Развитие общества и человека в современном мире
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Брижатая Ольга Андреевна

Работа содержит материал, который поможет учителю провести урок. Материал дополнен презентацией и раздаточным материалом. В работе группируется как коллективная, так и индивидуальная самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brizhataya_olga.rar1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Природа общества и человека  (Слайд 1)

Класс: 10 «А»

Форма: интегрированный урок

Цели: (Слайд 2)

  1. Познакомиться с понятием человека и общества, а так же их взаимосвязи;
  2. Развить навыки групповой работы и диалогового обучения, выработать умение работать с материалом учебника, делать выводы, выделять главное;
  3. Воспитать уважительное отношение к предмету, способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе.

Ход урока:

Начнем мы непосредственную сегодняшнюю нашу работу с небольшого мозгового штурма: на доске нарисована пустая схема, которую мы быстрым темпом заполним: + широкое и узкое понимание

Слайд 3

Теперь давайте разведем понятия страна, гос-во и общество. В чем общее и раздельное?

Слайд 4

Страна – часть света или территория, которая имеет определённые границы и пользуется гос.суверенитетом.

Государство – полит.огранизация данной страны, включающая определённый тип режима власти (монархия, республика) органы и структуру правления (парламент, правительство)

Общество – социальная организация этой страны, основой которой является соц.структура.

Если рассматривать общ-во как систему, то ее подсистемами можно считать: Слайд 5

  • Экономическая
  • Социальная
  • Политическая
  • Духовная

=> если вы наблюдательны, то можете заметить, что разделы учебника расположены точно по нашей схеме подсистем общества.

Каковы же функции общ-ва? Слайд 6

  • Производство мат.благ и обмен рез-ми пр-ва
  • Дух.воспроизводство
  • Воспроизводство человека
  • Регламентация поведения, деятельности, управления.

Слайд 7

НО!!! Для того, чтобы общ-во развивалось ему нужны источники его развития => какие источники по-вашему мнению могут быть?

  • Изменение природных условии (Монтескье, Гумилев)
  • Изменение производственных отношений, орудий труда, методов организации (Ленин, Маркс)
  • Изменение культурных и духовных ценностей (Гегель)

=>  каждый из источников оказывает влияние на общественную жизнь и ее развитие.

Начиная с глубокой древности мыслители пытались объяснить причины развития, движущие силы и направление развития общества => из этого вытекают вопросы => что такое эволюция, революция, прогресс, регресс?

Задание для 1 вар-та: напишите свое мнение «человек - часть природы» или «человек – царь природы»

Задание для 2 вар-та: напишите ответ на вопрос «человек делает культуру или культура формирует человека?» Слайд 8

НО!!! Говорить о формирование культуры человеком в единственном числе не правильно. Культуру формирует общество.

Какие параметры отличают общество остановившееся в развитии и активно развивающееся?

Теперь опять задание по неформальным группам: Слайд 9

Задание для 1 ряда: изучив раздел «Особенности соц.системы» стр.18 – выпишите характерные черты общества.

Задание для 2 ряда: изучив раздел  «Соц.институты» стр.21 – охарактеризуйте главные соц.институты и их основные черты.

Задание для 3 ряда: на стр.25-26 читаем документ и отвечает на вопросы после него.

Многие умы древности и современности ломали голову над тем, в чем же загадка человека, каков его смысл жизни, каковы цели пришествия на землю… сегодняшняя работа будет состоять в том, чтобы понять что же такое человек, каков его смысл жизни и цели.

Сейчас я раздам каждому из вас карточки. На карточках написана ваша работа на уроке и дома.

Те, кто успевают сделать работу на уроке – получают оценки, кто не успевает, значит делает дома и классную и домашнюю работы.

Приложение 1

Классная работа

  1. Прочитать параграф 3 на стр.28-29 и определить 3 главных направления исследования процесса становления человека
  2. Записать каковы цели жизни человека на планете Земля?
  3. Из параграфа 4 выписать в глоссарий определения:
  • Духовная жизнь людей – это…
  • Бездуховность – это…
  • Духовность – это…
  • Ценностные ориентации – это…
  • Мораль – это…
  • Категорический императив – это…
  • Моральные нормы – это…
  • Идеал – это…
  • Ценности – это…
  • Категории морали – это…
  • Совесть – это…
  • Патриотизм – это…
  • Гражданственность – это…
  • Мировоззрение – это…
  1. Дополнительное задание на отдельную оценку:

Прочитай параграф 4 на стр.41-43 и заполни таблицу:

Обыденное мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Научное мировоззрение

Закрепление:

  1. Что такое общество? Страна? Государство?
  2. Функции общ-ва?
  3. Охарактеризуйте эволюцию и революцию, прогресс и регресс.

Домашняя работа

  1. Прочитайте параграф 1,2, 3 на стр.29-31 и выполните задание №1 на стр.35
  2. Выучить все определения
  3. Подготовьте сообщение о моральных нормах в мировых религиях, о заповедях. Слайд 10

Технические средства обучения: компьютер, проектор, флеш-карта с презентацией, раздаточный материал (приложение 1)

Используемая литература:

  1. http://do.gendocs.ru/docs/index-14364.html
  2. http://slovari.yandex.ru/общество%20-%20это/БСЭ/Общество/
  3. http://slovari.yandex.ru/человек%20это/БСЭ/Человек/

Самоанализ.

№№

Вопросы для самоанализа

План самоанализа

11.

Место данного урока в системе уроков. Тип урока.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: интегрированный урок

Данный урок являлся последовательным продолжением изучения курса «Обществознание 10» и был первым в разделе.

 

22.

Цели

Цели:

  1. Познакомиться с понятием человека и общества, а так же их взаимосвязи;
  2. Развить навыки групповой работы и диалогового обучения, выработать умение работать с материалом учебника, делать выводы, выделять главное;
  3. Воспитать уважительное отношение к предмету, способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе.

33.

Краткая характеристика класса, особенности развития учеников.

10 «А» неактивный класс, который любит  новшества на каждом уроке. Именно поэтому была выбрана данная программа и курс изучения материала. Для класса выбирались различные виды работы, и самостоятельная и групповая. 10 «А» - это класс, который умеет и любит работать самостоятельно, чтобы потом перед всеми показать результаты своего труда. Ученики уже умеют работать параллельно с различными видами информации. Во внимание включается и различные виды памяти у учеников класса, поэтому постоянно присутствует не только устная работа, но и наглядный материал. Сложный, но интересный материал запоминается классом лучше, если активизировать у учащихся воображение и внимание.

Учащиеся в классе отличались высокой работоспособностью, заинтересованностью в предмете, поэтому трудностей в работе с данным классом не возникло.

44.

Структура урока.

Этапы урока:

  1. организационный этап (объяснение планов на урок, целей, домашнее задание на следующий урок)
  2. изучение нового материала
  3. закрепление, выводы
  4. итоги урока

Данная структура урока подходила под выбранный тип и форму урока и была наиболее целесообразна и оптимальна.

66.

Формы и методы обучения

Фомы работы: общеклассная,  индивидуальная. Комплексы методов, используемые на уроке:

1) словесные – рассказ, беседа, диалог «учитель-ученик»;

2) наглядные – иллюстрация картин, демонстрация видео-презентации и;

3) методы стимулирования – поощрение;

4) методы контроля – при устном ответе

Методы работы были выбраны согласно специфики класса и выбора типа и формы урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Права человека в современном мире"

Классный час на тему: "Права человека в современном мире"Цели: объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;сформировать...

Репродуктивное здоровье человека в современном мире

Статья может применяться на уроках биологии в 8, 10 классах при изучении тем индивидуального развития человека, при изучении репродуктивной системы человека (8 кл.)...

программа элективного курса Человек в современном мире

Программа  элективного курса для подготовки  к итоговой аттестации...

конспект урока " Права человека в современном мире"

открытый урок по обществознанию в 11 классе....

Рабочая программа электива "Права человека в современном мире"

Электив предназначен для учащихся  8-9 классов  для повышения правовой культуры учащихся....

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Человек в современном мире" 5,6,7 классы

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности  «Человек в современном мире» составлена на основе учебника авторов С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук &laqu...