Рабочая программа по обществозннанию
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме

Азарнова Галина Алексеевна

                      Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.И.Кравченко «Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений» (М.: Русское слово, 2011), подготовленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник А.И. Кравченко «Обществознание» 8 класс (М.: Русское слово, 2011). Рабочая программа на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю, в т.ч 6 контрольных работ Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Цель курса - развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, способности к самоопределению и самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_8_klass.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель МС _______________

Протокол № _____ от ___________г.

УТВЕРЖДЕНА приказом директора  МБОУ СОШ №1_____________________

                             (Н.А. Петровская)

№ __________ от ____________________

М.П.

Составлено на основе

  рекомендованной

 государственной программы

и требований к    минимуму содержания

Рабочие программы

учебного курса

 «Обществознание»

 в 8 классах

(элективный курс)

Учителя Азарновой

Галины Алексеевны

 

2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Кравченко А.И..

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю, в т.ч 6 контрольных работ

Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: проблемные уроки, дискуссии, круглые столы, презентации, аукционы, брейн-ринги, КВН, уроки-путешествия и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Учащихся должен знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  •  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

 

Учащихся должен уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов ( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  •  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  •         применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕССКИЙ ПЛАН

№№

Дата проведения

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Основные

понятия

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дом.

задание

план

факт

1

2-7.09

Введение в обществознание

1

КУ

Стр. 4-3

Раздел 1. Общество и человек. (10 часов)

2-3

9-14.09

16-21.09

Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе

1

КУ

Общество, страна, мировое сообщество,  политическая сфера, экономическая, социальная, духовная сфера.

Характеризовать и различать главные сферы общества: экономическая политическая, социальная и духовная.

§ 1

4

23-28.09

Взаимосвязь природы и общество

1

КУ

Природа

Находить связь между природой, обществом и человеком. Кратко излагать глобальные проблемы человечества.

Проводить поиск информации в различных источников.

Творческая работа

§2

5

30.09-5.10

Типология общества

1

КУ

Общества дописьменные, письменные, простые, сложные, традиционное, индустриальное, постиндустриальное

Называть основные типы общества.

Давать характеристику, определять особенности типов общества.

§ 3 зад 2,3

6

7-12.10

Социальный прогресс и развитие общество.

1

КУ

ускорения истории, прогресс, регресс, революция

Объяснять закон ускорения истории.

Раскрыть цели, задачи и ход предвыборной компании.

Определять значение выборов.

§ 4

7

14-20.10

Личность и социальная среда

1

КУ

Личность, индивид, человек.

Находить различия личности, человека, индивидуальность.

Практ. раб

§ 5

8

21-27.10

Потребности человека

1

КУ

Потребности,

Характеризовать потребности человека.

Пояснять квалификацию потребностей человека А. Маслоу.

§ 6

9

28-31.10

Социализация и воспитание

1

КУ

Социализация, воспитание

Приводить примеры социализации подростка.

Рассказывать о воспитании, как части процесса социализации.

§ 7

10

11-17.11

Социально-психологический процесс общения.

1

КУ

Общение

Приводить примеры общения  подростка.

Характеризовать формы общения.

§8

11

18-24.11

Человек в обществе и общество в человеке. Повторение

1

УОСЗ

Общение

Обобщать и систематизировать знания по теме «Человек и общество»

тест

Раздел 2.Экономическая сфера (11 часов)

12

25-30.11

Сущность и структура экономики.

1

КУ

Экономика, деньги, ресурсы, отрасль Производство, предприятие,

Объяснять понятия экономика.

Различать четыре основные ресурса: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

Объяснять роль предпринимательской деятельности в экономике.

§ 9

13-14

2-8.12

9-14.12

Товар и деньги

1

КУ

Деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.

Знать и уметь объяснять понятия.

Уметь объяснять закономерности товара и денег.

§ 10

15

16-21.12

Спрос и предложение

1

КУ

Спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, цена

Знать и уметь объяснять понятия.

Уметь объяснять взаимосвязи спроса и предложения.

§ 11

16-17

23-28.12

13-18.01

Рынок, цена, конкуренция

1

КУ

Обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Знать формы и виды рынков, основные функции цены, механизм выравнивания цен..

Конкуренция продавцов и производителей.

Практическая работа

§ 12

18

20-25.01

Предпринимательство

1

КУ

Предпринимательство, предприниматель, менеджер, малый бизнес.

Определять экономическое содержание и функции предпринимательства.

Знать экономическую сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.

§ 13

19

27.01-01.02

Роль государства в экономике

1

КУ

Налогообложение, прямые и косвенные налоги.

Определять роль государства в экономике.

Производить поиск информации в различных источников.

§ 14

20

3-8.02

Бюджет государства и семьи

1

КУ

Доход, расход, бюджет, дефицит бюджета.

Рассказывать о бюджете государства.

Знать из чего складывается семейный бизнес.

Практ работа

§ 15

21

10-15.02

Труд, занятость, безработица

1

КУ

Труд, досуг, заработная плата, безработица.

Высказывать суждения об отношении к труду в современном обществе.

§ 16

22

17-22.02

Повторение. Экономическая сфера

1

УОСЗ

Обобщать и систематизировать знания по теме «Экономическая сфера»

тест

§ повторить

Раздел  3. Социальная сфера (11 часов)

23

24.02-1.03

Социальная структура

1

КУ

Социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социа-льная роль.

Характеризовать социальную структуру общества.

§ 17

24

3-8.03

Социальная стратификация

1

КУ

Стратификация, класс, образ жизни

Объяснять значение основных понятий.

Определять по критериям социальные общности.

§ 18

25-

10-15.03

Богатые. Бедные

1

КУ

Неравенство, богатство, роскошь, «новые русские». Бедность, порог бедности, нищета.

Определять критерии влияющие на уровни жизни общество.

Перечислять основные способы получения богатства. Перечислять причины бедности людей в современном мире.

Рассказывать об образе жизни бедных людей и нищих.

§ 1920

26

17-21.03

Этнос: нации и народности

1

УОСЗ

Этнос, племя, народность, нация.

Перечислять отличительные признаки этноса.

§ 21

27-28

1-5.04

7-12.04

Межнациональные котношения

2

КУ

Межнациональные отношения, этнические конфликты.

Называть различия межнациональные отношения внутри одного государства и между государствами.

Производить поиск информации в различных источников.

Творческое задание

§ 22

29-30

14-19.04

21-26.04

Конфликты в обществе

2

КУ

Конфликт

Характеризовать квалификацию конфликтов.

Называть способы разрешения конфликтов.

§ 13

31-32

28.04-3.05

5-10.05

Семья

2

КУ

Семья, жизненный цикл семьи, расширенная семья, развод.

Рассказывать о семьи – как малой социальной группе.

Перечислять стадии жизненного цикла семьи.

Практическая работа

§ 14

33

12-17.05

Социальная сфера

1

УОСЗ

Все термины раздела

Обобщать и систематизировать знания по теме «Социальная сфера»

тест

§ повторить

34-35

19-24.05

26-31.05

Итоговое повторение

1

УОСЗ

Термины курса

Характеризовать основные социальные объекты, выделять их  существенные признаки.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Тест


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1.Общество  и человек (11 час)

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общественной жизни. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Традиционное, индустриальное, информационное общества: их особенности и эволюция.

Закон ускорения истории. Уплотнение исторического времени. Разная скорость развития наций. Социальный прогресс: экономический, технический, культурный. Революция и эволюция. Реформа. Виды реформ: социальные, экономические, политические. Реформы прогрессивные и регрессивные. Революция: кратковременная и долговременная. Неолитическая революция и промышленная революция.

Диоген в поисках личности. Одаренность. Личность. Человек. Индивидуальность.

Потребности как вид нужды. Удовлетворение потребностей. Физиологические, потребности в безопасности (экзистенциональные), социальные, престижные, духовные потребности. (Иерархия потребностей по А.Маслоу).

Социализация. Роль. Культурные нормы. Жизненный цикл человека: детство, юность, зрелость, старость. Воспитание. Социализация и воспитание.

Социальная среда. Общение: речевое и неречевое. Формы общения: служебное (деловое), повседневное (бытовое), убеждающее, ритуальное, межкультурное (межэтническое) и др. Письменное общение.

Раздел 2 Экономическая сфера (11 часов)

Основные вопросы экономики. Ключевые сферы экономики: производство, распределение, обмен и потребление. Экономика как наука. Потребности и способы их удовлетворение. Экономические отношения. Деньги. Ресурсы (факторы производства): земля, труд, капитал, предпринимательство, информация. Подразделения сферы экономики: производители (предприятия - фирмы), потребители (организации и население). Работа по схеме стр.67. Денежные, информационные и трудовые потоки. Производство. Промышленность. Отрасль. Предприятие.

Товар. Свойства товара. Деньги. Презентация «Заменители денег». Функции денег: средство обращения, мера стоимости, средство накопления, средство платежа, мировые деньги. Стоимость денег. Инфляция. Основной закон бизнеса. Конечная стоимость товара: начальная цена товара, издержки, прибыль. Посредничество.

Спрос. Величина спроса  Q (d). Предложение. Величина предложения  Q (s). Зависимость между Q (d) и Q (s). Факторы влияющие на спрос: доход, потребность, мода, цены на товары – заменители и др. Маркетинг. Закон спроса. Искусство компромисса.

Взаимосвязь обмена и рынка. Рынок. Цена. Функции цены: ограничение потребления ресурсов и мотивация производства. Равновесная цена. Идеальный рынок. Конкуренция. Олигополия. Монополия. Конкуренция производителей. Конкуренция потребителей. Условия работы рынка.

Предпринимательство как явление современного мира. Репетиторство. Предприниматель. Прибыль. Характеристики предпринимательской деятельности. Менеджер и предприниматель. Риск предпринимательства. Формы предпринимательства: корпорации, индивидуальное, партнёрское (работа по схеме стр. 87). Пример успешного бизнеса.

Государство как субъект экономики. Таблица сравнения экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Способы воздействия государства на экономику и население. Налоги: прямые и косвенные. Федеральные, региональные и местные налоги. Другие классификации налогов. Налоги и восстания (исторический пример из энциклопедии «Хроника человечества» - посмотреть по электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия). Социальная политика государства.

Бюджет как финансовый план. Фазы составления бюджета: постановка финансовых целей, оценка доходов, планирование расходов. Государственный бюджет. Схема принятия государственного бюджета. Государственный долг. Государственное банкротство (из энциклопедии «Хроника человечества» - см. Кирилл и Мефодия). Способы решения проблем дефицита государственного бюджета (работа по схеме стр.102). Социальные программы.

Труд: производительный и непроизводительный. Работа. Заработная плата и её виды: сдельная и повременная. Карьера. Безработица. Безработный. Причины безработицы.

Раздел 3 Социальная сфера (13 часов).

Социальная структура. Страта. Статус и социальное положение. Социальная группа. Критерии социальной группы. Социальные и межличностные отношения. Знаки отличий группы. Одежда и статус. Статусные символы: жильё, язык, жесты, манера поведения. Имидж. Социальная роль.

Социальная стратификация как расслоение общества на группы. Дифференциация и стратификация. Схема: социальные общности – социальные слои и классы. Страты и лестница доходов. Доход. Образование. Власть. Престиж. Классы. Образ жизни.

Неравенство, богатство, бедность. Наследство. Работа с документом – М. Гиблов «Дом в Москве, два – в Париже». Социальное неравенство и уровень жизни.  «Новые русские» и «новые бедные».

Бедность как экономическое и социальное состояние. Порог бедности. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. Нищета.

Этнос. Социальные факторы. Семья. Клан. Признаки этноса: общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта, язык, территория. Этническое самосознание. Родина. Миграция. Племя. Народность. Нация. Признаки нации.

Разновидности межнациональных отношений: внутри государства и между государствами. Национальные меньшинства. Этноцентризм. Межплеменные войны. Работа с документом – В.А. Авксентьев «Этнические конфликты» + просмотр компьютерной презентации. Причины и поводы к  этническим конфликтам.

Конфликт. Примеры конфликтов (из энциклопедии «Хроники человечества»). Субъекты и предмет конфликта. Разряды конфликтов: внутриличностные, межличностные, социальные. Повод для конфликта. Виды конфликтов: политические, экономические, культурные и религиозные, профессиональные, этнические.Виды конфликтов по способу протекания: конфронтация, соперничество, конкуренция. Цель конфликта. Разрешение конфликта. Семейные конфликты. Способы разрешения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы, власти, закона.

Семья. Признаки семьи. Жизненный цикл семьи и его стадии. Нуклеарная семья. Расширенная семья. Развод, его причины и последствия.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.

п/п

Наименование, раздела, темы, урока

Кол-во

 часов

Виды и формы  контроля

4

Общество и сферы общественной жизни

1

Тематический. Тестирование

12

Человек в обществе и общество в человеке.

1

Тематический. Тестирование

16

Товар и деньги

1

Тематический. Тестирование.

23

Экономическая сфера

1

Тематический. Тестирование.

34

Социальная сфера

1

Тематический. Тестирование.

35

Итоговое повторение.

1

Итоговый. Тестирование.


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Основные

  1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под  ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук,, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.
  2. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений ( О.А. Котова, Т.Е. Лискова), изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительные

  1. Р.М. Черных Тематическое планирование курса Обществознания 8 класс М. «Русское слово» 2007
  2. • Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс.
  3. • Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику «Обществознание» для 8 класса.
  4. • Кравченко А.И. Задачник по Обществознанию. 8-9 классы. М. «Русское слово» 2003
  5. • Кравченко А.И. Тесты по Обществознанию. 8-9 классы. М. «Русское слово» 2004
  6. • Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8,9 классы М. «Русское слово» 2007
  7. • Комплект таблиц «Обществознание. 8-9 класс»
  8. • Стандарт основного общего образования по обществознанию
  9. • Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по экономике

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...