урок обществознания "Государственная символика России"
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме

Урок рассчитан для учащихся 4-7 классов, посвященный к Юбилею Конституции РФ и XXII зимним Олимпийским играм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

Государственная символика России.

Цель:

Воспитание патриотических чувств – любви к родине, уважение к флагу, гербу, гимну России.

Задачи:

  1. Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение, развивать познавательный интерес к истории государства.
  2. Воспитывать чувство патриотизма.
  3. Развивать мышление, способность создавать композицию группы, подбирая цвет, детали символа, отражающие особенности деятельности детей.

Тип урока:    урок открытие новых знаний.

Форма обучения: групповой и индивидуальный.

Оборудование:

  1. Учебное пособие «Обществознание»
  2. Компьютер и мультимедийный проектор.
  3. Государственные символы: флаг, герб, гимн.
  4. Запись государственного гимна РФ.
  5. На каждой парте текст гимна, конституция РФ, конверт с заданиями, карточки.

Доска: Записано число, тема урока.

Понятия: Флаг, герб, гимн, вексиллология, геральдика.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация (игра «Ассоциация») к формулировке темы урока.
  3. Постановка целей и задач
  4. Актуализация понятий (дидактическая игра «Цветок дружбы»)
  5. Изучение нового материала.
  6. Физкультминутка.
  7. Первичное закрепление (самостоятельная работа в группах «Кроссворд»)
  8. Включение в систему знаний.
  9. Рефлексия.
  10. Домашнее задание.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                                                      Результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь.

Сегодня у нас необычный урок.

У нас в гостях учителя разных школ. И поэтому главное наше правило на сегодня – это внимательно слушать и плодотворно работать!

Рассаживаются по группам, согласно цветам.

Ответственное поведение.

Сознательная организация и регуляция своей деятельности

  1. Мотивация.

Наш урок мы сегодня начнем с игры «Ассоциация». Обратите ваше внимание на доску и скажите, какая страна приходит на ум, когда видите эти изображения

- Почему вы так успешно справились с этой игрой?

Запишите определение.

Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

Но все что мы увидели и назвали, является неофициальными символами, кроме них есть еще символы официальные (государственные), вот о них мы и будем сегодня говорить.

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

К государственным символам любой страны, в том числе и нашей, относятся – герб, флаг и гимн.

США

Франция

Индия

Россия

- Потому, что все ассоциации являются символами стран.

Записывают в словарик значение термина.

Формулируют: «Государственная символика России». Запись в тетрадь.

Понимание культурного многообразия мира

Определение своей позиции

Ответственное поведение.

Применение исторических знаний.

Систематизируют информацию.

Систематизация информации

Решение творческих задач, сотрудничество с одноклассниками, коллективная работа.

Обобщение фактов.

Представление результатов своей деятельности, обобщение фактов.

  1. Постановка целей и задач.

Исходя из темы урока, попробуем сформулировать задачи, которые мы должны с вами решить.

Что мы должны узнать?

ДОЛЖНЫ узнать:

- какое значение имеют государственные символы?

- что такое Герб?

- Что изображено на гербе России?

- что означают цвета Российского флага?

- какой у России гимн?

Определение своей позиции

Сознательная организация своей деятельности

  1. Актуализация понятий.

- Как называется наша Родина?

- Какое официальное название нашего государства?

- Как вы считаете, кто из вас прав?

- Где можно найти информацию об этом?

- Что такое конституция?

- Возьмите конституцию, зачитайте ст. 1

Дидактическая игра «Цветок дружбы»

- Обратите внимание на сочетание цвета в нашем цветке. Где возможно увидеть подобное сочетание?

- (Россия, Российская Федерация)

- (Россия, Российская Федерация.)

- Они равнозначны.

- В конституции РФ

– основной закон нашего государства

- (Зачитывание статьи 1 из Конституции)

В каждой группе ученики собирают цветок, состоящий из лепестков с названием стран-соседей России

- На государственном флаге России

Осознание своей идентичности

Определение своей позиции

Понимание культурного многообразия, толерантность, осознание идентичности как гражданина страны.

Определение своей позиции

Применение понятийного аппарата

Применение знаний, систематизация информации

Систематизация информации

Умение работать с учебной информацией.

Использование различных источников информации.

Решение творческой задачи, представление результатов, обоснование

Обобщение фактов

  1. Изучение нового материала.

Отношение к флагу – отношение к самому государству.

Государственные символы обычно основаны на исторических традициях;

Надругательство над ними является наказуемым деянием.

Жители стран по праву гордятся своими символами, но важно не только гордится и знать, как выглядят символы, но и иметь представление об их истории.

Чтобы лучше узнать, что представляют собой символы современной России, предлагаю совершить экскурс в далекие-далекие времена.

- Ребята, что означают эти цвета?

- Верно. Эти цвета означают благородство, верность, мужество.

- Запишите пожалуйста в тетрадях, что означает вексиллология.

Вексиллология – это наука о флагах.

- Как вы считаете, в каких случаях вывешивается флаг?

Не менее важен, чем флаг, и государственный герб. Послушаем выступление ученицы(ученика) о том, когда был создан Российский герб.

- Давайте запишем определение в тетрадь, что такое геральдика. Геральдика – наука о гербах.

- Где еще изображается герб?

- Ребята, обратимся снова к конституции нашей страны. Откройте пожалуйста статью 41 п.1. Кто прочтет, о чем она говорит?

- А как мы сейчас, прямо на уроке можем позаботится о своем здоровье?

Сообщение ученика про флаг.

- Вера, надежда любовь; чистота, совершенство, кровь и т. д.

(Ученики записывают в тетрадях определение.)

- Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний.

Поднимается на зданиях дипломатических представительств. Ежедневно он взвивается на месте постоянного пребывания российских воинских частей.

Сообщение ученика об истории создания герба

(Ученики записывают в тетрадь определение.)

- На паспорте, на официальных документах, денежных знаках и др.

- Один из учеников зачитывает статью. (Охрана здоровья)

- Физкультминутка.

Освоение традиций, уважение к культуре

Уважение к культуре своего народа.

Ответственное поведение

Уважение к культуре своего народа.

Изучение информации из исторических источников, овладение целостными представлениями об историческом пути своей деятельности.

Применение исторических знаний

Регуляция своей деятельности

Регуляция своей деятельности. Представление результатов своей деятельности, оценка учебных достижений.

  1. Физминутка

Включает физкультминутку на проекторе.

Глядя на экран, дети делают физкультминутку.

  1. Первичное закрепление материала. Самостоятельная работа в группах.

- А теперь ребята, возьмите синие листы, у вас на столах, и приступите вместе к решению кроссворда. Прочтите ключевое слово.

Вписывают ответы

- «Гимн» - ключевое слово

Систематизация новой информации.

Решение творческой задачи. Сотрудничество, работа в коллективе

  1. Включение в систему знаний.

-Итак, ребята, вернемся к теме нашего урока. Кроссворд напомнил нам, что существует еще один государственный символ – гимн.

Гимн- это торжественная песнь, хвала и прославление в стихах или музыке. Запишем определение.

-А в каких случаях мы слушаем гимн?

-Ребята, вы знаете, что сегодня открытие зимних олимпийских игр?

Н.Р.К. В составе сборной России 223 спортсмена из них 17 спортсменов из Челябинской области. Они будут принимать участие в конькобежных соревнованиях, в хоккее, фристайл- акробатика на лыжах. Когда победители стоят на пьедестале почета, играет гимн страны.

Сообщение ученика(цы) о государственном гимне РФ.

Записывают определение в тетрадях.

Ответы детей. В торжественные минуты.

Уважение к культуре своего народа.

Изучение информации для раскрытия познавательной ценности

Применение знаний.

Систематизация информации.

Регуляция своей деятельности.

  1. Рефлексия.

Не придумать, наверное, лучшего завершения нашей встречи, чем исполнение (прослушивание) государственного гимна.

Приготовимся (слова гимна на столах для каждого ученика).

-Каждый представьте себя на пьедестале почета, вы победители.

Мы сегодня говорили о символах России.

-Чем является Россия для нас?

-А знаете ли вы пословицы о Родине?

Давайте с вами поиграем в игру «Собери пазлы». (в кон-х посл-ы)

-С какой темой мы сегодня познакомились?

-Что нового вы узнали?

-Что запомнилось больше всего?

Дети встают.

Прослушивание и исполнение гимна РФ.

                -Родиной.

                   -Да.

Дети составляют пословицы.

Зачитывают их вслух.

-Государственными символами являются- флаг, герб и гимн, о науках вексилология и геральдика.

Уважение к культуре своего народа.

Овладение целостным представлением об отношении к государственному гимну

Сознательная регуляция своего поведения.

Умение работать с внешкольной информацией.

Решение творческой задачи. Работа в коллективе.

  1. Домашнее задание.

-Ребята, выберите по вашему усмотрению задания на следующий урок:

1. Придумать и нарисовать герб школы.

2.Составить презентацию на тему: «История создания гимна российского».

-Вам понравился урок? Возьмите смайлики и оцените себя, как хорошо вы запомнили материал.

-Спасибо ребята, вы хорошо поработали!

Выбор и запись   домашнего задания.

Отмечают смайлики галочками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственные Символы России

Слайд 5

Физкультминутка

Слайд 6

Сегодня начинаются XXII Олимпийские игры в Сочи Талисманами Олимпийских Игр будут: Зайка, Белый мишка и Леопард

Слайд 7

Гимн РФ А.В.Александров С.В.Михалков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

Открытый урок на тему: «Государственная символика России».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по...

Разработка урока- Символика России

Обобщить и систематизировать знания учащихся по...

"Символика России" проект урока

Урок изучения нового материала с использованием пережающего задания. Тема: "Символика России",  по обществознанию для 6 класса. К уроку разработана презентация по истории и современность символов...

"Символика России" проект урока

Урок изучения нового материала с использованием пережающего задания. Тема: "Символика России",  по обществознанию для 6 класса. К уроку разработана презентация по истории и современность символов...

Конспект и презентация к уроку обществознания в 6 классе "Символика России"

Цели урока:1. Совершенствовать представление учащихся о государственных символах РФ;2. Воспитывать чувство любви и уважения к своей стране, чувство гражданственности и патриотизма, уважительного ...

Интегрированный урок – презентация. «Государственная символика России: история и современность"

Интегрированный урок – презентация. «Государственная символика России: история и современность"...