Материал на каникулы
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (8 класс) по теме

История 468

Тесты для работы дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_1.doc84 КБ
Microsoft Office document icon chast_s.doc59.5 КБ
PDF icon 13.pdf2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Прочтите текст и выполните задания С1–С6.

Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.

В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.

Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего
положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.

Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.

В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.

(По материалам интернет-энциклопедии)

C1

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) Смысл понятия «средний класс»;

2) Группы населения, относящиеся к среднему классу;

3) Критерии выделения среднего класса;

4) Социальные функции среднего класса.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответству​ющих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

C2

Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Должны быть названы следующие группы критериев:

1) объективные;

2) субъективное восприятие человеком своего положения

Правильно названы две группы критериев

2

Правильно названа только одна группа критериев

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

C3

Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы следующие функции:

1) социальный стабилизатор;

2) экономический донор;

3) хранитель и распространитель ценностей культуры;

4) поставщик кадров чиновников и управленцев

Правильно названы четыре функции

2

Правильно названы две-три функции

1

Правильно названа одна функция.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

C4

Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть приведены три примера, допустим:

1) преподаватель университета переехал работать по контракту в другую страну;

2) банковский служащий стал начальником отдела, а затем заведующим филиалом банка;

3) врач, защитив диссертацию, стал главврачом клиники.

Могут быть приведены другие примеры

Правильно приведены три примера

3

Правильно приведены два примера

2

Правильно приведён один пример

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

C5

Автор отмечает ведущую роль среднего класса в деятельности гражданского общества. Выскажите два предположения о причинах подобной активности среднего класса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе могут быть высказаны предположения, например:

1) представители среднего класса достаточно образованны, чтобы понимать значение гражданского общества;

2) представителям среднего класса необходимо защищать свою собственность и положение в обществе;

3) представители среднего класса много путешествуют, могут сравнивать жизнь в разных странах, хотят привнести лучшее, что достигнуто другими странами.

Могут быть высказаны другие предположения

Правильно выказаны два предположения

2

Правильно высказано одно предположение

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

C6

В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, сформулируйте любые два вопроса, которые могут проиллюстрировать эти дебаты.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть сформулированы следующие вопросы:

1) может ли обеспеченный, но необразованный человек считаться представителем среднего класса;

2) что важнее: объективные показатели богатства и успеха или субъективное мнение о своей социальной принадлежности?

Могут быть сформулированы другие адекватные вопросы

Сформулированы два вопроса

2

Сформулирован один вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Извлечения из Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 2.

1. Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Статья 3.

1. Граждане Российской Федерации осуществляют своё право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Статья 6.

1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

C1

Озаглавьте приведённые статьи Закона.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Статьи могут быть озаглавлены следующим образом:

ст. 2 – Понятие местного самоуправления;

ст. 3 – Право граждан Российской Федерации на осуществле​ние местного самоуправления;

ст. 6 – Вопросы, которые находятся в ведении местного самоуправления.

Заголовки статей могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Правильно озаглавлены три статьи

2

Правильно озаглавлены две статьи

1

Правильно озаглавлена одна статья.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

C2

Какие вопросы решают органы местного самоуправления? На что они ориентируются в своих решениях?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть следующие элементы:

1) вопросы местного значения;

2) ориентиры – интересы населения, исторические и иные местные традиции.

Элементы ответ могут быть приведены в других формулировках

Правильно названы вопросы и ориентиры

2

Правильно названы только вопросы.

ИЛИ Правильно названы только ориентиры

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

C3

Как Законом обеспечивается равноправие граждан? Приведите любые три положения Закона.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены следующие положения Закона:

1) все граждане без какой-либо дискриминации могут принимать участие в местном самоуправлении;

2) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

3) граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе;

4) каждый имеет возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

Могут быть приведены другие положения

Правильно приведены три положения

2

Правильно приведены два положения

1

Правильно приведено одно положение.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

C4

Какие два способа волеизъявления граждан названы в тексте? Проиллюстрируйте конкретным примером каждый из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Должны быть названы два способа волеизъявления граждан и каждый из них проиллюстрирован примером, допустим:

1) прямое волеизъявление (на собрании жителей населённого пункта было принято решение о начале работ по прокладыванию газопровода);

2) через выборные и другие органы (инициативная группа граждан обратилась в орган местного самоуправления с требованием оборудовать площадку для выгула собак).

Могут быть приведены другие примеры

Правильно названы два способа, и каждый из них проиллюстриро​ван примером

3

Правильно названы два способа, один из них проиллюстрирован примером.

ИЛИ Правильно назван один способ, приведены два примера

2

Правильно назван и проиллюстрирован примером один способ.

ИЛИ Правильно названы только два способа.

ИЛИ Правильно приведены только два примера

1

Правильно назван только один способ.

ИЛИ Правильно приведён только один пример.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответству​ющие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

C5

Приведите два объяснения фразы: «местное самоуправление – деятельность населения под свою ответственность».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть приведены два объяснения, например:

1) граждане распоряжаются средствами местного бюджета и несут ответственность за их неэффективное расходование;

2) граждане определяют перспективы развития своего населённого пункта и несут ответственность за связанные с этим выбором последствия.

Могут быть приведены другие объяснения

Правильно приведены два объяснения

2

Правильно приведено только одно объяснение

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

C6

Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения важности участия граждан в деятельности органов местного самоуправления.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответ могут быть приведены следующие объяснения:

1) участие в деятельности местного самоуправления важно, так как у граждан формируется опыт непосредственного осуществления власти;

2) участие в деятельности местного самоуправления вовлекает граждан в обсуждение проблем страны, повышает их политическую активность;

3) участвуя в деятельности местного самоуправления, граждане могут наиболее эффективно решать проблемы своего населённого пункта.

Могут быть приведены другие объяснения

Правильно приведены два объяснения

2

Правильно приведено одно объяснение

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Предварительный просмотр:

куликовская битва(1380)-причины и последствия
медный бунт(1662))-причины и последствия
церковный раскол-причины и последствия
северная война(1700-1721)-причины и последствия

Медный бунт.
Причиной его стало обесценивание медных денег, которые стали чеканить с 1655г. это произошло после затяжной и войны с Польшей, когда Россия стала готовиться к новой войне со Швецией. Тогда выпуск дешёвых денег казался единственным выходом из положения. Сначала народ благосклонно отнёсся к медным деньгам. Но впоследствии их чеканка достигла невероятных размеров. Были они изначально в 60 раз дешевле серебра, а по номиналу приравнивались к серебряным. Ещё одной из причин бунта было появление большого количества фальшивых денег, в котором были замешаны некоторые бояре. Основными участниками бунта были городские низы. Он был жестоко подавлен. Но результат всё-таки был - с 1663г. медные деньги чеканить перестали, они вышли из употребления, вновь возобновилась чеканка серебряной монеты.
Последствия- В 1663 году по царскому указу медного дела дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, а в Москве была возобновлена чеканка серебряной монеты. Жалование всяких чинов служилым людям опять стали выплачивать серебряными деньгами. Медные деньги изъяли из обращения, частным лицам было велено их переплавить на котлы или приносить в казну где за каждый сданный рубль платили 10, а позже ещё меньше — 2 деньги серебром

Московское государство вело длительную войну за Украину против Речи Посполитой, для чего было потрачено огромное количество денежных ресурсов. Возник дефицит денег. Собственных месторождений драгоценных металлов, из которых чеканили деньги, на тот момент у России еще не было, поэтому их ввозили из заграницы. Монетный Двор использовал иностранные деньги, чтобы сделать из них русские – копейки, полушки и деньги.

Ситуация пришла к тому, что боярин Ордин-Нащокин предложил весьма спорный выход: чеканить медные деньги по номинальной стоимости серебряных. При этом налоги по-прежнему собирались серебром, а вот жалованье выдавалось уже новыми медными монетами. Начиная с 1654 года медные деньги официально были введены в обращение вместо серебряных.

Поначалу все шло так, как задумало правительство: новые деньги принималась по цене прежних серебряных денег. Но вскоре их стали выпускать невероятное количество, ведь проблем с медью не было. Чеканные дворы в Москве, Пскове, Новгороде работали на полную мощность. Поток ничем не обеспеченной денежной массы захлестнул Россию, поэтому очень скоро спрос на серебро начал стремительно расти, а покупательная способность медных денег упала.

Медный бунт: последствия

Царь сдержал свое обещание и разобрался с проблемой медных денег. В 1663 году чеканные заводы в Новгороде и Пскове были закрыты, а медные деньги полностью изъяты из оборота. Возобновилась чеканка денег из серебра. А из медных монет было велено выплавить котлы или сдать их в казну. Обменивались медные наличные на новые серебряные монеты по прежнему инфляционному курсу двадцать к одному, то есть государство официально признало, что старые медные рубли были ничем не обеспечены. Жалованье вскоре опять стали выплачивать серебром.

Демонстрационный вариант отборочного этапа

  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

 История

2011-2012 учебный год

 

Вариант

Раздел I

Среди предложенных ответов отметьте правильный:

         Правильный ответ — 3 балла

   1. Разделение славян на южную, восточную и западную ветви стало следствием:

              упадка Римской империи                 Великого переселения народов

              образования у славян государств     набегов варяжских дружин  

         2. «Рядович» в Древней Руси — :

       рядовой дружинник              работник по договору 

       крестьянин-общинник           ополченец  

  3. Укажите город, который был первым разорен войском хана Батыя:

              Владимир             Рязань                Суздаль                   Козельск  

  4. Воссоединение Украины с Россией произошло в правление:

        Алексея Михайловича                      Федора Алексеевича    

        Петра Алексеевича                           Михаила Федоровича

         5. Пожизненная дворянская служба отменена в царствование:

               Петра II        Анны Ивановны        Елизаветы Петровны     Петра III

    6. Укажите дату Морозовской стачки:

              1875 г.                     1879 г.                           1885 г.                           1889 г.                          

    7. Военно-промышленные комитеты были образованы:

        1914 г.                             1915 г.                              1916 г.                1917 г.

    8. Прекращение полномочий президента СССР М. С. Горбачева было вызвано:

        отставкой                                событиями августа 1991 г.  

        итогом референдума               состоянием здоровья

          9. Расположите в хронологической последовательности:

             Правильный ответ —  6 баллов

             События Смутного времени:

                          А) приглашение на Русский престол Владислава

                          Б) начало формирования Тушинского лагеря Лжедмитрия II

                          В) начало открытой польской интервенции

    1

   2

  3

 

 

 

        10. Впишите ответ на вопрос:

                Правильный ответ — 6 баллов

                Первая русская печатная книга называлась:_________________

 

Раздел II

             Сравните: внутреннюю и внешнюю политику Ивана IV Грозного и Бориса Годунова.

             При ответе на вопрос необходимо указать в графе «Общие черты» что было  общим во внутренней и внешней политике Ивана IV и Бориса Годунова (не менее двух положений), а в графе «Особенности» -  что различным (не менее трех положений). 

            

             Правильный ответ — 3 балла за каждое положение (максимальное количество баллов — 24)

 

Общие черты внутренней и внешней политики Ивана IV и Бориса Годунова

 

1.

 

2.

 

 

 

 

Особенности

Иван IV

Борис Годунов

1.

1.

2.

2.

3.

3.

 

 

 

 

 

Раздел III

                 Дайте развёрнутый ответ:

                 Правильный и полный ответ— 40 баллов

                 Манифест 17  октября 1905 г. и государственные преобразования в годы Первой русской революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбор демонстрационного варианта задания

 

Раздел II

 

             Сравните: внутреннюю и внешнюю политику Ивана IV Грозного и Бориса Годунова.

 

Общие черты внутренней и внешней политики Ивана IV и Бориса Годунова

 

1. политика закрепощения крестьян.

 

2. расширение территории русского государства.

 

 

 

 

Особенности

Иван IV

Борис Годунов

1. Политика террора и политических репрессий (опричнина).

1. Борис Годунов не проводил политику массового террора и политических репрессий.

2. Широкомасштабные реформы во внутренней политике (деятельность Избранной рады).

2. Укрепление системы местного управления (усиление власти воевод).

3. Первое в истории России венчание на царство.

3. Учреждение общественных работ как способа преодоления социально-экономического кризиса в начале XVII в.

4. Иван IV - государь «по рождению», принадлежал к династии Рюриковичей.

4. Борис Годунов – государь избранный Земским собором, к Рюриковичам не принадлежал.

5. Издан общерусский свод законов – Судебник 1550 г.

5. Отсутствовали законодательные акты, подобные Судебнику.

 

 

 

Раздел III

                 Дайте развёрнутый ответ:

                 Манифест 17  октября 1905 г. и государственные преобразования в годы Первой русской революции.

 

Вопрос «Манифест 17  октября 1905 г. и государственные преобразования в годы Первой русской революции» имеет конкретно–исторический характер и направлен на то, чтобы выявить уровень знаний участника олимпиады по отдельной проблеме.

Революция 1905–1907 гг. — переломный момент в истории России начала XX в., ознаменовавший начало важнейших политических преобразований. Следует обратить внимание на причины и условия подготовки, а также основные положения Манифеста 17 октября 1905 г. Отметить, что Манифест способствовал консолидации либеральных и консервативных сил общества, образованию политических партий соответствующих направлений.

Прямым следствием революционных событий 1905 г. и политических реформ стало учреждение в России представительного правления — двухпалатного парламента (Государственная дума и реформированный Государственный совет), новая редакция Основных законов Российской империи, образование первого в истории России единого правительства — Совета министров. Необходимо раскрыть общие принципы функционирования сложившейся политической системы, которая, по мнению некоторых современных историков, соответствовала конституционно–монархической форме государственного устройства, раскрыть механизм взаимодействия важнейших элементов этой системы: верховной власти, Совета министров, Государственной думы, Государственного совета и политических партий.

Причины церковной реформы

необходимости упорядочения и централизации церковной и всей духовной жизни, так как этого требовали процессы в социально-экономической и политической сферах. Становление абсолютизма в России вызывало необходимость большего подчинения церкви государству.  Упорядочение обрядовой стороны, переписывание церковных книг

Итоги церковной реформы:

1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Язгы каникул” хикәясендәге лексик-грамматик материал.

План-конспект урока татарского языка в 5 классе. Автор УМК Р.З. Хайдарова....

Материал на каникулы

Задания по обществознанию...

Entry game. Игра на повторение материала 6 класса для учащихся 7 класса. Первый урок после каникул. Spotlight 7 Английский в фокусе, Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс

Все мы понимаем, что после каникул достаточно сложно включить учащихся в рабочий процесс. Предлагаю использовать увлекательные задания на повторение в формате викторины, можно разделить ребят по коман...

Entry game. Игра на повторение материала 8 класса для учащихся 9 класса. Первый урок после каникул. Spotlight 9 Английский в фокусе, Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс

Все мы понимаем, что после каникул достаточно сложно включить учащихся в рабочий процесс. Предлагаю использовать увлекательные задания на повторение в формате викторины, можно разделить ребят по коман...

Разработка урока к учебнику О.А. Радченко «Вундеркинды плюс» 7 класс по теме 1 «Летние каникулы» к уроку 8 «Парки для скалолазов» Материал рассчитан на два урока.

Материал рассчитан на два урока. План урока включает в себя задания на закрепление новой лексике по теме, повторение временных форм глагола и порядок слов в сложных предложениях с союзами weil, darum,...

Занимательные каникулы. Рекомендации по закреплению пройденного материала в младшей школе на летние каникулы.

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год.  Но и нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных ...