Главные вкладки

    Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс
    рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

    Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Задачи, стоящие перед современной школой по формированию мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,  личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации, формированию собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений, делают особенно актуальным повышение качества историко-обществоведческого образования учащихся, формирование и осуществление программы его совершенствования.

    В целях обеспечения правового поля в образовательной политике Липецкой области преподавание предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013/2014 учебном году должно осуществляться в соответствии с Федеральным  Законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, с ФГОС, а также с нормативными документами управления образования и науки Липецкой области.

      НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

    Федеральный уровень

    • Федеральный  Закон  «Об образовании в Российской Федерации»   от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
    •  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993;
    •  Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312;
    •  Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
    •  Приказ МОиН РФ "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089" от 10 ноября 2011 г.          № 2643;
    •  Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ     от 5 марта 2004 г. № 1089» от 24 января 2012 г. №  39;
    •  Методические письма МОиН РФ «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», «О преподавании учебного предмета «Право» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» 2005 г.;
    •  Письмо МОиН РФ «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана» от 07 июля 2005 г. № 03-1263;
    •  Приказ МОиН РФ "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"                 от 19 декабря 2012 г. № 1067;
    • Письмо МОиН РФ и департамента государственной политики в образовании «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе» от                   10 февраля 2011 г. № 03-105;
    • Письмо МОиН РФ «Об использовании учебников в образовательном процессе»    от 08 декабря 2011 г. № МД-1634/03;
    • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (история, обществознание, право) (приказ МО РФ от 05 марта 2004 г. № 1089);
    • Письмо МОиН РФ и департамента государственной политики в образовании «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения» от 4 марта 2010 г. № 03-413;
    • Приказ МОиН РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" от 17 декабря 2010 г. № 1897;
    •  Приказ МОиН РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" от 17 мая 2012 г.    № 413.

    Региональный уровень

    • Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499;
    •  Инструктивно-методическое письмо УОиН Липецкой области «О преподавании курсов истории России и всеобщей истории, ведении учителем учетно-планирующей документации» от 15.07.2011 г. № 2713;
    •  Приказ УОиН Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год» от 16.05.2013 г. № 451;
    •  Инструктивное письмо УОиН Липецкой области «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2013/2014 учебный год» от 16.05.2013 г. № СК-1542

         Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и носит пропедевтическую направленность, является началом системного изучения обучающимися обществоведческих дисциплин, связана с проблемами социализации младших подростков. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов из расчёта 1 час в неделю

         Цели курса:

    - формирование начального представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной;

    - воспитание социально активной личности;

    - интеллектуальное развитие учащихся;

    - гуманизация, формирование жизненной стратегии личности подростка;

    - развитие познавательных способностей учащихся.

         Задачи курса:

    - сформировать активную гражданскую позицию школьников;

    - вооружить учащихся знаниями об обществе и людях, которые позволят им в будущем изучить среду обитания, сделать более современным мир человеческих взаимоотношений.

         Преемственность обеспечивается с курсом «Окружающий мир», изучаемым в начальной школе.  Межпредметные связи осуществляются с курсами истории, литературы, природоведения, ОБЖ.

          Реализация данной программы позволяет использовать следующие технологии: полного усвоения, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированного подхода к обучению, а также различные формы и методы работы: индивидуальные, групповые парные, игровые, ролевые через классно-урочную систему организации учебного процесса.

        Требования к уровню подготовки обучающихся

         Знать/понимать:

     - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

    - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

    - характерные черты и признаки основных сфер жизни общества.

         Уметь:

    - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

    - приводить примеры деятельности людей в различных сферах, ситуаций регулируемыми различными видами социальных норм;

    - решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

    - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (материалы СМИ, учебный  текст и другие адаптированные источники);

    - различать в социальной информации факты и мнения.

              Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    ·        полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

    ·        нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей;

    ·        реализации и защиты прав человека и гражданина;

    ·        сознательного непринятия антиобщественного поведения.

    Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся.

    Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы, итоговое тестирование.

    Учебно-методическое обеспечение включает в себя основную и дополнительную литературу для обучающихся и педагогов.

             Основная литература:

    1.     Е.С.Королькова, Н.Г. Суворова  «Обществознание» 6 кл., М., «Академкнига», 2012 г.

    2.     Декларация прав ребёнка.

    3.     Конвенция о правах ребёнка.

            Дополнительна литература:

    Для информационно компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использовать интерет-ресурсы, видеофильмы.

                                       

                                         СОДЕРЖАНИЕ     ПРОГРАММЫ

    Часть I ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК.

    Глава 1   О том как человек становится человеком  (6 часов)

     1.Два человеческих начала.

    Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек — биосоциальное существо.

    Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека.

    Основное понятие темы: человек — биосоциальное существо.

    2.Ещё одно загадочное слово-культура.

    Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

    Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

    3. А ему так хотелось выжить.  Когда человек стал человеком

       Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей.  Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

    Основные понятия темы: эволюция, инстинкт

    4. Первые правила человеческого общества.

    Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

    Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

    5.От обычая к закону. Закон, право.

    Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

    Основные понятия темы: законность; правопорядок.

    6.Новое слово – мораль.

    Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.

    Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.

    Глава II Человек среди людей (2 часа)

    1.Зачем человеку люди.

    Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.

    Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.

    2. Общество людей.

    Общество — целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

    Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

    Глава III  Социальная сфера общества  (5 часов)

    1. Семья.

     Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

    Основное понятие темы: детство.  

    2. Трудная должность – родители

      Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания.

    Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

    Основные понятия темы: дети; родители.

    3.Семья и общество.

    Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи.

    Основные понятия темы: семья; брак.

    4.Как мир людей заботится о детях. Главный детский закон.

    Основные понятия темы: конвенция о правах ребёнка.

    5.Что говорит закон о правах и обязанностях родителей.

    Основные понятия темы: Семейный кодекс, Уголовный кодекс

    Глава VI Ребёнок в обществе (4 часа)

    1.Зачем нужна школа. Главный школьный закон.

    2.Особый мир школы.

    3.Учитель и ученик.

    4.Давайте жить дружно. Если хочешь иметь друзей.

    История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

    Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.

     Друзья и ровесники.

    Дружба. Отношения дружбы. Верность. Основные понятия темы: дружба; верность.

    Часть 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА.

    Глава 1   Право на жизнь сейчас и в прошлом. (4 часа)

    1.Самые важные права человека. Зачем нужна Всеобщая декларация прав человека.

    Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

    Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.

    2.Жизнь и смерть в первобытном обществе.

    3.Что думали о жизни и смерти древние греки.

    4.Человек средневековья о жизни и смерти. Как средневековый человек понимал мир.

    Глава II  Свобода для каждого, свобода для всех.(5часов)

    1.Свобода, выбор, цель.

    2.Свобода, долг и счастье.

    3. Чем ограничена свобода.

    4. Свобода и мораль.

    5.Свобода и общественное мнение.

    Глава III О долгом пути к правам человека. (5 часов)

    1.Ещё раз об обычаях, законах и морали.

    2.На пути к современному пониманию человека.

    3. Мораль и закон: общее и различия.

    4. Люди в обществе.

    5. Шаг за шагом к павам человека.

    Глава VI С чего начинаются права человека. (3 часа)

    1. Каким должен быть современный человек и почему.

           Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.

    Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

    Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

    2. Конфликты и их причины.

    3. Конституция — Основной закон страны.

    Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России.

    Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс

    Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...

    Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.

    Пояснительная составлена для рабочей  программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....

    Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс

    Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....

    пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 7 класс

    пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 7 класс...

    Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 8 класс

    Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 8 класс...

    Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 10 класс

    Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 10 класс....

    Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 5 класс ФГОС

    Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012); требований ФГОС основного общего образования втор...