Школьная олимпиада по обществознанию
олимпиадные задания по обществознанию (9 класс) по теме

Шаферова Валентина Федоровна

Школьная олимпиада по обществознанию для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_olimpiada_po_obshchestvoznaniyu._9_klass.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по обществознанию.

                    Первый тур                            9 класс

Мы рады приветствовать Вас  на олимпиаде школьников по обществознанию!   Желаем успехов!

1. Выберите правильный ответ (8 баллов / ______).

1.1. Признаком правонарушения является:

        А) недостойное поведение;

        Б) вызывающие действия;

        В) антиобщественный характер;

        Г) клевета

1.3. В основе экономических, социальных и культурных прав лежит право:

А) на труд;

Б) на достойный жизненный уровень;

В) на образование;

Г) на участие в государственном управлении.

1.2. Нормы права регулируют:

А) мысли человека;

        Б) совесть человека;

        В) действия человека;

        Г) все варианты верны.

1.4. Для всех социальных норм характерен следующий признак:

А) закрепление в нормативных правовых актах

Б) выражение общественного мнения

В) обеспечение принудительной силой государства

Г) выполнение роли регулятора поведения людей

2. Верны ли следующие суждения? Обведите номер правильного ответа (12 баллов / _____):  

№ 2.1.

№ 2.2.

№ 2.3.

№ 2.4.

Верно только А

1

1

1

1

Верно только Б

2

2

2

2

Верны оба суждения

3

3

3

3

Оба суждения неверны

4

4

4

4

2.1. А. Стоимость денег определяется количеством товаров и услуг, которые на них можно приобрести.

        Б. Стоимость денег определяется их обеспечением драгоценными металлами.

        2.2. А. Каждая политическая партия имеет программу и устав.

        Б. Все политические партии ведут борьбу за государственную власть.

2.3. А. Политический режим определяется способом передачи власти.

Б. Политический режим зависит от внутренней государственной структуры.

2.4. А. Отклоняющееся поведение может приводить к позитивным последствиям.

Б. Отклоняющееся поведение всегда расценивается как негативное явление.

3. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их. (8 баллов /_______ )

3.1. Неустойка, залог, поручительство, задаток ____________________________________________

3.2. Труд, земля, капитал, предпринимательство_____________________________________________

3.3. Эволюция, революция, реформа _______________________________________________________

3.4. Игра, общение, творчество, труд _______________________________________________________

4. Заполните пропуск в ряду. (8 баллов / _________)

4.1. ……………, средство платежа, средство обращения.

4.2. Уголовная, административная, гражданско-правовая, ……………., материальная.

4.3.Миросозерцание,  мироощущение, …………………, мировоззрение

4.4.Род, племя, клан, народность, ……………….

5. Найдите в перечне признаки и обведите цифры, под которыми они указаны. (15 баллов / ______)

5.1. Найдите в приведенном ниже списке   отличительны черты свойственные человеку, и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания                                                                                      

1)  самосознание

2)  ориентация в пространстве

3)  способность к самозащите

4)  изготовление орудий труда

5)  членораздельная речь

6) погребение усопших

5.2. Найдите в приведенном ниже списке специфические черты общества и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания

1) самодостаточность

2) предсказуемость

3) статичность

4) динамичность

5) линейность

6) сложноорганизованность

5.3. Найдите в приведенном ниже списке  права работника, и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания

1) соблюдение трудовой дисциплины

2) своевременное получение заработной платы

3) бережное отношение к имуществу фирмы

4) выполнение трудовой нормы

5) время отдыха

6) осуществление охраны труда

5.4. Найдите в приведенном ниже списке  признаки морали, и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания

1) совокупность поддерживаемых общественным мнением норм

2) отражение действительности в художественных образах

3) высшая форма познания

4) выражение оценки поступков с позиций добра и зла

5) выражение государственной воли

6) регулирование общественных отношений

5.5. Найдите в приведенном ниже списке эмпирические методы научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания

1) анализ

2) наблюдение

3) синтез

4) индукция

5) эксперимент

6) дедукция

6. О каком обществоведческом понятии идет речь в высказываниях разных мыслителей: .(8 баллов / ______).

6.1 "Встречается ещё реже чем любовь" (Ф.Ларошфуко), "любовь без крыльев" (Дж.Байрон), "лучшее, что есть в жизни человека" (А.Линкольн)     ______________________________

 6.2. "Большее чудо, чем все чудеса, творимые людьми" (Августин Блаженный), "это мир, который с ним рождается и с ним умирает" (Г.Гейне), "ни ангел, ни животное" (Б.Паскаль) ___________________________

6.3. "Деспот меж людей" (А.Пушкин), "толкает нас на многие глупости; самая большая - стать рабом его" (Наполеон 1), "лучшие законы рождаются из него" (Ж.Жубер) ________________________________

6.4. "Не терпит лжи" (Т.Карлейль), "никогда не обманывает нас" (Ж.-Ж.Руссо), "покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей" (Ф.Бэкон) _______________________________________

7. Прочитайте изречения принадлежащие мыслителям, политикам, деятелям культуры. Вместо пропусков впишите обществоведческие понятия. .(12 баллов / ______)

7.1. "Если удовлетворять все желания человека, но отнять у него .........     ..........., он станет несчастным и ничтожным существом".  (К. Ушинский)

7.2. "Как можно познать себя? Только путем ............, но никогда путем созерцания".  (И. Гете)

7.3. "Для ............. гораздо полезнее, когда процветает всё государство в целом, а не когда отдельные лица преуспевают, целое же разрушается". (Фукидид)

7.4. "Главные основы государства - хорошие законы и хорошие ………..". (Н.Макиавелли)

7.5. «Главный изъян ……………… в том, что только партия, лишенная власти, знает, как управлять страной». (Лоуренс Питер)

7.6. "В сущности, между ……….. и настоящей наукой нет ни сродства, ни дружбы, ни вражды: они на разных полюсах". (Ф.Ницше)

8. Определите соответствия между понятиями и их содержанием.  (7 баллов / ______)

1. Государственное право

А. Регулирует отношения возникающие в результате совершения преступления.

2. Административное право

Б. Регулирует имущественные отношения, участники которых не зависят друг от друга и являются равными партнерами.

3. Гражданское право

В. Регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства

4. Семейное право

Г. Регулирует деятельность правоохранительных органов по расследованию преступления и судопроизводство по уголовным делам.

5. Трудовое право

Д. Определяет принципы организации и деятельности государства.

6. Налоговое право

Е. Регулирует отношения в процессе трудовой деятельности.

7. Уголовно-процессуальное право

Ж. Регулирует установление и изъятие части доходов граждан в бюджет

З. Регулирует отношения между членами семьи, определяя их взаимные права и обязанности, как имущественного, так и личного характера.

И. Регулирует управленческую деятельность государственных органов, определяет их соподчиненность и взаимосвязь.

Ответ запишите в форме таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

9. Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны -«Нет». .(6 баллов / ______)

9.1. Попустительский стиль отношений обычно проявляется в семье как бесцеремонный диктат, жестокость, черствость и агрессивность по отношению друг к другу.

9.2. К признакам  индустриального общества относится безграмотность большинства населения.

9.3. Человек с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред.

9.4. Необходимым условием выполнения социальных задач являются оздоровление экономики и совершенствование налоговой системы.

9.5. Создавая порядок в собственном доме человек, должен учитывать интересы и запросы общества и государства.

9.6. Любой  приобретенный товар покупатель имеет право сдать обратно продавцу

10. Составьте схему «Формы познания» (8 баллов / ______)

11.  Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

 (1) Основной чертой современной экономики является быстрое замещение труда знаниями. (2) Считаем, что и в России развитие человека становится главным условием любого хозяйственного прогресса. (3) Это позволяет, на наш взгляд, говорить о предстоящей замене трудовой деятельности новым типом активности, отличающимся выраженными элементами творчества. (4) Возможно, в перспективе большинство людей станут более креативными в своих действиях, чем они являются сегодня.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу. .(5 баллов / ______)

1

2

3

4

12. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. .(12 баллов / ______)

12.1. В экономике всегда присутствуют связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

12.2. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета  направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

12. 3. Одним из методов изучения, а затем и проникновения на рынок является  разделение рынка на отдельные части в зависимости от различных параметров — географического, демографического, психографического, поведенческого.

12.4. Необходимым условием выполнения социальных задач является оздоровление системы хозяйствования, включающей отрасли как материального производства, так и нематериальной сферы, обеспечивающей общество материальными и нематериальными благами.

13. Определите о ком идет речь в следующих отрывках.(6 баллов / ______)

13.1. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма». Приверженец географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической среды. Считается одним из основоположников современных форм представительной демократии и теории разделения властей.  _________________________________________________.

13.2. Советский физик, академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год. _______________________________________________________________________________________

14. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.(12 баллов / ______)

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

По горизонтали: 1. Особый вид закона, объединяющий важнейшие нормы, регулирующие отношения в одной из сфер жизнедеятельности общества. 2. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. 3. Строгое и повсеместное выполнение законов всеми гражданами, государственными и общественными организациями. 4. Часть нормы права, указывающая на условия ее действия. 5. Виновное деяние. 6. Нормативно-правовой акт, в первую очередь относящийся к источникам права. 7. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. 8. Часть нормы права, указывающая на юридические последствия за нарушение нормы. 9. Своеволие, самовластие. 10. Жизнь общества, определяемая совокупностью правовых норм и охраняемая государством.

По вертикали._____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Всего можно было набрать 127 баллов. Вы набрали ___________________

спасибо!  

до встречи  во втором туре !

Resource id #4772

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к школьной олимпиаде по обществознанию 7-8класс.

тестовые задания к школьной олимпиаде по обществознанию 7-8 класс...

Школьная олимпиада по обществознанию 5 класс

Задания олимпиады составлены для проведения в 5 классе школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию, с учетом введения нового предмета по новым стандартам....

Школьная олимпиада по обществознанию.

Школьный тур олимпиады по обществознанию .10 класс...

школьные олимпиады по обществознанию, праву, истории 2015-2016 учебного года

Подготовка одарённых детей к предметным олимпиадам - это сложный и кропотливый этап. А первой ступенью для учеников становиться школьный этап. Предлагаю олимпиадные задания для 11 класса по обществозн...

Задания школьной олимпиады по обществознанию 10-11 классы

Этот материал может быть использован для работы с наиболее мотивированными  к изучению обществознания учениками...

Школьная олимпиада по обществознанию , 9 класс

Задания I тура олимпиады по обществознанию  для обучающихся  9 класса. Работа  состоит из 11 разноплановых заданий и рассчитана на 90 минут....

Результаты всероссийской школьной олимпиады по обществознанию 2019-2020 ШЭ

Результаты всероссийской школьной олимпиады  по обществознанию 2019-2020 ШЭ 7класс....