конспект урока " Права человека в современном мире"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

открытый урок по обществознанию в 11 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Тема урока : « Права человека и их защита».

Тип урока :                  

обобщающий в форме дискуссии  с элементами                                                                практикума.

Цели и задачи урока :

 -на основе имеющих у учащихся знаний  расширить и конкретизировать их представления о правах человека;

- определить  значение права на жизнь в  истории и современности;

- воспитание чувства терпимости и толерантности;

- развитие умения работать с разными видами исторических источников

нормативно- правовыми актами;

- сформировать культуру ведения дискуссии и   участия в ней;

- закрепить навыки правовой защиты личности.

 План урока:

- Вступительное слово учителя;

- Права человека. Права ребёнка.

- Нормативно- правовая база закрепляющая права человека.

- Соблюдение прав человека в отечественной и всемирной истории.

- Права человека в современном обществе.

- Правоохранительные органы и правозащитные организации в

Российской Федерации и мире.

      Вступительное  слово учителя:

« Ребята, герои мультфильма « Бременские музыканты» поют :

« Нам дворцов заманчивые своды

не заменят никогда свободы…»

 и действительно в мире есть то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Это свободы, права человека. Как можно жить не имея человеческого достоинства, не имея свободы мысли, слова, не имея права личной жизни…. Помните , когда мы изучали правление Александра второго , и в частности  говорили об отмене крепостного права в России , мы говорили ,да , земля важна, но самое главное крестьяне получили личную свободу, бывший крепостной стал человеком! А сейчас современное общество, тем более ваше поколение , родившее в 199о-х г.,  невозможно представить

без прав и свобод.

 Мы с вами несколько уроков изучали тему: « Права человека» и сегодня на уроке мы поговорим о правах,  их реализации, посмотрим как государства  стоят на защите прав человека,  поработаем с документальной базой и  попробуем  провести дискуссию по данной теме.

? Что такое права человека?

( Права человека - это его неотъемлемые свойства и возможности их развития. Права человека закреплены во многих международных актах, они существуют независимо от их признания каким - либо государством)

? Сейчас  в нашей стране очень большое  внимание уделяется вопросу соблюдения  прав человека. С чем это связано?

( С 1991 года наша страна перешла на новый , демократический путь развития  и создания правового государства и одним из главных признаков демократического общества  является приоритет прав и свобод человека , человек признаётся высшей ценностью , Именно так записано в Конституции Рф.  Но в настоящее время права человека  признаются приоритетом  во всём мире.)

? Откуда мы узнаём о правах человека? Где они записаны?

       О правах человека мы узнаём из различных нормативно- правовых актов.

     Международные документы

- Всеобщая декларация прав человека ( 10 декабря 1948г)

- Международный пакт о гражданских и политических правах ( 1966)

- Международный пакт о социально- экономических и культурных правах( 1966)

- Факультативный Протокол к Международному Пакту о гражданских и политических правах.( 1966), наша страна присоединилась к нему только в 1991г.

- Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него ( 1948г)

- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования( 1960)

- Европейская Конвенция о защите прав человека( 1950)

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания( 1984г)

- Конвенция ООН  о правах ребёнка ( 1989г)

             Документы Российской Федерации.

- Декларация прав и свобод человека и гражданина ( 1991г.), принята

Верховным Советом РФ.

- Конституция Российской Федерации 1993г.

- Законы Российской Федерации - Трудовой Кодекс , Гражданский кодекс….,

Федеральный закон об образовании…

- Законы субъектов Федерации..

 ?Ребята , вы назвали документы , принятые в 20 веке, а до этого в обществе не  существовали  права  человека?

       Осознание потребности в необходимости прав и свобод  волновали  разные общества в разные времена, нельзя сказать , что это заслуга только 20 века.

 Например , ещё в 1215 году В Англии была официально принята « Великая хартия вольностей» , в 1689 г. « Билль о правах» ( Билль - название ряда законов), но привилегии получило не всё население, а только часть рыцарей, верхушка зажиточного крестьянства, города.

   В 15- 17вв. к осуществлению прав и свобод был сделан огромный шаг.

В Западной и центральной Европе провозглашали принципы гуманизма, человек признаётся  величайшим достоянием.

  Но серьёзный отчёт всё-таки  надо вести с 1789г. , когда в США был принят Билль о правах человека. В нём говорится, что Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих одну религию, ограничивающих свободу слова, печати, право мирно собираться и обращаться с петициями к правительству…

 Также в 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина.

 

? Ребята  , какие права и свободы человека и гражданина  вы знаете?

 

 ? Ребята как вы думаете какое право человека самое важное?

( право на жизнь)

?  Почему?

( С потерей жизни остальные права утрачивают смысл)

 Подчеркнём ещё раз, что право на жизнь= это естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишён жизни. Это право охраняется законом.

 

   ! У вас на столе лежат пакеты с документами .

 1 гр. - « Всеобщая декларация прав человека ( принята ООН в 1948г.)

 2 гр. -  Конституция РФ.

 3 гр.- Конвенция о правах ребёнка.

 4 гр. Конвенция о защите прав и основных свобод человека

( 1950)

 

   ? Сделайте вывод о том, как в данных отрывках отражено право на   жизнь?

    ( Все документы признают высшей ценностью право на жизнь. На государство возложена обязанность признать, соблюдать, защищать данное право.)

? Но так ли было всегда? Ребята, вам дано было опережающее задание - привести примеры отношений к человеку , к его правам и свободам из истории.

  Но прежде хотелось бы сказать… в 1936г. была принята Конституция СССР, в ней провозглашались различные права- право на отдых, труд, на получение и образования и т.д.  Эти принципы заслужено обрели  историческую известность, но среди них нет таких прав как свобода слова, печати, неприкосновенность жилища, нет ПРАВА на ЖИЗНЬ!

  В обществе не соблюдались и многие другие права, не зря Конституция 36 г. называется « бумажной».

 ? Какой режим был установлен в  СССР при Сталине?

          ( тоталитарный)

    ? Назовите черты тоталитарного режима.

 Черты тоталитарного режима.

- Существование однопартийной системы

- культ вождя

- уничтожение оппозиции внутри партии

- единая идеология в обществе

- массовые репрессии и террор , борьба с «врагами народа».

   Одним из проявлений тоталитарного режима  были репрессии.

  Михаил Николаевич Тухачевский родился в 1893 году. В 1912 г. с отличием окончил кадетский корпус в Москве и был принят в Александровское военное училище, окончание которого совпало с началом первой мировой войны. В 1918 г.  вступил в ряды партии большевиков. Был активным участником  гражданской войны. Он был назначен армией Восточного фронта. В 1920 г. во время сражений с Польшей возглавляет Западный фронт. В 1021 году Тухачевского назначают начальником Военной академии рабочее- крестьянской армии. С 1921 -по 1924 годы М.Н. опубликовал более 30 работ по проблемам армии и военного искусства, а вообще более 130 работ..

 В начале 1937 г. Тухачевский назначается первым заместителем наркома обороны .

  В 42 года стал Маршалом СССР.  М.Н. Тухачевский был одним их образованнейших людей своего времени.   Английский генерал Диллом сказал однажды о Тухачевском ! Светлая голова у вашего Маршала! Если в красной армии много таких командиров , я меняю своё прежнее мнение о её качествах .»

   Сталин всегда с предубеждённостью относился к Тухачевскому. Известен случай « Когда М.Н. выдвинул предложение о численном увеличении армии , то предвидел, что Сталин это не примет, тогда он договорился  с Триандофиловым , чтобы тот сказал что это его мысли и предложения. Сталину очень понравились.

  11 июня 1937 г. М.Н. вместе с друзьями Якиром, Фельдманом, Уборевичем и др. были арестованы по обвинению в измене Родине и расстреляны. Дело было искусственно создано. Но на этом не закончилось- расстреляли братьев Тухачевского, мужья сестёр , а сёстры и невестки  долгое время сидели в тюрьмах.

  В годы репрессий было репрессировано более 45% командиров, политработников армии и флота, оклеветанные как враги народа.

Маршал Советского союза Г.К.Жуков писал:

  « Когда под Москвой наступали, 200- 300 чел. высшего командного состава

сидели с 1937 года на Лубянке. Их не на чем было вывозить - всех расстреляли. Такие люди погибли! А на фронте  в это время командовали лейтенанты. Особенно жаль М. Тухачевского, такой умница был!»

?  Какие права и свободы человека нарушены ?

 ( право на жизнь, на уважение и защиту человеческого достоинства,

на защиту доброго имени, пытки, неправомерный арест и заключение, право на справедливый суд)

Анна Ахматова.

 Когда был расстрелян первый  муж Ахматовой Николай Гумилёв, арестован второй муж , впоследствии арестован сын, Анна Ахматова выходит в знак протеста из творческого союза. Она вспоминала об этих временах « В страшные годы Ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как - то раз кто-то опознал меня. Стоящая за мной женщина с голубыми губами , очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спосила на ухо « А это вы можете описать?» . Я сказала : « Могу».

  В 1946 году была подвергнута неоправданной, оскорбительной критике - было принято постановление ЦК партии « О Журналах « Звезда и Ленинград». В нём говорилось:

  « В журнале « Звезда» за последнее время появилось много безыдейных, вредных произведений. Журнал печатает произведения Анны Ахматовой, но ведь она является представительницей чуждой нашему народу пустой поэзии. Её стихотворения пропитаны духом упадничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи. Её  стихи не могут быть терпимы в советской литературе.»

 И только в 1988 году это постановление  пересмотрено ЦК партии и Анне Ахматовой возвращено доброе имя.                                                                                                                            

Всё перепуталось вовек

И мне не разобрать

Теперь кто зверь иль человек

И долго ль казни ждать

                 или

Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград

И когда обезумев от  муки

Шли уже осуждённых полки

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки

Звёзды смерти стояли над нами

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами старых Марусь.

_________________________________________________________________

   

?   Какие здесь нарушены права и свободы?

( Свобода мысли, свобода убеждений, право на уважение)

 

   Давайте обратимся к статистике. Перед вами таблица , в которой данные о количестве репрессированных по годам. Что вы можете сказать об этом?

        

 Динамика численности заключённых в лагерях за 1930-1941гг.

1930 - 19000 чел.

1931 - 245000

1932- 271000

1933- 456000

1934- 620000

1937- 994000

1938- 1 313 000

1039- 1 340 000

1040- 1 400 000

1941- 1 560 000

Плюс в спец. посёлках находилось до 1 400 000 человек высланных кулаков.

Таким образом всего заключённых например,   в 1937 году ,было 2 млн. 85 тыс.чел.

   а всего с 1930 по 1953годы в лагерях побывало более 18 млн. чел.

  Труд заключённых использовался как принудительный при строительстве

Беломорско - Балтийского канала, канала « Москва - Волга», при добыче угля, золота, на лесозаготовках… Их труд обходился государству в 5 раз дешевле.

 ? Какие права нарушены в данном случае?

( Право на жизнь, свободу, на уважение челов. достоинства, личную неприкосновенность, запрет пыток, свобода мысли, убеждений)

 В 1932 году в стране были введены паспорта , но крестьян в деревне лишили права получения паспорта, практически прикрепив их к земле.

( Унижено достоинство человека, нарушена свобода передвижения, свобода труда)

  Послушайте отрывок из пьесы А.Афиногенова « Страх» .

« 80% живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин - насильственной коллективизации, советский работник - обвинения в уклоне, научный работник - обвинения в идеализме, инженеры - обвинения во вредительстве. Мы живём в эпоху Великого страха».

  Вот такие примеры тоталитарной системы мы посмотрели.

 Какой Вывод мы можем сделать?

  ! При этом режиме не соблюдается абсолютное большинство прав и свобод человека.

        Песня А. Розенбаума « Вальс» 1937г

  Ужасным событием в 20 веке стала вторая мировая война, ВОВ.

  Германский фашизм поставил целью - уничтожить целые народы, руководствуясь свой арийской теорией, установить мировое господство.

 

Немецкие солдаты получали памятки , которые их освобождали от общечеловеческой ответственности. В памятках говорилось

 « У тебя нет нервов, сердца, жалости- ты сделан из немецкого железа…Уничтожь в себе жалость, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой будет старик или женщина, мальчик или девочка…

 Мы поставим мир на колени. Германец - абсолютный хозяин мира, уничтожай всё живое на твоём пути!».

 Разгар второй мировой войны. Сотни железнодорожных составов , нагруженные людьми идут в неизвестном направлении. Конечные остановки

поездов - Майданек, Дахау, Освенцим…

 Фашистские лагеря.

( Инд. задание)

 ( сообщение)

  Дахау- первый контрационный лагерь в фашисткой Германии . За время существования лагеря в нём находились в заключении 250 тыс. человек из 24 стран мира. Около 70 тыс. там были зверски замучены и убиты. В Дахау над людьми проводились преступные медицинские опыты.

  Лагерь Матхаузен. В 1938-1945годах там в заключении находились 335 тыс. чел. Зверски уничтожены 122 тыс.

Лагерь Бухенвальд.  За 8 лет существования узниками были 239 тыс. человек.

Около 10 тыс. казнено, в их числе 8,5 тыс. советских военнопленных. Всего в лагере замучено 56 тыс. чел. восемнадцати национальностей.

 Освенцим. За годы существования в нём было уничтожено свыше 4 млн. чел.

 Майданек. Это фашистский лагерь массового уничтожения людей. Здесь истреблено 150 тыс. человек.

 Этот лагерь называли печами дьявола, так как там сжигали заживо в газовых огромных печах.

 ? Да, это лагеря смерти, в которых погибли миллионы человек.

??? Какие национальности умышленно истреблялись по приказу гитлеровского командования? ( Евреи, цыгане, русские, поляки, югославы..)

 ! Мы подошли к самому страшному виду нарушений прав человека- ГЕНОЦИДУ.

 !ГЕНОЦИД- это умышленное истребление людей или целых народов по национальному или религиозному признаку.

 !/// Женевская конвенция о правах военнопленных.( Анализ)

 

   Нарушение прав человека имели место и при авторитарном режиме.

    Например , когда генеральным секретарём Центрального комитете партии

был Хрущёв можно также привести множество  примеров.

 Так , события, связанные с поэтом Иосифом Александровичем Бродским.

  Был издан   закон  о тунеядстве. Бродский перестал работать, он много писал.

  Его обвинили в тунеядстве, состоялся суд. Интересен разговор на суде:

Судья  - Почему Вы не работаете?

Бродский - Я работаю, я пишу стихи.

С. -   Но почему Вы не работаете?

Бр. - Я работаю, я поэт.

С. - Да кто Вам это сказал?

  В 1964 году, был обвинён в тунеядстве и выслан из Ленинграда. В 1972 г. эмигрировал. Написал более ста стихотворений, 4 поэмы. За границей вышли семь сборников стихов.  Ему в 1987г. присуждена Нобелевская премия.

? Ребята, соблюдаются ли права и свободы человека  сейчас в нашей стране, мире?

  У вас на столе лежат карточки для голосования. Если вы считаете, что права в современном мире соблюдаются , поднимите белую карточку, если нет - чёрную, если не всегда , то обе.

  Да ребята, это очень сложный вопрос . Даже в тех гос-х, которые прошли в своём развитии длительный путь развития демократических ценностей имеют место нарушения прав человека. Но то, что государства стремятся

построить демократические режимы, правовое государство-  это вселяет надежду на то, что наступит время и общество станет более гуманным, ответственным, толерантным, высоконравственным.  Правовое государство - это идеал, к которому должны стремиться все народы и государства.

 

 ЗАДАЧИ.

1.  В передаче по телевидению была показана группа подростков, которые по утверждению автора программы , является преступниками. Однако впоследствии только один из подростков был привлечён к уголовной ответственности, но и он был оправдан судом  из-за отсутствия состава преступления в его действиях.

  Были ли нарушены права этих подростков? Если да , то какие?

(Права подростков были явно нарушены. Перед нами ст. 49 Конституции РФ и там сказано, что ни один человек не может считаться виновным в совершении преступления до решения суда и вступления приговора в силу.)

   

2. В одном городе католические храмы были переданы исконным владельцам

и открыты для Богослужения. Но одна общественная организация выступила за закрытие храмов, за запрет на издание печатной продукции . Члены организации приводили следующие аргументы :

- малочисленность православных храмов в городе

- право русского населения на возвращение традиционной для России православной церкви

- незначительное  количество католического населения в городе.

? Какие конституционные нормы были нарушены и кем?

(Общественная организация выступила за ограничение прав граждан и нарушила ст 19  Конституции РФ о принципе равенства религиозных объединений перед законом (ст. 14), разжигала религиозную рознь( Ст 13) _

3. Уже целый год Иванов судится с соседом из- за земельного участка.  Каждый раз на судебных заседаниях оба представляют всё новые и новые доказательства справедливости своих требований. Когда стороны пришли на очередное разбирательство , им было предложено зайти в кабинет судьи, где судья объявил , что их дело уже рассмотрено и вынесено решение.

Законны ли действия судьи?

(Незаконны . Разбирательство должно проходить в судебном заседании с соблюдением принципов состязательности ( адвокат- прокурор) и принципа гласности.

  Ст. 123   Конституции РФ. )    

             

                   

                   Можно ли ограничивать права человека?

  • Права человека могут быть ограничены только законом и только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности общества, защиты нравственности, здоровья, прав других людей. 
  • Существуют права, которые ни при каких условиях не могут быть ограничены: право на равенство, свобода от пыток, жестокого и унижающего обращения и наказания,  свобода от рабства, свобода мысли, убеждений, право на справедливый суд

       Какие обязанности связаны с правами человека?

                   С правами человека связаны гражданские обязанности:

  1. Защищать Отечество
  2. Платить законно установленные налоги и сборы
  3. Выполнять правовые законы и подчиняться справедливым решениям суда
  4. Изменить существующую власть, если ее действия нарушают права человека

 ! Ребята вам было дано задание написать эссе на тему « В  каком

 обществе я хотел бы жить?»   Зачитайте пожалуйста.

  Правоохранительные органы и правозащитные организации в РФ.

  Часто мы знаем свои права , а вот как защитить их зачастую не предполагаем.

  Для защиты прав и свобод в нашей стране существуют специальные государственные органы , которые называют правоохранительными. Это прокуратура. Многие думают , что прокурор только обвиняет в суду, на самом деле, он больше защищает граждан.

  Также права человека защищает милиция, правозащитные организации - адвокатура, организации по защите прав потребителей, экологические организации, « Мемориал», комитет солдатских матерей и др.

   В 1994г в РФ введена новая должность- Уполномоченный по правам человека , главная задача которого - защита человека от нарушений со стороны государства.  ( В. Лукин). Уполномоченные по правам человека есть во многих субъектах федерации.

 Также защитить права можно с помощью СМИ, можно обращаться к Президенту РФ, в Гос. Думу, правительство, в Министерство образования и науки РФ…

 А можно даже в Межгосударственные органы по защите прав и свобод человека:

 - Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

- Комитет ООН по правам человека  в Женеве

-Международный суд ООн в Гааге , генер. секретарём которого является Пан Ги Мун. Этот суд  рассматривает дела, связанные с нарушениями прав человека   вследствии терроризма, военных действий, судит военных преступников.

- В 2002 г в Гааге стал работать ещё один меж. суд. Он рассматривает уголовные дела, дела связ. с геноцидом, преследует лиц, за преступления против человечества.

- Международный красный крест

( раздача памяток с адресами  организаций).

                       

- Выставление оценок.

- Д/з : напишите сочинение на тему: « Что должны сделать граждане России для того, чтобы права и свободы человека стали  реальностью?».

 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Права человека в современном мире"

Классный час на тему: "Права человека в современном мире"Цели: объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;сформировать...

Конспект урока "Права человека"

Урок по теме "Права человека"...

Конспект урока «Права человека»»

Данный конспект урока рассчитан для учащихся 5-9 классов...

Конспект урока "Права человека" 9 класс

конспект урока по теме "Права человека" 9 класс...

Рабочая программа электива "Права человека в современном мире"

Электив предназначен для учащихся  8-9 классов  для повышения правовой культуры учащихся....

Курс «Права человека в современном мире»

Программа курсавнеурочной деятельностидля учащихся 9 класса «Права человека в современном мире»...