- экзогамия (правила регулирования браков вне определенных групп)

- эндогамия (правила, регулирующие браки внутри определенных групп)

Правила ведения родословной и наследования имущества

- мужская, женская линия или что-то другое.

Трансформации социальных институтов. Альтернативные семейные структуры и идеологии.

Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются,      но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция экономическая часто сводится к минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей. Трансформацию социальных институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи,              где рождаются желанные дети), а также трансформацию института семьи можно наблюдать на изменении статусов и ролей. Изменение семьи отражается                    в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее. Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт будет сменена семьей-товариществом, т.е. единственной основой семьи должны быть любовь и симпатия.

 

Социальный контроль

Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя        в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные             и неформальные. Санкции - поощрения и наказания, связанные                       с выполнением норм.

Санкции бывают:

- формальные;

- неформальные;

- положительные;

- отрицательные.

Девиации.

Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания...

Э. Дюркгейм (1858 – 1917 гг.) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство" (1897 г.).

Аномия ("номос" - норма, "а" - отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались,                     не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого         в основном социальны.

Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:

- эгоистическое;

- альтруистическое;

- аномическое.

Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии           к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида. Р. Мертон тоже занимался аномией. С его точки зрения отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой                  и культурой целями и социально организованными средствами                       их достижения.

Цели - то, к чему следует стремиться, основной компонент                      в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели. Они должны быть портативны               и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы. Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам                         их достижения.

 

Типы поведения

Отношение к

 

целям

средствам

1. Конформизм

                     +

                        +

2. Инновация

                     +

                        -

3. Ритуализм

                     -

                        +

4. Ретритизм

                     -

                         -

5. Мятеж

                     ±

                        ±

 

2. Анализ документов в социологии

Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации. Виды документов различаются:

- по способу хранения информации

-  по характеру источника (официальные, неофициальные)

   Анализ документов имеет проблему достоверности информации                     и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов                            для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа. Виды анализа:

              - качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивид, истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает                      к направлению понимающей социологии;

              - качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.

 

3. Социальная организация

Организация как социальная система. Организация - одна              из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия - организационный эффект. Суть этого эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта - одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.

Аспекты определения организации. Термин организация применительно     к соц. объектам подразумевает:

- некий инструментальный объект, искусственное объединение, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенных функций;

- некую деятельность, управление, включая распределение функций, координацию и контроль, т.е. целенаправленное воздействие на объект.

Состояние упорядоченности или характеристику упорядоченности какого-то объекта.

С учетом всех этих аспектов организацию можно определить как целевую, иерархичную, структурированную и управляемую общность.

Социальные свойства организаций. Их признаки

Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных            или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

 

Свойства Признаки

Общественный инструмент

Человеческая общность

Безличная структура

Цель

цели-задания (например, заказ на специалистов)

цели-ориентации (связаны с интересами участников коллектива)

системные цели, связанные с существованием и

воспроизводством самой организации

Иерархия

централизация (связана с координацией и интеграцией

личная зависимость

власть = подчинение определенным формальными правилам

Управление

целенаправленное воздействие на объект (через приказ, задание, стимулирование)

 

самоорганизация (спонтанное регулирование)

 

организационный порядок

 

 

Иерархия - разноуровневое распределение частей в связи                                  с их функциональными назначениями. Формализация отношений связана           с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший           ее признак - договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе. Формализация - важнейшее средство преодоления организационной сложности. Она связана с сужением диапазона выбора поведения и ограничением субъективной воли участников. Пределы формализации порождаются системой неформальных связей, которые возникают в ходе общения и взаимодействия сотрудников. Развитие организаций пронизано внутренними противоречиями. Они возникают            в связи с возможными рассогласованиями целей, в связи с проблемами организованного строения, в связи с пределами управляемости организаций.

Типология организаций

Организационные формы:

- деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие                          для  коммерческих целей или для решения конкретных задач). В этих организациях цели наемных работников не всегда совпадают с целями владельцев или государства. Членство в организации обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, связанный с принципами единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности.

- общественные союзы, цели которых вырабатываются изнутри и являются обобщением индивидуальных целей участников. Регулирование производится совместно принятым уставом, оно основано на принципе выборности. Членство в организации связано с удовлетворением разнообразных потребностей;

-промежуточные формы, сочетающие признаки союзов                                        и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т.п.)

Опрос как метод исследования в социологии

Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

Виды опросов:

- письменные (анкеты, тесты);

- устные (интервью);

- очные;

- заочные.

Специфика опросов. Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

- психологическое состояние респондента в момент опроса;

- ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны        для общения);

- содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом).

Различают вопросы:

  • открытые;
  • закрытые (с перечнем вариантов ответов);
  • прямые, личные;
  • косвенные, безличные;

- проблема достоверности информации;

- качество работы анкетера или интервьюера.

Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий.

Социальная и социологическая роль опросов

Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

4. Личность и общество

Статусно-ролевая концепция личности предполагает различение следующих понятий:

-  индивид (как единичный представитель чего-либо целого);

- индивидуальность (то особенное, что отличает человека от других, включая как природные, так и социальные свойства);

- личность (совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека способным к полноценному участию                         в социальном взаимодействии).

Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек...)

Статусы - некие позиции в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать обобщенный или в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой статусной позиции соответствует соответствующий образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью.

Роль - нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами.

Ролевая идентификация - усвоение образцов поведения (кодов), связанных с той или иной статусной позицией. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т.д.

Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора             (к репертуару социальных ролей). Это дает возможность ролевого конфликта. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость                в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи                 с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации.

Процессы социальной мобильности обуславливают возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или групп людей, находящихся на границе культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к одной               из них.

Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий.

Личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, причем социальная роль - своеобразный механизм взаимодействия личности и общества. Посредством ролей общество как бы "набирает персонал". Это не исключает определенной автономии, связанной             с возможностью выбора. Функция выбора - основа формирования личности,             и именно выбор является реализацией субъективности человека.

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества            не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

            1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире                     и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана            с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения

            2) вторичная социализация:

- профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

- включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений                    в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

- пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов.

Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней                        и ответсвенные за ее результаты.

Общественные условия социализации:

- предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений);

- социальные отношения (семейные, дружественные, производственные);

- социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Идентификация, как один из механизмов социализации

Социализация предполагает способность человека выработать                и реализовать "я - концепцию" Такая концепция включает личную                    и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами - действия людей во многом определяется их самооценкой        и групповым членством.

5. Социальный конфликт

Конфликт можно определить как отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. Это противоречие коренится в социальной структуре и связано с неравным распределением ресурсов.

Элементы конфликтной ситуации

- участники конфликта

- объект конфликта

Объект конфликта - это неравный ресурс, который приобретает свойство неделимости либо как физический объект, либо в результате притязаний участников конфликта. Среди участников конфликта выделяют оппонентов (т.е. непосредственно противостоящих субъектов), вовлеченные группы и заинтересованные группы (которые косвенно влияют на ход конфликта).

Этапы протекания конфликта

- скрытая стадия. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Существует лишь явное или неявное недовольство ситуацией.

- формирование конфликта. На этой стадии происходит формирование
противоречий, выдвижение требований (формальные лидеры, конфликтная
группа).

- инцидент. Событие, активизирующее действия участников конфликта.

- активные действия сторон.

- завершение конфликта. Это процесс, результат которого зависит от усилий всех участников конфликта. Возможными моделями завершения конфликта являются:

1)  выигрыш – проигрыш;

2) выигрыш – выигрыш;

3) проигрыш – проигрыш.

Характеристики и факторы протекания конфликтов

-насильственность;
 

- интенсивность (определяется степенью вовлеченности в конфликт, это связано     со значимостью исхода конфликта для участников)

Факторы конфликта

Связаны с состоянием социальных систем, в которых он разворачивается (стабильностью семьи и т.д.)

- условия организации конфликтных групп
- условия манифестации. Чем более выявлен конфликт, тем менее он интенсивен.
Насильственность конфликта может возрастать, если затруднена организация конфликтных групп.

Социальная мобильность. Чем выше мобильность, тем менее интенсивен конфликт,
чем сильнее связь с социальной позицией, тем сильнее конфликт.

Социальный плюрализм. Разделение или концентрация центров власти                         в социальных системах.

Информационная стабильность. Наличие или отсутствие информации о реальных ресурсах участников конфликта.

На завершение конфликта влияет:

- готовность обеих сторон принять некоторое соглашение;

- четкость формулировок, ограниченность целей.

Таким образом, завершение конфликта зависит как от объективной ситуации,            так и от особенностей восприятия ее участниками.

Стратегии отношения к конфликтам

Различают следующие стратегии:

- уход (попытки отклониться от конфликта);

- отмена (попытка ликвидировать противоречия, вызывающие конфликт);

- подавление (ликвидация оппонента).

Данные стратегии обычно характеризуют как нерациональные, так как          их реализация не ведет развитию социальных систем, как правило, провоцирует разрушение социального взаимодействия. Рациональной стратегией называют регулирование. Оно подразумевает осознание неизбежности и возможной плодотворности конфликтов. Регулирование ориентируется на управление конфликтом.

Этапами регулирования выступают:

- обнаружение конфликта;

- организация конфликтных групп;

- создание правил.

Формами регулирования выступают различные варианты переговоров.

 

6. Метод наблюдения в социологии

Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений.

Использование метода

Связано с получением предварительного материала о социальном объекте            и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.

Особенности метода:

- они связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна,                  и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.

- наблюдение позволяет помогать избежать влияние респондента                   на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий  на характер полученной информации.

Виды наблюдения:

- включенное;

-невключенное наблюдения (подразумевают участие или неучастие исследователя в жизни объекта);

- полевое или лабораторное наблюдение (связаны с местом проведения исследования);

- структурированное;

- неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации результатов).


IV. Приложение

 

Аттестационные вопросы по курсу "Социология"

 

Тест, включающий вопросы на распознавание, определение, сравнение основных понятий курса:

объект науки, предмет науки, признаки системных объектов, система социальная, функция, социальные различия, стратификация, структура социальная, социальный институт, социальная общность, общность групповая, общность массовая, социальная мобильность, социальный статус, социальная роль, социальный контроль, социальные нормы и санкции, аномия, девиация, культура, элементы культуры, функции культуры, маргинальность, организация, лидер, управление, социальная коммуникация, личность, социализация, агенты социализации, идентификация, социальное действие, социальное взаимодействие, субъект, потребности, мотивы, целеполагание, совокупный жизненный ресурс, социальный конфликт.

 


Вопросы, связанные с общей характеристикой системы социологического знания, историей социологии и методами исследования

 

  1. Предмет социологии. Система социологического знания.
  2. Предмет социологии. Функции социологического знания.
  3. Позитивизм и "понимающая социология" как социальные парадигмы.
  4. Социальное взаимодействие в концепции социального обмена.
  5. Социальное взаимодействие в концепции символического  интеракционизма.
  6. Социальное взаимодействие в концепции управления впечатлениями.
  7. Социологический анализ девиаций (на примере работ Э. Дюркгейма).
  8. Социологический анализ девиаций (на примере работ Р. Мертона).
  9. Социологическое изучение культуры.
  10. Социологическое изучение личности.
  11. Эксперимент в социологии (на примере Хоторнских экспериментов).
  12. Метод опроса в социологии.
  13. Метод анализа документов в социологии.
  14. Метод наблюдения в социологии.
  15. Метод социометрии и идеи Я. Морено.

 

 

 

 


Вопросы, связанные со специальными отраслевыми социологическими теориями

 

  1. Социальная стратификация, исторические типы систем и тенденции современного развития.
  2. Социальные различия и социальные общности.
  3. Социальные институты и процесс институционализации.
  4. Социальный институт семьи.
  5. Социальные статусы и социальные роли.
  6. Социальная мобильность: виды, каналы, факторы, современные тенденции.
  7. Культура: элементы, функции, изменения.
  8. Культура: формы культуры, взаимодействие культур.
  9. Социализация: этапы, агенты, общественные условия.
  10. Малые социальные группы: характеристики, виды, функции.
  11. Малые социальные группы: групповые процессы.
  12. Лидерство и управление в малой группе.
  13. Организация как социальная система, ее свойства и признаки.
  14. Социальная коммуникация: элементы, виды, функции.
  15. Социальное действие: структура и функциональные этапы.
  16. Социальное действие: потребности и система мотивации.
  17. Социальный конфликт: действующие силы, характеристики и факторы.
  18. Социальный конфликт: этапы и стратегии отношения к конфликтам.

 

 

 


V. Список литературы

 

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. базовый уровень – М.: Просвещение, 2005
  2. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» - М.: Просвещение, 2001
  3. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. – М.: Просвещение, 1996
  4. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М: Дрофа, 2000
  5. Корсаков Г.Г. Типовые задания по обществознанию. – Ростов на Дону: Феникс, 2004
  6. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1997 
  7. Кравченко А.И.Обществознание. – М.: Просвещение, 2001
  8. Купцов В.И. Современный мир. – М.: Дрофа, 2000
  9. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл. – М.: Дрофа, 2000
  10.  Никитин А.Ф. Обществознание. Базовый уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательного учреждения – М.: Дрофа, 2005
  11.  Опалев А.В. Обществознание: учебное пособие для абитуриентов. – М.: Юнити, 2004
  12.  Степанько С.Н. Обществознание 11 кл. поурочные планы по учебнику «Человек и общество» Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – Волгоград: Учитель, 2007
  13.  Фролова Н.Т. Философский словарь. – М.: Политиздат, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


VI. Заключение

 

Под социальной сферой  общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дает людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемленной частью его личности.

Будучи порождением общественной практики, социальная сфера тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет одну                    из подсистем социума.

В методической разработке представлены возможные варианты проведения занятий по данному разделу. Мы неслучайно остановились именно на разработках уроков связанных с социальной сферой общества.

Социальная сфера общества в современной России отражает                те же процессы, которые происходят и в остальных сферах общественного бытия. Переход к рыночной экономике, формирование новой социальной структуры общества, новых политических реалий и системы взаимоотношений с миром – всё это существенно влияет на жизнь общества.

Мы надеемся, что наша методическая разработка будет содействовать не только интеллектуальному развитию обучающихся, но и их большему пониманию вопросов социологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_2010-11.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное образовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

на тему:

«Методические приёмы изучения вопросов социологии     в курсе обществознания»

                                          Вялкова Галина Ивановна,

                                                   Курочкина Ирина Анатольевна,

                                                    преподаватели истории

                                                    и  обществознания

Утверждено и рекомендовано

к использованию на заседании

ПМК истории, обществознания и географии

Протокол  №14   от 22 апреля  2011 г

Тверь 2011


Оглавление

I. Пояснительная записка        

II.  Введение        

III. Основная часть        

1. Социальные институты в социальной структуре общества.        

Институт семьи.        

2. Анализ документов в социологии        

3. Социальная организация        

4. Личность и общество        

5. Социальный конфликт        

6. Метод наблюдения в социологии        

IV. Приложение        

V. Список литературы        

VI. Заключение        

VII. Рецензия        

I. Пояснительная записка

                                              Противоречия

- между недостаточным уровнем развития различного вида компетенций         и необходимостью деятельностного подхода к обучению;

- между одинаковым объемом обществоведческих знаний, необходимых      для усвоения и различием в их глубине, прочности;

- между стремлением подростков к самостоятельным социальным проявлениям и усложняющимися объективными условиями социализации;

- между недостаточностью социологических знаний у подростков                          и необходимостью освоения важнейших элементов социологии;

- между общественными интересами и интересами личности подростка        его потребностями в саморазвитии;

- между достаточно ограниченными представлениями и различным уровнем осмысления процесса развития общества и различными мировоззренческими установками и социальными ориентирами;

- между достигнутым уровнем качества образования и возрастающим уровнем требований к знаниям обучающихся.

Цель

- отобрать и систематизировать материал для оказания методической помощи преподавателям, работающим над проблемой изучения вопросов социологии на старших курсах в профильных классах;

- обеспечить формирование различного вида компетенций.

Задачи

- помочь преподавателям обществознания в изучении вопросов социально-экономического профильного обучения;

- сохранить преемственность в области социально-гуманитарного образования;

- ввести обучающихся в мир социологии, познакомить их с основными проявлениями социальной сферы общества;

- обеспечить воспитательное воздействие на обучаемых через создание условий для освоения важнейших элементов социологии;

- реализация индивидуального и дифференцированного подходов            к обучению на основе использования элементов инновационных, коммуникативных технологий

 

Образовательная среда

Большое значение для повышения качества образования имеет организация образовательной среды, которая включает в себя уроки, занятия                        по дополнительному образованию, по дополнительному образовательному модулю, по профильному обучению, факультативы, индивидуальные                  и групповые консультации, игры и олимпиады по истории, обществознанию, посещение музея ТвСВУ.

В последнее время возросла роль и востребованность такого предмета, как обществознание.

Уроки по обществознанию проводятся в основном в учебных классах, которые оборудованы интерактивными досками, стендами со сменным материалом, имеются демонстрационный компьютерный комплекс, открыт доступ в Интернет.

Образовательная среда выходит за пределы ТвСВУ. Обучающиеся участвуют в городских олимпиадах, конкурсах,  посещают музеев Твери, Москвы и др. городов.

Принципы

- научность;

- доступность;

- систематизация и последовательность обучения;

- наглядность;

- прочность;

- связь обучения и воспитания;

- индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания;

- интегративность;

- связь с современностью.

Технология

-  изучение теоретической и методической литературы по проблеме изучения вопросов социологии  в старших классах;

- изучение программы по обществознанию с целью определения форм проведения изучению уроков по вопросам социологии;

-  подбор содержания уроков по изучению вопросов социологии.

Разработка методических рекомендаций по организации и проведению уроков по изучению вопросов социологии.

Апробирование материалов методической разработки.

Выявление результатов, внесение корректив в свою педагогическую деятельность, определение перспектив.

Результативность

Изучение вопросов социологии в курсе обществознания в старших классах позволило:

- сформировать представление о социальной сфере жизни общества,                её основных проявлениях и участниках;

-   раскрыть роль и значение социологии в  жизнедеятельности людей;

- выявить специфику и взаимосвязь основных сфер социальной жизни, характера деятельности её участников;

- помочь освоению обучающимися рациональной модели поведения                   в социальной сфере жизни и деятельности;

-  развивать социологическое мышление;

-  создать реальную готовность к сдаче ЕГЭ.

Всё это создаёт реальные возможности для более эффективного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач, повышения качества знаний  умений обучающихся.

Наглядно это можно показать на примере результативности тестирования         по разделу «Социальная сфера общества» (5,6 роты).

Тестирование  обучающихся 5 роты

Оценки

1 взвод

2 взвод

3 взвод

4 взвод

«5»

4

2

5

2

«4»

8

7

9

7

«3»

2

5

3

6

«2»

нет

2

нет

1

Тестирование обучающихся 6 роты

Оценки

1 взвод

2 взвод

3 взвод

4 взвод

«5»

5

2

4

2

«4»

6

8

9

7

«3»

3

4

4

5

«2»

2

нет

нет

1


II.  Введение

Как и любая другая  наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определённое место.          В содружестве     с другими, родственными ей дисциплинами – психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией (наука о человеке), политическими науками и этнографией – она образует подсистему системы научного знания – социальное знание.  

Социология – молодая наука, которая изучает самый сложный объект – человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые формы, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причинам одни общества процветают и уходят в своём развитии далеко вперёд, а другие запаздывают.

В нашей методической разработке рассматриваются основы социологических знаний: предмет социологии, общество и его развитие, социальная структура и стратификация и т.д. Работа содержит анализ различных приёмов  и методов обучения старшеклассников профильного       и дополнительного модульного образования.

III. Основная часть

1. Социальные институты в социальной структуре общества. Институт семьи.

Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам деятельности. Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного                          и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

- возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;

- появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил;

- принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;

- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.

Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

Признаки социальных институтов

Семья

Образование

Государство

Экономика

Религия

I. Кодекс устный и письменный

Нормы:

некоторые семейные запреты и допущения

учебное

расписание,

Госстандарт,

правила учащихся

Конституция

Статусы:

жена, ребёнок, теща

студент, преподаватель, декан

Президент, политический, лидер

II. Социальные установки и образцы поведения (роли) – общая ориентация человека       на какой-либо социальный объект

привязанность,

лояльность,

ответственность,

уважение, любовь...

любовь к знаниям, карьерная ориентация

получение прибыли, расчетливость, бережливость

III. Идеология - система идей санкционирующих нормы

дом,

индивидуализм,

романтическая любовь

идеология академической свободы, равенство при обучении

право на труд,

свободная торговля.

IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института

брачные ритуалы

эмблемы,

атрибуты

факультетов,

студенческие песни,

флаг

фабричная марка

V. Материальные условия

дом, мебель    

аудитории,        библиотеки, оборудование.

производственные отношения и оборудование

Функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры).

семья:

- репродуктивная функция;

- функция передачи статуса (сословных имуществ);

- функция эмоционального удовлетворения;

- регулятивная функция - обеспечивает предсказуемое поведение;

- интегративная функция;

- транслирующая функция – связана с передачей социального опыта;

- коммуникативная функция – связана с распространением информации внутри института и между институтами;

- функция социализации (передача опыта из поколения в поколение).

Типы семейных структур

Форма семьи

- нуклеарная - состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей;

- расширенная = нулеарная + родственники.

Форма брака

- моногамия;

- виды полигамии.

Выбор предположительного партнера

- экзогамия (правила регулирования браков вне определенных групп)

- эндогамия (правила, регулирующие браки внутри определенных групп)

Правила ведения родословной и наследования имущества

- мужская, женская линия или что-то другое.

Трансформации социальных институтов. Альтернативные семейные структуры и идеологии.

Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются,      но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция экономическая часто сводится к минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей. Трансформацию социальных институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи,              где рождаются желанные дети), а также трансформацию института семьи можно наблюдать на изменении статусов и ролей. Изменение семьи отражается                    в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее. Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт будет сменена семьей-товариществом, т.е. единственной основой семьи должны быть любовь и симпатия.

Социальный контроль

Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя        в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные             и неформальные. Санкции - поощрения и наказания, связанные                       с выполнением норм.

Санкции бывают:

- формальные;

- неформальные;

- положительные;

- отрицательные.

Девиации.

Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания...

Э. Дюркгейм (1858 – 1917 гг.) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство" (1897 г.).

Аномия ("номос" - норма, "а" - отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались,                     не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого         в основном социальны.

Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:

- эгоистическое;

- альтруистическое;

- аномическое.

Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии           к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида. Р. Мертон тоже занимался аномией. С его точки зрения отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой                  и культурой целями и социально организованными средствами                       их достижения.

Цели - то, к чему следует стремиться, основной компонент                      в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели. Они должны быть портативны               и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы. Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам                         их достижения.

Типы поведения

Отношение к

целям

средствам

1. Конформизм

                     +

                        +

2. Инновация

                     +

                        -

3. Ритуализм

                     -

                        +

4. Ретритизм

                     -

                         -

5. Мятеж

                     ±

                        ±

2. Анализ документов в социологии

Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации. Виды документов различаются:

- по способу хранения информации

-  по характеру источника (официальные, неофициальные)

        Анализ документов имеет проблему достоверности информации                     и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов                            для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа. Виды анализа:

        - качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивид, истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает                      к направлению понимающей социологии;

        - качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.

3. Социальная организация

Организация как социальная система. Организация - одна              из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия - организационный эффект. Суть этого эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта - одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.

Аспекты определения организации. Термин организация применительно     к соц. объектам подразумевает:

- некий инструментальный объект, искусственное объединение, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенных функций;

- некую деятельность, управление, включая распределение функций, координацию и контроль, т.е. целенаправленное воздействие на объект.

Состояние упорядоченности или характеристику упорядоченности какого-то объекта.

С учетом всех этих аспектов организацию можно определить как целевую, иерархичную, структурированную и управляемую общность.

Социальные свойства организаций. Их признаки

Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных            или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

Свойства Признаки

Общественный инструмент

Человеческая общность

Безличная структура

Цель

цели-задания (например, заказ на специалистов)

цели-ориентации (связаны с интересами участников коллектива)

системные цели, связанные с существованием и

воспроизводством самой организации

Иерархия

централизация (связана с координацией и интеграцией

личная зависимость

власть = подчинение определенным формальными правилам

Управление

целенаправленное воздействие на объект (через приказ, задание, стимулирование)

самоорганизация (спонтанное регулирование)

 

организационный порядок

Иерархия - разноуровневое распределение частей в связи                                  с их функциональными назначениями. Формализация отношений связана           с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший           ее признак - договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе. Формализация - важнейшее средство преодоления организационной сложности. Она связана с сужением диапазона выбора поведения и ограничением субъективной воли участников. Пределы формализации порождаются системой неформальных связей, которые возникают в ходе общения и взаимодействия сотрудников. Развитие организаций пронизано внутренними противоречиями. Они возникают            в связи с возможными рассогласованиями целей, в связи с проблемами организованного строения, в связи с пределами управляемости организаций.

Типология организаций

Организационные формы:

- деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие                          для  коммерческих целей или для решения конкретных задач). В этих организациях цели наемных работников не всегда совпадают с целями владельцев или государства. Членство в организации обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, связанный с принципами единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности.

- общественные союзы, цели которых вырабатываются изнутри и являются обобщением индивидуальных целей участников. Регулирование производится совместно принятым уставом, оно основано на принципе выборности. Членство в организации связано с удовлетворением разнообразных потребностей;

-промежуточные формы, сочетающие признаки союзов                                        и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т.п.)

Опрос как метод исследования в социологии

Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

Виды опросов:

- письменные (анкеты, тесты);

- устные (интервью);

- очные;

- заочные.

Специфика опросов. Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

- психологическое состояние респондента в момент опроса;

- ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны        для общения);

- содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом).

Различают вопросы:

  • открытые;
  • закрытые (с перечнем вариантов ответов);
  • прямые, личные;
  • косвенные, безличные;

- проблема достоверности информации;

- качество работы анкетера или интервьюера.

Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий.

Социальная и социологическая роль опросов

Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

4. Личность и общество

Статусно-ролевая концепция личности предполагает различение следующих понятий:

-  индивид (как единичный представитель чего-либо целого);

- индивидуальность (то особенное, что отличает человека от других, включая как природные, так и социальные свойства);

- личность (совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека способным к полноценному участию                         в социальном взаимодействии).

Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек...)

Статусы - некие позиции в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать обобщенный или в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой статусной позиции соответствует соответствующий образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью.

Роль - нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами.

Ролевая идентификация - усвоение образцов поведения (кодов), связанных с той или иной статусной позицией. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т.д.

Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора             (к репертуару социальных ролей). Это дает возможность ролевого конфликта. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость                в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи                 с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации.

Процессы социальной мобильности обуславливают возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или групп людей, находящихся на границе культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к одной               из них.

Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий.

Личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, причем социальная роль - своеобразный механизм взаимодействия личности и общества. Посредством ролей общество как бы "набирает персонал". Это не исключает определенной автономии, связанной             с возможностью выбора. Функция выбора - основа формирования личности,             и именно выбор является реализацией субъективности человека.

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества            не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

        1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире                     и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана            с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения

        2) вторичная социализация:

- профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

- включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений                    в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

- пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов.

Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней                        и ответсвенные за ее результаты.

Общественные условия социализации:

- предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений);

- социальные отношения (семейные, дружественные, производственные);

- социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Идентификация, как один из механизмов социализации

Социализация предполагает способность человека выработать                и реализовать "я - концепцию" Такая концепция включает личную                    и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами - действия людей во многом определяется их самооценкой        и групповым членством.

5. Социальный конфликт

Конфликт можно определить как отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. Это противоречие коренится в социальной структуре и связано с неравным распределением ресурсов.

Элементы конфликтной ситуации

- участники конфликта

- объект конфликта

Объект конфликта - это неравный ресурс, который приобретает свойство неделимости либо как физический объект, либо в результате притязаний участников конфликта. Среди участников конфликта выделяют оппонентов (т.е. непосредственно противостоящих субъектов), вовлеченные группы и заинтересованные группы (которые косвенно влияют на ход конфликта).

Этапы протекания конфликта

- скрытая стадия. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Существует лишь явное или неявное недовольство ситуацией.

- формирование конфликта. На этой стадии происходит формирование
противоречий, выдвижение требований (формальные лидеры, конфликтная
группа).

- инцидент. Событие, активизирующее действия участников конфликта.

- активные действия сторон.

- завершение конфликта. Это процесс, результат которого зависит от усилий всех участников конфликта. Возможными моделями завершения конфликта являются:

1)  выигрыш – проигрыш;

2) выигрыш – выигрыш;

3) проигрыш – проигрыш.

Характеристики и факторы протекания конфликтов

-насильственность;

- интенсивность (определяется степенью вовлеченности в конфликт, это связано     со значимостью исхода конфликта для участников)

Факторы конфликта

Связаны с состоянием социальных систем, в которых он разворачивается (стабильностью семьи и т.д.)

- условия организации конфликтных групп
- условия манифестации. Чем более выявлен конфликт, тем менее он интенсивен.
Насильственность конфликта может возрастать, если затруднена организация конфликтных групп.

Социальная мобильность. Чем выше мобильность, тем менее интенсивен конфликт,
чем сильнее связь с социальной позицией, тем сильнее конфликт.

Социальный плюрализм. Разделение или концентрация центров власти                         в социальных системах.

Информационная стабильность. Наличие или отсутствие информации о реальных ресурсах участников конфликта.

На завершение конфликта влияет:

- готовность обеих сторон принять некоторое соглашение;

- четкость формулировок, ограниченность целей.

Таким образом, завершение конфликта зависит как от объективной ситуации,            так и от особенностей восприятия ее участниками.

Стратегии отношения к конфликтам

Различают следующие стратегии:

- уход (попытки отклониться от конфликта);

- отмена (попытка ликвидировать противоречия, вызывающие конфликт);

- подавление (ликвидация оппонента).

Данные стратегии обычно характеризуют как нерациональные, так как          их реализация не ведет развитию социальных систем, как правило, провоцирует разрушение социального взаимодействия. Рациональной стратегией называют регулирование. Оно подразумевает осознание неизбежности и возможной плодотворности конфликтов. Регулирование ориентируется на управление конфликтом.

Этапами регулирования выступают:

- обнаружение конфликта;

- организация конфликтных групп;

- создание правил.

Формами регулирования выступают различные варианты переговоров.

6. Метод наблюдения в социологии

Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений.

Использование метода

Связано с получением предварительного материала о социальном объекте            и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.

Особенности метода:

- они связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна,                  и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.

- наблюдение позволяет помогать избежать влияние респондента                   на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий  на характер полученной информации.

Виды наблюдения:

- включенное;

-невключенное наблюдения (подразумевают участие или неучастие исследователя в жизни объекта);

- полевое или лабораторное наблюдение (связаны с местом проведения исследования);

- структурированное; 

- неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации результатов).


IV. Приложение

Аттестационные вопросы по курсу "Социология"

Тест, включающий вопросы на распознавание, определение, сравнение основных понятий курса:

объект науки, предмет науки, признаки системных объектов, система социальная, функция, социальные различия, стратификация, структура социальная, социальный институт, социальная общность, общность групповая, общность массовая, социальная мобильность, социальный статус, социальная роль, социальный контроль, социальные нормы и санкции, аномия, девиация, культура, элементы культуры, функции культуры, маргинальность, организация, лидер, управление, социальная коммуникация, личность, социализация, агенты социализации, идентификация, социальное действие, социальное взаимодействие, субъект, потребности, мотивы, целеполагание, совокупный жизненный ресурс, социальный конфликт.


Вопросы, связанные с общей характеристикой системы социологического знания, историей социологии и методами исследования

  1. Предмет социологии. Система социологического знания.
  2. Предмет социологии. Функции социологического знания.
  3. Позитивизм и "понимающая социология" как социальные парадигмы.
  4. Социальное взаимодействие в концепции социального обмена.
  5. Социальное взаимодействие в концепции символического  интеракционизма.
  6. Социальное взаимодействие в концепции управления впечатлениями.
  7. Социологический анализ девиаций (на примере работ Э. Дюркгейма).
  8. Социологический анализ девиаций (на примере работ Р. Мертона).
  9. Социологическое изучение культуры.
  10. Социологическое изучение личности.
  11. Эксперимент в социологии (на примере Хоторнских экспериментов).
  12. Метод опроса в социологии.
  13. Метод анализа документов в социологии.
  14. Метод наблюдения в социологии.
  15. Метод социометрии и идеи Я. Морено.


Вопросы, связанные со специальными отраслевыми социологическими теориями

  1. Социальная стратификация, исторические типы систем и тенденции современного развития.
  2. Социальные различия и социальные общности.
  3. Социальные институты и процесс институционализации.
  4. Социальный институт семьи.
  5. Социальные статусы и социальные роли.
  6. Социальная мобильность: виды, каналы, факторы, современные тенденции.
  7. Культура: элементы, функции, изменения.
  8. Культура: формы культуры, взаимодействие культур.
  9. Социализация: этапы, агенты, общественные условия.
  10. Малые социальные группы: характеристики, виды, функции.
  11. Малые социальные группы: групповые процессы.
  12. Лидерство и управление в малой группе.
  13. Организация как социальная система, ее свойства и признаки.
  14. Социальная коммуникация: элементы, виды, функции.
  15. Социальное действие: структура и функциональные этапы.
  16. Социальное действие: потребности и система мотивации.
  17. Социальный конфликт: действующие силы, характеристики и факторы.
  18. Социальный конфликт: этапы и стратегии отношения к конфликтам.


V. Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. базовый уровень – М.: Просвещение, 2005
  2. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» - М.: Просвещение, 2001
  3. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. – М.: Просвещение, 1996
  4. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М: Дрофа, 2000
  5. Корсаков Г.Г. Типовые задания по обществознанию. – Ростов на Дону: Феникс, 2004
  6. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1997  
  7. Кравченко А.И.Обществознание. – М.: Просвещение, 2001
  8. Купцов В.И. Современный мир. – М.: Дрофа, 2000
  9. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл. – М.: Дрофа, 2000
  10.  Никитин А.Ф. Обществознание. Базовый уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательного учреждения – М.: Дрофа, 2005
  11.  Опалев А.В. Обществознание: учебное пособие для абитуриентов. – М.: Юнити, 2004
  12.  Степанько С.Н. Обществознание 11 кл. поурочные планы по учебнику «Человек и общество» Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – Волгоград: Учитель, 2007
  13.  Фролова Н.Т. Философский словарь. – М.: Политиздат, 1997.


VI. Заключение

Под социальной сферой  общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дает людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемленной частью его личности.

Будучи порождением общественной практики, социальная сфера тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет одну                    из подсистем социума.

В методической разработке представлены возможные варианты проведения занятий по данному разделу. Мы неслучайно остановились именно на разработках уроков связанных с социальной сферой общества.

Социальная сфера общества в современной России отражает                те же процессы, которые происходят и в остальных сферах общественного бытия. Переход к рыночной экономике, формирование новой социальной структуры общества, новых политических реалий и системы взаимоотношений с миром – всё это существенно влияет на жизнь общества.

Мы надеемся, что наша методическая разработка будет содействовать не только интеллектуальному развитию обучающихся, но и их большему пониманию вопросов социологии.


VII. Рецензия

        Методическая разработка «Методические приемы изучения вопросов социологии в курсе обществознания» составлена на основе программы            по обществознанию для общеобразовательных учреждений. Материал разработки изложен конкретно, четко, кратко, с использованием его преподавателями в своей педагогической деятельности в 2010 – 2011 учебном году.

        Разработка может быть рекомендована преподавателям обществознания для подготовки уроков в старших классах, полезна будет разработка и при подготовке суворовцев к ЕГЭ.

      Тема методической разработки Вялковой Г.И. и Курочкиной И.А. была утверждена 3.09.2010 г. на заседании ПМК, протокол № 1. Окончательный вариант разработки рассмотрен и утвержден на заседании  ПМК 22.04.2011 г. протокол № 14.

Преподаватель (руководитель дисциплины)

ПМК история, обществознание и география                                 Р. Тучкин

 

Рецензия на методическую разработку преподавателя истории и обществознания Тверского суворовского военного училища Курочкиной И.А. «Методические приёмы изучения вопросов социологии     в курсе обществознания»

Предоставленный материал обращает  на себя внимание четкой, логически выверенной структурой. В пояснительной записке отражена актуальность поставленной темы , сформулированы цели и задачи, принципы обучения. Содержание методической разработки составляет изучение тем по социологии. Социальная сфера общества в современной России отражает                те же процессы, которые происходят и в остальных сферах общественного бытия. Переход к рыночной экономике, формирование новой социальной структуры общества, новых политических реалий и системы взаимоотношений с миром – всё это существенно влияет на жизнь общества. Все темы продуманы, разнообразны по методике. Разработка содержит таблицы, способствующие развитию интеллектуальных возможностей суворовцев. Разработка может быть рекомендована преподавателям обществознания для подготовки уроков в старших классах и свидетельствует о высоком уровне профессионального мастерства преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приёмы использования наглядного материала на уроках иностранного языка в 5-ом классе при изучении темы « Das Haus. Die Wohnung.»

Данный вид карточек может использоваться на этапе введения, закрепления лексики, а также как один из способов контроля, повышающий мотивацию, способствует более эффективному усвоению и закреплению лек...

Методические особенности изучения неравенств в школьном курсе математики

Предлагаю Вашему вниманию материал о методических особенностях изучения неравенств в школьном курсе математики....

Методические аспекты изучения темы «Движения» в курсе геометрии основной школы.

Курсовая работа по теме "Методические аспекты изучения темы «Движения» в курсе геометрии основной школы"...

элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»

данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....

Изучение вопросов правового блока при подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Вопросы права  занимают в общем объёме экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию достаточно большое место и имеют свою специфику преподавания.               ...

Методические аспекты изучения нового материала на уроке обществознания.

Реферат для курса профессиональной переподготовки на сайте "Инфоурок"....

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...