Право на труд. Трудовые правоотношения
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Бозылева Олеся Викторовна

Урок на основе интерактивной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_na_trud._trudovye_pravootnosheniya.rar103.78 КБ

Предварительный просмотр:

Право на труд. Трудовые правоотношения 

практического занятия по курсу «Обществознание. 9класс».

(интерактивная технология)

        

                                                        

Выполнил: Бозылева О. В. учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №22» г. Абакана

                                           АБАКАН

                                                    2011

Содержание.

1.Интерактивная технология и её особенности

(краткое описание) ---------------------------------------------- 3

2. Методическая разработка урока по обществознанию

«Труд и трудовое право»---------------------------------------- 5

Заключение ------------------------------------------------------- 10

Источники и литература  ------------ --------------------------11


                      1. Интерактивная технология и её особенности.

(краткое описание).

  Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка и означает «взаимодействие». «Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем либо».[1] Особым отличием интерактивного обучения является: работа в группах. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, усвоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получить новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

    Главный принцип интерактивного обучения – организация внутри групп интенсивного диалога, при необходимости сменяющегося на полиолог. Диалог происходит внутри групп, а в результате общения групп возникает полиолог.

   Групповая форма обучения одновременно решает три задачи:

- познавательную задачу, вытекающую из конкретной учебной ситуации;

- коммуникативно-развивающую, в процессе которой создаются условия и формируются умения общения как внутри, так и за пределами данной группы;

- социально-ориентационную, формирующую и развивающую гражданские качества, необходимые для социализации школьника в современном обществе.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

    Педагог принимает косвенное участие в интерактивном обучении через организацию и управление учебной деятельностью, корректирует по необходимости, участвует в оценивании.

     Выделяют следующие этапы интерактивной деятельности:

  1. Этап подготовки учителя и учащихся к интерактивному обучению;
  2.  Этап комплектования групп;
  3.  Этап учебной деятельности учащихся в группах;
  4.  Этап презентации группового решения;
  5.  Этап экспертизы (на усмотрение учителя);
  6.  Этап рефлексии прошедшего занятия.

  На практике сложилось два основных подхода к формированию групп учащихся для интерактивной работы:

- деление на пары и тройки (диады и триады);

- ролевое распределение в группы 4-7 человек.

 Основные принципы формирования групп:

  1. Свободный (по желанию учащихся);
  2.  Организованный учителем.

Существуют различные формы проведения интерактивного обучения: дебаты, большой круг, аквариум, мозговой штурм, сюжетно-ролевая игра и другие.


2. Методическая разработка урока обществознания по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения». (Практическая часть).

Цель урока: развить представление учащихся о роли труда в жизни человека и общества, способствовать формированию знаний о трудовом законодательстве и его содержании.

Задачи: 

- образовательные: усвоить понятия «трудовое право», «трудовые правоотношения». Выявить основные понятия и черты трудовых правоотношений.

- развивающие: продолжить формирование навыков логического мышления, уметь раскрывать смысл основных понятий, развивать навыки практической работы с источником (работа с ТК РФ);

- воспитательные: способствовать максимальному развитию правовой культуры учащихся – граждан Российской Федерации.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. (Лабораторно-практическое занятие).

Оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме урока, раздаточный материал (печатные задания, статьи трудового кодекса РФ, примерные образцы трудового договора).

Ожидаемые результаты: при изучении темы урока учащиеся должны овладеть следующими умениями: составлять тудовой договор; знать права и обязанности участников трудовых правоотношений; анализировать документы; объяснять понятия темы: -  трудовое право,  источники трудового права, трудовой договор, время отдыха, заработная плата, рабочее время, дисциплина труда.

                                        План изучения нового материала.

1.Понятие и источники трудового права.

2. Трудовой договор:

А) права и обязанности работника;

Б) права и обязанности работодателя.

Учитель накануне урока разбивает класс на группы:

  1. работники (7 человек);
  2. работодатели (7человек).
  3. эксперты (3 человека), хранитель времени 1 человек.

Учащиеся, придя на урок сразу рассаживаются по группам, в целях избежания путаницы на столах расставлены таблички с названием групп и списком участников, в начале урока выбирают капитана и его помощника, которые в конце урока выставляют оценки членам группы с комментированием  (учитель может и не согласиться с поставленной оценкой)

                                        Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный  момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие

(1 мин.)

Сообщение темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

Тема урока записана на доске(отражена на слайде №1) «Труд и трудовое  право».

Постановка проблемы.

По подсчётам учёных, треть жизни люди проводят на работе.

Сегодня в сложившихся условиях экономического кризиса, нам приходится слышать дома в разговоре родителей, по телевизору, на улице, в транспорте о сокращении рабочих мест, продолжительности рабочей недели, задержке заработной платы и  т. д.

Беспокойство этих людей не беспричинно. Было бы странно, если бы отношения, возникающие в процессе труда, не имели бы трудового регулирования и не приобрели характер правоотношений. На все эти вопросы отвечает трудовое право.  

Сегодня на уроке мы поговорим о трудовом праве, трудовых правоотношениях, правах и обязанностях работника и работодателя. Чтобы решить поставленные задачи, мы ознакомимся с содержанием презентации, затем вы выполните задания непосредственно по статьям Трудового кодекса РФ в группах.

Слушают, домысливают, что от них требуется, записывают тему урока в тетрадь. Выбирают капитана и его помощника.

(1-2 мин.)

1.Понятие трудовое право и его источники.

Изучение нового материала.

Слайд №4-5 презентации.

Трудовые правоотношения возникающие между работником и работодателем регулирует трудовое право. Что такое трудовое право. Трудовое право – это отрасль права, нормы которой регулируют трудовые правоотношения возникающие между работником и работодателем.

Источники трудового права – это нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ.

- Конституция РФ.

- Трудовой кодекс РФ.

- Федеральные Законы РФ.

- Подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, пояснительные письма Министерства труда и пр.). Слайды сопровождаются пояснением учителя.

Слушают, записывают определения со слайдов в тетрадь.

( 5 – 7 мин.)

  1. Трудовой договор:

а. права и обязанности работника;

б. права и обязанности работодателя

Основным понятием трудовых правоотношений является «трудовой договор», в котором прописаны основные права и обязанности работника и работодателя и сегодня, заполняя трудовой договор в соответствии с заданиями каждая из групп, изучит основные понятия трудового права. Слайд №6 определение трудовой договор, участники трудовых правоотношений.

Задания: 1. группа- «работники» - представьте, что вы пришли устраиваться на работу в престижную фирму. Какие пункты  в раздел  «права и обязанности работника» на ваш взгляд должны быть внесены в ваш трудовой договор. (ст.21, 56, 57 ТК РФ) В ходе заполнения договора решите задачу ( 17-летний Валерий П. поступил на работу в мае и в тот же год попросил предоставить ему как молодому работнику  отпуск в летний период. На что ему в отделе кадров сказали, что право на отпуск в первый год работы он имеет не раньше, чем через 11 месяцев непрерывной трудовой деятельности на данном предприятии. Правы ли работники отдела кадров? Не нарушают ли они условия трудового договора. (ст. 122, 63 ТК РФ) ).

Группа 2.- «работодатели» - представьте, что вы глава предприятия или фирмы принимая специалиста на работу какие бы пункты вы включили в трудовой договор в раздел «права и обязанности работодателя» (ст. 21, 56, 57 ТК РФ). В ходе заполнения трудового договора решите задачу (задача: грузчик Р. и рабочий Н. за 3 часа до окончания рабочего дня купили по 2 бутылки пива и ушли в ближайший парк, где и выпили его. Р. после этого ушёл домой, а Н. вернулся за час до окончания рабочего времени на рабочее место. Приказом администрации оба были уволены. Правильно ли поступила администрация, уволив р. и Н? За что администрация уволила Р., а за что Н.). (часть а., п. 6, ст. 81 - увольнение Н., часть б., п. 5, ст. 81 –увольнение Р.).  

Группа 3. «эксперты» - слушают, поправляют, дополняют ответы групп. После окончания ответов групп дают определения новым понятиям урока: рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, виды отдыха с использованием презентации (слайд 8, 9,10) подготовив их заранее.

Самостоятельно выполняют задания, используя раздаточный материал. При ответе все группы проговаривают свои задания и результаты деятельности. Записывают в тетрадь новые определения урока.

(подготовка 15мин., ответ 3 мин., работа с терминами 10 мин.)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке? Пригодятся ли вам эти знания на практике? Было ли вам интересно сегодня на уроке? (Предполагаемые выводы комментируются учащимися). Выставление оценок с комментированием капитанов групп и экспертов.

Делают выводы, записывают домашнее задание: §39, составить по две задачи о трудовых правах несовершеннолетних используя ТК РФ.

(5 мин.)


Заключение.

     Использование интерактивной технологии на уроках  в старших классах представляется перспективной, так как способствует оперативному усвоению знаний, социализации учащихся.

       Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие и позволяет:

- проявлять интеллектуальные способности;

- продемонстрировать уровень овладения знаниями и умениями;

- проявить нравственные и коммуникативные качества;

- продемонстрировать способность к самоорганизации и самообразованию и т.д.

       Совместная работа в группе, самостоятельный поиск информации, содействует качественному усвоению знаний, формированию общенаучных и коммуникативных умений, социализации учащихся.

        Положительным моментом данной технологии является и то, что она позволяет изучить и проанализировать такое количество литературы, погрузиться в проблему, что невозможно сделать одному учащемуся за столь короткий срок.

        Использование данной технологии требует от учителя знаний её реализации и должной подготовки к уроку.


Список используемых источников и литературы.

- Конституция Российской Федерации.-Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2008.- 32с.

- Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 мая 2007 года.- М.: Эксмо,2007.- 272с.

-Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы/ авт.-сост. О. А. Северина.- Волгоград: Учитель, 2009. – 319с.

-Кафедра учителей обществознания и права: концепция, методики, инновации/ авт.-сост. Е. А. Мавлютова.- Волгоград: Учитель,2009. - 208с.

 - Магницкая Е. В., Евстигнеев Е. Н. Трудовое право. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

- Никитин А. Ф.Трудовое право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы.- М.: Дрофа, 2001. – 55 с.

-Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. Л. Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2008. – 400 с.


[1] Кафедра учителей обществознания и права: концепция методики, инновации/ авт.-сост.Е. А. Мавлютова.- Волгоград: Учитель, 2009.- с. 163.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."

Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся  представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения", 9 класс

Разработка урока по трудовому праву в 9 классе с позиций деятельностного подхода. Урок построен на групповой работе по изучению положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренных станда...

Презентация на тему "Право на труд.Трудовые правоотношения"

Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Право на труд. Трудовые отношения". Материал взят из пособия П. А. Баранова, А. В. Воронцова "Полный справочник для подготовки к ГИА"...

Тест по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения» 11 класс

Тест по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения» 11 класс...

Презентация по обществознанию Право на труд. Трудовые правоотношения

Право на труд закреплено статьёй \(37\) Конституции РФ и проявляется в: свободе труда (возможности выбирать род деятельности, профессию, место работы) запрете принудительного труда (рабства) гарант...