Программа по воспитанию толлерантности в музейном прстранстве школы
проект по обществознанию (11 класс) по теме

Жигалина Ольга Владимировна

Программа по воспитанию толлерантности в музейном прстранстве школы.

В сфере воспитания развитие толерантности означает культивирование отношений открытости, развитие способностей распознавать  несправедливость и  предпринимать шаги по её преодолению, также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий.Эти два подхода не конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения. Формирование идентичности на основе понимания специфики сложения нашего государства. Понимания, что историко-культурный феномен российского государства является синтезом культурных потенциалов многих народов. Сейчас дебатируется в обществе и на самом высоком уровне вопрос: кто мы, жители России? Являемся ли мы многонациональным народом или полиэтничной нацией? Вопрос этот, безусловно, не праздный. Поскольку вектор развития мирового сообщества указывает нам несколько иное направление, чем то, что закреплено в нашей Конституции с тезисом о многонациональном народе Российской Федерации. Государства Европы пошли по другому пути, у них сложилась связь «государство – нация». Авторы Программы считают, что заявленная тема должна способствовать пониманию школьниками понятия «многоэтничная нация»,наш школьный музей может дать богатый материал для определения этого понятия. Поскольку мы представляем самые разные этносы России, и если выражаться современной терминологией, Ближнего зарубежья. Современная макроситуация в обществе отражается на уровне школы. В настоящее время социокультурная ситуация Стрежевого быстро меняется. В школе № 2 сейчас обучаются дети более 14 национальностей, 11 детей с ограниченными возможностями здоровья,  и в каждом классе уже заметно ощущается национальная неоднородность, появляется новая атмосфера в общении субъектов образовательного процесса, и конечно, время от времени в школе возникает если не проблема межэтнических взаимоотношений, то неприятие детей-инвалидов и т.д. В основном в инцидентах подобного рода принимают участие учащиеся с низким образовательным и культурным уровнем.  Огромная роль в решении воспитания в учащихся толерантных качеств принадлежит школьному музею. Закладывая фундамент базовой культуры, и формируя на ее основе базовое образование, музей школы участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности. Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Однако, мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны.  На это и направлена заявленная нами программа «Воспитание толерантности в музейном пространстве»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_tolerantnosti.docx45.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

Управления образования  Администрации городского округа Стрежевой

«Рассмотрено»                                                                                                «Утверждаю»

На заседании МО                          Согласовано на МС                                 Директор МБОУСОШ №2                                                                                                                      

Протокол №_____от                 Протокол №     от «__» ___2013г               Жигалина О.В.                              

«____»____2013г

ПРОГРАММА

 

«Воспитание толерантности в музейном пространстве»

Разработали: Жигалина О.В. , учитель истории и обществознания

Моздор Н.А.,

зам. директора по ВР

г.о. Стрежевой, 2011 г.

Каким 21 век войдет в историю?

Назовут ли его веком генетики,физики и освоения космоса или же веком геноцида человекофобии, преследований и убийств людей только за то,что они-другие?

Другой расы. Другой крови, другой веры. Другой нации, другого социального класса…

А.Асмолов

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках программы

   

Условия жизни, экономические, политические, сложившиеся в последние годы в нашей стране, обострили проблемы взаимоотношения людей в зависимости от их национальности, вероисповедания, социального положения, материальных условий. Особенно способствует обострению нетерпимых отношений между различными группами населения экономическое неравенство.

Школа во все времена была и представляет собой сейчас срез общества, со всеми его достоинствами и недостатками. Часто в одном классе учатся дети разного материального достатка, разного уровня культуры, разных социальных слоёв.

Как научить детей жить в мире? Как объяснить детям, что любой человек представляет собой ценность?  Как выровнять взаимоотношения детей с разным уровнем культуры, который во многом определяется уровнем культуры родителей, а она часто не зависит от материального положения семьи.

И насколько другим было бы наше общество, если бы в нём царила культура мира и взаимопонимания. Из всего вышесказанного и возникла проблема воспитания толерантного, т.е. терпимого отношения друг к другу.

Толерантность предусматривает такие общественные отношения, где нет насилия и принуждения.

Существует два подхода к развитию толерантности. Один из них требует обуздания негативных, агрессивных или враждебных реакций. В международных стандартах прав человека, в законах указывается на то, что не должны делать граждане по отношению друг к другу. Прежде всего, люди должны уважать друг друга, мирно сосуществовать на определённом пространстве.

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека и  утверждения демократии.

В сфере воспитания развитие толерантности означает культивирование отношений открытости, развитие способностей распознавать  несправедливость и  предпринимать шаги по её преодолению, также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий.Эти два подхода не конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения. Формирование идентичности на основе понимания специфики сложения нашего государства. Понимания, что историко-культурный феномен российского государства является синтезом культурных потенциалов многих народов. Сейчас дебатируется в обществе и на самом высоком уровне вопрос: кто мы, жители России? Являемся ли мы многонациональным народом или полиэтничной нацией? Вопрос этот, безусловно, не праздный. Поскольку вектор развития мирового сообщества указывает нам несколько иное направление, чем то, что закреплено в нашей Конституции с тезисом о многонациональном народе Российской Федерации. Государства Европы пошли по другому пути, у них сложилась связь «государство – нация». Авторы Программы считают, что заявленная тема должна способствовать пониманию школьниками понятия «многоэтничная нация»,наш школьный музей может дать богатый материал для определения этого понятия. Поскольку мы представляем самые разные этносы России, и если выражаться современной терминологией, Ближнего зарубежья. Современная макроситуация в обществе отражается на уровне школы. В настоящее время социокультурная ситуация Стрежевого быстро меняется. В школе № 2 сейчас обучаются дети более 14 национальностей, 11 детей с ограниченными возможностями здоровья,  и в каждом классе уже заметно ощущается национальная неоднородность, появляется новая атмосфера в общении субъектов образовательного процесса, и конечно, время от времени в школе возникает если не проблема межэтнических взаимоотношений, то неприятие детей-инвалидов и т.д. В основном в инцидентах подобного рода принимают участие учащиеся с низким образовательным и культурным уровнем.  Огромная роль в решении воспитания в учащихся толерантных качеств принадлежит школьному музею. Закладывая фундамент базовой культуры, и формируя на ее основе базовое образование, музей школы участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности. Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Однако, мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны.  На это и направлена заявленная нами программа «Воспитание толерантности в музейном пространстве»

II. Цели и задачи программы

Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, патриотизма, гражданственности и культуры толерантного мышления у школьников средствами музейной педагогики.

Задачи:

  • оказание помощи учащимся в использовании их межличностной толерантности;
  • определение направлений толерантного саморазвития учащегося;
  • установление соответствия уровня межличностной толерантности учащихся требованиям    международной жизни.

Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.

Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой  нравственной проблемы.

Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальностей и конфессиональной принадлежности.

Помочь учащимся оценить вклад представителей разных национальностей в сохранение мира на земле.

Разработать и апробировать современные инновационные технологий и моделирующую деятельности в области педагогики толерантности

Подготовить  активистов-членов кружка «Юный музеевед»,развить профессиональные  знаний и навыки  на толерантное взаимодействие

Привлечь  внимания общественности на необходимость создания толерантной среды в обществе

III. Сроки и этапы реализации программы

    январь 2012 г-декабрь 2012 г. с последующим продолжением

IV. Мероприятия программы

Предлагаемая программа будет реализовываться по  направлению: Воспитание патриотизма, гражданственности и культуры толерантного мышления у школьников.  В рамках данного направления будут рассмотрены  пять тем. В течение каждой четверти пройдет одно тематическое занятие и ряд интерактивных информационно-просветительских мероприятий. Каждое из мероприятий имеет свои цели и задачи, но все они объединены общей идеей воспитания толерантного мышления и поведения средствами музейной педагогики

 

Мы предлагаем  следующие 5 тем:

мероприятия

содержание мероприятия

сроки

ответственные

Январь-март

1.

Первая Тема: «Народы славянской Европы»:

1.Музейные уроки по темам «Слава русской старине»:

1-4 кл. «Ромашковая Русь»

5-8 кл. «Святыни славянских народов»

9-11 кл. «Мы - потомки великих народов»

2.Виртуальные экскурсии :

для учащихся 1-4 кл. «Киевская Русь»

для учащихся 5-8 кл. «Разные народы- разное поведение»;

для учащихся 9-11кл. «Что в нации твоей?»

3.Тренинги «Многонациональный мир глазами детей» 2-11 кл.

4.Уроки мужества для старшеклассников «Непобедимая страна,когда народ един»

5. Праздник «Жизнь моя песней звенела в народе»… Фольклор народов России

Тема построена масштабно. В экспозициях школьного музея будут использованы элементы праздников, обрядов, традиционного костюма и жилища украинцев, белорусов и русских. Здесь же орудия труда как основа культурной традиции славян, а также элементы религиозных верований, дети  станут участниками обрядовых сцен и смогут прожить тему в игровом интерактивном действе.

в течение III четверти

зам.директора по ВР,

кл.рук., психолог школы,

библиотекарь школы

с приглашением специалистов историко-краеведческого музей УКС и МП, ДШИ и др., актив клуба «Юный музеевед»

Апрель – май

2.

Вторая Тема: «Древнейшее финноязычное население европейской части России». Потомками являются многие народы, живущие ныне в России – вепсы, карелы, удмурты, марийцы, мордва и пр.

1.Час поэзии по творчеству народов Карелии,Чувашии,Мордовии      « На Севере диком…» 8-9 кл.

2.Конкурс компьтерных презентаций «Культурные традиции финноязычного населения» 3-5 кл.

3.Библиотечные уроки у книжной экспозиции  «Народов много-страна одна» 1-4 кл.

4. «Дружба народов – оружие против экстремизма» иллюстративно-информационная конференция 10-11 кл.

5.Цикл заочных путешествий  по республикам России 5-8 кл. «Огромная наша Россия –содружество стран и племен»:

-«Недра алмазные,тундра бескрайняя» о республике Соха;

-«За Байкалом страна в три солнца» о Бурятии;

-«Озера,озера,озера в былинном просторном краю» о Карелии

После занятий на экспозициях ребята участвуют в мастер-классах, практических занятиях с педагогами школы или ЦДОД и мастерят поделки из бересты, ивовой лозы и другого материала, проживают тему в игровом интерактивном действе.

в  течение  IV четверти

зам.директора по ВР, кл.рук., библиотекарь школы  с приглашением специалистов историко-краеведческого музей УКС и МП, ДШИ и др., актив клуба «Юный музеевед»

 

Июнь

3.

1.Путешествие по сказкам народов мира «Еде,еду я по свету» конкурсно-игровая программа

2.Тренинг «Принимайте других такими…»

3.Праздник «Все страны в гости к нам»

для детей школьного оздоровительно лагеря «Лучик»

в течение месяца

зам.директора по ВР, педагоги, школьное правительство

Сентябрь-октябрь

4.

Третья тема: «Сибирь, без которой невозможно представить Россию» 

1.Познавательная беседа «Традиции народов Урала» 9-11 кл.

2.Познавательно-игровая программа «Народы Среднего Урала» 1-5 кл.

3.Урок духовной культуры «Играет красками Алтай» 6-8 кл.

4.Читательская конференция «Сибирь,мой край родной» 5-7кл.

5.Конкурс компьютерных презентаций «Многонациональный Стрежевой» 5-11 кл.

6.Конкурс рисунков и фоторабот «Любимый уголок моего города»

7.Турнир знатоков «Места в Сибири,где мне хотелось бы побывать» 9-11 кл.

Для формирования гражданской позиции школьники должны представлять себе даже самые удаленные ее уголки  – от Уральских гор до Тихого океана. Изучение народов Сибири заканчивается мастер-классом по обучению элементам традиционных танцев. Надеемся, что у ребят останутся яркие воспоминания. Они поймут экологичность сознания сибиряков. Школьникам полезно знать, что мы зависим от природы, а в культуре народов Севера связь с природой основополагающая.

в  течение  I четверти

зам.директора по ВР,

кл.рук., библиотекарь школы,с приглашением специалистов историко-краеведческого музей УКС и МП, актив клуба «Юный музеевед»

Ноябрь

5.

Четвертая тема:  «Народы  Кавказа».

1. Уроки творчества по этнокультуре 5-7 кл.

-«Горная сказка и гордость земли» о Кабардино-Балкарии;

-«И горы,и море – все ты вместил, Дагестан!»;

-«Хребтами к небу вскинутый Кавказ»

2.Урок мужества: «Герои Великой Отечественной войны России и Кавказа» 8-9 кл.

3.Круглый стол: «Встреча разных культур: узнаем друг о друге-узнаем друг друга» 10-11 кл.

4.Вечер бардовской песни «Терроризм и экстремизм-угроза миру»

В Экспозиции мы показываем российский, Северный Кавказ. Чтобы расширить представление ребят о регионе, мастер-класс посвящен древней письменности армян, грузин и албанцев. Его могут провести совместно с нашими педагогами представители диаспор и творческой интеллигенции города.

в течение

месяца

зам.директора по ВР,

кл.рук., психолог школы,

библиотекарь школы с приглашением специалистов историко-краеведческого музей УКС и МП, представители религиозной общественности города и др.,

актив клуба «Юный музеевед»

Декабрь

6.

Пятая  тема: «Тюркоязычное население России и народы Средней Азии»

1.Виртуальная экскурсия «Земля людей Востока -земля языков и культур» 5-11 кл.

2.Урок дружбы 4-7 кл. «Межэтническая толерантность-путь к миру и согласию»

3.Игра-беседа о праве человека на вероисповедание «Все разные-права равные»

 8-9 кл.

4.Конкурс театрализованных постановок :«Народным традициям жить и крепнуть»

мероприятия посвящены тюркоязычному населению России и народам Средней Азии. Включение этой темы обусловлено тем, что доля мигрантов из данных регионов  имеет тенденцию к непрекращающемуся росту. Это отмечают и учителя, и школьники. Масштаб миграции намного превышает статистику, поскольку в городе проживает много незарегистрированных мигрантов. Окончательных данных мы не имеем, а можем только наблюдать ситуацию. Мы хотим, чтобы школьники понимали, что таджикско-узбекской национальности нет, а есть народы таджики и узбеки, они различаются по происхождению, антропологическому типу и языку, но в культуре действительно имеют много схожего. Особенно, среди населения древних городов. Мы будем говорить также о кочевой культуре, которая характерна и для многих российских народов, например, восточных башкир и бурят.  А мастер-класс будет посвящен войлоку как символу кочевой культуры.

в течение

месяца

 V. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий в рамках программы осуществляется за счет средств в виде платы за оказываемые воспитательные, образовательные и иные услуги, участие в конкурсах и грантах, также за счет добровольных пожертвований заинтересованных лиц или организаций, некоторые мероприятия не требуют выделения дополнительных ассигнований и будут осуществляться за счет собственных средств, предусмотренных на содержание образовательного учреждения.

VI. Организация управления программой  и контроль за ходом ее реализации

Управление и контроль реализации Программы осуществляет администрация школы, Совет школы, общешкольный родительский комитет. Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматриваются на заседаниях педагогического совета, Совета школы, общешкольного родительского  комитета, совещаниях при директоре и заместителе директора по воспитательной работе, в подготовке которых принимают участие все заинтересованные исполнители Программы.

     Для проведения ежемесячных массовых мероприятий в рамках  Программы создается оргкомитет. Это позволит существенно повысить ответственность за формирование и реализацию  Программы. Оргкомитет самостоятельно распределяет и корректирует распределение средств, выделенных на выполнение мероприятий Программы. Оргкомитет  Программы, с учетом выделяемых  финансовых средств, уточняет целевые показатели и затраты предусмотренные программой, механизм реализации Программы, состав исполнителей.

VII. Ожидаемые результаты программы и оценка эффективности

Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит:

- создать оптимизированную систему для развития   толерантности во взаимоотношениях с разными представителями социума  у учащихся школы;

- системность и комплексность мероприятий будет способствовать выработке у детей и подростков осознанного признания и уважения разной этнонациональной,языковой и иной принадлежности людей,их права на другие взгляды и убеждения;

- развить у школьников практические навыки толерантного взаимодействия, стрессоустойчивые установки, позитивно-когнитивные оценки, гражданскую и социальную ответственность;

- формировать у школьников аналитическое восприятие мира, умение вырабатывать собственную точку зрения в отношении толерантности и уважения культуры других народов на    отрицательное отношение к различным проявлениям экстремизма,ксенофобии,терроризма;

- повысить квалификацию педагогов по данной проблеме;

- систематически  взаимодействовать со специалистами всех структур по данной проблеме;

- родителям прививать детям основные принципы толерантности как норму социального поведения,начиная с раннего возраста.

Эффективность программы:

1. Повышение информированности несовершеннолетних, их родителей, педагогов, жителей II микрорайона о вопросах развития национального самосознания и  толерантного правосознания.
Индикаторы:
- количество статей - 11;
- количество выпущенных и врученных буклетов - три вида буклетов (общий тираж - 700 экземпляров), восемь видов листовок и плакатов.

2. Содействие приобщению к миру искусства, знакомству с известными музыкантами, выдающимися художниками, литераторами, и другими деятелями науки и культуры, которые являются отражателями  духовных, национальных и мировых  традиции разных народов и выступают в данном случае для подрастающего поколения как своего рода «защитного пояса»,охраняющего молодежь от идей насилия, жестокости и национализма..
Индикаторы:
- количество договоров, заключенных образовательным учреждением по реализации программы - 5;
- количество проведенных занятий и тренингов / процент охваченной учащейся молодежи  школы  5 занятий, 100% учащейся молодежи.

3. Повышение социальной активности несовершеннолетних  в области пропаганды ненасилия, противодействия разжиганию национальной розни,
гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, экстремизма, укрепления толерантности

Индикаторы:
- количество участников массовых  мероприятий программы: 520 учащихся,36 педагогов, родители и жители II и все желающие

- количество разработанных несовершеннолетними  материалов на конкурс социальной рекламы - подготовлено шесть видеороликов, 12 буклетов, 23 социальных плакатов; количество волонтерских проектов по толерантному взаимодействию - три;


4. Изменение стереотипной установки несовершеннолетних о том, что люди неславянской внешности и национальности - люди «другого сорта».
Индикаторы:
- предполагается воспитать у несовершеннолетних уважительное,неранодушное отношение к окружающим людям,независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности,помочь учащимся оценить вклад представителей разных национальностей в сохранение мира на земле средствами музейной - снижение негативных ответов при проведении опросника «Индекс толерантности», что будет свидетельствовать об изменении отношения к проблеме на 44%.
В ходе проведенного мониторинга перед началом работы над  программой 52% опрошенных выбрали из предложенных вариантов ответ: «К «чужакам» относятся настороженно и даже враждебно». Думаем, что после проведенных акций, информационной работы в повторном опросе вариант ответа «выберут 8%.
На вопрос: «Есть ли смысл говорить о вопросах воспитания толерантности ?» 94% ответили «Да, обязательно».

5. Применение современных коммуникативных и образовательно-просветительских технологий
Индикаторы:
применение PR-технологий по продвижению имиджа толерантного и успешного молодого человека - публикации в СМИ и размещение на молодежных сайтах, сайте школы  информации о социально-нормативного стиля жизни с доминированием ценностей гражданственности,  патриотизма, мира. согласия, культуры и действенной установки на отказ от агрессии , насилия, экстремизма, ксенофобии и т.п.;
публикации об учащихся школы, известных  молодых людях города, победителях различных конкурсов, олимпиад, имеющих разную национальную принадлежность;
использование интернет - ресурсов для распространения молодежной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность

Отчет о работе музея на заседании педагогического совета школы....

Историко-культурное воспитание школьников средствами музейной деятельности

Сотрудничество ГБОУ СОШ № 72Курс "Юный экскурсовод"Тематическое планирование.Формы проведения занятий. Методика проведения экскурсий. Подготовленная экскурсия на немецком языке по" Исаакиевс...

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии  МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...

статья "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"

Статья и презентация "Патриотическое воспитание средствами школьного краеведческого музея"...

«Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО»

В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания шокльников на базе работы лицейской Комнаты Боевой славы....

Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО

В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания школьников  на основе функционирования в лицее Комнаты Боевой Славы....

Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»

Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....