программа элективного курса Человек в современном мире
рабочая программа (10 класс) на тему

Гудукас Ирина Михайловна

Программа  элективного курса для подготовки  к итоговой аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Рассмотрено на заседании кафедры                                                                                      УТВЕРЖДЕНО

Гуманитарного образования                                                                                             приказом №____

Протокол  №                                                                                                                          «        »  09. 2014  г.                                                                                                             «    » 09. 2014  г.

Руководитель  кафедры               /                 /

Согласовано

Зам. директора                   /                   /

«     »  09.2014  г.                                                                                                                                                                                                                    

Рабочая программа элективного курса по  обществознанию

«Человек в современном мире»

для    9 « Б » и 9 «В» классов

                                                                                                   Составитель: Гудукас Ирина Михайловна,                

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

2014   год

Пояснительная  записка

Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия   по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к  итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ОГЭ.  Данная программа реализуется за счет часов школьного компонента, предназначена для учащихся с высокой учебной мотивацией, выбравших  для сдачи  экзамен по обществознанию и  ориентирующихся на продолжение обучения в старшей школе на  социально-гуманитарном профиле.

Цель:  Расширение и углубление  знаний учащихся по  предмету обществознание, подготовка  учащихся к успешной сдачи экзамена за курс основной  средней школы.

Задачи:    1.  Систематизировать полученные знания по обществознанию.

                 2.  Отработать технологию выполнения заданий 1 и 2  частей    в соответствии с требованиями к проведению  ОГЭ.

                                                              Характеристика элективного курса

Роль и значимость предмета

Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания каждого из традиционно выделяемых содержательных разделов («Общество и человек», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»). Решение экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.

  Преемственность курса      

  В соответствии с содержанием настоящей Программы, рекомендуется в 9 классе изучение теоретического материала, выявление круга вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении и повторении.  Также предполагается формирование и совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных  (А), с кратким ответом (Б) и с развёрнутым ответом, который формулирует сам учащийся (С), по темам  «Общество», «Человек», «Духовная культура», «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Право».  

 

Акценты в осуществлении связи теоретического материала с практикой и актуальными проблемами современности

   Программа занятий состоит  из трёх разделов:

Особенности  ОГЭ  по обществознанию.

Методика решения заданий ОГЭ  разного уровня сложности.

Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

 Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

   Данный элективный кур  будет реализован за счет часов школьного компонента,  в 9а,б,в классах, для учащихся, мотивированных на выбор профессии в  социально- гуманитарной сфере, а соответственно и на сдачу государственной итоговой аттестации по предмету обществознание.  Данный кур не является обязательным, реализуется во внеурочное время, рассчитан на 35 учебных часов, т.е. 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры предмета

Описание важности учебного курса.

    Данный курс способствует определению места в обществе и выработке жизненной стратегии, формированию отношения к себе как к Гражданину  Российской Федерации  и достойному представителю мировой цивилизации.  Изучение  курса    призвано создать условия для успешного выполнения выпускником   экзаменационных заданий,  способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.

Ценностные ориентиры учебного предмета

     Ценностными ориентирами при изучении курса являются:

1. Здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.

2. Информированность, способствующая поиску информации из разных источников, умению проверять ее объективность путем проведения сравнительного исследования, анализа, а так же  умение противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием.

3. Открытость, реализуемая через прозрачность механизмов принятия решений и существующих правил, доступность информации о принятых решениях.

Особенности обучающихся.

    Данная программа будет реализована  с обучающимися 9 классов. Основная масса учеников обладает средними учебными возможностями, достаточно мотивированна на   освоение программного материала и подготовку к успешной сдаче  итоговой аттестации по окончанию 9 класса по предмету обществознание. Все обучающиеся обладают достаточными мыслительными и коммуникативными способностями, владеют навыками работы с  текстом, статистическими данными, графической информацией и информационными ресурсами.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,

курса в контексте ФГОС второго поколения

Личностные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.

- Мотивированность на  посильное и созидательное участие в жизни общества.

- Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны

- Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважению к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия, отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства, признании равноправия народов, единства разнообразных культур, убежденности в важности для общества  семьи и семейных традиций, осознании своей ответственности а страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса:

коммуникативные, регулятивные, познавательные.

- Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, планировать работу в перспективе, ставить долгосрочные и  краткосрочные цели.

- Умение  анализировать социальные явления и процессы с научной позиции, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, устанавливать причинно-следственные связи и видеть альтернативы   развития современных  событий.

- Способности на основе аналитической деятельности и понимании  социальной ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных выпускнику средней школы.

- Овладение различными видами публичных выступлений (доклад, высказывание, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной  деятельности.

- Умение работать с информацией (переводить из одной знаковой системы в другую), извлекать и анализировать необходимую

информацию из различных источников (научно - популярные и научные тексты, статистические данные,  религиозные тексты, иллюстративный материал,  справочная  литература и ресурсы сети Интернет).

- Умение давать  объективную оценку своих учебных достижений, своего поведения в окружающей среде, проводить корректировку своего поведения с учетом  этических и правовых норм и экологических требований общества.

- Умение определять собственную позицию и аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Предметные результаты освоения обучающимися содержания данной программы:

основы системы научных знаний, опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию, применению нового знания, предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

- Целостное представление  об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности  человека.

- Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах, умение объяснить с опорой на данные понятия явления социальной действительности.

- Знания, умения, ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения  старшими школьниками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.

- Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовать в соответствии с решаемой задачей, давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.

- Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развития общества.

- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм, правил, понимание их роли  как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

- Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм, гражданственность.

- Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных  требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность.

- Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.

- Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания.

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.

- Знание определяющих признаков  коммуникативной  деятельности в сравнении с другими видами деятельности.

-Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства   связи и коммуникации  для поиска, обработки необходимой социальной информации.

- Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющие осознанно воспринимать соответствующую  информацию, умение  различать факты, аргументы, оценочные суждения.

- Понимание значение коммуникации в межличностном общении.

- Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

- Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание программы элективного курса.

Раздел, тема

Теория

Практика

Введение

Введение. Обществознание  как знание и как наука.

 Различные виды источников.  

Способы описания и объяснения   обществознания

Требования к уровню подготовки

выпускников основной школы,   определённые в государственном

 образовательном стандарте по обществознанию.

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу , практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.  Приёмы работы с различными документами.

 « Понятие источник по обществознанию».

 Памятка для работы с источниками.

Способы работы с источниками.

Основные структурные и содержательные

 характеристики экзаменационной

 работы по обществознанию в форме ГИА 

1

Общество и человек

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. 

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек

2

Экономика

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

практикум: Экономика

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

 

3

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения.    Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.  

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения

(задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения

4

Политика

Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы.

 выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика

(задание на обращение к социальным реалиям) Политика

5

Право

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

Работа с нормативными документами

задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух

6

Культура

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям) Духовная культура

(задание на анализ двух суждений)

7

Итоговый контроль

Итоговый контроль и анализ результатов.

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений  - тестовый контроль и решение ситуативных задач

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать 

  1. Биосоциальную сущность человека
  2. Основные этапы и факторы социализации личности
  3. Место и роль человека в системе общественных отношений
  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  6. Основные социальные институты и процессы
  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  8. Особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  6. Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  7. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  8. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
  9. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  10. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретённые знания и умения для:

  1. Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  2. Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  3. Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  4. Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  5. Предвидения возможных последствий определённых социальных действий
  6. Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  7. Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

теория

практика

 всего

1

Входной контроль

2

1

3

2

Раздел 1. Общество и человек

3

3

6

3

Раздел 2. Человек, личность

1

3

4

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2

3

5

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

3

5

6

Раздел 5. Политика

1

3

4

7

Раздел 6. Право

1

1

2

8

Раздел 7. Культура

1

3

4

9

Итоговый контроль

-

1

1

10

Анализ результатов.

1

1

ИТОГО

13

22

35

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения

план

факт

1

Введение  курс

07.09

2

Общество и человек   - общие понятия темы

14.09

3

Экономика- общие понятия темы

21.09

4

Социальная сфера - общие понятия темы

28.09

5

Политика - общие понятия темы

05.10

6

Культура - общие понятия темы

12.10

7

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА

26.10

8

Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы,

12.11

9

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

19.11

10

Глобальные проблемы человечества

26.11

11

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А»

03.12

12

Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В»

10.12

13

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С»

17.12

14

Промежуточный контроль

24.12

15

Деятельность человека, её основные виды

07.01

16

Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В»

14.01

17

Решение заданий по теме «Человек» часть «С»

21.01

18

Тестирование по теме «Человек»

28.01

19

Экономика, её роль в жизни общества

04.02

20

Рыночная экономика

11.02

21

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»

18.02

22

Решение заданий части «С» по теме «Экономика»

25.02

23

Тестирование по теме «Экономика»

04.03

24

Социальная структура. Социальные отношения

11.03

25

Семья   Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака

18.03

26

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В»

01.04

27

Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера»

0804

28

Тестирование по теме «Социальная сфера»

15.04

29

Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления.

22.04

30

Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В»

29.04

31

Решение заданий части «С» по теме «Политика»

06.05

32

Тестирование по теме «Политика»

13.05

33

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права

20.05

34

Тестирование по теме        

35

Подведение итогов и анализ полученных результатов

ИТОГО:

35

Учебно-методическое обеспечение курса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2007

2.Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9  классов М., 2004г.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000

7.  Словари и справочники по обществознанию.                                        

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ.

     http://www.humanities.edu.ru/      -  портал «Гуманитарное образование»

    http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm    - полная электронная версия курса    «Введение в обществознание» 8-9 кл

   http://hist.reshuege.ru/?redir=1-  интернет портал «Решу ЕГЭ. Дмитрия Гущина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Человек и профессия»

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...

Программа элективного курса «Человек и его права»

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса  обществознания.        Проблемы, которые включ...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Программа элективного курса: "Столицы государств современного мира"

Программа элективного курса для 9-классников разработана в общеобразовательной школе крупной городской агломерации России городе Санкт-Петербурге с учетом приобщения учащихся к современной общественно...

Элективный курс Физика в современном мире

Календарно тематическое планирование элективног курса" Физика в современном мире"...

Рабочая программа электива "Права человека в современном мире"

Электив предназначен для учащихся  8-9 классов  для повышения правовой культуры учащихся....