Рабочая программа по граждановедению 5-7 кл
рабочая программа по обществознанию (5 класс) по теме

Нечаева Марина Леонидовна

Рабочая программа по граждановедению для 5-7 классов  составлена на основе авторской программы «Граждановедение» для 5-7 классов М.А. Субботиной, В.К. Романовского, И.П. Поповой. Н. Новгород, 2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор школы

_________В.Ю. Магрычев

Приказ № ________от

«____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Г.Г. Хренкова

«____»____________20__г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей Руководитель МО

__________Е.В. Макарова

Протокол № ___ от

«____»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

МБОУ Берендеевская СОШ

наименование ОУ

Нечаева Марина Леонидовна, высшая

Ф. И. О. педагога, категория

по  граждановедению 5-7 классы

предмет, класс

                                                 2013-2014

                                             учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по граждановедению для 5-7 классов  составлена на основе авторской программы «Граждановедение» для 5-7 классов М.А. Субботиной, В.К. Романовского, И.П. Поповой. Н. Новгород, 2011 г.

Демократические преобразования в современной России, а также новые вызовы времени (негативные тенденции в культурной, духовно-нравственной жизни общества) требуют пристального внимания к проблемам гражданского образования в школе. Задачи гражданского образования решаются через историю, обществознание, литературу, другие учебные дисциплины, а также через специальные учебные курсы, например «Граждановедение». При этом курсы обществознания и граждановедения следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие, ибо в первом случае акцентируется внимание на знаниевом  компоненте, во втором — на  воспитательном, что позволяет добиться наибольшего результата в учебно-воспитательном процессе ОУ.

В Нижегородской области накоплен значительный опыт по внедрению гражданского образования в школьную практику. Разработанный  во второй половине 1990-х годов  УМК по гражданскому образованию1 весьма положительно принят педагогической общественностью. В действующем РБУПе курс «Граждановедение» предлагается в рамках национально-регионального компонента по выбору ОУ 2.

______________________

1. Основы гражданского образования. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995; Остапенко Л.А., Сизов С. К., Субботина М.А. Гражданское образование: Программа курса 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998; Субботина М. А. Уроки гражданственности: 5 класс: Книга для ученика и учителя. Н. Новгород, 1998; Она же. Уроки гражданственности: 6 класс: Книга для ученика и учителя. Н. Новгород, 2001.

2. См: Региональный базисный учебный план общеобразовательных  учреждений Нижегородской области. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. С.7-9.

 

Настоящая программа курса «Граждановедение» предназначена для 5-7 классов общеобразовательных учреждений и предполагает равномерное распределение объема учебного материала по 35 учебных часов в год (один урок в неделю).

Цель курса — гражданско-правовое воспитание учащихся, формирование социально активных граждан демократической России. В соответствии с этим определяются основные задачи курса:

  • познакомить учащихся с компонентом гражданскоправовых знаний учащихся (о правах человека, устройстве государства, законодательстве, выборах и т.п.);
  • помочь ребятам вырабатывать умения и навыки критически мыслить, оценивать свои поступки, анализировать правовые ситуации и пр.;
  • способствовать формированию у школьников гражданско-правовых, морально-нравственных ценностей (патриотизма, уважения к закону и праву, толерантности, осознания своего гражданского долга и пр.).

Курс граждановедения, таким образом, способствует формированию определенного «социального опыта» учащихся, адекватного запросам современного российского общества.

В основу данной программы положены два принципа:

1. Интеграция в рамках одного предмета различных отраслей научного знания (психологии, социологии, политологии, права и др.) таким образом, чтобы структура курса соответствовала не формальному делению обществознания на научные дисциплины, а потребностям последовательного формирования знаний и навыков, необходимых гражданину. Главное значение придается не тому, какое место занимает то или иное понятие в иерархии теоретических положений какой-либо науки, а тому, насколько оно важно и необходимо для выполнения образовательных и воспитательных задач на данном этапе гражданского образования.

         2. Постепенное усложнение материала с учетом возраста школьников, что подразумевает периодическое возвращение к уже известным темам для более глубокого их изучения. Пропедевтические сведения о типах государства и формах правления, полученные в 5 классе, дополняются в программе для 7 класса важными подробностями и новыми теоретическими положениями. Изучение материала осуществляется «от простого к сложному» и базируется на преемственности тематики.

Логика построения программы определяется следующими соображениями. Поскольку воспитание будущего гражданина предполагает прежде всего становление его как человека, личности, то главной задачей курса в 5 классе является формирование у учащихся представлений о ценности и уникальности каждой человеческой личности, об основных правилах жизни в обществе, о принятых среди цивилизованных людей нормах общения. Тема взаимоотношений человека с окружающим миром развивается в следующей последовательности: личность — семья — государство — общество. Значительная часть материала представляет собой пропедевтику изучения общественных отношений. Тем самым закладывается фундамент знаний о социальных ролях человека в обществе, о взаимоотношениях гражданина, общества и государства.

В 6 классе учащиеся вновь возвращаются к проблеме «Человек и окружающий мир», которая на сей раз рассматривается под иным углом зрения: представления о личности теперь дополняются сведениями об уникальности самого человеческого рода, о месте человека в природе, о биологических особенностях человека. Подводя учащихся к мысли о том, насколько сложными и неоднозначными, но при этом подчиняющимися разумным правилам должны быть отношения в сообществе разумных существ, учитель вполне логично переходит к разделу, посвященному правилам человеческого общежития. Значительная часть учебного времени отводится формированию представлений о моральных нормах и их регулирующей роли в обществе и жизни человека. Но наряду с моралью в обществе существует право, и потому необходимо включение раздела о праве, его источниках и отраслях, о законе и наказаниях за его нарушение. На этом заканчивается та часть курса, для которой приоритетными являются воспитательные задачи.

Программный материал 7 класса ориентирован на достижение познавательных задач, хотя важное место отводится и воспитательным задачам. Раздел «Будь самим собой» возвращает ученика в мир понятий этических и психологических, но теперь разговор ведется на более серьезном научном уровне. Рассматривается тема конфликтов в группе, в семье, в обществе, вводится понятие «социальные роли», разбирается вопрос о влиянии средств массовой информации на общественное сознание и т. д. Тема личности в обществе раскрывается на научной основе, с учетом возрастных особенностей детей. В программе важное внимание уделяется организации и деятельности государства, месту и роли человека в государстве. Учащиеся знакомятся с понятием «ценности», останавливаются на проблеме соотношения ценностей общечеловеческих и национальных, выявляют различие между западной и российской системой ценностей.

Программа курса «Граждановедение» для 5-7 классов предусматривает широкое использование материалов отечественной истории, литературы, этнографии, средств художественной культуры, способствует выявлению ценностных ориентации учащихся, динамики их развития, факторов, влияющих на их формирование. Предложенное тематическое планирование является примерным и не должно сковывать свободное творчество учителя, который вправе самостоятельно планировать учебную деятельность с учетом резервного времени.

5 КЛАСС

Содержание курса

Введение

Раздел 1. Я САМ И МОЯ СЕМЬЯ

Ценностные понятия:

  • человек — абсолютная ценность;
  • уникальность каждого человека;
  • потребность человека в признании;
  • потребность человека в дружеском общении;
  • семейное счастье, семейный очаг;
  • добро и зло.

Часть 1. Я сам (11 часов)

Твоя уникальность. Ты в классе не похож ни на кого. Ты рассказываешь о себе. Твоя неповторимость. Уникальность каждого человека.

Твое имя. Каждый имеет имя. Имя при рождении. Прозвище. Православное имя. Связь поколений. «Помни имя свое!» Честное имя.

Характер. Темперамент, задатки, влечения. Характер человека. Характер и воля. Твой характер. Черты характера. Главное в характере.

Эмоции и чувства. Гамма чувств. Борьба чувств. Умение управлять чувствами. Красота мира в богатстве чувств. Виды чувств. Особые чувства.

Потребности. Что ты хочешь? Что необходимо человеку? Биологические потребности. Духовные потребности. Пирамида потребностей. Ты делаешь выбор.

Мотивы. Что определяет поступок и побуждает к деятельности? Защита «плохого ученика». Как увидеть «хорошее» в «плохом»? Борьба мотивов.

Нравственные качества личности. Самый трудный вопрос. Жизненные ценности. Жизненный опыт. Ты строишь себя. Дом «хорошего человека».

Первые навыки общения. Понимание необходимости умения общаться. Почему выжил Робинзон Крузо? Чего не умел делать Маугли? Можно ли всех любить? «Подводные камни» общения. Правила общения. Все мы разные. Конфликт. Компромисс.

Твой друг. Самое важное в дружбе. Что такое ^верный друг? Каждому ли нужна дружба? Можно ли иметь больше одного друга? Отношения между друзьями. Как поступают друзья. рГвой друг.

Повторительно-обобшаюший урок. Что ты о себе узнал (что ты можешь, что ты хочешь, что ты есть)? Общечеловеческие ценности. Идеалы. Что значит состояться как личность!

Часть 2. Твоя семья (6 часов)

Счастливая семья. Зачем человеку семья? Психологический климат семьи. Мир в семье. Семейное счастье.

Отношения в семье. Конфликт в семье. Ты и твои родители. Знаешь ли ты близких к тебе людей? Умение понять другого.

Дом человека. Жилище человека. Сущность понятия «дом». Семейный уют. Семейный очаг. Облик дома. Русский дом.

Визитная карточка семьи. Семейная традиция. Обряд. Ритуал. Талисман. Ты рассказываешь о своей семье.

Повторительно-обобшаюший урок. Традиции семейных праздников нашего края. Золотая и серебряная свадьбы. Кто «строит» семью?

Раздел 2. РОДИНА. ГОСУДАРСТВО. ОБЩЕСТВО

Ценностные понятия:

  • любовь к Родине;
  • справедливость (справедливое государство, справедливый закон, справедливое наказание);
  • гражданин;
  • гражданский долг;
  • права человека.

Часть 1. Твоя Родина (5 часов)

     Родина это... Слово «Родина». Понятие «Родина». Твое понимание Родины. Ощущение Родины.

    Ты бы хотел жить в ... Где бы ты хотел жить и почему? Как влияет место, в котором живет человек, на его жизнь. Твой край. Ты рассказываешь о своем любимом месте.

    Твоя РодинаРоссия. Россия и ее природа. Россия и ее люди. Россия и ее история. Образ Родины.

Часть 2. Государство (6 часов)

     Государство и его признаки. Что такое государство? Признаки государства.

    Государство и власть. Что такое власть? Три ветви власти в государстве. «Государственные люди» и граждане.

    Типы государств. Монархия и республика. Демократия — правление народа. Диктатура. Правовое государство (справедливое государство).

Часть 3. Общество (6 часов)

      Человек и общество. Человек — частица общества. Как понимать слово «общество»? В каком обществе вы живете? Группа и коллектив.

     Правила человеческого общества. Правила морали, или нравственность. Законы. Право и ответственность. Долг и совесть.

      Справедливое общество. Свобода. Справедливость. Права человека. Твои права.

       Итоговый повторительно-обобщающий урок (1 час)

     Резерв: 1 час.

Календарно-тематическое планирование по граждановедению. 5 класс.          

                                              Программа НИРО, 2011 г.                              35 часов

Авторы:  М.А. Субботина, В.К. Романовский, И.Н. Попова

УМК:  1) Граждановедение. 5кл. М.А. Субботина. Н. Новгород: НИРО, 2011 г.

             2) Граждановедение. Рабочая тетрадь для учащихся 5 классов.

                 М.А. Субботина. Н.Новгород: НИРО, 2011 г.

Номер

урока

Названия разделов и тем

Количество

часов

Дата

проведения

Корректировка

1

2

3

4

5

6

7

8

9-10

11

12

13

14

15

16

17

18

19-20

21

22-23

24-25

26

27

28

29

30

31

32

33-34

35

Введение. Здравствуй, «Граждановедение»

Раздел 1. Я сам и моя семья

Часть 1. Я сам

Твоя уникальность.

Твое имя.

Твои потребности.

Мотивы.

Твой характер.

Эмоции и чувства.

Нравственные качества личности.

Первые навыки общения.

Твой друг.

Повторительно-обобщающий урок  по теме: «Я и моя семья».

Часть 2. Твоя семья

Счастливая семья.

Отношения в семье.

Дом человека.

Семейные традиции.

Творческий урок в семье.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Твоя семья».

Раздел 2. Родина. Государство. Общество

Часть 1. Твоя Родина

Родина – это…

Место, где бы ты хотел жить.

Твоя Родина – Россия.

Часть 2. Государство

Государство. Признаки государства.

Государство и власть.

Типы государства. Монархия и республика.

Демократия – правление народа. Диктатура.

Правовое государство (справедливое государство).

Часть 3. Общество

Человек и общество.

Правила человеческого общества: правила морали.

Законы. Право и ответственность.

Права человека.

Итоговый повторительно-обобщающий урок.

1

11

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

6

1

1

1

1

1

1

5

2

1

2

6

2

1

1

1

6

1

1

1

2

1

6 КЛАСС

Содержание курса

Раздел 1. ВЕНЕЦ ПРИРОДЫ — ЧЕЛОВЕК

Ценностные понятия:

  • Земля — общий дом человечества;
  • человек — абсолютная ценность;
  • уникальность природы;
  • уникальность человека.

         Часть 1. Человек как часть природы (2 часа) Возникновение жизни на Земле. Неорганическая и органическая (живая) природа Земли. Многообразие и красота живой природы. Взаимодействие человека с природой. Природа — источник жизнеобеспечения человека. Природа как самоценность. Влияние природы на человека. Друзья — животные, друзья — растения. Когда человек ранит природу. Угрозы жизни на Земле. Бережное отношение к природе — обязанность и нравственный долг.

Часть 2. Природа человека (3 часа)

Версия происхождения человека. Человек — живое существо, часть земной природы. Что делает нас людьми? Человек — существо общественное. Мышление. Речь. Творческий характер деятельности.

Человек — высшая ценность. Право на жизнь. Смысл человеческой жизни. Периоды жизни человека, значение каждого периода. Тайны жизни человека. Возможности человеческого организма. Секреты долгожителей. Здоровье человека как условие полноценной жизни.

Национальное своеобразие. Религиозные, социальные различия между людьми. Возрастные различия. Уникальность каждого человека.

Раздел 2. МИР ЛЮДЕЙ

Ценностные понятия:

  • радости и сложности общения;
  • добро и зло.

Часть 1. Нравственные основы межличностных отношений (10 часов)

Ценность общения. Потребность в общении. Общительный человек. С кем приятно общаться? Что такое обаяние? Что значит «уметь слушать»? Терпимость — главный принцип культуры общения. Уважение прав и достоинств других людей. Круг общения. Твои сверстники: знакомые, приятели, друзья. Как найти общий язык со взрослыми?

Культура общения. Как тебя воспринимают окружающие? Мода, вкус, стиль. Правила речевого этикета. Слово, интонация. Язык жестов. Зачем нужны хорошие манеры. Поведение в общественных местах. Законы гостеприимства. Ты дома.

Нравственные ценности. Понятие «мораль», «нравственность». Зачем нужны нормы морали? Честь и достоинство. Любовь и милосердие. Уважение и терпимость. Хороший человек: какой он? «Золотое правило» нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Добро и зло. Вечные вопросы: что такое добро? Что такое зло? Доверие, справедливость, милосердие. Умение и желание заботиться о других людях. Удовольствие от добрых дел. Уважение к людям. Насилие, обман, подлость, жестокость, предательство, эгоизм. Как противостоять злу. Потенциал добра и зла в каждом человеке. Мотивы поступков человека. Что такое совесть. «Внутренний голос». Внутренний моральный контроль, сознание долга. Последствия поступков по совести и против совести. 

Повторителъно-обобшаюший урок. Обобщенное понятие и содержание нравственных основ межличностных отношений.

Часть 2. Нормы права (7 часов)

Ценностные понятия:  

  • гражданин;
  • правосознание;
  • правовая защищенность;
  • общественная опасность правонарушений;
  • причины насилия, жестокости, преступности.

Роль права в жизни общества и государства. Понятие «право». Признаки права: общеобязательность, определенность, обеспеченность исполнения принудительной силой государства, многократность применения, справедливость содержания. Зачем нужен закон? Соотношение права и нравственности. Какой должен быть закон (справедливый, демократический, гуманный)? Правило «Разрешено все, что не запрещено».

Источники права. Отрасли права. Понятия «источник права», «отрасль права». Основные отрасли права: международное право; государственное, или конституционное, право; гражданское право; семейное право; уголовное право и др. Устав школы.

Нарушение норм права. Понятие правонарушения. Проступок. Преступление. Вина. Причины правонарушений. Причины жестокости и насилия. Опасность противоправных действий для общества.

Охрана правопорядка. Правосудие, его цель. Правоохранительные органы. Справедливый суд. Суд присяжных заседателей. Цель наказания. Виды наказаний. Справедливость и гуманность при назначении наказания.

Часть 3. Права человека (12 часов) Ценностные понятия:

-справедливость;

-равенство (равенство в правах, равенство перед законом;
-равенство возможностей);

  • свобода;
  • терпимость (толерантность);
  • недопустимость дискриминации;
  • личные и общественные интересы;
  • гражданский долг.

Понятие прав человека. Достоинство человека. Свобода человека. Терпимость друг к другу (толерантность). Дискриминация. Из истории прав человека. Основные документы по правам человека: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Международный билль о правах человека, Конституция Российской Федерации 1993 года.

Личные (гражданские) права человека. Право на жизнь. Право на свободу и личную неприкосновенность. Запрет жестокости. Право на неприкосновенность личной и семейной жизни. Право на свободное передвижение. Право на гражданство. Право на защиту со стороны закона. Равенство. Честь и репутация.

Политические права. Право на свободу мысли, совести, религии. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право на участие в управлении делами государства.

Право на достойную жизнь, образование, культуру. Право на собственность. Право на труд и отдых. Право на семейную жизнь. Право на достаточный жизненный уровень. Право на участие в культурной жизни.

Права и обязанности. Обязанности человека перед другими людьми, обществом и государством. Законные ограничения прав и свобод (чрезвычайное положение). Гражданский долг.

Итоговый повторительно - обобщающий урок (1 час)

Резерв: 1 час.

Календарно-тематическое планирование по граждановедению. 6 класс.

                                                Программа НИРО, 2007 г.                                   35 часов

Авторы: М.А. Субботина, В.К. Романовский, И.Н. Попова

УМК:  Граждановедение. 6 кл. М.А. Субботина. Н. Новгород: НИРО, 2007 г.

Номер

урока

Названия разделов и тем

Количество

часов

Дата

проведения

Корректировка

1

2

3

4

5

6-7

8

9-10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23-24

25

26-27

28-29

30-31

32-33

34

35

Раздел 1. Венец природы – человек

Часть 1. Человек как часть природы

Возникновение жизни на Земле. Взаимодействие человека и природы.

Природа как самоценность.

Часть 2. Природа человека

Человек – существо общественное.

Человек – высшая ценность. Смысл человеческой жизни.

Национальное своеобразие. Уникальность каждого человека.

Раздел 2. Мир людей

Часть 1. Нравственные основы межличностных отношений

Ценность общения.

Культура общения.

Нравственные ценности.

«Золотое правило» нравственности.

Добро и зло.

Уважение к людям. Потенциал добра и зла в каждом человеке.

Мотивы поступков человека.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Нравственные основы межличностных отношений».

Часть 2. Нормы права

Роль права в жизни общества и государства.

Соотношение права и нравственности.

Источники права. Отрасли права.

Нарушение норм права. Понятие правонарушения.

Причины правонарушений.

Охрана правопорядка.

Цель наказания. Справедливость и гуманность при назначении наказания.

Часть 3. Права человека

Понятие прав человека.

Основные документы по правам человека.

Личные (гражданские) права человека.

Политические права.

Право на достойную жизнь, образование и культуру.

Права и обязанности.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Права человека».

Итоговый повторительно-обобщающий урок.

5

2

1

1

3

1

1

1

29

10

2

1

2

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

12

2

1

2

2

2

2

1

1

7 КЛАСС

Содержание курса

Раздел 1. БЫТЬ САМИМ СОБОЙ

Ценностные понятия:

  • человек — абсолютная ценность;
  • потребность человека в признании;
  • самовыражение человека;
  • счастье общения.

Часть 1. Конфликты и компромиссы (8 часов)

Понятие конфликта и пути его разрешения. Многообразие мира общения. Кто и что направляет поведение. Роль и влияние среды. Конфликт, конфликтная ситуация. Причины конфликтов. Разумный компромисс. Умение говорить «да» и «нет». Умение понимать другого: учиться видеть хорошее, учиться избегать стереотипов, учиться видеть свои ошибки. Умение делать выбор. Умение принимать решение.

Общение в семье. Роль семьи в жизни человека. Роль каждого отдельного члена семьи в сохранении ее благополучия. Психологический климат в семье. Истоки отчуждения в семье. «Отцы и дети». Достижение взаимопонимания. Взаимная поддержка.

Общение среди сверстников. Формальное и неформальное общение. Общение в школе. Особенности групповой психологии. Психология толпы. Групповые нормы. Счастье дружеского общения.

Часть 2. Личность в информационном пространстве(2 часа)

Методы воздействия на личность: внушение, убеждение, подражание. Виды средств массовой информации. Приемы и средства манипулирования массовым сознанием. Проблема насилия в средствах массовой информации. Формирование культуры взаимодействия со средствами массовой информации.

       Часть 3. Реализация своего «Я» (2 час) Самооценка. Самовосприятие. Самоуважение. Умение найти себя и оставаться самим собой.

      Повторительно-обобщающий урок.

Раздел 2. ЛИЧНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ценностные понятия:

  • социальная стабильность;
  • справедливость;
  • защищенность;
  • мир;
  • равенство (равенство перед законом, равенство прав,
    равенство возможностей);
  • недопустимость дискриминации;
  • гражданственность.

Часть 1. Государство и политика (6 часов)

Государство. Понятие «государство». Политика. Сущность и природа государства. Признаки государства. Средства и способы властвования.

Правовое государство. Признаки правового государства. Становление правового государства в России. Гражданское общество.

Конституиия Российской Федерации. Конституция — основной закон страны. Высшая юридическая сила норм Основного закона страны. Структура Конституции РФ.

Правовой статус человека и гражданина РФ. Гаранти-рованность прав и свобод гражданина России. Права и свободы гражданина. Конституционные обязанности. Уважение прав и обязанностей. Я — гражданин России.

     Часть 2. Власть в государстве (5 часов)

Органы государственной власти. Президент России -глава государства. Полномочия и функции Президента РФ.

Правительство РФ как высший орган федеральной исполнительной власти. Основные направления деятельности Правительства. Федеральное Собрание — представительный законодательный орган Российской Федерации. Сущность и назначение судебной власти. Высшие органы судебной власти.

Местное самоуправление. Понятие местного самоуправления. Функции местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления. Глава местного самоуправления.

Мы строим государство. Урок-практикум.

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел 3. ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ГРАЖДАНИНА

(12 часов)

 Ценностные понятия:

  • ценности человеческого существования;
  • российская система ценностей;
  • человек — высшая ценность;
  • религия как духовный ориентир;
  • идеал правды и справедливости.

Часть 1. Природа ценностей (3 часа)

Понятие ценностей. Ценности жизнеобеспечения и ценности человеческого существования. Убеждения. Жизненные установки. Духовная опора. Святыни человека. Выбор жизненных установок. Иерархия ценностей у подростков.

Общечеловеческие ценности. Человек — высшая ценность. Высшие духовные ценности: истина — добро — красота, вера — надежда — любовь. Ценности культуры: трудовая деятельность, искусство, наука. Политические ценности. Гражданские ценности демократического общества. Экологические ценности.

Разнообразие мира ценностей. Ценности и диалог культур. Духовные, религиозные и этнокультурные традиции народов мира.

Часть 2. Российская система ценностей (9 часов)

Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн.

Национальный характер. Противоречивый характер россиянина. Природа России и характер русского человека. Триада: мир — справедливость — порядок. Свобода и справедливость в российском менталитете.

Нравственные ценности россиян. Идеал правды и справедливости. Любовь к Родине. Естественная потребность в защите Отечества. Народное сознание наших предков. Представления о душе, стыде, грехе, совести, доброте. Трудовая система жизненных ценностей.

Религия как духовный ориентир. Язычество. Верования восточных славян — первооснова русской народной духовности. Ценности христианской веры. Религии народов России.

Традииии и самобытность России. Народный календарь. Круги жизни: рождение, свадьба, смерть. Народные игры. Народная кухня. Народная медицина. Праздники. Семейный уклад Руси и традиции воспитания детей.

Итоговый повторительно-обобщающий урок. (1 час)

Резерв: 1 час.

Календарно-теметическое планирование по граждановедению. 7 класс.

                                             Программа НИРО, 2011 г.                                  35 часов

Авторы: М.А. Субботина, В.К. Романовский, И.Н. Попова

УМК:  Граждановедение. 7 класс. М.А. Субботина. Н.Новгород: НИРО, 2010 г.

Номер урока

Названия разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

1-2

3-4

5-6

7

8

9

10

11

12

13

14

15-16

17-18

19-20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32-33

34

35

Раздел 1. Быть самим собой

Часть 1. Конфликты и компромиссы

Понятие конфликта и пути его разрешения.

Причины конфликтов. Разумный компромисс.

Общение в семье.

Общение среди сверстников.

Формальное и неформальное общение.

Часть 2. Личность в информационном пространстве

Виды средств массовой информации.

Формирование культуры взаимодействия со средствами массовой информации.

Часть 3. Реализация своего «Я»

Самооценка. Самовосприятие. Самоуважение.

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Быть самим собой».

Раздел 2. Личность в государственно-правовом пространстве

Часть 1. Государство и политика

Государство. Средства и способы властвования.

Правовое государство.

Конституция Российской Федерации.

Правовой статус человека и гражданина.

Часть 2. Власть в государстве

Органы государственной власти.

Местное самоуправление.

Мы строим государство.

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Личность в государственно-правовом пространстве».

Раздел 3. Ценности личности и гражданина

Часть 1. Природа ценностей

Понятие ценностей.

Общечеловеческие ценности.

Разнообразие мира ценностей.

Часть 2. Российская система ценностей

Государственные символы России.

Национальный характер.

Нравственные ценности россиян. Любовь к Родине.

Народное сознание наших предков.

Трудовая система жизненных ценностей.

Религия как духовный ориентир.

Традиции и самобытность России.

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Ценности личности и гражданина».

12

8

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

11

6

1

1

2

2

5

2

1

1

1

12

3

1

1

1

9

1

1

1

1

1

2

1

1

Список литературы

  1. Азбука для несовершеннолетних: Сборник / Сост. А. Алексеева .-М., 1985.
  2.  Алешина А. О вежливости, такте, деликатности. - М., 1999.
  3.  Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. -М., 2004.
  4.  Баландин Р. Н., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация.- М.,1998.
  5.  Библия (любое издание).
  6.  Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. - М., 1988.
  7.  Вообрази себе. Поиграем-помечтаем. - М.: Эйдос, 1994.
  8.  Грибова Л. А. О культуре поведения. - Киев, 1993.
  9.  Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира / Под. ред. В. Л. Полякова, Н. И. Элиасберг: Учеб. пособие для 10-11 классов. - СПб., 1996.
  1.  Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. - 2-е изд. -М., 2002.
  1. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. - М., 1996.
  1.  Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М.:Народное образование, 2000.
  2.  Захарова Е. Н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком: Пособие для учащихся и учителей. — М.,2002.
  3.  Ионов И. М. Российская цивилизация. IX - начало XX века: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000.
  4.  Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
  5.  Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Научно-практич. пособие Ч. 1,2:- Ростов н/Д: Учитель, 2005.
  6.  Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994.
  7.  Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А.Лукашева. - М.,1996.
  8.  Основы гражданского образования. - 2-е изд. - Н. Новгород,1996.
  1.  Певцова Е. А. Современные модели правового образования в контексте формирования правовой культуры общества.- М.: Новый учебник, 2005.
  2.  Пушкин С. Н. Цивилизация на Руси: зарождение, становление, своеобразие: Учебн. пособие. - Н. Новгород, 1998.
  3.  Романовский В. К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн.— М.: Русское слово, 2002.

23.        Хрестоматия по граждановедению: Книга для учителей и учащихся. - Н. Новгород, 1996.

  1.  Юрганов Ю. Б. Красота общения. - М., 2000.
  2.  Юридическая энциклопедия / Под. ред. М. Ю. Тихомирова. -М., 2005.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по граждановедению в 11 классе для коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по граждановедению в 11 классе для коррекционной школы 8 вида. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Рабочая программа по граждановедению в 11 классе для коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по граждановедению в 11 классе для коррекционной школы 8 вида. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование...

Рабочая программа дисциплины "Граждановедение"

Влияние занятий флорболом на развитие физических качеств учащихся среднего звена...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по граждановедению для 5 класса по ФГОС

рабочая программа расчитана на 1 час в неделю...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...