Программа элективного курса: "Столицы государств современного мира"
учебно-методическое пособие по географии (9 класс) по теме

Бобровская Юлия Витальевна

Программа элективного курса для 9-классников разработана в общеобразовательной школе крупной городской агломерации России городе Санкт-Петербурге с учетом приобщения учащихся к современной общественно-социальной ситуации в мире, к расширению границ туризма, профессиональной деятельности человека в мире. Ученик XXI века должен ориентироваться в окружающем мире, определить в нем свое место и роль на основе научно-географического познания действительности, выявлять аналогичные аспекты жизни горожанина в любом крупном мегалополисе. Для этого необходимо сформировать представления о жизни граждан других государств мира, их проблемах, решениях этих проблем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Столицы государств современного мира.

Составила: учитель географии ГБОУ СОШ № 221 Бобровская Юлия Витальевна.

Программа допущена к использованию экспертным научно-методическим советом АППО Санкт- Петербурга.

Пояснительная записка.

Актуальность: программа элективного курса для 9-классников разработана в общеобразовательной школе крупной городской агломерации России городе Санкт-Петербурге с учетом приобщения учащихся к современной общественно-социальной ситуации в мире, к расширению границ туризма, профессиональной деятельности человека в мире. Ученик XXI века должен ориентироваться в окружающем мире, определить в нем свое место и роль на основе научно-географического познания действительности, выявлять аналогичные аспекты жизни горожанина в любом крупном мегалополисе. Для этого необходимо сформировать представления о жизни граждан других государств мира, их проблемах, решениях этих проблем. На уроках географии у ребят повышенный интерес вызывают вопросы, связанные с экономическими и культурными аспектами жизни других государств и их связи с Россией.

Современные тенденции миграционных процессов современного мира показывают стремление населения к концентрации в крупных городах каждого государства. Главным центром притяжения в любом государстве является столица – своеобразная визитная карточка.

Уровень информационного пространства настолько возрос, что необходимо знать и уметь ориентироваться не только в городе, в котором живешь и иметь представления о столицах других государств. Это позволит в дальнейшем «открыть» границы для международного сотрудничества во всех сферах жизни.

Цель: знакомство учащихся с особенностями столиц современного мира: социальными, экономическими, культурными и экологическими.

Основные задачи курса:

- передать учащимся необходимые систематические знания о столицах современных государств;

- формировать у школьников представление о ценности окружающего мира, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои общие и специфические особенности в разных странах;

-  способствовать формированию уважения к истории и культуре не только своей Родины, но и других стран и народов;

- способствовать экономическому, этическому и эстетическому воспитанию школьников.

- подготовить новое поколение граждан России к быстрой ориентации в разных социальных явлениях города;

- научить подростков разбираться в материалах периодической печати и выбирать необходимую информацию;

- использовать возможности географии для ознакомления учащихся с миром столицах профессий.

Курс называется: "Столицы государств современного мира".

Он предназначен для учащихся 9 классов.

 Продолжительность курса 34 часа в режиме два часа в неделю в течение полугодия.

Представленная программа предполагает проведение теоретических занятий и практических работ с использованием энциклопедической и периодической печати.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, эвристический, частично-поисковый, метод проблемного обучения.

Контроль знания осуществляется через результаты практических работ и итоговую творческую работу по курсу. Итоговая работа предполагает составление туристического маршрута по столицам стран одного или нескольких регионов (с комментариями и картой).

Автор программы: Бобровская Юлия Витальевна.

Учебно-методический комплекс учащегося: энциклопедическая литература, источники периодической печати, данные системы Интернет.

Введение – 1 час.

Знакомство с целями и задачами курса. Понятие «столица государства», ее функции. Значение столицы для государства.

Столицы стран Европы – 12 часов.

История основания и заселения столиц Европы. Особенности культуры и экономики. Местные традиции. Туристические маршруты.

Столицы стран Азии – 8 часов.

Особенности структуры «восточного города». Азиатская столица, ее роль в развитии государства. Туристические маршруты.

Столицы стран Америки – 8 часов.

История основания и заселения столиц Северной Америки и Латинской Америки. Столицы в современном мире. Туристические маршруты.

Столицы стран Африки – 3 часа.

«Визитная карточка» столиц стран Африки. Особенности культурного и экономического развития.

Столица Австралии – 1 час. Туристические маршруты.

Особенности столицы Австралии, ее место в Мировом Сообществе.

Заключительный урок – 1 час.

Защита итоговых работ учащихся.

 

Поурочно – тематическое планирование.

Тема

Урок

Основное содержание и практические работы

1. Введение.

1час

1.Что такое столица государства

1.Знакомство с целями и задачами курса.

2. Столицы стран Европы.

Столицы Северной Европы.

 2 часа

2.Рейкьявик – столица Исландии

3.Хельсинки

2.История основания и заселения столицы; особенности жизни населения Рейкьявика и Исландии в целом.

3.Особенности столицы северного государства.

3. Столицы Западной и Восточной Европы.

 6 часов

4-5. Карликовые государства Европы.

 

6-7. Париж – центр Западной Европы.

 

8-9.Варшава.

4-5. Особенности положения карликовых государств и их столиц в современном мире; культура, традиции населения.

Практическая

работа № 1. Составление "визитных карточек" карликовых государств.

 

 6-7. Знакомство с Парижем , используя источники периодической печати.  Выступления учащихся по опережающим заданиям.

Практическая

работа № 2.  Составление "визитной  карточки" Парижа.

8-9. История основания и заселения столицы Польши; особенности экономики и культуры.

4. Столицы Южной Европы.

4 часа

10-11. Мадрид.

12-13. Рим.

10-11.Формирование образа столицы Испании с помощью энциклопедической и периодической печати.

12-13. История основания и заселения столицы Италии; жизнь современного римлянина.

5. Столицы стран Азии.

8 часов

14-15.Пекин.

16-17.Токио – "восточная столица" Японии.

14-15.Особенности структуры "восточного" города; история основания и заселения столицы Китая.

16-17.Создание образа столицы Японии через самостоятельную работу учащихся с периодической печатью.

18-19.Дели – один из древнейших городов мира.

20-21.Эр-Рияд – "нефтяная" столица.

18-19. Образ жителя индийской столицы.

Особенности культуры. Влияние колониального прошлого.

20-21.Несоответствие уровня жизни населения и уровня развития страны.

6. Столицы стран Северной Америки.

 4 часа

22-23. Оттава.

24-25. Вашингтон – научный и культурный центр США.

22-23. История основания и заселения столицы Канады, жизнь современных канадцев.

24-25. Создание образа столицы США через самостоятельную работу учащихся с периодической печатью.

Практическая работа № 3. Составление "визитной карточки" Вашингтона.

7. Столицы стран Латинской Америки.

4 часа

26-27. Мехико – крупнейший город мира.

28-29. Бразилиа – "полюс роста" Бразилии.

26-27. История основания и заселения столицы Мексики, особенности экономики и культуры.

28-29.Особенности структуры города, определение его роли в жизни страны.

8. Столицы стран Африки.

3 часа

30-31. Претория – столица страны с двойной экономикой.

30-31.Создание образа столицы ЮАР через самостоятельную работу учащихся с периодической печатью.

Практическая

работа № 4. Составление "визитной карточки" города.

9. Столица Австралии.

 1 час

33.Канберра.

33. Определение места столицы Австралии в современном мире с помощью источников периодической печати.

9. Столица Австралии.

 1 час

33.Канберра.

33. Определение места столицы Австралии в современном мире с помощью источников периодической печати.

9. Столица Австралии.

 1 час

33.Канберра.

33. Определение места столицы Австралии в современном мире с помощью источников периодической печати.

32. Каир

32.Особенности культурного и экономического развития.

9. Столица Австралии.

1 час

33. Канберра.

33.Определение места столицы Австралии в мире с помощью источников периодической печати.

10. Заключительный урок.

 1час

34.Защита итоговых работ учащихся

Список литературы для учителя и учащихся:

  1. Большой Энциклопедический словарь.- М: БРЭ,1997.
  2. Бурова И.И. Великобритания. – СПб.: Лениздат 1999.
  3. Журнал ГЕО.
  4. Журнал «Вокруг света».
  5. Журнал «Всемирный следопыт».
  6. Лаппо Г.М. География городов. – М.: ВЛАДОС 1997.
  7. Максаковский В.П. Географическая культура. –М: ВЛАДОС 1998.
  8. Народонаселение: энциклопедический словарь. – М.: БРЭ 1994.
  9. Перцик Е.Н. Города мира. – М.:Международные отношения 1999.
  10. http://verhovtseva.ucoz.ru/load/videokollekcija/geografija/15-5-2
  11.  http://www.mirgeografii.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе "В мире народных сказок"

Рабочая  программа элективного курса по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательну...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Элективный курс Физика в современном мире

Календарно тематическое планирование элективног курса" Физика в современном мире"...

программа элективного курса Человек в современном мире

Программа  элективного курса для подготовки  к итоговой аттестации...

Рабочая программа элективного курса История государства и права России

Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование элективного курса по праву "История государства и права России"....

Методическая разработка к уроку "Типы государств современного мира" в 10 классе

Презентация к уроку "Типы государств" в 10 классе по учебнику Ю.Н.Гладкого (УМК "Полярная звезда")...