Рабочая программа по обществознанию для 8 классов
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме

Мухаметшина Люция Рифовна

Рабочая программа по   обществознанию

для 8 классов

учитель Закаляпина Люция Рифовна

для обучающихся, воспитанников с ограниченными

 возможностями здоровья

Специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VI вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl._ob.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

 возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 29 VI вида»

            «Согласовано»                                                                        «Утверждаю»

заместитель директора по УВР                                    директор МБСКОУ СКОШ № 29            . _______________ Н.И. Ильина                                      __________________ Н.А. Юдина                                                                                                                ____  ______________ 2013 г.                                                 ____  _______________ 2013 г.  

Рассмотрено на заседании                                                                                                                     школьного МО                                                                                                                                             ___________Г.В. Абрамова                                                                                                                                          ____    ____________ 2013 г.  

Рабочая программа

по   обществознанию

для 8 классов

учитель Закаляпина Люция Рифовна

г. Озерск

2013/2014 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи  курса
  3. Содержание тем учебного курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Требования к уровню подготовки учащихся
  6. Перечень учебно-методического обеспечения (список литературы)
  7. Календарно-тематическое планирование
  8. Коррекционная работа
  9. Контроль уровня обученности
  10.  Критерии оценки знаний учащихся

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Челябинской области:                                                            

1. Требований Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 года. Ст.2 п.9,10, 23, 28, 29. Ст.10 п.6. Ст.12 п.5. Ст.13 п.9.

2. Концепции специального федерального государственного стандарта http://www.ikprao.ru/almanah/13/contents.htm для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004 года № 1089                                                                    «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».                                                

 4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 года № 1897  «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».                                                                                                              

5. Письма Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 года № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».                                                                                                                      

6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 года                     «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год».                                                  

7. Письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07. 2009 года №  103/3404 « О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в образовательных учреждениях Челябинской области».                                        

 8. Приказа Министерства образования и науки Челябинской области                                      «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013-2014 учебный год».                                                  

9. Письма МОиН ЧО от 24 июля 2013 № 03-02/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013–2014 учебном году». Приложение № 8 «Обществознание».                                                                    

10. Положений СанПиНа 2.4.2.2821-10 29. N 189  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

11. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, ориентирована на сборник программ по истории и обществознанию 5-11 класс издательства «Просвещение», 2007 год..

Содержание национально-регионального компонента включено в содержание учебных тем по обществознанию и  составляет 10 % от количества уроков. Программа рассчитана на 35 часа,  по 1 часу  в неделю.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом. Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина призвана помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.

  1. Цели и задачи курса

- создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

- воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

- освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

- овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

- формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

3. Содержание тем учебного курса

(35 ч)

Раздел I. Общество и человек (11 ч.)

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представления о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов, возникновение государства.

Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствие ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.

Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Прирожденные и приобретенные качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Раздел II. Экономическая сфера (10 ч.)

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.

Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги - товар - деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы  и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источники доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицит государственного бюджета и ее расширение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.

Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Раздел III. Социальная сфера (14 ч.)

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.

Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» России.

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношении между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современное проявления.

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

4.  Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

Обществознание

34

1

Общество и человек

9

2

Экономическая сфера

9

3

Социальная сфера

10

4

Повторительно-обобщающий урок. ЗУН.

7

5. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания учащиеся должны:

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;

ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

• сознательного неприятия антиобщественного поведения.

6. Учебно-методический комплект

Кравченко А.И.,  Е.А. Певцова. Обществознание, 8 класс.- М.: Русское слово. 2010 г.

Дополнительная рекомендуемая литература

Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочая тетрадь по курсу 
«Введение в обществознание»: 8 кл.— М., 2002. 
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл.— М., 1998. Введение в обществознание: 8—9 кл./Под ред. Л. Н. Боголюбоаа.— 8-е изд.— М., 2ОЗ. 
Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание: 9 кл.— М., 2002. 
Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2000. 
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание / 
Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002. 
Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002. 
Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., i995. Кравченко А. И. 
Обществознание: 8 ил.— М., 1999. 
Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999. 
Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002. 
Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001. 
Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000. 

7.  Тематическое планирование

Тема урока

кол-во

уро-

ков

ЗУН

РК

Сроки

прове-

дения

Раздел 1. Общество и  человек (11 часов)

1

Введение. Общество, его признаки

1

2

Взаимосвязь четырех сфер общества

1

3

Взаимосвязь природы и общества

1

4

Типология обществ

1

5

Социальный прогресс и развитие общества

1

6

ЗУН «Общество»

1

1

7

Личность и социальная среда

1

8

Потребности человека

1

9

Социализация и воспитание

1

10

Общение

1

11

ЗУН «Общество и человек»

1

1

Раздел 2. Экономическая сфера (10 часов)

12

Что такое экономика

1

13

Экономика Челябинской области РК

1

1

14

Товар и деньги

1

15

Спрос и предложение

1

16

Рынок, цена, конкуренция

1

17

Предпринимательство

1

18

Роль государства в экономике

1

19

Бюджет государства и семьи

1

20

Труд

1

21

ЗУН «Экономическая сфера»

1

1

Раздел 3. Социальная сфера (13 часов)

22

Социальная структура

1

23

Социальная стратификация

1

24

Социальное пространство и время Екатеринбурга, Челябинска и Озерска. РК

1

1

25

Богатые

1

26

Бедные

1

27

ЗУН «Социальная структура»

1

1

28

Этнос: нации и народности

1

29

Народы Урала РК

1

1

30

Межнациональные отношения

1

31

Конфликты в обществе

1

32

Семья

1

33

Повторительно-обобщающий урок

1

34

Повторительно-обобщающий урок

35

ЗУН по всему курсу

1

1

8. Коррекционная работа

Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  предполагает как классическое построение учебных занятий (проверка степени усвоения предыдущего материала, введение, основная часть заключение, повторение пройденного), так и применение нетрадиционных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся (проектирование, брейнсторминг (мозговой штурм) и иное).

Применение учебных материалов в электронном формате, а также специального адаптивно-развивающего программного обеспечения в процессе обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата существенно расширяет возможности интегрированного образования, облегчает взаимодействие учащихся с учителем (проверка домашних и контрольных работ и т.п.).                                               При наличии ноутбука ученик может использовать его непосредственно на уроке.                                          Домашние задания даются учащимся с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом выполнения их в пределах:

I класс – 30 – 40 минут;

II-IV классы – до 1 часа;

V-VI классы – 1,5 часа;

VII-X классы – 2,5 часа;

XI -XII классы – 3 часа.

Процесс обучения строится на основе принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Сущность индивидуального подхода заключается в подборе организационных форм, методических приемов, наиболее эффективных в отношении конкретного ребенка.                                                                                           Вся учебно-воспитательная работа характеризуется коррекционно-развивающей направленностью на обеспечение охраны, восстановление и развитие опорно-двигательных функций учащихся, а также профилактику и преодоление вторичных отклонений в развитии, обусловленных двигательными нарушениями.                        

Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка. Коррекционно-педагогическая работа, основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций.    

                                                 

Обязательные  направления коррекционной помощи

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.                                                                  

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.                                                                                                                                      

3. Овладение навыками коммуникации.                                                                                        

4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.

 5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коррекционная направленность уроков истории ведется по следующим направлениям:                                                                                  

1. Коррекция мыслительных действий. - Абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, определение понятий и их классификация.                                                          

 2. Коррекция различных сторон речи: работа над произношением наиболее трудных звуков, пополнение словарного запаса (как пассивного, так и активного), устранение аграмматизмов, формирование и совершенствование развернутого высказывания. Особое место занимает коррекция умения понимать и анализировать учебный текст, осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями, смысловое сцепление частей текста, выделять в нем главные мысли, определять общее содержание (делать краткие выводы).                                                                                  

3. Коррекция устойчивости внимания, памяти (оперативной и долговременной), повышение работоспособности, преодоление быстрой истощаемости при выполнении учебных заданий.        

4. Коррекция двигательных и сенсорных нарушений, временных и пространственных представлений, расширение пространственных представлений, расширение представлений об окружающем.                                                                                                    

5. Коррекция эмоционально - волевой сферы каждого ребенка: преодоление раздражительности, негативизма равнодушной или агрессивной реакции на неуспех, пассивности, нежелание преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

Коррекционная работа при проведении уроков

 с позиции здоровьесбережения

Блок А: Учебная деятельность

1. Число видов учебной деятельности (норма 4-7 видов).  

2. Средняя продолжительность различных видов деятельности (норма 5 – 7 мин).  

3. Число методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма не менее 3х).                                                                                                              

 4. Методы, способствующих активизации инициативы обучающихся (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия).                                                      

5. Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия).                                                                                                

 6. Длительность и рациональность использования ТСО.

 7. Использование приёмов повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.

 8. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Блок Б: Психологическая комфортность на уроке.

1.  Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.                                                                                                                                    

2.  Одобрение инициативы обучающихся, поощрение.

3.  Наличие адекватной реакция педагога на неверные ответы.

4.  Доступная аргументация оценки за урок.  

                                                                       

Блок В:  Соблюдение ортопедического режима.

1.  Контроль позы обучающихся в начале урока.  

2. Текущий контроль позы (на протяжении урока).                                                                  

3.  Физкультминутки, релаксационные паузы (норма  на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений).      

4.  Учёт педагогом двигательных возможностей детей.

                                                               

Блок Г: Окончание урока.

1. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма - не менее 60 % и не более 75-80 %).      

2. Темп окончание урока (быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев или спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися).                                        

3. Задержка обучающихся в классе после звонка (на перемене).

 Отмеченное выше определяет необходимость сочетания индивидуальных,  подгрупповых и фронтальных форм работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала детьми с двигательной патологией.

 В ходе учебных занятий  реализуется  здоровьесберегающая образовательная технология согласно интеллектуальным особенностям учащихся:                                                                                                                                  

- развитие мотивации учащихся к обучению;

- предупреждение переутомления учащихся (чередование периодов напряженной работы и отдыха в смене видов деятельности);                                                                                

- создание ситуации успешности учебной деятельности  учащегося;                                            

- дифференцированный подход в выполнении упражнений и заданий;                                          

- формирование «опорных учебных пунктов»  (несколько рабочих зон  с различным дидактическим наполнением);                                                                                                      

- проектирование комплексов специальных упражнений (физкультминутки и динамические паузы);                                                                                                                

- осуществляется валеологический подход к организации деятельности учащихся (чередование упражнений по трудности; смена видов учебной деятельности; обучение лёжа на ортопедической кушетке с применением подгрудника, сидя за партой или на ковре, стоя в свободной позе, за кафедрой или около стены, на коленях за приставной партой - сменяемость позы 5 – 6 раз за урок).

Объекты наблюдения на уроке

Утомление

незначительное

значительное

резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивание ног  и выпрямление туловища.

Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание.

Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула.

Движения

Точные

Неуверенные,

Замедленные

Суетливые движения рук,

пальцев, ухудшение почерка

Интерес  к новому

Живой интерес, задаёт вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Комплексы физкультминуток методами двигательной коррекции.

Упражнения, которые лежат в основе такого сопровождения, направлены, в основном, на функционирование подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Кроме того они стимулируют формирование навыков произвольности, самоконтроля, саморегуляции, внимания, памяти, пространственных представлений. Кинезиологические комплексы (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение)  снятия учебного стресса через движение не всегда приемлемы в условиях предметного урока. Кроме того, требованием к использованию специальных комплексов сопровождения является точное выполнение движений и приёмов. Поэтому применяю упражнения, которые эффективны по силе воздействия и удобны для проведения их в помещении класса в рамках урока.                                                    

Необходимо выполнять 2 принципа:  Непрерывности и систематичности  и от простого, к сложному. Упражнения строятся в определенной последовательности, от простых движений к сложным реципрокным, произвольным. Использование дыхательных упражнений предполагается на всех этапах. Эффективность комплексов предлагаемых упражнений заключается в следующем:

Глазодвигательные упражнения.

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь, и поведение, активизируют процесс обучения.

Двигательные упражнения.

Развивают общую и тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).

Перекрёстные движения.

Способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Упражнения на дыхание.

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Успокаивают и способствуют концентрации внимания.                                        

 Релаксация телесная (растяжки).

 Снимают мышечное напряжение, повышая уровень психической активности и работоспособности.  Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны ученикам, носить игровой характер.

 Комплекс должен состоять из одного - двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока.  После письменных заданий, включают движения рук, сжимание  и разжимание пальцев и т.д. На каждом уроке после 20 минут занятий должна проводиться 2 минутная физкультминутка с включением лечебно-коррекционных мероприятий.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения, направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:

- Исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

- Исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

- Исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

- Исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

- Исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.

- Исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

- Исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

- Исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.

- Исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

- Исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.

 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, сидя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).                                                                                                                    

Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.                                              

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются они из исходного положения, стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц, в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.

Упражнения для воспитания осанки

- Исходное положение – руки вниз в замок. 1 – 2. Руки вверх - назад, подняться на носки, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

- Исходное положение – руки на пояс. 1 – 2. Полунаклон вперёд, подняться на носки, смотреть вперёд. 3 – 4. Исходное положение.

- Исходное положение – палку на лопатки хватом за концы. Наклон влево. 3 – 4. Исходное положение. 5 – 8. Так же вправо.

- Исходное положение – основная стойка. 1 – 2. Присесть на носках, руки назад за спину. 3 – 4. Исходное положение.

- Исходное положение – упор сидя сзади. 1 – 2. Прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

Упражнения для растяжки                                                                                                           

1. Потягивание. Ноги слегка расставить и на счёт «раз-два» поднять руки вверх, встав на носки, потянуться – вдох. На счет «три-четыре» опуститься на всю ступню, опустить руки – выдох.                                                                                                                      

2. Отведение рук и ноги назад. Отвести руки максимально назад, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину – вдох. Встать прямо – выдох. Проделать то же упражнение, отставляя назад другую ногу.                                                                                    

3. Повороты в стороны. Исходное положение – ноги врозь, ступни параллельны. Руки к плечам, повернуть туловище влево – вдох; вернуться в исходное положение – выдох. Проделать то же самое с поворотом в другую сторону.                                                                                                                              

4. Наклоны в стороны. Исходное положение – ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. Проделать то же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги всё время должны оставаться выпрямленными.                                                                                                                                

5. «Дровосек». Исходное положение – стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Быстро наклониться вперёд, опуская сцепленные руки между ногами, выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. При наклоне ноги нужно всё время держать прямыми и сильно сгибать туловище.

Комплекс упражнений первого блока.   

1.  Дыхание.  Упражнение. Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Руки вверх – вдох, опустили – выдох. «Вдох, пауза, выдох, пауза». При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.                                                                                                        

2. Упражнение «Китайский болванчик». Ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произносить четко БА-БО-БЭ.  Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе НА-НО-НЭ.   Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонять голову влево, произнося на выдохе ФА-ФО-ФЭ. Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонять голову вправо, произнося на выдохе КА-КО-КЭ.                                                                                  

3. Упражнение «Свеча».  Исходное положение – сидя за партой или стоя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.                                                                            

 4.  Упражнение «Старт». Сделайте глубокий вдох. На выдохе ведите обратный отсчет: Десять, девять, восемь…. Три, два, один, старт!! Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно на одном дыхании без добора воздуха. Прерывайте дыхание в паузах между произносимыми числами. Диктуйте четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. Если не хватает дыхания до слова старт, начните отсчет с меньшего числа.                                                                                                                

5.  Растяжки. Упражнение «Тянемся к солнышку». Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно “растягивая” все тело: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание – “кончиками пальцев рук тянемся к солнышку”. Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

6.  Упражнение «Потягивания». Встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки и опущены вниз. На медленном вдохе – поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе опустить руки вниз, пытаясь «достать» пальчиками до пола.                                                                          

 7. Упражнение «Струночка». Встать, ноги вместе, руки подняты вверх.        «Растягиваем» все тело на медленном вдохе, потягиваясь одновременно двумя руками и корпусом; затем – только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом – только левой стороной тела. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите ребенка о том, вытянулась ли его спина, руки, ноги. Упражнение усложняется за счет перекрестных растяжек. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, потом – левая рука и правая нога.

8. Упражнение «Упрямая шея». Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение. Вернуться в исходное положение, расслабиться.                                                                                          

 9. Упражнение «Упрямые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя её. Затем руки меняются.

10.  Равновесие. Упражнение «Равновесие». А. Сохранять равновесие на одной ноге. Руки на поясе. Б. Сохранять равновесие в позе «Ласточка».

11.   Упражнение «Перекрестное марширование».  Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.                                                                                                    

12.  Упражнение «Одностороннее марширование». Медленно шагать с односторонними касаниями.  

13 Упражнение «Конфетка – лошадка – свеча».  Руки согнуты в локтях, ладони повёрнуты вперёд. Одновременно двумя руками делать по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. Затем подключаются щелканье языком (конфетка), цоканье языком (лошадка), направленный выдох (задули свечу).

 Комплекс упражнений второго блока

1.  Дыхание. Упражнение. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе.                                 Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев, таблица умножения, скороговорка.                                                    

 2.  Упражнение «Счёт на вдохе – выдохе».  Станьте прямо. На счет РАЗ-ДВА сделайте вдох. На счет ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ-ШЕСТЬ – выдох. Упражнение можно соединить с движениями рук. Руки в стороны – вдох, вперед – выдох. Поднять над головой – вдох, вперед – выдох. Поднять над головой – вдох, опустить по бокам – выдох.                                                                                    

 3.  Упражнение «Сорви яблоко».  Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Тоже самое провести для левой руки.

4.  Упражнение «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево (выполнить 3-4 раза).                                    

5.  Упражнение «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их:   А) Вверх, вниз, в стороны. Прогнуться назад и потянуться руками вверх, руки за спиной в замке тянуть вверх. Б) Взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же левой рукой. В) Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же – по одной паре пальцев.                                                                                                                    

6.  Равновесие. Упражнение «Равновесие».   На одной ноге, с закрытыми глазами.          На одной ноге, с закрытыми глазами, с движениями пальцев «колечко».                                                                                                

7.  Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».  Усложнение – выполнять на весу, руки согнуты в локтях. Выполнять упражнение, держа руки наперекрест.                                                                                                    

8.  Упражнение «Лезгинка».  Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.                                                                                                    

9.  Упражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».                                                                                                      Произвольность.  

10.  Упражнение «Глаз-язык».   Сначала следить только глазами за пальцем. Потом глазами и языком. Затем язык должен двигаться в сторону, противоположную движению глаз. И наконец, язык движется за пальцем в противоположную от глаз сторону.                                                                                        

11.  Упражнение. Ведущий совершает рукой круговые движения по часовой стрелке, потом – против. Ребенок глазами отслеживает движение, при этом высунутым языком производит движения в противоположном направлении.                                                      

12.  Упражнение. Руки вытянуты прямо перед собой. Поочередно вращаем сначала одной кистью руки (другая неподвижна), затем другой. Потом язык совершает движения в одну сторону с вращением кисти, затем – в противоположную. Потом вращаются обе кисти одновременно в одну сторону, язык – в противоположную. Затем подключаются круговые движения глаз попеременно - то в одну сторону с языком, то с руками.

Комплекс упражнений третьего блока

1.  Упражнение.  Вдох: ноги на ширине плеч, руки в стороны. На выдохе: одна рука выполняет круговые движения, другая восьмерки.                                                        

 2.  Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: одна рука опускается круговыми движениями, другая махом.                                                                      

 3.  Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: прыжок – свести ступни, одну руку привести к плечу, другую вытянуть над головой.                            

4.  Упражнение. Как в предыдущем упражнении, но в прыжке одна рука согнута в локте, дотрагивается до макушки, другая вытянута над головой.                                        

5.  Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, одна рука на животе, другая на макушке.                На выдохе: голову гладить круговыми движениями, по животу похлопывать.                     При выполнении всех упражнений чередуем руки.                                                                  

 6.  Упражнение. На выдохе проговаривать таблицу умножения или правила, или скороговорку и считать сколько раз произнёс её. Напряжение – расслабление.  

7.  Упражнение. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.                                                                                                  

 8.  Упражнение.  Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.                                                                                                    

9.  Упражнение. «Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Инструкция: Ученики, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы, очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и негнущегося. Повторить 5-8 раз.                                                                        Произвольность.

10.  Упражнение.  Стоя. Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение Кулак-ладонь, другая одновременно – Кулак-ребро-ладонь. Усложнение: добавить движения глаз.                                                                                                

11.  Упражнение. Стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая – ладонью вниз. Маршировать, на каждый шаг, меняя положение ладоней. Усложнение: смена ладоней через шаг, затем через два. Добавить движения глаз в различных сочетаниях.                                                                                                                        

12.  Упражнение. «Кулак – ладонь» (модификация).  Руки лежат на столе или на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна рука сжимается, другая одновременно разжимается).                                            

13.  Упражнение.  «Колечки» (модификация). Пальцы совершают те же движения что и в упражнении колечки, но в другом порядке: правая рука – 5-4-3-2-пальцы, левая рука –2-3-4-5 пальцы. Руки работают одновременно.                                                                  

14.  Упражнение.  «Движения с отставанием». Выполняются следующие движения: руки в стороны, вперёд, вверх, вперёд, в стороны, вниз. Движения начинаются с правой руки, левая подключается с отставанием в один шаг.  Правая – в сторону, левая – внизу. Правая – вперёд, левая – в сторону и т. д.  Движения рук выполняются одновременно.                                                                                                                            

15.  Упражнение.  «Лезгинка». Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.        

9. Контроль уровня обученности

Виды и средства контроля

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

-  графические диктанты;

-  тестовые задания;

- доклад;

- творческая работа;

-диагностическая  контрольная

работа;

- тестирование;

-анализ динамики текущей успеваемости

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе.

Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя — непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика — внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. 

 Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.

 Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени.

Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:

- устные;

- письменные;

- графические;

- практические (работы);

- тесты.

Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.

10. Критерии оценки знаний учащихся

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...