Конспект урока "Права человека"
план-конспект урока по праву (9 класс) по теме

Разумная Нина Викторовна

Урок по теме "Права человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_8-9_klassakh.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Права человека» в VIII-IX классах

Цель урока:

- дать обучающимся представление о том, что такое права человека, познакомить их с основными документами о правах человека.

1. Изучение учащимися международных документов (на примере ВДПЧ), регламентирующих права человека.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия: права и свободы человека, Всеобщая декларация прав человека.

Оборудование: текст ВДПЧ, карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, карточки с иллюстрациями (фотографиями).

Ход урока.

I. Вводная часть.

Учитель знакомит обучающихся с темой урока.

Декларация – заявление, международный правовой документ, в котором провозглашены какие либо принципы. 

Учитель рассказывает о том, что вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире – Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.

Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

II. Актуализация знаний.

 

Работа над понятием права человека (по группам):

1. Что подразумевается под понятием права человека?

2. Какую роль играют права в жизни человека?

3. Зачем надо изучать права человека?

        Права человека — это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать.

        естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов.

        Свобода – отсутствие ограничений в чем-либо, не запрещенном законом.

Вспомнить какие права человека вы знаете? (1-2-4) работа в парах, группах.

Игра «Полет на воздушном шаре». 
Цель: донести до учеников информацию о категориях прав человека, сформировать понимание того, что нет более важных и менее важных прав, все права человека важны и должны соблюдаться в равной степени.

Условия игры:
Учитель делит класс на три малые группы и зачитывает ребятам следующий текст: «Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5). Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:
• Право на образование.
• Право на жилье.
• Свобода слова.
• Право на равенство перед законом.
• Право на жизнь.
• Право на гражданство.
• Свобода мысли и религии.
• Право на охрану здоровья.
• Право основать семью (вступить в брак).
• Право на социальное обеспечение»
        
По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.

III. Работа с текстом декларации.

1) Разминка. Соотнести стихотворение и статью. (работа в парах)

2) Заполнение таблицы. (у каждой группа своя категория прав)

Группа прав человека

Права человека

Статьи декларации

Гражданские (личные)

неотъемлемые права человека, присущие ему как свободной личности

- На жизнь, свободу, личную неприкосновенность;

- на защиту чести, достоинства,

- на равенство перед законом;

- на невмешательство в личную жизнь;

- на тайну переписки;

- на неприкосновенность жилища;

- не подвергаться пыткам и жестокости;

- на гражданство;

-на свободу передвижения и выбор места жительства;

- на доступ к информации.

Политические

обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

- избирать и быть избранным в органы гос. власти;

- на свободу мысли и слова;

- на свободу совести;

- на создание союзов и объединений;

- на собрания, митинги, демонстрации.

Экономические

обеспечивают свободу хозяйственной инициативы

- на частную собственность;

- на труд;

- на свободный выбор профессии и рода занятия;

- на справедливое вознаграждение за труд.

Социальные обеспечивают достойный уровень жизни и социальной защищенности.

- На достойный уровень жизни;

- на социальное обеспечение;

- на жилище;

- на образование;

- на охрану здоровья;

- на отдых и досуг.

Культурные

обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности.

- на участие в культурной жизни;

- на доступ к культурным ценностям;

- на свободу творчества;

- на защиту интеллектуальной собственности.

        По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.

        IV. Закрепление. Применение знаний и умений на практике. Работа с иллюстрациями:

Необходимо рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос: Какие права человека, зафиксированные во ВДПЧ, они иллюстрируют (по плану):

- название сказки;

- нарушенные права;

- кто является нарушителем прав.

        

        V. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

Приложение

Задание: Заполните таблицу «Права человека», используя текст Всеобщей декларации прав человека.

Группа прав человека

Права человека

Статьи декларации

Гражданские (личные)

неотъемлемые права человека, присущие ему как свободной личности

Политические

обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

Экономические

обеспечивают свободу хозяйственной инициативы

Социальные обеспечивают достойный уровень жизни и социальной защищенности.

Культурные

обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности.

Игра «Полет на воздушном шаре»

«Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5). Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:
• Право на образование.
• Право на жилье.
• Свобода слова.
• Право на равенство перед законом.
• Право на жизнь.
• Право на гражданство.
• Свобода мысли и религии.
• Право на охрану здоровья.
• Право основать семью (вступить в брак).
• Право на социальное обеспечение»

Методические рекомендации-03


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"

"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...

Конспект урока «Права человека»»

Данный конспект урока рассчитан для учащихся 5-9 классов...

Конспект урока "Права человека" 9 класс

конспект урока по теме "Права человека" 9 класс...

конспект урока " Права человека в современном мире"

открытый урок по обществознанию в 11 классе....

Конспект урока: Права и свободы человека и гражданина.

Конспект урока: Права и свободы человека и гражданина....

Конспект урока "Права и обязанности человека"

Разработка открытого урока по Обществознанию...

Конспект урока "Правила безопасного поведения человека на природе"

Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс...