Конспект урока «Права человека»»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
Данный конспект урока рассчитан для учащихся 5-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_cheloveka.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Права человека»
Задачи:
- Сформировать представление о правах человека, познакомить их с основными документами о правах человека, историей их создания, формирование уважения к основным общечеловеческим ценностям.
- Развитие умения работать с документами, анализировать их, высказывать свое мнение.
- Развитие интереса и изучаемой теме.
Оборудование урока:
Упрощенный вариант Декларации, Щабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права»/ Книга для учащихся – М: Вита – Пресс, 2005., Рисунки учащихся.
Учитель
Ребята, наш с вами сегодня урок не совсем обычный. На уроке нас сегодня много, учащиеся 5-9 классов.
Давайте нашу встречу начнем сегодня с небольшой разминки «Визитная карточка».
Представьте себе, что каждый класс к нам сюда приехал из разных стран, например Великобритании, России, Франции, Китая и т.д.
Вы сейчас получите карточки со словами, ваша задача составить рассказ о себе, своей стране, школе….
- работа учащихся с карточками.
-сообщения учащихся
Учитель
Итак, ребята, мы все с вами такие разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность….Но у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что это?
Да, это наши права. Сегодня наша с вами задача, познакомиться с правами человека, документами в которых наши права записаны и с историей их создания. Наша встреча не случайна, ровно 60 лет назад был составлен очень важный для всех людей Международный документ, Всеобщая Декларация прав человека, в котором закреплены базовые права человека.
День рождения этого документа -10 декабря 1948 г.
Обратите внимание, что этот документ появился только в середине 20 века. Но идея прав человека имеет долгую историю, и своими корнями уходит в далекое прошлое.
И прежде чем говорить о Декларации 1948 г., давайте немного вспомним и узнаем, что же было до этого.
Несколько тысячелетий назад все общество можно было разделить на бедных и богатых, свободных и зависимых.
Как правило, только у богатых были права. У бедных были только обязанности. Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.
Давайте проследим, как это происходило в разных государствах мира, в различные исторические эпохи и сделаем выводы.
Как жилось простому народу в Древнем мире, например, в Древней Греции, и были ли, у них права расскажет нам:
ученик
Греция.
Лучшими землями, в Греции владели богатые люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжким трудом.
В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у богатого соседа. На участке бедняка ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг – отберут у него участок. А как дальше жить без земли? Поневоле становился он батраком у богача: за пищу, одежду и обувь пахал поле, давил виноград, собирал оливки.
Или же продолжал работать на своем бывшем участке: но при этом лишь одну шестую часть урожая оставлял себе, остальное отдавал за пользование землей новому ее владельцу. И если несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать, жену, детей, самого себя в рабство. Богатый хозяин мог послать бедняка на любые работы, даже продать на чужбину.
Такими порядками были недоволен весь простой народ. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы призывали бороться против власти и добиться права самим управлять государством. Народ требовал отменить долговое рабство и переделить землю.
Учитель
Также тяжело жилось простому народу в Древнем Двуречье.
Об этом нам расскажет -
Почти сто лет назад археологи нашли большой столб из черного камня. Главное, что было написано на этом черном камне, - законы Хаммурапи. По этим правилам, установленным царем, а не по собственному произволу судьи должны были разбирать споры между людьми.
Царь угрожал правителям, которые посмеют изменить законы. Боги тогда нашлют на всю землю голод, потоп, болезни.
Порою судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли тогда погрузиться в воду. Если он утонул – значит, значит бог реки забрал его к себе как виноватого.
Учитель
А сейчас ребята давайте познакомимся с законами Хаммурапи и сделаем свои выводы.
Из законов Хаммурапи о преступлениях
- Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен
-Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен
-Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку
-Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
Учитель
Не все в Вавилонии были равны перед законом. И если раб оскорблял свободного человека, то по царскому закону ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господина.
В Период средних веков также людям жилось очень трудно, и они пытались бороться с неограниченной властью своих правителей.
И именно в этот период люди добиваются первых результатов.
Ученик
Одним из первых государств, где простые люди добились ограничения власти своего правителя, была Англия. Именно в Англии король в 1215 году подписал и скрепил своей печатью требования восставших. Так появилась Великая хартия вольностей.
Самой важной в хартии была статья 39: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан… иначе, как по законному приговору равных и по закону страны».
Период нового времени, 16-19 века, не были исключением, люди боролись за свои права.
Ученик
В начале 17 века англичане образуют в Северной Америке колонии. Постепенно на Атлантическом побережье образовалось 13 колоний, население которых составляло около 2,5 млн человек.
Пока колонистов было мало, индейцы относились к ним как к друзьям. Индейцы научили колонистов жить в Новом Свете, а европейцы отплатили тем, что отобрали у них землю, заставили их трудиться от зари до зари. Грубость, насилие, со стороны новых хозяев, вызывали недовольство. В результате войны за независимость, свободу и справедливость, в конце 18 века, в США была принята Декларация об отделения от Англии – 4 июля 1776 года.
Декларация независимости США. 4 июля 1776 года.
Все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью……
Учитель
«Все люди рождаются свободными и равными в правах», - гласит первая строка знаменитой Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 августа 1789 года, во Франции.
Декларация провозглашала право человека на жизнь, свободу и равенство, свободу слова, печати.
В сентябре 1791 года Учредительное Собрание приняло первую в истории Франции Конституцию, которая ограничила сильную власть короля
Самыми тяжелыми испытаниями 20 века, для всего населения, стали первая и вторая мировые войны. Во второй мировой войне участвовало 61 государство. Боевые действия велись на территории 40 стран. Общее число погибших составило 55 миллионов человек, из них 27 млн. советских людей. С лица земли были стерты тысячи городов и деревень. Человечество заплатило огромную цену за победу над захватчиками.
Война показала, что вооруженные конфликты в современном мире грозят уничтожением человечества в целом, всего живого на земле.
После окончания Второй мировой войны, в 1945 году многие государства мира собрались и решили создать организацию, целью которой была – поддержание мира между народами.
Такой организацией стала – ООН.
Официальная дата создания ООН – 24 октября 1945 г.
В 1948 году была организована Комиссия по правам человека,
В состав которой вошли представители 14 стран – участниц ООН. Эта комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года, в Париже. К этому моменту в ООН было 56 стран – участниц.
Давайте обратимся к этому документу. В 30 статьях Декларации перечислены все основные права человека.
Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли и наши соотечественники Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз).
Ребята, вы заранее познакомились с текстом Декларации, и давайте мы с вами обсудим, какие на ваш взгляд, права являются самыми важными.
-обсуждение вопроса.
Ребята, это очень хорошо, что вы выбрали определенные права, но права, которые перечислены в этом документе, все очень важны.
Международные документы, защищающие права человека,
- Всеобщая Декларация прав человека
-Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
-Декларация прав ребенка
-Пакт об экономических, социальных и культурных правах
-Пакт о гражданских и политических правах
-Конвенция о правах ребенка.
являются фундаментом нашего основного закона страны – Конституции РФ.
Первой в Советском государстве была Конституция РСФСР 1918 года. Сегодня у нас действует Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. (обращение к тексту)
Одно из ведущих мест в Конституции РФ занимает глава 2 – «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит 48 статей.
Основные наши права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать:
- работа с таблицей.
Личные | -право на жизнь (Спарта) – ст. 20 -право на защиту от пыток и насилия – ст. 21 -право на личную и семейную тайну – ст.23 -право на тайну переписки, телефонных - переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений – ст. 23 |
Политические | -право на свободу мысли и совести – ст. 29 Мнения, критика, ограничения – призыв к войне, ненависть к другим народам.. - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод – ст.46 -право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства – ст.27 До отмены креп. Права не могли уйти. -право на участие в ведении государственных дел - ст.32 |
Социально-экономические и культурные | - право на труд и свободный выбор профессии – с. 37 -право на отдых и досуг – ст. 37.5. -на охрану здоровья и медицинскую помощь – ст. 41 - социальное обеспечение - ст. 39. - право на образование – ст. 43. |
Конституция государства закрепила ряд важных обязанностей граждан:
- Каждый должен беречь памятники культуры – ст. 44.3
- Каждый должен платить налоги и сборы – ст. 57
- Гражданин должен сохранять природу – ст. 58
- Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
Таким образом, права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.
В конце нашего занятия, попробуем себе построить идеальное маленькое государство и придумать новые законы, а может быть взять многие права из Конституции РФ. Для этого, выберем Президента и напишем новые законы, по которым будет жить придуманная страна.
Возможно, в канун Нового года, ваши детские мечты сбудутся.
Я вам желаю мирного неба над головой, пусть ваши права никогда и никто не нарушает
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Из законов Хаммурапи о преступлениях
(1792-1750 гг. до н.э.)
- Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен
-Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен
-Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку
-Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
Великая хартия вольностей. 1215 г.
Статья 39: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан… иначе, как по законному приговору равных и по закону страны».
Декларация прав человека и гражданина
26 августа 1789 г.
- Все люди рождаются свободными и равными в правах.
- Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
- Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому..
- Закон должен быть равный для всех.
- Никто не может быть тревожим за свои убеждения, даже религиозные, если их проявления не нарушают общественного порядка, установленного порядком..
Показатели | Первая мировая война | Вторая мировая война |
Участвовало всего государств | 34 | 61 |
Количество государств, на территории которых шли действия | 14 | 40 |
Общее число погибших, млн чел. | 10 | 55 (27 советских граждан) |
ЛИЧНЫЕ | Ст. 20 | -право на жизнь |
Ст. 21 | -право на защиту от пыток и насилия | |
Ст. 23 | -право на личную и семейную тайну | |
Ст. 23 | право на тайну переписки, телефонных - переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений | |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ГРАЖДАНСКИЕ | Ст. 29 | -право на свободу мысли и совести |
Ст. 46 | - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод | |
Ст. 27 | -право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства | |
Ст. 32 | -право на участие в ведении государственных дел | |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНЫЕ | Ст.37 | - право на труд и свободный выбор профессии |
Ст.37 | -право на отдых и досуг | |
Ст.41 | -на охрану здоровья и медицинскую помощь | |
Ст.39 | - социальное обеспечение | |
Ст. 43 | - право на образование |
СТАТЬЯ 1
Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по – братски.
СТАТЬЯ 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:
-национальности, языка, расы, пола, религии;
-социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;
-величины и мирового значения его страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Правила безопасного поведения при землетрясении" 7 класс
Учебные вопросы урока:Как подготовиться к землетрясению;Как вести себя во время землетрясения;Как действовать после землетрясения....
Конспект урока "Права человека"
Урок по теме "Права человека"...
Конспект урока "Права человека" 9 класс
конспект урока по теме "Права человека" 9 класс...
конспект урока " Права человека в современном мире"
открытый урок по обществознанию в 11 классе....
Конспект урока: Права и свободы человека и гражданина.
Конспект урока: Права и свободы человека и гражданина....
Конспект урока "Права и обязанности человека"
Разработка открытого урока по Обществознанию...
Конспект урока "Правила безопасного поведения человека на природе"
Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс...