Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия (классного часа) по теме: «Москва вчера, сегодня, завтра»
классный час по истории по теме

Ткачев Виталий Викторович

Классный час «Москва вчера, сегодня, завтра» призван предоставить учащимся возможность получить представление о динамике изменений в городской жизни и перспективах ее развития на примере анализа представленной информации с целью дать учащимся более глубокие предметные правовые, обществоведческие и исторические знания, научить понимать роль гражданского общества и его влияние на принятие властных решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkachev_v.v.docx935.26 КБ

Предварительный просмотр:

     

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

105484, Москва, ул. 16-я Парковая, д. 20, тел./факс: 8(499) 461-52-19

http://k24.mskcollege.ru/,e-mail:24@prof.educom.ru

Автор: Ткачев Виталий Викторович

Название работы: Открытый классный час по теме: «Москва вчера, сегодня, завтра»

Предметная область: Обществознание. История. МХК

Аннотация: Классный час призван предоставить учащимся возможность прикоснуться к прошлому Москвы, а так же получить представление о динамике изменений в городской жизни и перспективах развития города.

 Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин

(обществознание и история)

Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

Участники: учащиеся групп СПО/НПО (16-19 лет)

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия (классного часа)

по теме:

«Москва вчера, сегодня, завтра»

Москва

2014

Пояснительная записка

Классный час «Москва вчера, сегодня, завтра» призван предоставить учащимся возможность получить представление о динамике изменений в городской жизни и перспективах ее развития на примере анализа представленной информации с целью дать учащимся более глубокие предметные правовые, обществоведческие и исторические знания, научить понимать роль гражданского общества и его влияние на принятие властных решений.

Тип урока (классного часа): комбинированный (интегрированный) урок

Оборудование: 

Конституция РФ, персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация Microsoft Power Point по данной теме.

Цели и задачи классного часа:  

  1. Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими во всех сферах московского общества за последние два года и перспективами развития города;
  2. Сформировать уважительное отношение к деятельности органов городского самоуправления;
  3. Развивать познавательный интерес учащихся к актуальным историко-правовым проблемам современного российского общества;
  4. Способствовать воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур;
  5. Способствовать развитию личности учащихся на основе освоения универсальных учебных действий, привлечение их к активной учебно-познавательной деятельности;
  6. Способствовать формированию стремления учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

Подготовка мероприятия: заранее подготовить презентацию по заданной теме, раздать учащимся темы и материал для подготовки сообщений.

Этапы классного часа:

I . Организационный момент

Проверка готовности учеников к классному часу.

II. Вступительное слово учителя

Тема классного часа – «Москва вчера, сегодня, завтра»

Слайд №1

Рассказ учителя:

Город Москва является столицей нашей необъятной Родины. А так же, одним из самых больших и динамично - развивающихся городов в России. Москва имеет статус города федерального подчинения и федерального значения. Москва – это центр Московской области и Центрального Федерального Округа.

 Москва является седьмым по величине городом мира (она занимает территорию в 1 081 квадратный километр), по численности населения занимает первое место не только в России, но и в Европе. В настоящее время в Москве проживает более десяти с половиной миллионов человек.

Но прежде чем раскрыть все заслуги Москвы надо пройтись по историческим вехам нашего Великого города.

III. Изучение нового материала

Слайд №2                                 Слайд №3                                             

                                 

 

История Москвы уходит в прошлое на многие века — поселения существовали здесь уже в раннем Средневековье. Однако точная дата основания города неизвестна. Впервые он упоминается  в Ипатьевской летописи: 4 апреля 1147 года князь Юрий Долгорукий принимал своих друзей и союзников в городке под названием Москов.

От этой условной даты и ведется официально история столицы, в 1997 году отметившей 850-летие.

Слайд №4                                  Слайд №5                                 

 

В XIII веке город, расположенный на перекрестке торговых путей, превратился в центр удельного княжества. Сын Александра Невского, Даниил Александрович стал основателем династии, которая правила сначала Московским княжеством, а потом и всей Русью до конца XVI века.

Слайд №6                                 Слайд №7                                 

 

 Хотя в XIII-XIV веках город пережил монгольское нашествие, эпидемию чумы и набег хана Тохтамыша, постоянно усиливалось положение Москвы как одного из экономических, политических, религиозных и культурных центров Руси. Князь Иван Калита построил новый Московский Кремль, в правление Дмитрия Донского превратившийся из дубового в белокаменный.

Слайд №8                                 Слайд №9                                 

  

К концу XV века при Иване III Великом, вновь перестроившим и укрепившим Кремль, вокруг Москвы объединяется большинство русских земель. В следующем веке внук Ивана Великого, Иван IV Грозный, впервые провозглашает себя уже не князем, а царем Московским и всея Руси (от латинского «цезарь» или «кесарь», то есть император). А в 1589 году в Москве было учреждено Патриаршество.

Слайд №10                                  Слайд №11                                 

 

Пережив Смуту в начале XVII века, Москва при первых царях из династии Романовых является столицей огромного государства. Здесь проходит детство Петра I Великого, первого Императора Всероссийского (с 1721 года). Петр перенес столицу в Санкт-Петербург,  но Москва осталась местом коронации императоров, «порфироносной вдовой», по выражению А.С. Пушкина.

Как древнюю столицу воспринимал Москву и Наполеон Бонапарт, надеявшийся с ее захватом покорить всю Россию — однако Москва стала непреодолимой преградой, защитившей страну в 1812 году.

Слайд №12                              Слайд №13                                                                                     

 

После пожара в Москве Наполеон был вынужден отступить на север и провёл несколько дней в Петровском путевом дворце. Именно отсюда он наблюдал, как пылает город, который так ему и не достался. Эти события описаны в поэме «Евгений Онегин»:

Выступление учащегося:

Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он.

Слайд №14                              Слайд №15                                                                                   

 

После революционных событий начала ХХ века Москва возвращает себе статус столицы. Облик города переживает серьезные изменения, утрачивая многое из старого наследия, но приобретая и немало нового — например, уникальный по своей красоте и функциональности Московский Метрополитен.

Слайд №16                               Слайд №17                                                                                       

                                                                          

В эпоху Великой Отечественной войны столица вновь стала рубежом обороны во время знаменитой битвы под Москвой.

В советское время Москва увеличилось международное политическое значение города.

 Москва застраивалась быстрыми темпами, к городу присоединялись бывшие пригороды. Со строительством МКАД сформировались современные границы Москвы. Появился метрополитен.

Слайд №18                              Слайд №19                                                                                       

 

В 1980 году Москва принимала XXII летние Олимпийские игры.

В начале 90-х годов Москва пережила одни из самых трагических событий в своей истории XX века. 19—22 августа 1991 года в городе произошёл Августовский путч, организованный ГКЧП. К 1993 году конституционно-государственный кризис, возникший в результате противостояния президента и парламента, достиг своей кульминации. 3—4 октября 1993 г. произошла попытка захвата телецентра «Останкино» и расстрел здания Верховного Совета («Белого дома»).

Слайд №20                                                                                     

 

Затем в городе произошли значительные перемены. В 1995 году были утверждены новые официальные символы столицы — герб, флаг и гимн города. Началось восстановление храмов, строительство полномасштабной копии взорванного большевиками Храма Христа Спасителя.

III. Современная Москва

Вопрос учителя, а какой же представлена нам современная Москва?

Выступление ученика, который рассказывает об основных аспектах развития современной Москвы.

Слайд №21                                           

Новое тысячелетие приносит Москве множество преобразований и перемен, зачастую непростых и спорных. Но современная Москва продолжает быть символом нашей страны, объединяющим ее героическое прошлое и великое будущее.

Слайд №22                                       

 

Во-первых: Москва – крупнейший административно-политический центр России. Согласно Конституции Российской Федерации, Москва является самостоятельным субъектом федерации, так называемым городом федерального значения.

Слайд №23                              Слайд №24                                                     

 

Во-вторых: Москва — крупнейший в общероссийском масштабе финансовый центр, международный деловой центр и центр управления большой частью экономики страны. Так, например, в Москве сосредоточено около половины банков из числа зарегистрированных в России. Кроме того, бо́льшая часть крупнейших компаний зарегистрированы и имеют центральные офисы именно в Москве, хотя их производство может быть расположено за тысячи километров от неё.

Слайд №25                                           

В третьих: Москва — крупнейший город России по количеству жителей и самый населённый из городов, полностью находящихся в Европе. Её агломерация с численностью постоянного населения около 15 млн. человек также является крупнейшей в России и Европе.

Слайд №26                                           

В четвертых: Москва — крупный культурный и туристический центр Европы и мира, московский регион имеет один из богатейших в России историко-культурных потенциалов. В Москве много интересных мест — это как различные историко-культурные и архитектурные памятники, так и современная развлекательная инфраструктура.

Слайд №27                                           

 

В пятых: в Москве действует много спортивных сооружений. Среди них более 200 бассейнов, около 40 дворцов спорта, свыше 30 стадионов, рассчитанных более чем на 1500 мест, более 20 крытых ледовых арен, 2700 спортзалов, около 150 детско-юношеских спортивных школ, велотрек и единственная в мире находящаяся в черте города олимпийская велотрасса (в Крылатском). В Москве есть две арены для проведения скачек: Центральный Московский ипподром и Конно-спортивный комплекс Битца. Многие из спортивных сооружений были построены или реконструированы к проведению XXII летних Олимпийских игр в Москве в 1980 году, в число таких сооружений входят комплексы «Лужники» и «Олимпийский».

Слайд №28                                           

В шестых: Москва — крупнейший транспортный узел страны. Город находится в самом центре паутины железных дорог и федеральных автомагистралей. Объём пассажирских перевозок в Московском транспортном узле по оценке на 2013 год составляет 11,5 млрд человек. Внутри города развиты многие виды общественного транспорта, с 1935 года работает метрополитен; общественным транспортном осуществляется 76 % пассажирских перевозок.

Слово учителя:

Но, как и все крупнейшие мегаполисы мира, Москва имеет и свои особенности.

Выступление ученика с докладом.

Одной из таких немаловажных особенностей являются автомобильные пробки.

Сейчас Москву без пробок представить трудно, и на первый взгляд кажется, что пробки возникли в городе только в 1990-е годы.

Слайд №29                                           

 На самом деле дорожные заторы появились ещё в XVII веке.
С чего началась история пробок в Москве, какие их причины, и как с ними боролись в разное время?

Началось всё в 1680-х годах, когда кареты стали очень престижным видом транспорта, который указывал на статус владельца. Предпосылками стал обильный ввоз карет из Европы в Москву в конце 1660-х – начале 1670-х годов. И вот к началу 1680-х из-за обилия карет на московских улицах появились первые пробки. А улицы-то тогда были кривые и узкие, с ломаными линиями застройки, всё это сильно повлияло на транспортную ситуацию. И царь Фёдор Алексеевич нашёл выход, правда весьма странный – 28 декабря 1681 года он запретил пользоваться каретами всем, кроме членов Боярской Думы.

Слайд №30                                           

В Москве ситуация с улицами и транспортной сетью начала меняться со времён Екатерины II, со второй половины XVIII века, то есть с наступлением эпохи классицизма. Тогда началось выпрямления красных линий улиц, расширение проезжих частей. В 1775 году был принят генеральный план города Москвы. Таким образом, в первой трети XIX века ситуация с дорогами Москвы заметно улучшилась, и долгое время больших проблем с дорожным движением не было.

Но темпы роста и развития города увеличивались, и ко второй половине XIX века ситуация вновь усложнилась. Требовался общественный транспорт, и в 1870-е годы была пущена конка, в 1899 году – трамвай.

Слайд №31                                           

Но город развивался ещё быстрее, автомобилей и трамваев становилось всё больше и больше, и в 1920-е годы на улицах Москвы возникли уже серьёзные транспортные проблемы. И трамваи, которые ходили почти по всем улицам Москвы, становились уже помехой для автомобильного движения. Пересечение потоков трамвайного, автомобильного и гужевого транспорта вызывало страшные заторы. Проблема была такой острой, что даже в карикатурах рисовали московские пробки.

Слайд №32                              Слайд №33                                                     

 

 И именно это стало предпосылкой строительства первой линии метро в начале 1930-х годов как-раз через эти места. С открытием метро в 1935 году проблема была отчасти решена, но только в самых проблемных местах 1920-х годов, и то ненадолго.

Требовались более радикальные методы решения проблемы, и в 1935 году был принят генплан, по которому все улицы Москвы должны были расшириться, и пробиться новые проспекты, в ущерб исторической застройке города. Но война помешала полной реализации генплана, после войны уже было не до этого, реализация генплана была приостановлена, и пробки в Москве увеличивались. Появилось много «бутылочных горлышек» – проблемных узких мест, в которых улицы остались нерасширенными, в этих местах скапливались самые большие пробки.

Слайд №34                              Слайд №35                                                     

 

Вновь взялись за реконструкцию Москвы в 1960-е – 1970-е годы, были расширены почти все центральные площади (что исказило их архитектурный облик), построена МКАД, но все равно, дорожная сеть города имела много недостатков. Причем плохо развита сеть была не только в центре, но и особенно в серединных поясах Москвы, и на окраинах.

Слайд №36                                           

Сейчас реконструкция старой дорожной сети ведётся очень медленно, а машин становится с каждым годом всё больше и больше. Ещё одна причина пробок на сегодняшний день – это расположение почти всех рабочих мест людей в центре города, а жилых районов – на окраинах, что вызывает огромные транспортные потоки в центр по утрам, и из центра – вечером.

Слово учителя:

Вопрос аудитории, а какие улучшения на Ваш взгляд были произведены правительством за последние годы? Показывается информационный слайд: задача учеников, рассказать об этих изменениях:

Слайд №37                                           

Ответы учащихся:

  1. Благоустройство парков
  2. Благоустройство детских площадок
  3. Модернизированное социальное обслуживание
  4. Создание специальных парковочных мест для автомобилей
  5. Создание выделенных пешеходных зон
  6. Охрана с помощь камер видеонаблюдения общественного порядка
  7. Сохранение памятников Москвы
  8. Открытие новых таксопарков и специализированного транспорта для перевозок пассажиров (такси)
  9. Внедрение единых проездных талонов

IV. Задачи правительства Москвы

Слово учителя:

Какие же задачи правительство Москвы ставит перед собой и жителями города?

Учитель, вместе с учениками, опираясь на слайды презентации, формулирует их.

Работа с презентацией:

Слайд№38

Слайд №39                                   Слайд №40                                                                     

 

Слайд №41                              Слайд №42                                                                                       

 

Слайд№43

Слайд №44                                           

V. Закрепление пройденного материала

Сейчас Москва является не только столицей России, но и одним из крупнейших и красивейших городов мира. Московский Кремль - это не только резиденция президента и правительства страны, но и музей, памятник истории. Население города в настоящее время составляет приблизительно 10 миллионов человек. Но, прежде всего, Москва, Кремль и Красная площадь - это символы российского государства.

Литература для подготовки к классному часу:

  1. http://www.educom.ru/recomendations/ - Методические рекомендации к проведению урока "Наша Москва".
  2. http://moscowwalks.ru/2013/03/13/moscow-traffic-jam/ - История московских пробок с давних времен до наших дней.
  3. http://ru.wikipedia.org -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия с применением электронных технологий "Автомат Калашникова: вчера, сегодня, завтра."

Данная разработка была мной опробирована при проведении открытых уроков с воспитанниками объединения "Клуб юных разведчиков"....

Классный час на тему: "Уфа: вчера, сегодня завтра"

Классный час на тему " Уфа: вчера сегодня завтра"...

Классный час по теме "Москва - вчера, сегодня, завтра".

В данной работе представлена разработка классного часа для 11 класса....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО внеклассного мероприятия по теме «Что значит быть патриотом сегодня?»

Федеральное  государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»         МЕ...

Классный час на тему «Коррупция: вчера, сегодня, завтра?»

Данная методическая разработка классного часа на антикоррупционную тематику «Коррупция: вчера, сегодня, завтра?» предназначена для преподавателей и классных руководителей профессиональных ...

Конспект внеклассного мероприятия "Литературное путешествие по Архангельскому краю. Вчера...Сегодня...Завтра..."

Данное мероприятие  можно проводить в рамках предметной области «Родная литература». Занятие позволит систематизировать знания о жизни  и творчестве поэтов и писателей Русского С...

Методическая разработка Открытое внеклассное мероприятие Классный час «Пиротехника - от забавы до беды!»

Открытое внеклассное мероприятие Классный час  «Пиротехника - от забавы до беды!»...