Источники и факторы роста экстремизма в современной России
творческая работа учащихся по обществознанию (11 класс) на тему

C начала XXI века террористическим атакам, последствия которых повлекли за собой серьезный ущерб,   подверглись многие государства. Решение задачи профилактики экстремизма и терроризма является одним из наиважнейших вопросов политики национальной безопасности любой страны. Стремление выявить причины религиозного экстремизма в современной России являются своеобразным способом предотвращения экстремистских проявлений и предупреждения террористических актов не только в нашей стране, но и в мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины и проявления религиозного экстремизма в России

C начала XXI века террористическим атакам, последствия которых повлекли за собой серьезный ущерб,   подверглись многие государства. Решение задачи профилактики экстремизма и терроризма является одним из наиважнейших вопросов политики национальной безопасности любой страны. Стремление выявить причины религиозного экстремизма в современной России являются своеобразным способом предотвращения экстремистских проявлений и предупреждения террористических актов не только в нашей стране, но и в мире.

Одной из основных причин всевозможных протестных практик, в том числе, экстремистского характера в России, является недовольство своим социальным положением. Цель подобного протеста - восстановить справедливость, равенство в правах. Падение жизненного уровня основной массы населения, безработица, дискредитация государственной власти из-за ее неспособности решать социально-экономические проблемы, вседозволенность крупных корпораций - вот факторы, которые вкупе с политизацией религии в ее борьбе за власть и экономические привилегии приводят к религиозному экстремизму.

Вторая причина - глобализм. Глобализм, возникший в результате информационной революции, привел к распространению религии, трансформации конфессий. Утрата верующими единой цели своих религиозных действий, индивидуальное отношение к вероучению своей конфессии приводит к расколу и росту нетерпимости в рамках собственной религиозной организации. В то же время растет недовольство по отношению к миссионерской деятельности новоиспеченных религий как прозападного, так и провосточного типа.

Третья причина религиозного экстремизма социальная незащищенность мигрантов. Европейский опыт учит нас всячески противодействовать формированию иммигрантских общин религиозно-национального характера, где не только сохраняются традиции и коллективная взаимопомощь, но и процветает теневая экономика, криминализируется молодежь, не имеющая возможности адаптироваться к существующей системе социальных связей и получить доступ к легальным источникам дохода. На сегодняшний день система социальной защиты мигрантов отсутствует. Как результат - рост этнической преступности и распространение в обществе нетерпимости по отношению ко всем мигрантам, независимо от их образа жизни.

Четвертая причина - религиозная интолерантность на постсоветском пространстве, во многом, связана с попыткой многочисленных групп верующих возродить древнюю духовную традицию, достичь статуса избранности, святости, просветления. Но по меркам истории - 20 лет религиозной свободы России - это младенческое состояние религиозного опыта. И он  предполагает убежденность в непогрешимости избранного учения и способность упорно отстаивать свои взгляды и образ жизни. Необразованность, отсутствие знаний других культур и религий - еще одна причина нетерпимого отношения ко всему окружающему. Во многих регионах России уже введена дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики», возможно, данный эксперимент со временем принесет свои плоды. Но его успешность, очевидно, будет зависеть от квалификации педагогов. Учитель должен уметь раскрыть основные достоинства традиционных религиозных учений, обосновать единство основных ценностей в религиях различных народов, научить не только религиозной терпимости, но и сопереживанию, заботе о других в силу понимания принципов их вероучений, т.е. «обучение толерантному образу жизни».  Толерантный образ жизни - цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека в повседневной жизни, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты. Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам межкультурного взаимодействия, на формирование навыков распознавания проявлений культурных предрассудков, этноцентризма и дискриминации в различных сферах общественной жизни, создание мотивации для ведения толерантного образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.

Терроризм, так и экстремизм признаются опаснейшими угрозами общественной безопасности, ощущаемыми на мировом, национальном и на региональном уровнях. Борьба с экстремизмом и терроризмом в рамках и силами одного государства малоэффективна, поскольку его качественному противодействию, вместе с военно-силовыми методами, как утверждают специалисты, требуются и другие: финансовые, информационные, идеологические, законодательные.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Атрибутика в молодёжной субкультуре как фактор проявления экстремизма"

Данная статья может быть рассмотрена в качестве методической разработки и использована на уроках обществознания в 7 классе...

Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов

В статье описан один из способов управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении....

Самооценка как фактор роста педагогического мастерства учителя

    Современные изменения российского образования определили переход традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от учителя ...

Интерактивный плакат "Фактор роста" к уроку "Рациональное питание" для 8 класса.

Плакат знакомит с правилами рационального питания, факторами, влияющими на рост человека....

Положение о бесплатном конкурсе для педагогов «Лучший персональный сайт педагога 2020» от ООО "Фактор роста"

Бесплатный конкурс для педагогов, подробнее ознакомиться с которым можно, пройдя по ссылке: https://www.farosta.ru/sites/default/files/zadanie/6a9dd3b0df56b00745d0c8c8767a3b99/polozhenie.pdf...