школьные олимпиады по обществознанию, праву, истории 2015-2016 учебного года
олимпиадные задания по обществознанию (11 класс) на тему

Шарина Инесса Богдановна

Подготовка одарённых детей к предметным олимпиадам - это сложный и кропотливый этап. А первой ступенью для учеников становиться школьный этап. Предлагаю олимпиадные задания для 11 класса по обществознанию, праву и для 5 класса по истории и обществознанию, которые проводила в 2015-2016 учебном году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по обществознанию.

11 класс

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Исторически первыми примитивными формами религиозности выступают анимизм, ведизм, тотемизм, фетишизм.

2) Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

3) Большинство ученых считают, что для представителей этнического меньшинства наиболее благоприятно достижение биэтнической социальной идентичности.

4) Культурология как наука изучает все стороны жизни общества.

5) В некоторых случаях прирожденный социальный статус может меняться.

6) Т. Гоббс исходит из того, что законы природы развивают у людей эгоистические потребности, которые ведут к «войне всех против всех».

7) Дивиденд по привилегированным акциям является фиксированным.

8) Все правовые нормы одновременно являются и нормами морали.

9) Художественный образ может носить как визуально определенный, так и визуально не определенный характер.

10) Согласно евразийской доктрине, Россия есть третий, срединный материк – особый исторический и этнографический мир.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2.Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

2.1. Характеристики чувственного познания: 

а) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета

б) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент

в) установление взаимосвязи различных понятий

г) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков

д) получение новых суждений на основе уже имеющихся

е) сохранение в памяти целостного образа предмета

2.2. Признаки, присущие только мажоритарной избирательной системы:

а) консервативная идеология

б) голосование по партийным спискам

в) общенациональный избирательный округ

г) допускается выдвижение независимых кандидатов

д) возможны два тура голосования

е) одномандатные избирательные округа

ж) в день голосования запрещается ведение агитации

з) избирательный барьер

2.3. Юридические основания прекращения трудового договора:

а) инициатива работника

б) сдельная заработная плата

в) нарушение трудового законодательства

г) безработица

д) смена собственника

е) экономический спад

2.4. Проявления хозяйственно-экономической функции семьи:

а) организация семейного отдыха

б) социализация человека

в) планирование семейного бюджета

г) первичный социальный контроль

д) ведение домашнего хозяйства

е) распределение домашнего труда

2.5. Позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:

а) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от неё

б) природа и общество оказывают воздействие друг на друга

в) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя её на службу себе

г) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству

д) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде

е) общество и природа никак не связаны между собой

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3.Что является лишним в ряду. Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1.   Трудовое право, гражданское право, административное право, государственное право, обязательственное право. 

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Публичная власть, территория, идеология, суверенитет, налоги.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Выдача лицензий, установление квот, установление цен, надзор над качеством.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. Слова могут быть использованы несколько раз.

«Юридическая ответственность возникает лишь за совершенное (1), которое выступает в качестве (2), оно предусмотрено (3) правоохранительных норм. Меры юридической ответственности содержатся в (4).

Совершение (5) и последующая реализация юридической ответственности связаны с (6). Оно выражается в вынесении в отношении лица (либо организации), совершившего (7), соответствующего (8). Почти всегда лицо, нарушая норму права, нарушает и соответствующую норму морали, (9). Поэтому наряду с юридической ответственностью перед государством лицо несет и нравственную ответственность перед обществом, которая выражается в (10)».

А) норма; Б) преступление; В) общественное мнение; Г) правонарушение; Д) гипотеза;  Е) санкция; Ж) юридический факт; З) нравственное предписание; И) чувство долга; К) государственное осуждение; Л) правоотношение; М) мораль;  Н) правоприменительный акт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Решите логические задачки:

5.1. Сто школьников одновременно изучали английский и немецкий языки. По окончании курсов они сдавали экзамен, который показал, что 10 школьников не освоили ни тот, ни другой язык. Из оставшихся немецкий сдали 75 человек, а 83 выдержали экзамен по английскому. Сколько экзаменовавшихся владеет обоими языками? Ответ поясните.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Петр лгал с понедельника по среду и говорил правду в другие дни, а Иван лгал с четверга по субботу и говорил правду в другие дни. Однажды они одинаково сказали: «Вчера был один из дней, когда я лгу». Какой день был вчера? Ответ поясните.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации.

6.1. Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении этого договора? Приведите аргументы с опорой статьи действующего законодательства.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2. В день своего 16-летия Павел Г. пригласил своих младших друзей Николая П., Андрея С., Алексея Н. в парк культуры и отдыха. Там распили принесенные Павлом спиртные напитки. После того, не обращая внимания на предупреждения прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания. Наряд милиции доставил их в отделение милиции и составил протокол, указав, что они нарушили общественный порядок и спокойствие граждан.

Какое правонарушение совершили ребята?

Ответ:__________________________________________________________________________

К какому виду ответственности относится данное правонарушение?

Ответ:__________________________________________________________________________

Будет ли мера наказания одинаковой для всех? 

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Проанализируйте ситуации и ответьте на вопросы.

7.1. Предприятие Z, специализирующееся на ремонте обуви, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и, независимо от размера внесенного пая, имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия.

Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

Ответ:__________________________________________________________________________

Укажите два признака, по которым вы это установили.

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите ещё три известные вам организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц.

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от  размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

Какой вывод о связи СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных?

Ответ:__________________________________________________________________________

Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Приведите в соответствие. Ответ запишите в таблицы.

8.1. Имена мыслителей и характеристика их вклада в развитие обществознания:

1) Аристотель

2) Г. Гегель

3) О. Конт

4) Дж. Локк

5) В.И. Ленин

6) К. Маркс

7) Т. Кампанелла

8) А. Смит

А) ввел понятие «гражданское общество»

Б) создал учение о революционной ситуации

В) обосновал трудовую теорию стоимости

Г) был крупнейшим философом-энциклопедистом древности

Д) впервые ввел в научный оборот термин «социология»

Е) был одним из основоположников теории «общественного договора»

Ж) доказывал необходимость имущественного и социального равенства

З) создал теорию прибавочной стоимости

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

 

8.2. Примеры и виды безработицы.

1) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтеры остались без работы

2) выпускники творческих вузов ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую

3) полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу

4) в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров

5) в связи с экономическим кризисом фирмы, производящие различные товары и услуги, сократили численность персонала

А) сезонная

Б) структурная

В) фрикционная

Г) циклическая

Ответ:

1

2

3

4

5

9. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных тем по вашему выбору.

1) «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам» (Ф. Энгельс).

2) «Революция – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес).

3) «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья» (Н.С. Лесков)

4) «Новое является не опровержением старого, а его творческим развитием. Новое вырастает из старого, отличие вырастает из сходства, – чтобы расти, надо иметь корни» (И.Н. Шевелев).

5) «Мир замкнулся. Земной шар стал единым… Все существенные проблемы стали мировыми проблемами» (К. Ясперс).

6) «Единственная проблема современности заключается в том, сумеет ли человек пережить свои собственные изобретения» (Л. де Бройль).

Критерии, которыми будет руководствоваться жюри при проверке эссе:

Критерий

Баллы

1.Обоснованность темы выбора. (Объясните, почему вы выбрали данную тему: её значимость для развития одной из базовых наук, отраженных в курсе обществознания; значение для социальной практики; причины вашего интереса к данной теме и т.д.).

2. Раскрытие понимания того, о чем говорит автор высказывания, и представление собственной точки зрения при раскрытии темы.

3. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (опора на научные теории, владение понятиями курса).

4. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

5. Внутреннее смысловое единство, непротиворечивость и четкость выводов.

ВСЕГО баллов за эссе

Оценка за работу

(заполняется жюри)

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итог

Оценка

Члены жюри:                                                                 (                                     )



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по обществознанию.

11 класс

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Исторически первыми примитивными формами религиозности выступают анимизм, ведизм, тотемизм, фетишизм.

2) Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

3) Большинство ученых считают, что для представителей этнического меньшинства наиболее благоприятно достижение биэтнической социальной идентичности.

4) Культурология как наука изучает все стороны жизни общества.

5) В некоторых случаях прирожденный социальный статус может меняться.

6) Т. Гоббс исходит из того, что законы природы развивают у людей эгоистические потребности, которые ведут к «войне всех против всех».

7) Дивиденд по привилегированным акциям является фиксированным.

8) Все правовые нормы одновременно являются и нормами морали.

9) Художественный образ может носить как визуально определенный, так и визуально не определенный характер.

10) Согласно евразийской доктрине, Россия есть третий, срединный материк – особый исторический и этнографический мир.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

нет

да

нет

да

да

да

нет

да

да

10 баллов: по 1 баллу за каждую позицию.

2.Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

2.1. Характеристики чувственного познания: 

а) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета

б) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент

в) установление взаимосвязи различных понятий

г) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков

д) получение новых суждений на основе уже имеющихся

е) сохранение в памяти целостного образа предмета

2.2. Признаки, присущие только мажоритарной избирательной системы:

а) консервативная идеология

б) голосование по партийным спискам

в) общенациональный избирательный округ

г) допускается выдвижение независимых кандидатов

д) возможны два тура голосования

е) одномандатные избирательные округа

ж) в день голосования запрещается ведение агитации

з) избирательный барьер

2.3. Юридические основания прекращения трудового договора:

а) инициатива работника

б) сдельная заработная плата

в) нарушение трудового законодательства

г) безработица

д) смена собственника

е) экономический спад

2.4. Проявления хозяйственно-экономической функции семьи:

а) организация семейного отдыха

б) социализация человека

в) планирование семейного бюджета

г) первичный социальный контроль

д) ведение домашнего хозяйства

е) распределение домашнего труда

2.5. Позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:

а) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от неё

б) природа и общество оказывают воздействие друг на друга

в) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя её на службу себе

г) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству

д) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде

е) общество и природа никак не связаны между собой

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

а, б, е

г, д, е

а, в, д

в, д, е

б, в, г, д

10 баллов: по 2 за каждый столбец таблицы, если в столбце 1 ошибка (лишняя буква или не хватает буквы) – 0 баллов за столбец.

3.Что является лишним в ряду. Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1.   Трудовое право, гражданское право, административное право, государственное право, обязательственное право. 

Ответ: обязательственное право – подотрасль гражданского права.  Все остальное – отрасли права.

3.2. Публичная власть, территория, идеология, суверенитет, налоги.

Ответ: Идеология. Всё остальное - признаки любого государства.

3.3. Выдача лицензий, установление квот, установление цен, надзор над качеством.

Ответ: установление цен – рыночный механизм, всё остальное – административные (государственные) меры регулирования рыночной экономики. 

9 баллов: по 1 баллу за правильные ответы (всего – 3), + по 2 балла за объяснение, что объединяет другие понятия (6).  

4. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. Слова могут быть использованы несколько раз.

«Юридическая ответственность возникает лишь за совершенное (1), которое выступает в качестве (2), оно предусмотрено (3) правоохранительных норм. Меры юридической ответственности содержатся в (4).

Совершение (5) и последующая реализация юридической ответственности связаны с (6). Оно выражается в вынесении в отношении лица (либо организации), совершившего (7), соответствующего (8). Почти всегда лицо, нарушая норму права, нарушает и соответствующую норму морали, (9). Поэтому наряду с юридической ответственностью перед государством лицо несет и нравственную ответственность перед обществом, которая выражается в (10)».

А) норма; Б) преступление; В) общественное мнение; Г) правонарушение; Д) гипотеза;  Е) санкция; Ж) юридический факт; З) нравственное предписание; И) чувство долга; К) государственное осуждение; Л) правоотношение; М) мораль;  Н) правоприменительный акт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Г

Ж

Д

Е

Г

К

Г

Н

З

И

5 баллов за все правильные ответы; 4 балла – 8-9 правильных ответов; 3 балла – 6-7 правильных ответов; 2 балла – 4-5 правильных ответа; 1 балл – 3 правильных ответа; 0 баллов – 1-2 правильных ответа.

5. Решите логические задачки:

5.1. Сто школьников одновременно изучали английский и немецкий языки. По окончании курсов они сдавали экзамен, который показал, что 10 школьников не освоили ни тот, ни другой язык. Из оставшихся немецкий сдали 75 человек, а 83 выдержали экзамен по английскому. Сколько экзаменовавшихся владеет обоими языками? Ответ поясните.

Ответ: 68 школьников. Тем или иным языком владеют 90 школьников, так как по условию 10 человек не освоили ни одного языка. Из этих 90 человек 15 не сдали немецкий, так как 75 его сдали по условию, а 7 человек не сдали английский, так как 83 его сдали по  условию. Значит, всего не сдавших какой-либо один из экзаменов: 15+7=22 человека из 90. Следовательно, двумя языками овладели 90-22=68 школьников.

5 баллов: 2 балла за правильный ответ, 3 – за пояснение.

5.2. Петр лгал с понедельника по среду и говорил правду в другие дни, а Иван лгал с четверга по субботу и говорил правду в другие дни. Однажды они одинаково сказали: «Вчера был один из дней, когда я лгу». Какой день был вчера? Ответ поясните.

Ответ: Это был четверг. В это день Петр правдиво сказал, что вчера (то есть в среду) он лгал, а Иван солгал насчет того, что вчера (то есть в среду) он лгал, ведь по условию в среду он говорит правду.

5 баллов: 2 балла за правильный ответ; 3 – за пояснение.

Всего за задание № 5 – 10 баллов.

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации.

6.1. Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении этого договора? Приведите аргументы с опорой статьи действующего законодательства.

Ответ: При заключении этого договора были допущены нарушения: 1) работа нарушает процесс обучения, выполняется не в свободное от учебы время (начало работы – 12:00 часов); 2) превышена продолжительность рабочего дня (40 часов по договору), а для работников 14-16 лет максимальная продолжительность рабочей недели 24 часа; 3) несовершеннолетние не могут привлекаться к работе в ночное время.  

5 баллов: 3 балла за указания нарушений, + 2 балла за ссылки на законодательство.

6.2. В день своего 16-летия Павел Г. пригласил своих младших друзей Николая П., Андрея С., Алексея Н. в парк культуры и отдыха. Там распили принесенные Павлом спиртные напитки. После того, не обращая внимания на предупреждения прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания. Наряд милиции доставил их в отделение милиции и составил протокол, указав, что они нарушили общественный порядок и спокойствие граждан.

Какое правонарушение совершили ребята?

Ответ: Мелкое хулиганство.

К какому виду ответственности относится данное правонарушение?

Ответ: Административная ответственность.

Будет ли мера наказания одинаковой для всех? 

Ответ: Нет. Мера наказания будет разной. Павел Г. будет нести ответственность в полной мере, т.к. достиг возраста наступления административной ответственности.

5 баллов: по 1 баллу за каждый правильный ответ (всего – 3), + 2 балла – за пояснение по третьему вопросу.

Всего за задание № 6 – 10 баллов.

7. Проанализируйте ситуации и ответьте на вопросы.

7.1. Предприятие Z, специализирующееся на ремонте обуви, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и, независимо от размера внесенного пая, имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия.

Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

Ответ: производственный кооператив.

Укажите два признака, по которым вы это установили.

Ответ: 1) предприятие Z выполняет простые работы; 2) работники предприятия Z лично участвуют в его работе; 3) отношения строятся по принципу равенства: независимо от того, какой по размерам внесен пай, каждый имеет один голос.

Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

Ответ: 1) для организации такого предприятия требуется минимальный капитал в виде паевых взносов; или 2) прибыль распределяется по труду, а не по размерам пая, как в хозяйственном товариществе или  обществе.

Назовите ещё три известные вам организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц.

Ответ: хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, унитарное предприятие.

7 баллов: по 1 баллу за каждый правильный элемент ответа.

7.2. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от  размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

Какой вывод о связи СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных?

Ответ: СМИ стали важнейшим каналом распространения массовой культуры.

Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений.

Ответ: СМИ активно распространяет рекламу, а она типичный продукт массовой культуры; художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает признакам массовой культуры – упрощенность, коммерческая эффективность.

Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

Ответ: Дополнительный пример: активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнеса (трансляция  эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд».

4  балла: по 1 баллу за каждый правильный элемент ответа.

Всего за задание № 7 – 11 баллов.

8. Приведите в соответствие. Ответ запишите в таблицы.

8.1. Имена мыслителей и характеристика их вклада в развитие обществознания:

1) Аристотель

2) Г. Гегель

3) О. Конт

4) Дж. Локк

5) В.И. Ленин

6) К. Маркс

7) Т. Кампанелла

8) А. Смит

А) ввел понятие «гражданское общество»

Б) создал учение о революционной ситуации

В) обосновал трудовую теорию стоимости

Г) был крупнейшим философом-энциклопедистом древности

Д) впервые ввел в научный оборот термин «социология»

Е) был одним из основоположников теории «общественного договора»

Ж) доказывал необходимость имущественного и социального равенства

З) создал теорию прибавочной стоимости

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

Г

А

Д

Е

Б

З

Ж

В

8.2. Примеры и виды безработицы.

1) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтеры остались без работы

2) выпускники творческих вузов ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую

3) полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу

4) в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров

5) в связи с экономическим кризисом фирмы, производящие различные товары и услуги, сократили численность персонала

А) сезонная

Б) структурная

В) фрикционная

Г) циклическая

Ответ:

1

2

3

4

5

Б

В

А

В

Г

10 баллов: за таблицу 2.1 – 7 баллов (1 правильный ответ – 0 баллов; 2 правильных ответа  – 1 балл и т.д.); 2.2 – 3 балла (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 0 баллов).

9. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных тем по вашему выбору.

1) «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам» (Ф. Энгельс).

2) «Революция – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес).

3) «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья» (Н.С. Лесков)

4) «Новое является не опровержением старого, а его творческим развитием. Новое вырастает из старого, отличие вырастает из сходства, – чтобы расти, надо иметь корни» (И.Н. Шевелев).

5) «Мир замкнулся. Земной шар стал единым… Все существенные проблемы стали мировыми проблемами» (К. Ясперс).

6) «Единственная проблема современности заключается в том, сумеет ли человек пережить свои собственные изобретения» (Л. де Бройль).

Критерии, которыми будет руководствоваться жюри при проверке эссе:

Критерий

Баллы (0-5)

1.Обоснованность темы выбора. (Объясните, почему вы выбрали данную тему: её значимость для развития одной из базовых наук, отраженных в курсе обществознания; значение для социальной практики; причины вашего интереса к данной теме и т.д.).

2. Раскрытие понимания того, о чем говорит автор высказывания, и представление собственной точки зрения при раскрытии темы.

3. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (опора на научные теории, владение понятиями курса).

4. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

5. Внутреннее смысловое единство, непротиворечивость и четкость выводов.

ВСЕГО баллов за эссе (максимальное количество – 25)  

Максимальный балл за все задания олимпиады – 100.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по праву  (Муниципальный этап)

Вариант 1

  1. Тестовые задания для  9-11 классов

  1. Социальное государство означает:
  1.  социальная защита государства гарантируется только лицам, участвующим в общественно полезном труде
  2.  ограничение социальной защиты детей, родившихся вне брака
  3.  создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

  1. Политический режим в РФ:
  1.  либеральный
  2.  авторитарный
  3.  тоталитарный
  4.  демократический

  1. Представительная демократия - осуществление народом власти:
  1.  через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют
  2.  через политические партии, религиозные объединения, которые выражают интересы членов данных организаций
  3.  через Федеральное Собрание – парламент РФ
  4.  через депутатский корпус федерального и регионального уровня

  1.  Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности по достижении:

1)  14 лет

2)  16 лет

3)  18 лет

4)  25 лет

  1. В каком году была принята Всеобщая декларация прав человека и гражданина:
    1)  1893

2) 1948

3)  1918

4)  1989

  1. Местное самоуправление - это:
  1.  право населения самостоятельно решать все вопросы местного значения;
  1.  самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения;
  1.  способ организации власти на территории городских, сельских и иных поселений;

  1. Президентом Российской Федерации может быть избран:

  1. гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет
  2. гражданин Российской Федерации  не моложе 35 лет 
  3. гражданин Российской Федерации не старше 60 лет
  4. гражданин Российской Федерации, имеющий большой жизненный и политический опыт

  1. По Конституции РФ Президент определяется как:

  1. представитель нации
  2. высшее должностное лицо
  3. глава государства
  4. глава исполнительной власти

  1. Республиканская форма правления – означает:

  1. наследование статуса главы государства
  2. выборность и сменяемость главы государства
  3. власть в государстве осуществляется непосредственно народом
  4. выборные органы государственной власти подконтрольны и подотчётны населению, их избравшему

  1.  Бипатрид это:
  1. лицо без гражданства
  2. гражданин Российской Федерации
  3. иностранный гражданин
  4. лицо с двойным гражданством

  1.  Подберите понятие к данному определению: Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться

1) обычай

2) приказ

3) право

4) норма

5) мода

6) нравы

  1. Раскройте понятие:

  1. аналогия права
  2. аффект

  1. Согласны ли вы со следующими суждениями. Выберите один вариант ответа.

  1. Общий возраст наступления уголовной ответственности с 16 лет:
  1. да
  2. нет

  1. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
  1. да
  2. нет

  1. Ратификация - утверждение верховным органом государственной власти данной страны международного договора, заключенного ее уполномоченным.
  1. да
  2. нет

  1. Суверенитет Российской Федерации не распространяется на всю ее территорию России
  1. да
  2. нет.

  1. Российская Федерация - асоциальное государство, политика которого не направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  1. да
  2. нет.

  1. Задача:

Петрову Петру 15 декабря 2009 года исполняется 18 лет, а на 14 декабря 2009 года назначены выборы Президента России. Может ли Петров Петр прийти на избирательный участок и проголосовать за кандидата на пост Президента России? Поясните ответ.

Ключ:

  1. 3; (1 балл)
  2. 4; (1 балл)
  3. 1; (1 балл)
  4. 3; (1 балл)
  5. 3; (1 балл)
  6. 2; (1 балл)
  7. 2; (1 балл)
  8. 3; (1 балл)
  9. 2; (1 балл)
  10. 4; (1 балл)
  11. 4; (1 балл)
  12. - применение к отношениям, не урегулированным нормами данной отрасли права, общих начал и принципов соответствующей отрасли права. Применяется в крайнем случае, при Невозможности использовать аналогию закона. Служит средством восполнения пробелов в праве. Недопустимо применение аналогии права в уголовных делах (5 баллов)

13. - сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. Известны два вида аффекиа: физиологический и патологический. Физиологический аффект (ярость, гнев, страх) хотя и обладает большой силой воздействия на психику, однако не лишает человека возможности сознавать, контролировать свое поведение и отвечать за него. Преступление, совершенное в состоянии физиологического аффекта, (состоянии душевного волнения), не исключает уголовной ответственности лица, но при определенных условиях она может быть смягчена. Патологический аффект представляет собой временное расстройство психики. При нем наступает глубокое помрачение сознания и утрата способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым. (5 баллов)

14.   1; (1 балл)

15.   1; (1 балл)

16.   1; (1 балл)

17.   2; (1 балл)

18.   2; (1 балл)

Задача:

Ответ. Нет, так как в соответствии со статьей  4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» только гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме. (4 балла)

Максимальное количество баллов - 30



Предварительный просмотр:

Олимпиада по праву  (Муниципальный этап)

Вариант 2

  1. Тестовые задания для  9-11 классов.

  1. Форма правления в РФ:
  1.  конституционная монархия
  2.  демократическая
  3.  республиканская
  4.  общенародная

  1. Непосредственная демократия  проявляется через волеизъявление народа или каких-либо групп населения:
  1.  через референдум и свободные выборы
  2.  через различные общественные объединения
  3.  через органы государственной власти и органы местного самоуправления
  4.  через средства массовой информации

  1. К источникам права относят:

1)        обычай; прецедент; нормативный акт.

2)        нормативный акт; традиция; норма религии.

3)        прецедент; обычай; норма морали.

  1. Светское государство означает, что:
  1.  никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  2.  господствующее положение занимает только одна религия.
  3.  деятельность религиозных объединений в государстве запрещена.

  1.  Российская Федерация состоит из:

1. республик, краев, областей, городов федерального значения.

2. автономной области, автономных округов; краев, областей.

3. республик, краев, автономной области, автономных округов, областей, городов федерального значения.

  1. Высшей юридической силой на территории субъектов РФ обладает:
  1.  Указ Президента РФ
  2.  Конституция РФ
  3.  Конституция субъекта РФ
  4.  Устав субъекта РФ

  1. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ:
  1.  более двух сроков подряд.
  2.  избрание возможно только на третий срок при введении чрезвычайного положения.
  3.  избрание возможно только при введении военного положения.

  1. Конституционная норма устанавливает, что амнистию в РФ объявляет:
  1.  Государственная Дума
  2.  Совет Федерации
  3.  Президент РФ
  4.  Верховный Суд РФ

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является:
  1. Многонациональный народ
  2. Государство
  3. Органы государственной власти
  4. Субъекты РФ

  1.  Принцип разделения властей в России заключается наличии следующих ветвей государственной власти:

1) исполнительная, законодательная, муниципальная.

2) федеральная, местная, муниципальная.

3) органы первичные, производные, вторичные.

4) законодательная, исполнительная, судебная.

  1. Апатрид это:
  1. гражданин Российской Федерации.
  2. иностранный гражданин.
  3. лицо без гражданства.
  4. лицо с двойным гражданством.

  1. Раскройте понятие:

  1. Аналогия закона
  2. Право

  1. Подберите понятие к данному определению:  Высший представительный и законодательный орган Российской Федерации.

  1. Правительство
  2. Президент
  3. Парламент

III. Согласны ли вы со следующими суждениями. Выберите один вариант ответа.

  1. Полная дееспособность наступает у гражданина по достижении 16 лет:
  1. да.
  2. нет.

  1. Личные права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его связи с конкретным государством.
  1. да
  2. нет

  1.  Презумпция невиновности - в уголовном праве положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.
  1. да
  2. нет

  1. Гражданин Российской Федерации может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  1. да
  2. нет

IV. Задача:

Иванову Ивану исполнилось 18 лет и в подарок отец  Иванова В.В. разрешил ездить на своем автомобиле. Какие документы необходимо иметь Иванову Ивану, для того чтобы управлять автотранспортным средством не нарушая закон?  Поясните ответ.

Ключ:

  1. 3; (1 балл)
  2. 1; (1 балл)
  3. 1; (1 балл)
  4. 1; (1 балл)
  5. 3; (1 балл)
  6. 2; (1 балл)
  7. 1; (1 балл)
  8. 1; (1 балл)
  9. 1; (1 балл)
  10. 4; (1 балл)
  11. 3; (1 балл)
  12. - прием, используемый в ситуациях, когда отношения, по поводу которых возник спор, не урегулированы ни нормами гражданского права, ни соглашением (договором) сторон; вносит определенность во взаимоотношения участников конфликта. Применение закона по аналогии допускается при наличии следующих необходимых условий: а) отношение, по поводу которого возник спор, не урегулировано непосредственно нормами права или договором между сторонами; б) имеется законодательный акт, который регулирует сходные отношения и потому может быть применен к спорному случаю (5 баллов).
  13. - в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума (5 баллов).

  1. 3; (1 балл)

15.  2; (1 балл)

16.  1; (1 балл)

17.  1; (1 балл)

18. 2; (1 балл)

Задача:  водительское удостоверение; доверенность на управление автотранспортным средством (4 балла)

Максимальное количество баллов - 30



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС.

I. Выберите правильный ответ:

1.Палка-копалка, дубина, заостренный камень – это

 А) предметы, которыми пользовались на охоте;

Б) древнейшие орудия труда;

В) предметы, которые умели изготавливать обезьяны.

2. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли

А) племя; Б) семью; В) союз племен.

 3. Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется

 А) колдовством; Б) искусством; В) религией.

4. Предполагаемой областью прародины человека является

А) Северная Европа; Б) Восточная Африка; В) Южная Австралия.

5. Древние люди вместе охотились, занимались собирательством, заботились о детях, защищались от чужаков. Все они считались

 А) друзьями; Б) согражданами; В) сородичами.

6. Земледелие возникло

А) примерно 2 млн лет назад;

Б) примерно 40 тыс. лет назад;

В) примерно 10 тыс. лет назад.

7.Земледелие и постоянные поселения. Что связывает эти понятия?

А) появление постоянных поселений было причиной возникновения земледелия;

Б) земледелие сделало возможным появление постоянных поселений;

В) эти явления никак не связаны.

8. Важнейшим изобретением первобытных людей является

 А) пурпурная краска; Б) письменность; В) лук и стрелы.

II. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

 Древнейшие люди появились не позднее ______________ (а) лет назад. Древнейшим коллективом людей было _____________ ___________ (б). Основными занятиями вплоть до возникновения земледелия и скотоводства были ___________ (в) и _____________ (г).

Ответ: а)__________б)__________в)___________г)___________

III. 1)Установите соответствие. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 А) мотыга, плуг                                   1) неравенство

Б) богатые и бедные семьи                 2) земледелие

В) ремесленники и земледельцы        3) разделение труда

 Ответ: А)_____ Б)_______ В)________

 2). Соотнесите понятие с определением:

1. Человеческое стадо                 А) обработка земли с помощью орудий труда;

 2. Земледелие                              Б) хозяйство при котором древние люди все 3. Присваивающее хозяйство     необходимое брали у природы;

4. Производящее                          В) коллектив древнейших людей;

5. Эра                                        Г) условная точка, от которой ведется счет лет;    

6. Родовая община                      Д) хозяйство, при котором люди все    

                                                      необходимое для жизни производили сами;

                                                     Е) коллектив людей разумных, в котором

                                                      жили родственники и все делали сообща.      

1____ 2____ 3____ 4_____ 5_____ 6_______

IV. Продолжите перечень. В облике древнейших людей преобладали звероподобные черты: приплюснутый нос; ________________; _______________; ________________;________________.

V. Вам представлены археологические находки в захоронении древнего человека, по которым необходимо сделать научные выводы о занятиях, жизни и т.д. древних людей. Останки человека лежащего на боку, копьѐ с медным наконечником, глиняный кувшин в изголовье. ___________________________________________________________ ________________________________________________________

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС.

Ответы.

I.

1. Б

2. А

3. В

4. Б

5. В

6. Б

7. Б

8. В

II.

А. 2-х млн. лет назад

Б. Родовая община

В. Охота  

Г. Собирательство

III.

  1. А-2, Б-1, В - 3
  2. 1-В, 2-А, 3- Б, 4-Д, 5- Г, 6- Е

IV. Звероподобные черты: грубое лицо, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, низкий лоб, надбровный валик.

V. выводы:

- занятия: охота, собирательство, скотоводство, земледелие (10 тысяч лет назад)

- зарождалась ремесло (глиняный кувшин)

- научились обрабатывать металл (медный наконечник)

- примерно 9 тысяч лет назад.

Максимальное количество баллов- 30.



Предварительный просмотр:

Школьный этап олимпиады школьников

2015-2016 учебный год

5 класс

Обществознание

Вопрос

Ответы:

1. Определи, о каком понятии идет речь, запиши это понятие:

Вознаграждение за выполненную работу,  за оказанную услугу  - это ….

2. Укажи, какие пословицы прославляют труд:

А) Долог день до вечера, коли делать нечего.

Б) Иного хлебом не корми, только с печи не гони.

В) Хорошо бы пахать, да руки не марать.

Г) Есть терпенье, будет и уменье.

3. Определи последовательность действий производителя:

А. Приобретение необходимых материалов, сырья.

Б. Производство продукции.

В. Разработка образца (модели) продукции.

Г. Продажа продукции

Расположи буквы в правильной последовательности.

4. Запиши название норм, о которых идет речь в приведенных примерах:

- Поддержка друга.

- Уважительное отношение к старшим.

- Помощь родителям.

- Справедливое отношение к людям.

Эти нормы называются ….

5. Определи действия, которые относятся к профессиональной деятельности психолога:

А) наблюдение за поведением человека

Б) исследование повадок животных

В) изучение причин беспокойства человека

Г) помощь в понимании себя и других

Д) определение способов ведения хозяйства

6. «Да» или «нет»

А – Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех.

Б – Мораль осталась только в баснях и сказках, а в повседневной жизни она не нужна.

В – Социальная философия изучает развитие общества

Г – Хозяйство – не мужское дело, пусть девчонки этим занимаются.

Д – Каждый должен иметь возможность учиться, заботиться о здоровье, иметь безопасные условия труда и жизни.

Е -  Счастлив тот, кто приносит счастье людям 

Ж - Беспокойство и тревога за себя – смысл жизни человека 

7. Выбери из данного списка ветви государственной власти:

А) законодательная

Б) правительственная

В) исполнительная

Г) депутатская

Д) судебная

8. Сформулируй золотое правило морали.

9. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение полученных слов:

 О_ще_т_о

10. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:

А) Группой

Б) Коллективом

В) Семьей

    Г) Командой

11. К наукам, изучающим общество, относятся:

А) анатомия

Б) экономика

В) физика

Г) математика

12. Основной Закон Российской Федерации называется ….

13. Что является лишним в ряду: украинец, немец, русский, москвич, казах?

14. Выберите из всех представленных гербов современный герб России. 

а

 б

  в

  г

15 . Ученые условно делят науки на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Из наук, перечисленных ниже, выберите те, которые являются техническими науками. 
1) ядерная энергетика 
2) политология 
3) литература 
4) социология 
5) механика 
6) космонавтика 
7) право 
8) экономика 
9) электротехника 

Варианты ответов: А)  1,2,8, 9    Б) 4, 5,6,8      В) 1, 5, 6, 9         Г) 4,5,6,7

16. Прочитайте известные высказывания. Определите, какая тема их объединяет. 
•Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей. 
•Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить. 
•Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить. 
•Больше всех говорит тот, кому нечего сказать. 
•Если не умеешь говорить, то научись слушать. 
•Когда говоришь, что думаешь - думай, что говоришь. 
•Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить. 

А) познание   В) общение   Б) труд   Г) игра

17. Прочитайте отрывок из «Сказки о потерянном времени» Е.Шварца. Определите пропущенное в тексте слово. 
«Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет _________, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом, и давай ловить ребят, теряющих __________ понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами того не заметили: ведь человек, напрасно теряющий ___________, не замечает, как стареет. А ___________, потерянное ребятами, - забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками». 

Варианты ответа: А) время    Б) золото    В) богатство    Г) достоинство

18. Установи соответствие между понятием и определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца 

1) демократия
2) власть 
3) монарх 
4) авторитет
5) государство 

а) единовластный правитель страны 
б) всеобщее признание, заслуженное уважение 
в) организация, осуществляющая власть в стране 
г) возможность влиять на деятельность и поведение людей 
д) власть, при которой народ имеет право участвовать в решении важных государственных вопросов 

19. Что из перечисленного ниже следует, на ваш взгляд, отнести к общественным явлениям? 
1) солнечное затмение 
2) возделывание крестьянином пашни 
3) уничтожение тайфуном прибрежных поселений 
4) кулинарная обработка пищи перед ее употреблением 
5) извержение вулкана 
6) распределение добычи после удачной охоты 

Верный ответ: А) 1, 2, 4    Б) 2, 4, 6     В) 1, 3, 5      Г) 1, 4, 5, 6

20. Вставив пропущенные слова (вместе, природа, человек, общество), вы восстановите высказывания современного бразильского писателя и русского литературного критика.

Человек тогда (а)_____________________________, когда он со всеми (б)_________________.

(Ж.Амаду)

Создаёт человека (в)___________________________, но развивает и образует его (г)____________________________________________.

(В.Г. Белинский)

ОТВЕТЫ:

Школьный этап олимпиады школьников

2015-2016 учебный год

5 класс

Обществознание

Вопрос

Ответ

1. Определи, о каком понятии идет речь, запиши это понятие:

Вознаграждение за выполненную работу,  за оказанную услугу  - это ….

Зарплата (заработная плата) –

1 балл

2. Укажи, какие пословицы прославляют труд:

А) Долог день до вечера, коли делать нечего.

Б) Иного хлебом не корми, только с печи не гони.

В) Хорошо бы пахать, да руки не марать.

Г) Есть терпенье, будет и уменье.

А, Г – 2 балла

(за каждый верный 1 балл)

3. Определи последовательность действий производителя:

А. Приобретение необходимых материалов, сырья.

Б. Производство продукции.

В. Разработка образца (модели) продукции.

Г. Продажа продукции

Расположи буквы в правильной последовательности.

А-В-Б-Г - 2 балла – (если все верно, если 1 ошибка  - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

4. Запиши название норм, о которых идет речь в приведенных примерах:

- Поддержка друга.

- Уважительное отношение к старшим.

- Помощь родителям.

- Справедливое отношение к людям.

Эти нормы называются ….

Моральные нормы – 1 балл

5. Определи действия, которые относятся к профессиональной деятельности психолога:

А) наблюдение за поведением человека

Б) исследование повадок животных

В) изучение причин беспокойства человека

Г) помощь в понимании себя и других

Д) определение способов ведения хозяйства

А, В, Г – 2 балла (если все верно,  если 1 ошибка  - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

6. «Да» или «нет»

А – Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех.

Да  - 1 балл

Б – Мораль осталась только в баснях и сказках, а в повседневной жизни она не нужна.

Нет – 1 балл

В – Социальная философия изучает развитие общества

Да – 1 балл

Г – Хозяйство – не мужское дело, пусть девчонки этим занимаются.

Нет  - 1 балл

Д – Каждый должен иметь возможность учиться, заботиться о здоровье, иметь безопасные условия труда и жизни.

Да – 1 балл

Е -  Счастлив тот, кто приносит счастье людям 

Да  - 1 балл

Ж - Беспокойство и тревога за себя – смысл жизни человека 

Нет  - 1 балл

7. Выбери из данного списка ветви государственной власти:

А) законодательная

Б) правительственная

В) исполнительная

Г) депутатская

Д) судебная

А, В, Д - 2 балла

(если все верно,  если 1 ошибка  - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

8. Сформулируй золотое правило морали.

Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. –  2 балла (если смысл верный)

9. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение полученных слов:

 О_ще_т_о

ОБЩЕСТВО – это объединения людей (или иной верный ответ) –

1 балл – если правильно вставлены буквы

1  балл – если дано верное по смыслу определение

10. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:

А) Группой

Б) Коллективом

В) Семьей

    Г) Командой

В – 1 балл

11. К наукам, изучающим общество, относятся:

А) анатомия

Б) экономика

В) физика

Г) математика

Б – 1 балл

12. Основной Закон Российской Федерации называется ….

Конституция

1 балл

13. Что является лишним в ряду: украинец, немец, русский, москвич, казах?

Москвич (остальные – народности)

2 балла – если верный ответ

14. Выберите из всех представленных гербов современный герб России. 

а

 б

  в

  г

Г – 1 балл

15 . Ученые условно делят науки на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Из наук, перечисленных ниже, выберите те, которые являются техническими науками
1) ядерная энергетика 
2) политология 
3) литература 
4) социология 
5) механика 
6) космонавтика 
7) право 
8) экономика 
9) электротехника 

В – 1 балл

Варианты ответов: А)  1,2,8, 9    Б) 4, 5,6,8      В) 1, 5, 6, 9         Г) 4,5,6,7

16. Прочитайте известные высказывания. Определите, какая тема их объединяет. 
•Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей. 
•Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить. 
•Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить. 
•Больше всех говорит тот, кому нечего сказать. 
•Если не умеешь говорить, то научись слушать. 
•Когда говоришь, что думаешь - думай, что говоришь. 
•Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить. 

В – 1 балл

А) познание   В) общение   Б) труд   Г) игра

17. Прочитайте отрывок из «Сказки о потерянном времени» Е.Шварца. Определите пропущенное в тексте слово. 
«Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет _________, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом, и давай ловить ребят, теряющих __________ понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами того не заметили: ведь человек, напрасно теряющий ___________, не замечает, как стареет. А ___________, потерянное ребятами, - забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками». 

А – 1 балл

Варианты ответа: А) время    Б) золото    В) богатство    Г) достоинство

18. Установи соответствие между понятием и определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца 

1) демократия
2) власть 
3) монарх 
4) авторитет
5) государство 

а) единовластный правитель страны 
б) всеобщее признание, заслуженное уважение 
в) организация, осуществляющая власть в стране 
г) возможность влиять на деятельность и поведение людей 
д) власть, при которой народ имеет право участвовать в решении важных государственных вопросов 

1д, 2г, 3а, 4б, 5в - 2 балла

 (если все верно,  если 1 ошибка  - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

19. Что из перечисленного ниже следует, на ваш взгляд, отнести к общественным явлениям? 
1) солнечное затмение 
2) возделывание крестьянином пашни 
3) уничтожение тайфуном прибрежных поселений 
4) кулинарная обработка пищи перед ее употреблением 
5) извержение вулкана 
6) распределение добычи после удачной охоты 

Б – 1 балл

Верный ответ: А) 1, 2, 4    Б) 2, 4, 6     В) 1, 3, 5      Г) 1, 4, 5, 6

20. Вставив пропущенные слова (вместе, природа, человек, общество), вы восстановите высказывания современного бразильского писателя и русского литературного критика.

Человек тогда (а)_____________________________, когда он со всеми (б)_________________.

(Ж.Амаду)

Создаёт человека (в)___________________________, но развивает и образует его (г)____________________________________________.

(В.Г. Белинский)

А – человек

Б – вместе

В – природа

Г – общество

2 балла

(если все верно,  если 1 ошибка  - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

Итого: 35 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2014/2015 учебном году /10-11 классы/

Методический материал школьного этапа  всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии 2020-2021 уч. год. Содержание пакета: комплекты заданий; пустые бланки ответов на задания (матрицы)...

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году на территории Советского района.

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физикев 2015-2016 учебном годуна территории Советского района.отредактированные, с учетом требований в...

Положение по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2015/2016 учебном году в образовательных организациях г. Льгова Курской области

Положениепо проведению школьного этапавсероссийской олимпиады школьников по технологиив 2015/2016 учебном годув образовательных организациях г. Льгова Курской области...

Протоколы школьного методического объединения учителей иностранного языка 2015-2016 учебного года

Протоколы школьного методического объединения учителей иностранного языка 2015-2016 учебного года...

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2020-2021 учебного года

Заданияшкольного этапа Всероссийской олимпиады школьниковпо истории 2020-2021 учебного года...