Урок обществознания по теме "Межнациональные конфликты в современном мире" 10 класс.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Шеншина Елена Анатольевна

Цель: помочь подросткам понять причины, последствия и пути решения межнациональных конфликтов в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_10_klass_konspekt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Побеждать себя, а не других

Урок в 10-м классе на тему «Межнациональные конфликты в современном мире»

Цель: помочь подросткам понять причины, последствия и пути решения межнациональных конфликтов в современном мире.

Формируемые компетенции:
- называть причины межнациональных конфликтов;
- приводить примеры межнациональных конфликтов;
- оценивать проблему межнациональных конфликтов, моделировать ее;
- последствия с точки зрения перспектив развития человечества;
- предлагать пути решения межнациональных конфликтов.

Основные понятия: нация, национальность, межнациональный конфликт.

Межпредметные связи: история, география, политология, социология.

Дидактический материал: Презентация по теме, Политическая карта мира, Конституция РФ (ст. 2,13,19,26,29,68) , « Концепции национальной политики РФ» (1996 года). - гл.2 ст.19, 26, 29; гл.3 ст.65,69).

План урока.

I. Организационный этап.

II. Введение в проблему, постановка цели урока.

III.Основная часть (изучение нового материала, актуализация полученных ранее знаний).

1. Причины межнациональных конфликтов.
2. Пути преодоления межнациональных конфликтов.
3. Принципы отношений между народами и нациями в современном мире. Постановка домашнего задания.

IV.Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие учащихся, пожелание плодотворной совместной работы.

II. Введение в проблему, постановка цели урока.

Назовите основные понятия, характеризующие межнациональные отношения.

Сравним две ситуации:
СЛАЙД 2 – ситуация 1

Первая ситуация — притча: встречает как-то человек из одного племени волшебника, и волшебник ему говорит: «Я дам тебе все, что пожелаешь, но у твоего врага, человека из другого племени, будет все то же самое, но в два раза больше». И человек из племени отвечает волшебнику: «Выколи мне глаз».

СЛАЙДЫ 3-5 – ситуация 2

Вторая ситуация из истории: «Эпизод между запорожцами и крымскими татарами, произошедший в XVII веке: надо ли напоминать, что время было кровавое, и крымские татары не раз обрушивали сокрушительные удары по землям Украины, и запорожские казаки наносили удары по крымцам. Особенно прославился такими ударами атаман запорожского войска Иван Сирко. Немало побед одержал он и над турками. Его именем татары унимали плачущих детей. Но вот на Крым обрушивается чума. Она косит людей, не разбирая пола и возраста. И Сирко с согласия казаков отводит крымским татарам земли для переселения, свободные от заразы. Удивленный гетман Украины Иван Самойлович отправляет Сирко возмущенное письмо — зачем тот отдает наследственному недругу казачьи территории? А Сирко ответил словами о жалости к невинным и несчастным: «В татарских кошах чума. Дети, женщины падают в траву и умирают там. Дадим им вольные воды и чистые земли. Будем же людьми, гетман!»

Вопросы для обсуждения по ситуациям:
1) Какая проблема рассматривается в данных ситуациях?
2) Есть ли различия между первой и второй ситуацией, если да, то в чем она проявляется?
3) Сформулируйте тему и цель урока (межнациональные конфликты в современном мире).

Формулируется тема урока и основные вопросы: 

СЛАЙД 6 – Тема урока

СЛАЙД 7 – Цель урока

СЛАЙД 8 – Основные вопросы урока.

Тема - межнациональные конфликты в современном мире.
1. Причины межнациональных конфликтов.
2. Пути преодоления межнациональных конфликтов.
3. Принципы отношений между народами и нациями в современном мире.

III. Основная часть.

  1. Причины межнациональных конфликтов

СЛАЙД 9- - Карабахский конфликт (карта).

«Армяно-азербайджанский конфликт конца 80-х — начала 90-х гг. XX века. Армяне бежали от азербайджанцев, азербайджанцы — от армян, они шли тайными горными тропами, поддерживая стариков, баюкая детей. И вдруг случилось невероятное: на одном из извилистых поворотов узкой тропы два потока столкнулись. Что произошло? Убийство? Крики сброшенных в пропасть?..»

Предположите дальнейшее развитие событий.
Реальное разрешение ситуации:
 несколько секунд люди стояли и смотрели друг на друга, а потом, рыдая, бросились в объятия друг друга, выкрикивая  имена друг друга, знакомых, родственников. А потом каждый поток пошел в свою сторону.

Вопросы: 

  1. О чем говорит данная ситуация? (Народ воевать не хочет.)
  2. Тогда почему проблема межнациональных конфликтов сегодня является одной из наиболее острых?

СЛАЙД 10 – Политическая карта в мире (для работы в режиме блокнот)

Задание 1: перечислите современные межнациональные конфликты – современная карта мира на слайде презентации, отвечающие учащиеся красными точками отмечают места конфликтов

Задание 2: сделайте выводы по результатам работы с картой

(Возможные ответы учащихся: межнациональные конфликты — неизбежный спутник цивилизации, во многих конфликтах проявляется глобальная проблема противостояния стран «Севера» и «Юга» и т.д.).

СЛАЙД 11 – Задание для работы в группах «Причины межнациональных конфликтов».

Задание 3: мозговой штурм в творческих группах по 4 человека.  

- Что на ваш взгляд, является причиной межнациональных конфликтов

(ответы оформить на листах формата А3 цветными маркерами).

Выступление представителей групп.

(Возможные ответы: ущемление прав народа при распределении жизненных благ (власти, денег, ресурсов, привилегий и т. п.).

СЛАЙД 12 – Работа по карточкам, назвать причины данных конфликтов.

- Положение русских в прибалтийских государствах.
- Негативная реакция народа на проводимую властями дискриминационную политику в отношении конкретного этноса. Депортация народов в СССР в сталинский период — предпосылка к началу чеченской войны.
- Территориальный вопрос. Израиль и Палестина.
- Бытовые и расовые предрассудки.
- Конфликты, в основе которых лежат религиозные причины. Шииты и сунниты в Ираке.
- Конфликты, вызванные действиями отдельных политиков, политических партий и организаций. Война и распад Югославии.
- Югоосетинский конфликт

- Карабахский конфликт

- конфликт между Индией и Пакистаном

- проблема курдов в Турции

- баски в Испании

                    2. Пути преодоления межнациональных конфликтов. 

Вопрос: В чем опасность межнациональных конфликтов?

СЛАЙД 13 – Работа в группах, пути преодаления конфликтов.

Задание 4: подготовить в группах программу преодоления межнациональных конфликтов, выделив основные пути их преодоления.
Выступление представителей групп.

СЛАЙД 14 – Критерии оценивания выступления групп.

(Группы представляют свои творческие задания, которые оцениваются другими группами по критериям: реалистичность предложенных вариантов решения проблем; гуманистический характер предложенных мер; логичность, точность, обоснованность предложенных мер). Критерии оценивания предложенных путей выведены на слайде.

!!! Слушая выступления групп, каждый в тетради фиксирует принципы, которые, по его мнению, должны лежать в основе отношений между народами в современном мире!!!

3. Принципы отношений между народами и нациями в современном мире.

   Возможные ответы учащихся: избегать насилия в решении межнациональных вопросов, гуманизм, поиск компромиссов, развитие демократии, правовых начал в отношении между народами, уважение к представителям другой национальности, религии, культуре другого народа, милосердие.

СЛАЙД 15 – Домашнее задание.

Домашнее задание: сравнить свои записи в тетради (выводы) с принципами, изложенными в Конституции РФ(ст. 2,13,19,26,29,68)  и в « Концепции национальной политики РФ» (1996 года). - гл.2 ст.19, 26, 29; гл.3 ст.65,69).

IV. Рефлексия.

СЛАЙД 16 – Правила составления синквейна.

Составление синквейна на тему «Межнациональный конфликт.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания Социальный конфликт 8 класс

Презентация к уроку обществознания Социальный конфликт 8 класс...

Урок по теме "Конфликт. Выход из конфликта"

Урок по теме "Конфликт. Выход из конфликта.". Обществознание, 10 кл., профильный уровень. Тип урока: учебно-практическийФорма урока: лабораторное занятие по учебнику...

План-конспект урока "Вязание крючком: традиции и современность" 5 класс.

Данный урок знакомит  учащихся с новым видом рукоделия-вязанием крюком. Учит приемам вязания крючком основных видов петель. Развивает координацию движения. Содействует воспитанию художественного ...

Разработка урока обществознания на тему "Социальный конфликт" (профильное изучение, 11 класс)

Данный урок призван сформировать у учащихся представление о сущности понятия «социальный конфликт,  его причинах,  участниках,  основных видах,  способах разрешения. Позволяет подв...

Конспект урока: «Вязание крючком: традиции и современность». 7 класс.

Конспект рока «Вязание крючком традиции и современность."7 класс...

Конспект урока "Международный терроризм - глобальная угроза современности". 10 класс

Международный терроризм - глобальная угроза современности. 10 класс...